Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из чего состоит хороший мужчина?

Поиск

 

Согласитесь, что перед нами три типа мальчиков. У них разные интересы и увлечения, разный подход к жизни. Среди них есть и примерные, и трудные ученики; их академические способности неодинаковы. Джеймс — популярный мальчик, Стивен — одиночка, а Джек — это Джек. Понаблюдав за ними, можно сделать вывод, что с высокой вероятностью они вырастут хорошими людьми. Джеймс станет профессиональным спортсменом и женится на самой популярной в школе девушке, но, несмотря на это, будет приятным человеком. Стивен поступит в университет, где познакомится с девушкой, такой же сложной и неплохой, как и он сам. Джек может стать как строителем, так и миллионером, а может — и тем и другим. Он женится на доброй, здравомыслящей женщине, и у них родятся дети, которые, вероятно, будут нести в себе сумасшедшинку отца, а он станет тренировать их спортивные команды. В любом случае, полагаю, все они вырастут хорошими людьми.

Решив разобраться, как сделать из своего ребенка Джеймса, Стивена или Джека, вы поймете, что это невозможно. Многие их черты обусловлены генетикой и — отчасти — влиянием окружающей среды. В них присутствуют элементы архетипического мальчика, однако каждый представляет собой уникальную вариацию главной темы. Впрочем, если взглянуть на этих мальчиков пристальнее, станет ясно, что их содержание варьируется, но их разделяют некоторые фундаментальные ценности. Внешние детали также могут отличаться, однако в их основе лежат некие всеобъемлющие принципы, руководящие решениями, которые эти мальчики принимают.

Мы окружены различными воплощениями «хороших мужчин», их много, на любой вкус. Ганди был хорошим человеком, и Оскар Шиндлер, и Пол Ньюман, и Мартин Лютер Кинг. Это сложные люди, кто-то испорчен больше, кто-то меньше, но в глубине души все они хорошие и делали в своей жизни правильные вещи. Есть и наши современники, например несравненный Эдвард «Беар» Гриллс из передачи «Выжить любой ценой». Этот бывший спецназовец, альпинист, любитель насекомых и приключений — прекрасный пример современного хорошего мужчины. Он суровый, но не мачо, и он способен проявлять чувства, глядя на панораму Сахары или суматранские джунгли. При этом он входил в элитное подразделение Британских десантников (если некоторые мамы не знают, это особые парашютно-десантные части специальных сил британской армии) и мог убить вас шестью различными способами. Быть может, в армии Эдвард действительно убивал людей, но, по-моему, он отличный папа трем своим сыновьям и чертовски хороший пример для всех мальчиков, обожающих его передачи. Мои сыновья очень любят смотреть, как Эдвард ест жуков, убивает и свежует варанов, как прыгает в зыбучие пески. Мальчикам интересны такие вещи, особенно если их делает действительно хороший человек.

Лики мужественности разнообразны и многочисленны, поэтому мамы должны понять: превращение мальчика в хорошего мужчину не связано с тем, чтобы научить его быть «настоящим мужиком» и делать «мужские вещи», поскольку, имея небольшую поддержку и свободу действий, он разберется в этом сам. Узнать, что такое эти «мужские вещи», мальчик сможет лишь тогда, когда начнет их делать. А ваша цель — научить его базовым ценностям.

Это может казаться старомодным, и я не хочу создать впечатление, будто эта книга имеет скрытую «правую» ориентацию. Отнюдь. Вы не увидите меня на марше с большим плакатом, где написано: «Если вы не поддерживаете „правые“ семейные ценности, то отправитесь в ад». В одной из самых смешных сцен, какие мне довелось видеть, журналист спросил демонстранта (он шел в середине колонны вместе с сотней других не менее страстных типов, распевавших тот или иной слоган о семейных ценностях), какова его любимая семейная ценность. Парень озадаченно молчал. Произошел примерно следующий диалог:

— Что вы здесь защищаете?

— Мы защищаем семейные ценности.

— Почему?

— Мы считаем, что политики взяли неверный курс. Куда ни глянь, семейные ценности разрушаются, и платить за это будут наши дети.

— Какая у вас любимая семейная ценность?

Человек несколько озадачен и смущенно молчит.

— Что, простите?

— Какая у вас любимая семейная ценность?

Еще одна длинная пауза.

— Ммм…

Журналист долго держал микрофон, пока этот парень пытался придумать, что сказать. Так ничего и не придумал. Было очень смешно.

В общем, я не из тех, кто говорит о семейных ценностях подобным образом, напротив, я рассуждаю о них крайне прагматично. Мне всегда казалось, что ценности мы называем так потому, что в них заложены действительно ценные для нас принципы бытия. Они похожи на внутренний кодекс поведения. Это правила, по которым мы живем. Наши ценности составляют основу того, кто мы есть, оказывают огромное влияние на наши дела и цели. Например, если одна из ваших главных ценностей — восторг и радость, вы с гораздо большей вероятностью окажетесь на горной вершине, чем тот, кто ценит безопасность.

Я убежден, что ценности связаны с нашей биологией и средой. Личность, темперамент и окружение — основные движущие силы, которые их определяют. Если вы растете в среде, где доминирующими ценностями являются эгоизм и сосредоточенность на себе, то наверняка и сами обретете эти качества. Наши тюрьмы наполнены парнями, выросшими в семьях, где их учили именно такому. Они усвоили эти законы и перенесли их в мир. Их тоже учили ценностям, но ценностям неправильным. Я провел с такими людьми много часов, и величайшая трагедия заключается в том, что иногда вы видите призрак человека, который мог бы получиться, если бы кто-то в нужное время помог ему встать на ноги.

По моему скромному и в то же время информированному мнению, вы должны научить своего сына базовым ценностям, которые помогут ему вырасти настолько хорошим человеком, насколько это возможно в нашем мире. Если справитесь, считайте, что вы выполнили свою родительскую работу.

 

Базовые ценности

 

Ответственность, скромность, сопереживание.

Существует множество точек зрения на ценности, являющиеся для мальчиков самыми главными. Спорам на эту тему философы и исследователи готовы посвятить всю свою карьеру. Я и сам много об этом думал, вычленив в итоге три ключевые ценности, прекрасно отражающие общую картину. Помните — это лишь мое мнение, основанное на собственных наблюдениях. У вас могут быть свои идеи, и я очень надеюсь, что так оно и есть. В вопросах воспитания нет одного-единственного пути. Используйте эти разделы как отправную точку для собственных размышлений.

 

Ответственность

 

Речь здесь идет об ответственности за себя и свои поступки. Воспитывайте в сыне ощущение личной ответственности за собственную жизнь. Как говорится, человека определяет не то, что происходит, а то, как он на это реагирует. Мир ничего мне не должен, и в его глазах никто из нас не является особенным. Мир даже не знает о нашем существовании. Задача каждого — найти свой путь.

Все, что вы делаете, имеет те или иные последствия, даже если вы просто о чем-то подумали. В восточной философии это называется «карма» или «зависимое возникновение». В западной науке существует теория хаоса (математическая теория о том, что изначально малое влияние на систему может дать непредсказуемый эффект где-нибудь в другом месте и в другое время: бабочка, взмахнувшая крыльями в Айове, запускает цепь событий, приводящих к торнадо в Индонезии). Как бы вы это ни называли, что бы об этом ни думали, все, что вы делаете, имеет последствия, и это важно понимать.

Однако множество молодых людей живут так, будто истиной является полная противоположность. Они уверены — их ничего не коснется, а если что-то плохое все же происходит, это не их вина. Иногда причина в том, что родители слишком далеко зашли в своей заботе и взяли на себя проблемы сына. Если он попадает в неприятности, они его вызволяют. Если он ломает, они чинят. Поступая так, вы не научите мальчиков ответственности.

Ответственность надо передать. Если сын совершит ошибку, он же ее и исправляет. Если он делает что-то неправильно, надо ему помочь все исправить. Это не значит, что вы должны бросить его на произвол судьбы или перестать поддерживать, напротив, вы поддерживаете его в работе с последствиями. Только через работу с результатами собственных поступков, через глубокое понимание того, что ответственность за свои дела несут они сами, ваши сыновья научатся сначала думать, а потом действовать.

 

Скромность

 

Скромность означает понимание того, что мы — часть мира, а не его центр. Скромность не означает, что вы должны стать безвольными, слабыми или зависимыми. Скромность связана с осознанием того, что все мы — часть чего-то, что больше каждого из нас. Скромность связана с пониманием перспективы, нашего места и цели в общей схеме вещей. Никто не оказывается там, где он есть, сам по себе, все мы стоим на плечах тех, кто был прежде.

Неотъемлемым компонентом скромности является уважение к другим. Это не значит подчинять свои нужды нуждам окружающих или действовать так, словно все правы, а вы — нет. Эта грань скромности связана с уважением к людям, к своим родителям, учителям, полиции и ко всем тем, с кем вы вступаете в контакт.

Мы проявляем его, не сходя с ума из-за несчастного банковского служащего, который оказался единственным, кто обслуживает длинную и нервную очередь. Уважение — это когда вы проявляете недовольство, но не забываете, что другой человек тоже имеет чувства.

 

Сопереживание

 

Здесь все ясно и без долгих объяснений, поскольку это основа заботы об окружающих. Без него мы становимся менее человечными. Конечно, есть в мире люди, полностью лишенные сопереживания, и есть многие, кто ставит сопереживание в конец своего списка ценностей. Для этого не нужно непременно быть злобным человеком — вы можете просто ничего не делать. Вы видите, что происходит что-то плохое, и отворачиваетесь. Сопереживание в действии означает понимание того, что родители должны заботиться о малыше. Все просто и ясно.

Заботиться о своем малыше.

 

Обучение ценностям

 

Как же научить ценностям растущего мальчика? Один из самых простых способов — представить их в виде компаса. Смысл обладания ценностями в том, что, когда надвигается туман и сложно понять направление, ваш компас всегда будет указывать на север. Даже потерявшись, вы всегда будете знать, в каком направлении двигаться. Вы можете ничего не видеть в клубящемся тумане, но знаете, что ваше направление верное.

И тогда возникает вопрос: как научить мальчика использовать такой навигатор?

 

Шаг 1. Подайте пример, используя собственный компас

 

Во-первых, убедите сына, что компас полезен, продемонстрировав его работу. Для этого ваш сын должен видеть, как вы пользуетесь своим компасом. Глядя, как вы действуете с опорой на внутренние ценности, он начнет учиться тому, как себя вести. Вы не сможете добиться от него принятия ответственности за свои поступки, если сами безответственны.

 

Джеймс с мамой стоят в очереди к паркомату. В начале очереди — пожилая женщина, которая никак не может разобраться в аппарате. Она не знает, куда воткнуть билет, и продолжает вставлять его не в ту щель. Люди в очереди проявляют нетерпение и недовольство, что только усиливает давление на бедную женщину. Мама Джеймса оставляет свое место, подходит к женщине и спрашивает, может ли она чем-то помочь. Та с благодарностью соглашается, и мама Джеймса помогает женщине пробить билет, а затем объясняет, как нужно обращаться с автоматом на выходе. Женщина благодарит ее и уходит, освобождая очередь. Мама Джеймса ничего ему не объясняет. В этом нет необходимости. Ее действия говорят ему больше, чем тысяча лекций.

 

Никто из нас не совершенен, мы ежедневно сбиваемся с пути, но всеми силами должны придерживаться ценностей, которые хотим видеть в наших сыновьях. Обсуждайте с ними то, как иногда бывает трудно следовать хорошим принципам в быстрой, насыщенной событиями жизни.

Все мы можем раздражаться и иногда реагируем чрезмерно. В этом нет ничего плохого, такова цена, которую мы платим за далеко не святую жизнь.

Важно признавать свои ошибки, если вы срываете на сыне злость. Злость — не пример ответственного поведения; образец ответственности — это извинение за нее. Если мальчик видит, что вы активно сверяетесь с собственным навигационным прибором, его будет легче убедить в том, что компас действительно помогает отыскать путь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.009 с.)