Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль иностранного капитала в экономике РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вы возящая капитал). По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения: 1) иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения; 2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, воз можно, и политической независимости. Исходя из положений второй точки зрения делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в экономику России). На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем: 1) международная миграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны; 2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.). В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятные инвестиционные условия, то в нее «не придет» иностранный капитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капитала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоящий момент и на перспективу. Несколько слов об истории привлечения иностранного капитала в Россию. По существу, первый опыт в этой области относится еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с большей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основам в форме государственных займов, получаемых у иностранных инков. Займы способствовали развитию промышленности, с их омощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним |до было выплачивать большие проценты, для чего приходилось >ать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым кударственным займам превышали поступления по новым. Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр шнансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства в 1905 — 906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, Металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, К и также в строительство железных дорог. Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый I{утренний рынок; недостаток собственных капиталов (вслед-•вие чего --не очень острая конкуренция); низкие налоговые •авки и высокая доходность вложения капитала; достаточно раз-1тое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия ункционирования иностранного капитала и одновременно за-иту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возмож-зсть иностранным инвесторам обойти высокие импортные по-I шлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров. В результате политики привлечения иностранного капитала пря- \ мые иностранные инвестиции в акционерные общества России гоставили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в (i ране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, специально учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъем-псмым элементом экономического развития нашей страны, выступая в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России и общую систему мировых хозяйственных связей.
Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достался ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российского долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-кредиторы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд долл. В результате существенного улучшения общего экономического положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэкономической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводимой Правительством РФ последовательной политики по сокращению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международной методологии (по которой он включает долг федеральных органов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга придерживается Центральный банк Российской Федерации). По методологии Министерства финансов РФ, в соответствии с которой учитываются долговые обязательства федеральных органов управления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд долл., а на 1 января 2004 г. — 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий — 115 млрд долл. Это составляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благоприятный показатель, поскольку в мировой практике (в частности, в рамках Европейского союза) допустимым для страны считается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП. Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотношения с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама стала его членом), на который приходится 27 % совокупных внешних обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки. Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных стран составлял около 150 млрд долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд долл. Однако большинство из 57 стран — должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная рыночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 — 2 млрд долл. (в основном это платежи Индии), хотя по графику сумма должна была составлять до 11 млрд долл. Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценивалась в 8,2 млрд долл.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.009 с.) |