Предоставлено только в ознакомительных целях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предоставлено только в ознакомительных целях.



Александр Любимов.

Мастерство Коммуникации.

Часть 1.

 

осень 2000 года.

 

Предоставлено только в ознакомительных целях.

 

 

Если вы желаете использовать данные материалы обратитесь к автору:

http://www.trenings.ru/
alubimov@au.ru


Общие замечания.

1. Все занятия (кроме первого) начинаются с настроечной медитации. Ее задача - быстрый ввод в рабочее состояние, настрой на занятие. Пример настроечной медитации дан в "Приложении".

2. Аналогично, все занятия (кроме последнего) заканчиваются медитацией ориентированной на интеграцию и внесение полученного опыта в повседневную жизнь. Пример заключительной медитации дан в "Приложении".

3. В начале каждого занятия производится обсуждение результатов домашнего задания. Это можно сделать как на общем кругу, так и разбив студентов на группы по 5-6 человек, в которых они проговаривают результаты своей работы. Правда, после этой работы в микрогруппах, все равно желательно провести большой общий круг.

4. Весьма желательно устраивать что-то вроде практикумов – выделять отдельное время и с желающими более подробно отрабатывать некоторые темы. На практикумах желательно практически не давать теории, и акцентировать внимание на наработке навыков.

5. Если первое занятие не является демонстрационным (рекламным) возможно перенесение одной из тем (например Врата Сортировки) полностью на второе занятие. И более подробная тренировка калибровки на первом занятии (перенос темы "Калибровка "Нравится - Не нравится" на первое занятие).

6. В методичке употребляются ролевые обозначения: Клиент, Гипнотизер, Режиссер. Гипнотизера, при желании, можно заменить на Оператора.

 


Е занятие. Доверие.

Знакомство.

Я рад вам сообщить, что у нас в клубе есть определенные традиции. Одна из этих традиций начинать занятие с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут.

Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:

– Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Всем нам хочется, что бы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, что бы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас у вас есть замечательная возможность познакомится с большим количеством людей и поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, человеку и сказать и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить. И я надеюсь, что таких встреч будет как можно больше.

¸ 10 мин.

Листок за спиной.

Давайте мы поступим так. Сначала мы немного поиграем и поработаем, а потом я расскажу и кое-что покажу о из того, что здесь будет. Но сначала несколько игр и упражнений, которые вам дадут некоторое представление о том, как мы здесь будем работать. Итак.

Сейчас вы пытались немного познакомиться друг с другом. К одним людям вы подошли сразу, к другим несколько позже. Получается, что одни вам как бы ближе, а другие немного в стороне. А давайте попробуем получить друг от друга обратную связь. Узнаем, а как мы выглядим в глазах других людей, как они нас воспринимают.

Сделаем так. У каждого за спиной будет приколот лист бумаги. Задача – собрать как можно больше оценок того, насколько тебе доверяют. По 10-тибалльной шкале. 0 – не доверяю, 10 – готов с тобой в разведку, замуж, открыть все душевные тайны здесь и немедленно.

Упражнение будет проходить так – все хаотично двигаются, образуя пары. В паре люди несколько секунд смотрят друг на друга, после чего ставят друг другу оценки. Вы можете разговаривать, можете молчать. Я не знаю, что в делаете, для того чтобы определить доверяете вы человеку, или нет. Это вы определяете, а не я!

При этом листики за спиной!

¸ 15 мин.

Определение Доверия.

А теперь объединитесь в микрогруппы по 6-8 человек. И попробуйте дать определение доверия. Ну вы же сейчас ставили оценки, размышляли. Так что же вы оценивали? Определите пожалуйста.

От вас не требуется строгого научного определения. Пусть оно будет не очень гладким, зато сказано так, чтобы было понятно всем, а особенно вам самим.

¸ 10 мин.

Обсуждение.

В общий круг. Итак, сейчас каждая группа попробует рассказать, к каким выводам они пришли. Как вы определяете, что такое Доверие?

¸ 10 мин.

 

Прекрасно. Многие из вас точно определили, что такое доверие. Сейчас я попробую обобщить. У меня есть знакомый, который измеряет доверие в долларах. Какую сумму он даст человеку в долг. Получалось – этому доверяю на 5$, а этому на 1000$. Очень удобно, можно даже четко сказать:

– Васе я доверяю в 175,367 раз больше, чем Пете.

Вы, в основном, описали Доверие, как возможность прогнозирования действий человека, и чтобы эти действия совпадали с теми, которые вы от него ждете. Насколько совпадают, настолько и доверяете.

Все это точно определяет Сознательное Доверие, которое связано с тем, насколько хорошо вы человека знаете. Но существует еще Подсознательное Доверие, определяющее на сколько человек Свой. Многие из вас из-за этого немного запутались, пытаясь создать определение.

Итак, Подсознательное Доверие. Оно не связано с тем, как давно вы знаете человека. Оно связано с тем, насколько он похож на вас, насколько его внутренний мир совпадает с вашим. И в общении это главное.

Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6.

¨ На диаграмме приведен анализ воздействия во время презентации[1] перед группой людей. При этом 55% – это Язык Тела (позы, движения, мимика), около 38% – Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова. Вербальная часть обычно занимает от 5% до 20% сообщения, остальное относится к невербальной коммуникации. Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.

И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому – как. Поэтому эта группа, в основном, занимается тем, КАК говорить.

Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое – обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.

Калибровка.

Человек бывает в разных состояниях. Процесс обнаружения даже мельчайших внешних признаков этого состояния и называется калибровкой [2]. Это может касаться движений, напряжения мышц, изменений голоса или дыхания.

¾ Когда он представляет неприятную ситуацию, у него голос низкий, голова наклонена влево, глаза немного вниз, дыхание прерывистое...

Подстройка.

Заимствование элементов поведения другого человека для того, чтобы стать для него более “своим”, повысить его бессознательное доверие к вам. Если вы пытаетесь дышать, как ваш партнер, то говорят о подстройке под дыхание, а если двигаться так, как он – о подстройке под движение.

Все это можно свести приблизительно в такую таблицу:


 

ТЕЛО Поза. Движения. Мимика. РИТМ Дыхание. Ритмические движения. Моргание.
ГОЛОС Тембр. Интонации. Высота голоса. РЕЧЬ Предикаты. Время. Врата Сортировки.

Ведение.

Когда вы хорошо подстроены, то вы в достаточной степени стали своим, к вам высока степень доверия со стороны другого человека (или других), вы находитесь в раппорте. Если при этом вы будете менять свое поведение, ваш партнер последует за вами. Вы поднимаете руку, и он тоже. Вы меняете дыхание, и он вслед за вами.

А в более широком смысле – это возможность направлять человека в нужную сторону, вести, как вербально, так и невербально.

При этом я не хочу сказать, что вы никогда раньше не подстраивались, не калибровали и не вели. Вы все это делали, просто делали в большей степени бессознательно, а теперь вам предлагается попробовать делать все это осознанно. Отсюда же следует, что вы все профессиональные коммуникаторы, но вы можете общаться еще лучше!

Калибровка "Да" – "Нет".

Мне нужен один желающий, который хочет немного побыть подопытным Кроликом. Прекрасно.

Мы будем задавать тебе вопросы, ответы на которые, скорее всего, мы уже знаем. А ты не вслух, а про себя будешь на них отвечать либо “Да”, либо “Нет”. Соответственно и вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить только так.

– Сейчас весна?

– Мы сейчас находимся на улице?

– На тебе черные брюки?

– Тебе 80 лет?

А все пытаются определить, чем отличается твое “Да” от “Нет”. Когда все решат, что они достаточно потренировались, то мы начнем задавать уже весьма неоднозначные вопросы, ответы на которые мы пока не знаем, и проверять, а что ты на них внутри себя отвечал.

¾ У тебя есть собака?

¾ Ты живешь на 5-ом этаже?

¾ Ты считаешь себя привлекательным?

Кто что заметил?

¾ Когда “Да”, то он немного кивает головой, а когда “Нет” – покачивает.

¾ Когда ответ “Нет”, у него морщится лоб, и хмурятся брови.

¾ А на “Да” он улыбается и немного расслабляет плечи.

¾ На “Да” он делает такой характерный вдох.

¾ Когда ответ “Нет”, он правую ногу ставит на носок и немного покачивает вверх-вниз.

¾ При ответе "Нет" он становится более грустным.

Сенсорная очевидность.

¨ Если "подходящего вопроса не будет, необходимо самостоятельно поднять эту тему.

Здесь небольшое замечание. Когда вы говорите: ” Грустный, печальный, расстроенный”, – вы сообщаете другим о своем впечатлении. Оно, естественно, совершенно субъективно, и именно поэтому правильно лично для вас, но мы-то этим пользоваться не можем. Это как на вопрос[3]: “ Какой формы эти фигуры?”, – вам ответят: – “ Они очень милой формы.”

В НЛП есть такое понятие – сенсорная очевидность. Это всего лишь обозначает, что вы точно можете определить, как конкретно вы о чем либо узнаете.

Если вы говорите, например, что человек любит вас, то что вам сообщает об этом, КАК вы об этом узнаете:

1. по выражению глаз;

2. по интонации;

3. по движению;

4. по словам “я тебя люблю”;

5. он дарит цветы;

6. все это вместе.

Подстройка под позу.

Калибровка помогает повысить нашу чувствительность, но сама по себе калибровка ничего не дает. Надо еще полученную информацию неким образом использовать. Например, сейчас мы не обсуждали, как именно определяется подсознательное доверие и что является его внешними признаками. Давайте сейчас проведем маленький эксперимент. Сядьте все в одну позу. (Ведущий принимает такую же позу). Определите, на сколько я сейчас вам близок, на сколько “свой”? А сейчас? (Ведущий меняет позу). У кого изменилась оценка? (Обычно поднимается достаточно много рук). А что произойдет, если я сяду опять в позу, в которой Вы сидите? (Ведущий садится в позу, в которой сидят все в кругу). У кого улучшилось отношение ко мне по сравнению с предыдущим разом? (Опять много рук). Итак, в уже поняли, что одним из основных признаков доверия является поза.

Спор.

Мне бы хотелось, чтобы вы разбились на пары и нашли какую-нибудь тему, относительно которой вы расходитесь в мнениях. Желательно не в знаниях, а в оценке. Это может быть что угодно. От того, хороший ли фильм Санта Барбара, до того, что более важно при выборе одежды.

А после того, как вы выбрали эту тему, попробуйте ее обсудить. Но во время обсуждения сохраняйте одинаковые позы.

¨ Желательно, что бы задание было дано уже после того, как будут найдены темы для обсуждения, особенно во втором задании. Если люди подстроены, то им очень тяжело найти в чем они не согласны друг с другом, а если отстроены – то в чем сходятся во мнениях.

¸ 3 мин.

¨ Можно в конце упражнения попросить всех застыть и посмотреть на позы, в которых они находятся.

Обратная связь.

Как проходило обсуждение?

¨ При обсуждении старайтесь разделить мнения тех, кто четко выполнял упражнения (был подстроен или отстроен, как требовалось в задании) и тех кто увлекался настолько, что забывал о том, что нужно делать.

¨ Обычно те, кто четко следует инструкциям (сохраняет похожие позы) либо ищут точки пересечения в данной теме, либо переходят на другую, в которой согласны друг с другом. Либо люди действительно спорят, но у них "отстроенные позы" (на что желательно обратить внимание).

 

А теперь найдите тему, в которой вы заранее согласны друг с другом, и тоже обсудите ее. Но во время этого обсуждения попробуйте все время находиться в разных позах.

¸ 3 мин.

Обратная связь.

Как теперь проходило обсуждение?

¨ Здесь те, кто четко следует инструкциям (сохраняет противоположные позы) либо находят в чем их мнения различаются, либо переходят к теме, в которой не согласны друг с другом.

Я думаю, получилось достаточно убедительно. Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили одно правило:

Человек скорее изменит свое мнение, чем ухудшит отношение.

Оно, естественно, не является истинным, но если вы хотите научиться невербальному общению, то вы получите лучшие результаты, пользуясь им.

¸ 5 мин.

Тренировка.

¨ Обратите внимание студентов на то, что задача данного упражнения умение именно точно копировать позу. В жизни нужно выбирать похожую, но достаточно удобную для подстраивающегося позу.

Сядьте пожалуйста в тройки. Один из вас будет Гипнотизером, он будет подстраиваться под Клиента, а всем процессом будет руководить Режиссер. Клиент будет садиться в произвольную позу, Гипнотизер пытается подстроиться под нее. Когда он решает, что он это сделал он сообщает об этом Режиссеру и тот пытается подправить то, что получилось.

Клиент несколько раз (3-5) меняет позу, а Гипнотизер несколько раз подстраивается. Сколько раз получится за 5 минут. Потом вы меняетесь ролями. Хотелось бы, чтобы все побывали во всех трех ролях.

¨ При объяснении упражнения желательно произвести наглядную демонстрацию.

¨ Желательно, чтобы упражнение отрабатывалось как сидя, так и стоя.

¨ Порекомендуйте выбирать достаточно "простые" позы. Если поза "сложная" главный акцент обычно бывает просто на возможности воспроизвести что-то подобное. Если же поза "простая" то там важнее становятся детали: легкое напряжение мышц, разворот кисти и т.п.

¸ 15 мин.

Обсуждение.

¸ 10 мин.

Врата Сортировки.

Хочу начать эту часть занятия с одной забавной метафоры.

В начале века жил в Америке один ученый, назовем его Джонс. И он ездил по стране и читал лекции про развитие науки: чего нового она нашла за последнее время. И вот однажды он приехал в маленький городок, где большинство населения было фермерами. И вот Джонс выходит на сцену и начинает свою лекцию, и он достаточно напряжен, так как боится что его

могут не совсем понять. Но зал достаточно спокойно воспринимает то, что он говорит. Только в первом ряду сидела маленькая сухонькая старушка, которая постоянно хихикала. Джонс в ответ усиливал свое красноречие, но она продолжала хихикать...

Но вот лекция закончилась, все пошли к выходу а старушка из первого ряда подошла к Джонсу и ехидно спросила:

– Мистер Джонс, а на чем держится Земля?

Джонс сразу начал вспоминать закон Кеплера, но так как он был мудрым человеком он просто спросил:

– А как вы сами думаете, мэм?

– Земля держится на большой черепахе!

– А черепаха то на чем держится????!!!

– Вы меня не запутаете! Там черепахи до самого низу!

Но самое главное не в этом. Самое главное в том, что

черепахи не только до самого низу, но и до самого верха!

И сегодня мы попробуем вскрыть одну черепаху, которая касается того, на что человек обращает внимание в этом мире, на его ценности.

То, что человека интересует достаточно удобно разбить на 6 категорий. Это так называемые “Врата Сортировки” – ценностные ориентиры человека. Это те темы которые для него важны и он с большим удовольствием будет их обсуждать, сразу становясь скучным, если вы выберете что-то другое. Правда, при этом совершенно не обязательно что при совпадении ВС он будет с вами согласен. Это только означает, что вы скорее всего будете это обсуждать и найдете общую тему для разговора – но при этом можете спорить до хрипоты.

Люди с каждой ценностной ориентацией будут употреблять различные слова или типы предложений, немного по разному двигаться и разговаривать.

Кто?

Для него важны люди, кто и с кем. И в первую очередь он выясняет кто и говорит в основном о людях. Если его куда-то приглашают, то наиболее важный для него вопрос: – Кто там будет?

¨ Профессии связанные с общением обычно предполагают ВС “ люди ” или “ ценности ”. Например, учитель с ВС “ люди ” будет интересоваться именно людьми, а с ВС “ ценности ” – достижением неких идеалов или воплощением идей. И поведение этих учителей будет сильно отличаться.

Что?

Эти люди обращают много внимания на вещи и предметы. Если его спросить, на что он в первую очередь обратил внимание он начнет описывать обстановку, одежду, цвет обоев или расположение мебели.

Кроме того сюда будут относиться “овеществленные процессы” ­– действия. Слова которые их описывают называются номинализациями: любовь, счастье, дружба, вера, надежда...

¨ Если человек ВС “ процесс ” на вопрос: – А что там будет? – ответит: “разговаривать”, “общаться”, “есть”, то человек действий ответит: “разговор”, “общение”, “еда”.

¨ Скорее всего в речи будет много существительных, номинализаций и мало глаголов и вообще описаний процессов или последовательности действий.

Зачем?

Для него важны ценностные представления о мире, ценности. При разговоре он обращает внимание в первую очередь на них и говорит больше с этих позиций. Он пытается определить причину или смысл действия. Вопрос “а зачем все это нужно?” проходит сквозь все его рассуждения.

Доктор, я жить буду?

– А смысл?

¨ Возможно будет употреблять много номинализаций: любовь, счастье, дружба, вера, надежда... Но в отличие от ВС “ вещи ” он будет говорить о том как это важно и ценно.

Как?

Для него очень важно как что либо делать. И в первую очередь он обращает внимание на то, “чем мы будем заниматься и как решать данную задачу”.

В речи это может быть представлено, как некая последовательность событий: “за летом приходит осень, за осенью зима”.

¨ Но при этом не надо путать с ВС “ время”. Для ВС “ процесс ” важна последовательность действий, событий, а для ВС “ время ” – когда это происходило. И если в первом случае будет всегда присутствовать некая последовательность – людей, событий, вещей, то во втором случае акцент будет именно на времени событий: – “ 1845, прошлой весной, позавчера, месяц назад”.

Когда?

Для него очень важно время. Он ориентируется на время и хорошо в нем разбирается, для него важно когда это было, во сколько, какой день недели, часы минуты. И если его приглашают куда-либо он спросит: – Когда начнется и когда закончится?

¨ – Это было во Вторник. Нет в среду... Хотя возможно и во вторник, но самое главное, что это было в половине пятого!

Где?

Место, в котором будет что-либо происходить, его местоположение. Скорее всего этот человек с большим удовольствием будет рассказывать о местах в которых бывал или собирается быть. Или где он находился в какой-то момент времени. Его может интересовать где он сядет или в каком месте будут собираться на вечеринку.

¨ Учтите, что предпочитаемых ВС может быть несколько – обычно 2-3. И при том в различных ситуациях это может меняться.

Упражнение.

Есть слова, которые человек неосознанно выделяет. В разговоре он может это делать интонацией, ударением, активно махая руками или повышая голос. Они как раз обычно и связаны с тем, что для него важно – с его Вратами Сортировки. Давайте попробуем это проверить.

Объединитесь в группы по 3 человека: Гипнотизер, Клиент, Наблюдатель. Клиент говорит на любую тему, которая ему интересна, а Гипнотизер просто поддерживает разговор. Когда Гипнотизер решит, что он определил ВС Клиента, то он пробует сначала “отстроится” и задать вопрос из других ВС:

– Ты знаешь, на прошлом занятии я познакомился с такими интересными людьми!

– А где все это происходило?

А потом опять вернуться в ВС Клиента. И посмотреть за реакцией – вербальной и невербальной. Так нужно поступить по 3 раза – 3 раза отстроится и 3 раза подстроиться (не подряд). Одновременно Гипнотизер проверяет насколько хорошо он откалибровал ВС Клиента.

Наблюдатель наблюдает за процессом, если надо помогает Гипнотизеру и следит за временем.

Заканчивать нужно подстройкой!

¨ Хочу заметить, что существую 2 принципиально различных способа обучения – участвовать в процессе и наблюдать со стороны. Оба имеют свои преимущества и оба дают свои собственные наработки. Именно поэтому в этом упражнении делятся на тройки, а не на пары.

¸ 15 мин.

Обсуждение.

В общий круг. Что Вы можете сказать по поводу этого упражнения. Что происходило, когда вы подстраивались под ВС собеседника, и что происходило, когда отстраивались?

¾ Когда совпадаешь по Вратам Сортировки человек так оживляется, глаза блестят, говорит с интересом. А когда отстраиваешься тускнеет, говорит невпопад.

¾ Когда отстраиваешься по ВС, человек обычно подвисает или отвечает в своих вратах. Вот мы спросили и Юли: “ Когда вы прилетели в Москву?”, а она отвечает: “Ну, это был очень длинный рейс – мы летели, летели, летели”.

¾ Когда подстроен под Врата Сортировки идет автоматическая подстройка под позу. Я просто отметил, подстроился – гляжу, позы одинаковы. А отстроился – тут же и по позе что-то не то.

А что происходило, когда от вас отстраивались?

¾ Ощущение такое, как об стенку ударился. Вроде шел, хорошо так, мило и вдруг “Бух”! Не понятно почему и обо что, но лбом стукнулся.

¾ А у меня тут же внутренний протест: “Ну не важно же это! Ну зачем об этом говорить!”

¾ Состояние такого пропадания. И мир как-то более тусклым становится, и собеседник менее интересный.

¸ 10 мин.

Домашнее задание.

¨ Для домашнего задания желательны четкие инструкции и обязательное обсуждение результатов его выполнения в начале следующего занятия.

1. Потренируйтесь в калибровке "Да - Нет" не менее четырех человек. Помните, что для каждого случая калибровки вам необходимо определить не менее трех внешних признаков:

Да Нет
1. Легкая улыбка. 2. Мышцы лица расслабленны. 3. Небольшое движение головой сверху вниз. 1. Задержка дыхания. 2. Движение туловищем назад. 3. Напряжение челюстных мышц.

2. Подстройка под позу: не менее чем 7 раз, желательно с разными людьми. Отслеживать реакцию и поведение в случае подстройки/отстройки.

3. Калибровка и подстройка под Врата Сортировки. Во время беседы 3 раза отстроится и 3 раза подстроиться (не подряд). Калибровать реакцию собеседника.

Заключительный круг.

¨ Подведение итогов, кто чему научился, ответы на вопросы.

¸ 10 мин.

Заключительная медитация.

¸ 5 минут.


Настроечная медитация.

Общий круг.

¨ Обратная связь, прием и обсуждение домашнего задания.

¨ Краткое содержание предыдущего занятия:

1. Доверие.

2. Стратегия эффективной коммуникации (Калибровка - Подстройка ­- Ведение).

3. Калибровка "Да - Нет".

4. Подстройка под позу.

5. Врата Сортировки.

Именно на этом занятии желательно не только напомнить информацию, но и сделать несколько упражнений на повторение (особенно калибровка и подстройка под Врата Сортировки). Я обычно трачу на повторение на этом занятии порядка одного часа.

Калибровка "Нравится - не нравится".

Нравится – не нравится.

Если “Да” и “Нет” достаточно однозначные сигналы, то реакция “Нравится” – “Не нравится” обычно гораздо шире, от “н-у-у нравится...” до НРАВИТСЯ!!!!! Вот с определением именно этой реакции вы сейчас и поработаете. Объединитесь в тройки. Один будет Демонстратором, а двое других – Наблюдателями.

Демонстратор называет 3-4 вещи, которые ему нравятся (женщины, жареная картошка, собаки) и 3-4 вещи которые ему совсем не нравятся (начальник, черный цвет, вставать по утрам, раздражение), а Наблюдатели предлагают ему представлять их и пробуют откалибровать его “нравится” – “не нравится”. Когда они решат, что у них уже хорошо это получается, Наблюдатели начинают задавать вопросы Демонстратору о его отношении к чему-либо или просто предлагают представить некоторые вещи и пытаются определить его отношение. А он потом говорит, как он сам к этому относится.

Лучше, чтобы Демонстратор просто проговаривал название того предмета, о котором его спрашивают.

¨ При чем один Наблюдатель старается калибровать ориентируясь только на то, что он видит, а второй – на то, что он слышит (для этого лучше, чтобы он сидел закрыв глаза).

¨ Во время этого упражнения надо избегать вопросов на которые Демонстратор бы отвечал “Да” или “Нет”, типа: “Тебе нравятся жабы?”. И хотя вопрос касается оценки, наружу будут выдаваться сигналы “Да” – ”Нет”, как того и требует вопрос.

Н. – Как ты относишься к морю?

Д. – Море.

¸ Оценка невербальной реакции...

Д. – Скорее нравится.

¨ Можно даже не задавать вопрос, а просто называть слово (фразу): море, высокие девушки, соленый хрустящий огурец... А Демонстратор будет эту фразу повторять.

Н. – Представь себе яичницу.

Д. – Яичница.

¸ Оценка невербальной реакции...

Д. – Ну, яичницу я не очень люблю.

¸ 20 мин.

Выводы.

Итак, сейчас вы получили некий опыт, а теперь я вам предлагаю сделать некоторые обобщения, чтобы вы еще лучше смогли его не только осознать, но и пользоваться им. Попробуйте найти те общие невербальные проявления отношения, что было у разных членов микрогруппы. Естественно, у каждого было что-то только его, но было и нечто, свойственное почти всем.

¸ 10 мин.

Обсуждение.

Итак, к каким выводам вы пришли?

¨ Лист бумаги делится пополам, справа записывается те невербальные реакции, которые появляются когда человеку что либо “нравится”, а справа – “не нравится”. Естественно, это касается не всех и не всегда.

Нравится. Не нравится.
1. Глаза открываются шире. 2. Зрачок расширяется. 3. Лицо расслабляется. 4. Губы расслабляются, уголки поднимаются вверх. 5. Плечи расслабляются. 6. Лицо слегка краснеет. 1. Зрачок сужается. 2. Лицо напрягается. 3. Напрягаются уголки губ. 4. Плечи поднимаются. 5. Лицо бледнеет. 6. Напрягаются челюстные мышцы. 7. Дыхание становится напряженным.

¸ 10 мин.

Карта и Территория.

Важные слова..

У каждого из нас есть вещи, которые для него являются главными в жизни. Для кого-то это Бог, Душа и Просветление, для кого то Деньги, Достаток и Семья. Возьмите по листику бумаги и напишите ваши главные слова, Ваши Основные Ценности. Постарайтесь, чтобы их было не меньше 5 и не больше 7.

¸ 10 мин.

Значение.

Это упражнение, возможно, поможет Вам познакомится еще лучше. Объединитесь в группы по 5-6 человек. До этого вы немного подумали о том, что для Вас важно в жизни, о Ваших Главных Словах. А теперь выберите несколько слов, которые достаточно интересны всей группе и попробуйте выяснить, что каждое из них обозначает для каждого члена группы.

¨ Это касается именно значения, а не представления во внутреннем опыте.

При этом большая просьба быть достаточно внимательными и интересующимися. У вас нет задачи “объяснить в чем вы все не правы”, а просто выяснить, что для каждого члена группы скрывается за этими понятиями и рассказать о вашем представлении об этом. Давайте будем взаимовежливы.

¸ 15 мин.

Выводы.

¨ На этом занятии желательно сделать акцент на "выводах" - умении анализировать и структурировать полученный опыт.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. И попробуйте сделать выводы из этого упражнения. 3-5 пунктов.

¸ 10 мин.

Обсуждение.

В общий круг. К каким выводам вы пришли в процессе обсуждения?

¸ 10 мин.

Карта и территория.

¨ 2-3 карты Москвы и МО.

Сейчас у вас было два куска жизни. Сначала вы играли, двигались и получали реальный опыт. Потом вы сели в группы и стали этот опыт приводить в такую форму, чтобы им можно было пользоваться. В НЛП есть понятие Территории и Карты. Территория – это ваш реальный опыт, этот громадный мир вокруг нас, события и вещи. А Карта – это ваша модель, ваше представление об этом мире.

Мы сейчас находимся в городе Москве. И вы можете выглянуть в окно, и что то увидеть, что-то услышать и что-то почувствовать. Вы можете побродить по Москве и покататься на трамвае или такси. Если есть на это деньги. И создать себе впечатление о городе. И купить карту. Карту Москвы. Где вы можете нарисовать свой маршрут или мысленно проследить его.

Наш опыт очень большой. Вернее громадный. Мы не в состоянии им пользоваться в том виде, в каком все это к нам поступает. Поэтому мы все это приводим к более удобному виду. Представьте, перед вами гора овощей, картошки, свеклы, капусты... Все это еще надо помыть, почистить, нарезать и сварить. И только после этого это можно будет съесть...

Всех нас окружает огромный, беспредельный мир. Его наполняют множество вещей, событий, людей, о большинстве которых мы не имеем ни малейшего представления. И мы просто не в состоянии вместить этот огромный мир в наше маленькое сознание. Он просто туда не помещается! Но нам же нужно как то в нем жить. И мы начинаем делать карты, модели этого мира. Точно так же как есть карты различных стран и городов, внутри нас есть карты мира, который нас окружает. В них записано, что правильно, а что нет, какими мы себя считаем и наше представление о том, что о нас думают другие люди.

Это не является ни правдой, ни неправдой.

Это просто представление человека о мире вокруг – модель этого мира. У кого-то карты более подробные, у кого-то менее. Кто-то сделал их с большим искусством, а у кого-то там полно ошибок (хотя – что такое ошибка?).

Но все равно это только карты. А любая карта, будь она самая подробная и точная, не может полностью отразить Территорию, которую она изображает. Ну, во первых просто потому что у нее другая задача. На карте оставляют только важное и нужное, а все остальное убирают, чтобы не мешало ориентироваться. Точно так же в Личной Карте человека отображено только то, что для него важно и нужно, а все остальное пропущено. Если там будет слишком много информации, в сознание это просто не влезет. Там слишком мало места.

И у каждого человека своя Карта, связанная с его личным опытом, историей, жизнью. А так как жизнь у нас у всех разная, то и Карты у всех отличаются. Но так как в нашей жизни много схожего, то и в наших Картах есть определенное сходство. Карта – это тот фильтр, который отделяет то, что человек считает нужным для себя, от того, что для него не представляет интереса. Иначе он бы просто утонул в обилие информации.

Наличие Карты – это не проблема. Проблемы начинаются когда человек забывает, что

Карта – это не Территория.

Как только кто-то решает, что его представление о мире и есть мир, у него начинаются проблемы. И с другой стороны – если у человека проблемы, это означает, что он решил что его Карта истинна.

Не существует истинных Карт.

Любая Карта истинна и ложна одновременно.

И то, что здесь написано – тоже Карта.

И мнение о том, что это Карта – это тоже Карта.

И сама идея Карт – это Карта.

И идея о том, что “идея Карт – это Карта” – это тоже Карта.

Это только некая модель очень сложной и непонятной части мира, которую называют Человек.

¨ Например, существует множество моделей Человека: Христианская, Буддистская, Психоаналитическая, Марксистко–Ленинская и т.д.

А оценивать модели можно достаточно просто и удобно:

Если модель помогает достичь нужного результата в определенной ситуации, то она полезна.

А если результат не достигнут, то в этом контексте модель неэффективна.

Речь идет не об истинности, а только об Эффективности. Любая модель полезна в той мере, в которой она помогает получать нужный результат. А если не помогает, то просто в этой ситуации она не очень удачна и стоит попробовать другую.

И чем больше у вас моделей, тем более вы гибки и тем больше у вас выборов в различных ситуациях.

Здесь вам будет предложена еще одна модель, Карта человека. Именно поэтому все здесь сказанное

ложь от первого и до последнего слова.

Это просто некая Карта. И естественно она врет. Но может быть найдется несколько ситуаций, несколько событий, где эта модель, эта Карта, окажется гораздо более удобной, чем другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.174 с.)