Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е занятие. Карта и территория.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Настроечная медитация. Общий круг. ¨ Обратная связь, прием и обсуждение домашнего задания. ¨ Краткое содержание предыдущего занятия: 1. Доверие. 2. Стратегия эффективной коммуникации (Калибровка - Подстройка - Ведение). 3. Калибровка "Да - Нет". 4. Подстройка под позу. 5. Врата Сортировки. Именно на этом занятии желательно не только напомнить информацию, но и сделать несколько упражнений на повторение (особенно калибровка и подстройка под Врата Сортировки). Я обычно трачу на повторение на этом занятии порядка одного часа. Калибровка "Нравится - не нравится". Нравится – не нравится. Если “Да” и “Нет” достаточно однозначные сигналы, то реакция “Нравится” – “Не нравится” обычно гораздо шире, от “н-у-у нравится...” до НРАВИТСЯ!!!!! Вот с определением именно этой реакции вы сейчас и поработаете. Объединитесь в тройки. Один будет Демонстратором, а двое других – Наблюдателями. Демонстратор называет 3-4 вещи, которые ему нравятся (женщины, жареная картошка, собаки) и 3-4 вещи которые ему совсем не нравятся (начальник, черный цвет, вставать по утрам, раздражение), а Наблюдатели предлагают ему представлять их и пробуют откалибровать его “нравится” – “не нравится”. Когда они решат, что у них уже хорошо это получается, Наблюдатели начинают задавать вопросы Демонстратору о его отношении к чему-либо или просто предлагают представить некоторые вещи и пытаются определить его отношение. А он потом говорит, как он сам к этому относится. Лучше, чтобы Демонстратор просто проговаривал название того предмета, о котором его спрашивают. ¨ При чем один Наблюдатель старается калибровать ориентируясь только на то, что он видит, а второй – на то, что он слышит (для этого лучше, чтобы он сидел закрыв глаза). ¨ Во время этого упражнения надо избегать вопросов на которые Демонстратор бы отвечал “Да” или “Нет”, типа: “Тебе нравятся жабы?”. И хотя вопрос касается оценки, наружу будут выдаваться сигналы “Да” – ”Нет”, как того и требует вопрос. Н. – Как ты относишься к морю? Д. – Море. ¸ Оценка невербальной реакции... Д. – Скорее нравится. ¨ Можно даже не задавать вопрос, а просто называть слово (фразу): море, высокие девушки, соленый хрустящий огурец... А Демонстратор будет эту фразу повторять. Н. – Представь себе яичницу. Д. – Яичница. ¸ Оценка невербальной реакции... Д. – Ну, яичницу я не очень люблю. ¸ 20 мин. Выводы. Итак, сейчас вы получили некий опыт, а теперь я вам предлагаю сделать некоторые обобщения, чтобы вы еще лучше смогли его не только осознать, но и пользоваться им. Попробуйте найти те общие невербальные проявления отношения, что было у разных членов микрогруппы. Естественно, у каждого было что-то только его, но было и нечто, свойственное почти всем. ¸ 10 мин. Обсуждение. Итак, к каким выводам вы пришли? ¨ Лист бумаги делится пополам, справа записывается те невербальные реакции, которые появляются когда человеку что либо “нравится”, а справа – “не нравится”. Естественно, это касается не всех и не всегда.
¸ 10 мин. Карта и Территория. Важные слова.. У каждого из нас есть вещи, которые для него являются главными в жизни. Для кого-то это Бог, Душа и Просветление, для кого то Деньги, Достаток и Семья. Возьмите по листику бумаги и напишите ваши главные слова, Ваши Основные Ценности. Постарайтесь, чтобы их было не меньше 5 и не больше 7. ¸ 10 мин. Значение. Это упражнение, возможно, поможет Вам познакомится еще лучше. Объединитесь в группы по 5-6 человек. До этого вы немного подумали о том, что для Вас важно в жизни, о Ваших Главных Словах. А теперь выберите несколько слов, которые достаточно интересны всей группе и попробуйте выяснить, что каждое из них обозначает для каждого члена группы. ¨ Это касается именно значения, а не представления во внутреннем опыте. При этом большая просьба быть достаточно внимательными и интересующимися. У вас нет задачи “объяснить в чем вы все не правы”, а просто выяснить, что для каждого члена группы скрывается за этими понятиями и рассказать о вашем представлении об этом. Давайте будем взаимовежливы. ¸ 15 мин. Выводы. ¨ На этом занятии желательно сделать акцент на "выводах" - умении анализировать и структурировать полученный опыт. Объединитесь в группы по 4-5 человек. И попробуйте сделать выводы из этого упражнения. 3-5 пунктов. ¸ 10 мин. Обсуждение. В общий круг. К каким выводам вы пришли в процессе обсуждения? ¸ 10 мин. Карта и территория. ¨ 2-3 карты Москвы и МО. Сейчас у вас было два куска жизни. Сначала вы играли, двигались и получали реальный опыт. Потом вы сели в группы и стали этот опыт приводить в такую форму, чтобы им можно было пользоваться. В НЛП есть понятие Территории и Карты. Территория – это ваш реальный опыт, этот громадный мир вокруг нас, события и вещи. А Карта – это ваша модель, ваше представление об этом мире. Мы сейчас находимся в городе Москве. И вы можете выглянуть в окно, и что то увидеть, что-то услышать и что-то почувствовать. Вы можете побродить по Москве и покататься на трамвае или такси. Если есть на это деньги. И создать себе впечатление о городе. И купить карту. Карту Москвы. Где вы можете нарисовать свой маршрут или мысленно проследить его. Наш опыт очень большой. Вернее громадный. Мы не в состоянии им пользоваться в том виде, в каком все это к нам поступает. Поэтому мы все это приводим к более удобному виду. Представьте, перед вами гора овощей, картошки, свеклы, капусты... Все это еще надо помыть, почистить, нарезать и сварить. И только после этого это можно будет съесть... Всех нас окружает огромный, беспредельный мир. Его наполняют множество вещей, событий, людей, о большинстве которых мы не имеем ни малейшего представления. И мы просто не в состоянии вместить этот огромный мир в наше маленькое сознание. Он просто туда не помещается! Но нам же нужно как то в нем жить. И мы начинаем делать карты, модели этого мира. Точно так же как есть карты различных стран и городов, внутри нас есть карты мира, который нас окружает. В них записано, что правильно, а что нет, какими мы себя считаем и наше представление о том, что о нас думают другие люди. Это не является ни правдой, ни неправдой. Это просто представление человека о мире вокруг – модель этого мира. У кого-то карты более подробные, у кого-то менее. Кто-то сделал их с большим искусством, а у кого-то там полно ошибок (хотя – что такое ошибка?). Но все равно это только карты. А любая карта, будь она самая подробная и точная, не может полностью отразить Территорию, которую она изображает. Ну, во первых просто потому что у нее другая задача. На карте оставляют только важное и нужное, а все остальное убирают, чтобы не мешало ориентироваться. Точно так же в Личной Карте человека отображено только то, что для него важно и нужно, а все остальное пропущено. Если там будет слишком много информации, в сознание это просто не влезет. Там слишком мало места. И у каждого человека своя Карта, связанная с его личным опытом, историей, жизнью. А так как жизнь у нас у всех разная, то и Карты у всех отличаются. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в наших Картах есть определенное сходство. Карта – это тот фильтр, который отделяет то, что человек считает нужным для себя, от того, что для него не представляет интереса. Иначе он бы просто утонул в обилие информации. Наличие Карты – это не проблема. Проблемы начинаются когда человек забывает, что Карта – это не Территория. Как только кто-то решает, что его представление о мире и есть мир, у него начинаются проблемы. И с другой стороны – если у человека проблемы, это означает, что он решил что его Карта истинна. Не существует истинных Карт. Любая Карта истинна и ложна одновременно. И то, что здесь написано – тоже Карта. И мнение о том, что это Карта – это тоже Карта. И сама идея Карт – это Карта. И идея о том, что “идея Карт – это Карта” – это тоже Карта. Это только некая модель очень сложной и непонятной части мира, которую называют Человек. ¨ Например, существует множество моделей Человека: Христианская, Буддистская, Психоаналитическая, Марксистко–Ленинская и т.д. А оценивать модели можно достаточно просто и удобно: Если модель помогает достичь нужного результата в определенной ситуации, то она полезна. А если результат не достигнут, то в этом контексте модель неэффективна. Речь идет не об истинности, а только об Эффективности. Любая модель полезна в той мере, в которой она помогает получать нужный результат. А если не помогает, то просто в этой ситуации она не очень удачна и стоит попробовать другую. И чем больше у вас моделей, тем более вы гибки и тем больше у вас выборов в различных ситуациях. Здесь вам будет предложена еще одна модель, Карта человека. Именно поэтому все здесь сказанное ложь от первого и до последнего слова. Это просто некая Карта. И естественно она врет. Но может быть найдется несколько ситуаций, несколько событий, где эта модель, эта Карта, окажется гораздо более удобной, чем другие. Все сказанное здесь – Карта. Но вернемся к карте Москвы. В каждом городе есть достопримечательности, Главные Места. А какие достопримечательности в Москве? ¨ Кремль, Большой Театр, Парк Горького, Метро, а может быть ГУМ, ЦУМ, Лужники. Так и в жизни каждого человека есть достопримечательности, наиболее важные для него вещи. Часть из них вы описали в предыдущем упражнении. Это то, что находится в вашем сознании. Но есть еще не осознаваемая его часть. Но для того, чтобы к ней перейти, нужно немного потренироваться. Каруселька. Сядьте друг на против друга. У вас есть три минуты на то, чтобы выяснить, что у Вас общего. Узнать те части ваших карт, которые совпадают. Именно то, что в вас общего, а не то, что у вас различается. Многие люди пытаются начать общение с определение того, в чем различаются их мнение и интересы с мнением и интересами собеседника. Обычно это приводит к спору и напряженным отношением, и общения просто не получается. В этом случае люди просто отстраиваются друг от друга. Удобнее сначала выяснить что у вас общего, а только после этого уже искать различия. Но отношение уже к этому будет совершенно иное... Рекомендую обращать внимание на то, как невербально реагирует человек на ваши слова. ¨ Можно в последних 2-х кругах чтобы один говорил, другой нет. И говорящий только по невербальной реакции определял на сколько он совпал. ¸ 3 мин. Минута обратной связи и сдвигаемся на одного человека. ¨ Всего где-то 4-5 циклов. ¨ Если в группе нечетное число народа, то в одной группе будет по 3 человека. ¸ 20 мин. Обсуждение. Что вы можете сказать по поводу этого упражнения? Попробуйте обобщить свой опыт. ¨ Можно сказать, что существует 2 основных способа выяснить “область пересечения” Ваших карт. Можно как бы забить колышек на территории партнера и используя его как точку опоры расширять занятую область. А можно хаотично забивать колышки по всей территории, пока границы не определяться достаточно четко. Естественно возможен вариант, когда используются оба этих способа одновременно. Я бы рекомендовал попробовать и то, и другое, чтобы иметь определенный опыт. Домашнее задание. 1. Потренируйтесь в калибровке "Нравится – Не нравится" не менее четырех человек. Помните, что для каждого случая калибровки вам необходимо определить не менее трех внешних признаков. 2. Потренируйтесь начинать общение с незнакомыми (или малознакомыми людьми с поиска пересечения ваших карт. Не менее 3 человек. 3. Составьте описание карты (для одного контекста) достаточно знакомого вам человека. Обозначьте области пересечения с вашей картой. Письменно, в произвольной форме. Е занятие. Намерение. Настроечная медитация. ¸ 5 минут. Общий круг. ¸ 15 минут. Язык. Гипноз позволяет получать более четкую обратную связь. Упражнение "Погружение." На втором занятии вам была предложена схема общения, когда вы сначала определяете “области пересечения” ваших карт, а затем ведете разговор на основе этой информации. Сегодня мы попробуем эту схему немного конкретизировать и расширить. Я надеюсь, что вы поняли, что все вышесказанное относится к подстройке, но если мы раньше говорили о невербальных способах делать это, то сегодня мы займемся словесными. Как вы понимаете, язык гипноза несколько отличается от нашего обыденного языка. Но мне бы хотелось, чтобы вы сами нашли эти отличия, потому что знания, полученные на основе личного опыта, усваиваются гораздо лучше, а получать их гораздо интересней. Итак, небольшое упражнение. ¨ В данном контексте можно представить погружение в транс[4] как достаточно яркое проявление роста подсознательного доверия: все то, что помогает погрузиться в транс, помогает и усилению доверия. Как вы понимаете, данную фразу не надо понимать буквально. Вы разбиваетесь на тройки. Один из вас, назовем его Клиент, выбирает что-нибудь, подходящее под следующее описание: ситуация, в которую вы вовлечены с ограниченным центром внимания. Для кого-то это чтение книги, для другого –вождение автомобиля или бег на лыжах. У каждого свое. Клиент сообщает остальным членам микрогруппы (Гипнотизерам), что это за ситуация. В одном – двух словах: “чтение книги”, “бег трусцой” и т.д. После этого он закрывает глаза и полностью погружается в свое переживание. А Гипнотизеры стараются описать, что, по их мнению, должно было бы быть в его опыте. Должно было бы быть – это означает, что если кто-то бегает трусцой, а вы говорите ему, что жаркое солнце освещает его тело, то это не обязательно должно было бы быть. Он может бегать в сумерках или в пасмурную погоду. Но при этом что-то чувствовать он все таки должен. Поэтому, старайтесь говорить достаточно неопределенно. Гипнотизеры будут произносить по 2-3 предложения друг за другом. Будьте чрезвычайно внимательны и следите за реакцией Клиента на ваши слова. Какие ваши действия помогают ему погрузиться глубже, а какие мешают? Помните о том, что вам надо меняться ролями. На каждого у вас по 5 минут. Вперед. ¸ 15 мин. Обсуждение. ¨ Во время обсуждения мы обычно делимся нашими впечатлениями от упражнения, и я отвечаю на вопросы, если они возникают. Цель обсуждения – проговорить и осознать результаты процесса и поделиться опытом. В общий круг. К чему вы пришли во время обсуждения данного упражнения? Что, по вашему мнению, помогает человеку погрузиться, а что его выбивает? Ваши мнения? ¸
Вы сейчас назвали большинство вещей, которые помогают подстроиться к карте другого человека и погрузить его в транс. А те моменты, когда его выбивает из этого состояния, обычно как раз и говорят об отстройке, о несоответствии. Даже в обычном состоянии, если вы это сделаете, ваш собеседник вдруг резко начнет с вами спорить и что-то доказывать – обычная реакция на несоответствие. Если вы хотите проверить, попробуйте это сделать где-нибудь на работе или дома во время беседы и последите за реакцией другого человека. Чем хорош транс – он помогает сделать все более заметно. В первую очередь транс – это усилитель реакций! И именно для этого его лучше в первую очередь и использовать. К тому же наступление транса – это хороший признак высокого уровня бессознательного доверия. Человек способен перейти в транс только когда чувствует себя в достаточной безопасности ¸ 10 мин. Речь. Правила гипнотической речи. ¨ Работа с залом. Итак, определим наиболее значимые правила гипнотической речи. ¨ В этом упражнении вам нужно "сократить" список, составленный в предыдущем упражнении, до 3-4 пунктов. Желательно это сделать в процессе обсуждения с залом. Наиболее желательный список: 1. Говорить обще. 2. Говорить конкретно о том, что можно проверить. 3. Говорить о возможностях. 4. Невербальная подстройка. Упражнение. Вы разбиваетесь на тройки. Один из вас, назовем его Клиент, выбирает что-нибудь, подходящее под следующее описание: ситуация, в которую вы вовлечены с ограниченным центром внимания. Для кого-то это чтение книги, для другого –вождение автомобиля или бег на лыжах. У каждого свое. То же самое, что и в прошлый раз в упражнении "Погружение". Клиент сообщает остальным членам микрогруппы (Гипнотизерам), что это за ситуация. В одном – двух словах: “ чтение книги”, “бег трусцой” и т.д. После этого он закрывает глаза и полностью погружается в свое переживание. А Гипнотизеры стараются описать, что, по их мнению, должно было бы быть в его опыте. Но при этом вы пользуетесь теми правилами, о которых мы говорили выше. И ваша задача 3 раза "попасть в карту" и 3 раза "не попасть" (последней должна быть подстройка), и при этом наблюдать за тем, что происходит с Клиентом. ¨ 3 раза "попасть в карту" и 3 раза "не попасть" (последней должна быть подстройка) может быть так: Подстройка – Отстройка –Отстройка –Подстройка – Отстройка – Подстройка; О – О – П – О – П – П; П – П – О – О – О –П. То есть вы подстраивайтесь и отстраиваетесь вразбивку, но последний раз должна быть Подстройка. ¸ 20 мин. Обсуждение. ¸ 15 мин. Цель. До этого мы говорили о стратегии общения Калибровка – Подстройка – Ведение. Но, естественно, это только некое обрамление. Если вы общаетесь, у вас есть некая ЦЕЛЬ – собственно то, что вы хотите получить от общения. Давайте попробуем добавить этот пункт в стратегию. Итак, вы собираетесь получить некую реакцию вашего собеседника или собеседников в процессе общения. Как вы узнаете о том, что вы достигли желаемого? 1. Вы можете обратиться к опыту, и ориентироваться на то, как выглядел эта реакция раньше. 2. Вы можете откалибровать нужную вам реакцию. 3. Пока собеседник не скажет. Но тут возникает несколько проблем. Сказать человек может одно, а сделать совсем другое. Да и не все цели проговариваются... При обращении к опыту вы предполагаете, что существуют некие совершенно общие реакции. Это может быть так, а может и не так для конкретного человека. Лучше всегда этот пункт проверять калибровкой. То есть сначала вы калибруете соответствие человека общей модели, и только в случае достаточно хорошего соответствия начинаете действовать по ней. Если же нет – вам необходимо составить отдельную модель для конкретного человека. ¨ Например. Некоторые мужчины считают, что женщины хотят выйти замуж (по крайней мере незамужние). Но для одних это более менее верно, а для других нет. Если мужчина будет вести себя со всеми женщинами исходя из предположения, что они все хотят выйти замуж, то в очень большом количестве случаев его поведение будет "неэффективно". Буквально, речь идет о том, что гораздо эффективнее общаться имея эффективную обратную связь, чем не имея. Итак, одни из возможных стратегий эффективной коммуникации выглядит так: Вы получаете нужную вам реакцию в любом контексте, а потом меняете свое поведение до тех пор, пока не получите ту же реакцию в нужном вам контексте. Например, вы хотите, чтобы ваш друг в чем-то вам помог. Вам нужно знать, какова его будет реакция, обозначающая согласие. Для этого вы можете откалибровать, как выглядит его согласие в каком-нибудь другом контексте. ¾ Сейчас погода плохая... ¾ Да. Плохая. Вы видите, как это выглядит, вы слышите его голос и вы теперь можете себе представить, как это должно выглядеть... Когда начали изучать людей, которые успешны в самых различных областях – начиная спортом и кончая бизнесом, то обнаружили, что все они хорошо умеют делать три вещи: 1. Они хорошо знают то, что хотят получить и имеют ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации. 2. Они весьма внимательны и чувствительны для того, что бы заметить, что они двигаются к результату или достигли его. 3. Они имеют достаточно гибкости, что бы настойчиво изменять свое поведение до тех пор, пока не получат то, что они хотят. Это можно описать при помощи трех слов: Цель. Чувствительность. Гибкость. И продолжая говорить об успешных людях, хочу обратить ваше внимание на то, что любое мастерство связано в первую очередь высокой чувствительностью (или более широким восприятием). Уолт Дисней, знаменитый мультипликатор, мог различать до 1500 оттенков цвета, в то время как обычные люди с трудом могут различить 150-200. Хороший французский повар по вкусу определит не только сорт, но год и место выработки вина. Я думаю вы не будете спорить если я скажу, что любой хороший музыкант должен обладать очень тонким слухом. И так практически во всех областях. Даже токарь или слесарь должен очень хорошо чувствовать свой станок и деталь, что бы получать высокий результат. А опытная мамаша по оттенкам крика своего новорожденного определяет что он конкретно хочет – пить, есть, писать, спать или у него просто что-нибудь болит. Как вы уже поняли сегодня мы займемся чувствительностью. В какой-то мере то, чем мы будем заниматься можно назвать расширением восприятия – вы будете учиться обращать внимание на такие вещи, на которые раньше не только не обращали внимания, но даже и не представляли, что на это его можно обратить. Но чувствительность, калибровка вам будет еще нужна и для того, чтобы определиться с целью. Чем более четко представлена цель, тем легче ее достигать. В прошлый раз мы много говорили о подстройке. Но прежде чем подстраиваться еще надо определить, подо что именно. И вообще, если вспомнить о 1/6 и 5/6, то неплохо бы научиться обращать внимание на несловесную часть общения. Только надо учитывать, что она устроена совершенно по другому, чем вербальная. И если словами мы обычно говорим о содержании, то телом, интонациями, движениями сообщаем об отношении и оценке, они определяют контекст, а вместе они и образуют смысл коммуникации. И еще одно отличие. Слова обычно достаточно однозначны и более-менее для всех обозначают нечто схожее. А что для каждого конкретного человека обозначает данное движение или интонация, нужно выяснять. По этому поводу один анекдот. Турист шел по лугу, где паслись коровы. Увидев пастуха, развалившегося под деревом, он подошел узнать время. В ответ на вопрос пастух, не вставая с земли, поднял вымя ближайшей коровы и ответил: – Половина второго. Турист отошел в полной задумчивости и, побродив немного, вернулся, подошел к пастуху и опять спросил который час. Пастух опять поднял вымя и ответил: – Без десяти два. – Но как вы по вымени определяете сколько времени?! – При чем тут вымя? Я его поднимаю, чтобы не загораживало часы на городской ратуше. Но для начала небольшая тренировка. Намерение и поведение. Работа с залом. Мне бы хотелось, чтобы вы попрактиковались в одной очень важной вещи, а именно разделении поведения и намерения. Поведение – это то, что человек делает, а намерение – чего он хочет добиться этим действиям. Поведение – это то, что снаружи, Намерение – это то, что внутри! Два базовых предположения НЛП: ¨ Запись на листе. 1. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся на данный момент.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.221 (0.011 с.) |