Место и роль иностранного капитала в экономике России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль иностранного капитала в экономике России



Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, уча­ствует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в меж­дународной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вы возящая капитал).

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:

1) иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегу­лируемом притоке в экономику России таят в себе опасность ут­раты страной национальной экономической, а вслед за ней, воз можно, и политической независимости.

Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну толь­ко в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инве­стиций в экономику России).

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой се­редины» состоит в следующем:

1) международная миграция капитала — это общемировой про­цесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяй­ства и, соответственно, участницей процесса международной миг­рации капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;

2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратеги­чески важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).

В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечествен­ные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятные инвестицион­ные условия, то в нее «не придет» иностранный капитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капи­тала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (поли­тических, социально-экономических, финансовых и других усло­вий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоя­щий момент и на перспективу.

Несколько слов об истории привлечения иностранного капи­тала в Россию. По существу, первый опыт в этой области относит­ся еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с боль­шей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основ­ам в форме государственных займов, получаемых у иностранных инков. Займы способствовали развитию промышленности, с их омощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним |до было выплачивать большие проценты, для чего приходилось >ать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым кударственным займам превышали поступления по новым.

Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр шнансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства в 1905 — 906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлече­ния прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли про­мышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, Металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, К и также в строительство железных дорог.

Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые при­родные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый I{утренний рынок; недостаток собственных капиталов (вслед-•вие чего --не очень острая конкуренция); низкие налоговые •авки и высокая доходность вложения капитала; достаточно раз-1тое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия ункционирования иностранного капитала и одновременно за-иту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возмож-зсть иностранным инвесторам обойти высокие импортные по-I шлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров. В результате политики привлечения иностранного капитала пря-\ мые иностранные инвестиции в акционерные общества России гоставили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в ( i ране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осущест­вляли филиалы иностранных компаний или обществ, специаль­но учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъем-псмым элементом экономического развития нашей страны, вы­ступая в качестве одного из существенных факторов формирова­ния российского капитализма и одновременно включения России и общую систему мировых хозяйственных связей.

 

Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достал­ся ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российско­го долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-креди­торы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд долл.

В результате существенного улучшения общего экономическо­го положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэко­номической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводи­мой Правительством РФ последовательной политики по сокра­щению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международ­ной методологии (по которой он включает долг федеральных ор­ганов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга при­держивается Центральный банк Российской Федерации). По ме­тодологии Министерства финансов РФ, в соответствии с кото­рой учитываются долговые обязательства федеральных органов уп­равления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд долл., а на 1 января 2004 г. — 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий — 115 млрд долл. Это со­ставляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благо­приятный показатель, поскольку в мировой практике (в частно­сти, в рамках Европейского союза) допустимым для страны счи­тается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП.

Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотноше­ния с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама ста­ла его членом), на который приходится 27 % совокупных внеш­них обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки. Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных

стран составлял около 150 млрд долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд долл. Однако большинство из 57 стран — должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная ры­ночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 — 2 млрд долл. (в основном это платежи Индии), хотя по гра­фику сумма должна была составлять до 11 млрд долл.

Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценива­лась в 8,2 млрд долл.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.130.97 (0.005 с.)