Регулирование международного движения капитала



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование международного движения капитала



Учитывая огромные масштабы международного движения ка­питала и растущую степень его воздействия на национальные эко­номики стран мира, данный процесс не может быть стихийным, должны применяться соответствующие меры и инструменты его регулирования.

В реальной практике существуют два вида регулирования между­народного движения капитала: государственное и международное.

Государственное регулирование международного движения капи­тала.Одна из важнейших тенденций в международном движении капитала — активное воздействие государства на этот процесс. При этом государство осуществляет следующие основные функции:

1) регулирования;

2) контроля;

3) стимулирования.

Однако в государственном регулировании международного дви­жения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой — принимают меры по его ограничению.

Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, по­скольку их осуществление связано с расширением прав собствен­ности иностранных инвесторов или усилением контроля с их сто­роны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национальных экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капи­тала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (им­порт) капитала.

Основу государственного регулирования международного дви­жения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и раз­личного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей сто­роны. Это значит, что условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.

Однако иностранные инвестиции на практике нередко связа­ны с особыми, дополнительными политическими и коммерчес­кими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются рези­денты — хозяйствующие субъекты страны, принимающей капи­тал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых при­нимающих иностранные инвестиции стран нередко предусмат­ривается предоставление иностранным инвесторам дополнитель­ных льгот:

освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от на­логов на доходы, прибыль и дивиденды;

• предоставление льготного режима налогообложения в отно­шении реинвестиций (когда часть полученной прибыли снова вкла­дывается в развитие предприятия);

• льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграж­дений иностранных специалистов, которые привлекаются в ин­вестиционные проекты на контрактных началах;

• освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т. д., которое идет на раз­витие производства экспортной продукции (на внутреннем рын­ке страны, принимающей капитал) при условии, что это обору­дование отсутствует.

Если законодательство страны, принимающей капитал, изме­няется в худшую для инвестора сторону, то в течение определен­ного времени для уже действующих инвестиционных проектов пра­вовые нормы остаются прежними.

Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция -льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с пере­ходной экономикой. Главными же участниками процесса между­народного перелива (экспорта и импорта) капитала являются раз­витые страны с рыночной экономикой. Поэтому, стремясь рас­ширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентиру­ются не на льготный инвестиционный режим, а на все более еди­нообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдель­ными странами путем предоставления им льготного режима).

Существенную роль в регулировании международного движе­ния капитала играют страны базирования капитала, которые вме­сте со странами, принимающими капитал, часто оказывают под­держку иностранных инвестиций в различных формах, например:

1) предоставление государственных гарантий. Правительства, шинтересованные в экспорте отечественного капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии воз­врата полной (всей) суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (например, в ситуации невозврата капитала по причинам национализации, стихийных бедствий, не­возможности перевода прибыли, неконвертируемости националь­ной валюты принимающей страны и других непредвиденных об­стоятельств). Существенными из предоставляемых гарантий явля­ются гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза прибыли и репартации капитала. Положения о гарантиях иност­ранных инвестиций принимаются правительствами государств, принимающих и вывозящих капитал. Они также содержатся в дву­сторонних и многосторонних (иногда региональных) соглашени­ях стран. На многосторонней основе вопросами гарантий инве­стиций занимается созданное под эгидой МБРР Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ);

2) страхование иностранных инвестиций. Оно производится как государственными, так и частными страховыми агентствами. Ин­вестор при этом приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков. Национальные агентства и страховые компа­нии страхуют только своих прямых инвесторов;

3) урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирова­ние возможно на основе:

• национального законодательства принимающей страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора;

• международного арбитража;

4) исключение двойного налогообложения.

Суть этой формы поддержки инвесторов состоит в следующем. Если фирма оперирует сразу в нескольких странах, то правитель­ства всех этих стран могут стремиться обложить ее национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашениями между странами об исключении двойного налогообложения иностранная фирма платит в принимающей стране только ту часть налога, кото­рую она не заплатила в стране базирования. В практической реали­зации этой формы поддержки инвесторов проявляется закономер­ность: чем более развита страна и чем более в ней развита внешне­экономическая деятельность отечественного бизнеса, тем больше она заинтересована в исключении двойного налогообложения;

5) административная и дипломатическая поддержка.

Страны базирования капитала обычно поддерживают своих пря­мых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут пе­реговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (оте­чественных) инвесторов. Кроме того, национальным инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты эко­номических советников посольств стран, вывозящих капитал, и т. д.

Международное многостороннее регулирование.Помимо двусто­ронних соглашений по иностранным инвестициям осуществля­ются и различные формы многостороннего регулирования, свя­занные с подписанием и реализацией соответствующих универ­сальных соглашений или конвенций.

Уже в 1965 г. в Международном центре по урегулированию ин­вестиционных споров МБРР была принята так называемая Ва­шингтонская конвенция — «О разрешении инвестиционных спо­ров между принимающими государствами и иностранными част­ными инвесторами». В 1985 г. была принята Сеульская конвенция о создании Международного агентства по страхованию иностран­ных частных инвестиций МБРР.

Развитые формы многостороннего регулирования иностранных инвестиций используются в деятельности региональных интегра­ционных группировок и торгово-экономических союзов, таких как ЕС, НАФТА и др. Здесь формируются или уже сформированы еди­нообразные или сопоставимые инвестиционные режимы.

Однако наиболее универсальным, с точки зрения степени ох­вата стран современного мира, является принятое в рамках ВТО Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС — TRIMS, Trade Related Investment Measures), в котором зафиксирован целый ряд положений, связанных с проблемами страхования, урегулирования инвестиционных споров, занятости, трудовых отношений.

ТРИМС запрещает своим участникам использовать ограничен­ный круг мер торговой политики, которые могли бы оказывать влияние на иностранные инвестиции и которые можно было бы рассматривать как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. Например, нельзя принуждать иностранных инвесторов использовать в порядке, пред­писанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, а так­же требовать от предприятия с иностранными инвестициями по­купки импортной продукции только в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Наконец, в соответ­ствии с ТРИМС нельзя требовать от иностранного инвестора обя­зательного экспорта фиксированной доли произведенной им про­дукции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.009 с.)