Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложные подростковые годы (11–19 лет)

Поиск

 

Этот этап отнимает у бедных матерей целые годы жизни. Ставки возрастают, когда личность сына теряет даже отдаленное подобие осмысленного поведения. По причинам, которые мы обсуждали в первой главе, общение большинства подростков сводится к минимуму, необходимому для выживания. Если вы захотите узнать, что происходит в школе, они опускаются до нижней точки разговорного прилива. Они не говорят о большей части происходящего, поскольку, будучи прагматиками, не видят в этом смысла. Кроме того, они убеждены, что если вам что-то рассказать, вы начнете задавать новые вопросы, поэтому лучше не говорить ничего. Вот несколько советов, которые помогут вам пройти через стрессовый подростковый период с наименьшими потерями:

♦ Примите то, что теперь он управляет собственной жизнью и сам принимает решения. Некоторые из них будут плохими, неправильными, но так уж заведено. Важно то, что это его жизнь. Именно в этот период вы начинаете его отпускать.

♦ Соблюдать равновесие непросто: с одной стороны, вы хотите, чтобы он учился и понимал, что от него ждут выполнения всех требуемых заданий, а с другой стороны, вы должны предоставить ему достаточно свободы, чтобы он делал это по-своему. Волшебных решений здесь нет, просто старайтесь, как можете.

♦ Создавайте ему определенный распорядок и не мешайте обустраивать место для занятий. Если он хочет слушать музыку, пусть слушает. Я слушал, когда учился, и исследования показывают, что мальчики слушают музыку больше девочек. Не старайтесь увидеть в этом смысл: это надо просто принять.

♦ Большинство мальчиков откладывают свои дела до самой последней минуты. Они выработали этому вполне разумное объяснение: нет смысла делать что-то заранее, поскольку в субботу мир может погибнуть, и лучше закончить дело в воскресенье вечером. Или даже в понедельник утром. Многие взрослые мальчики используют аналогичную стратегию. Мне кажется (поскольку мне не с чем сравнивать), что я лучше работаю в цейтноте. У меня всегда цейтнот. Я не начинаю писать книгу до тех пор, пока меня не охватит холодная паника при взгляде на то количество дней, что осталось до срока сдачи. Многие женщины, которым я это рассказываю, качают головой, не понимая, почему нельзя все делать вовремя. А мужчины просто кивают и поддакивают.

♦ Не помогайте ему, если он попал в неприятности, поскольку чего-то не сделал. Этого принципа следует придерживаться всегда: научить ответственности можно лишь в том случае, если отвечать будет он сам.

♦ Не делайте за него уроки.

♦ Не ругайтесь с учителем из-за переноса сроков заданий. Ваш сын должен научиться сам распределять свое время.

♦ Если у него неприятности из-за поведения, не решайте проблемы за него. Пусть разбирается самостоятельно. К примеру, если вашего сына третирует учитель, в его присутствии он должен вести себя максимально внимательно.

♦ Если он бездельничает, не учится и действует так, будто ему все равно, вам не остается ничего иного — дайте ему почувствовать все последствия на себе. Невозможно заставить его понять это только в теории. Он может провалиться на экзаменах, его могут выгнать из школы. Любой матери тяжело видеть, как ее невероятно умного и талантливого ребенка выгоняют из школы, но некоторым мальчикам необходимо через это пройти и отыскать стимул, который заставит его учиться. Какое-то время он может упаковывать продукты в магазине, однако, если он действительно умен, ему наскучит физический труд, и он вернется в образовательную систему. Многие мальчики взбираются на вершину весьма извилистыми путями, не всем уготована прямая и легкая дорога.

♦ Помните о мудрости гранита. Все мы должны найти свое место в жизни, и в конечном итоге мы его находим. Иногда это прямой и понятный процесс, иногда — нет. Вы должны быть уверены, что он сможет самостоятельно во всем разобраться, если, конечно, сделали то, о чем говорилось в главе о ценностях, моральных принципах и воспитании.

 

Самая сложная задача заключается в обретении равновесия между тем, что вы от него ждете и к чему подталкиваете, и его возможностью и правом искать собственный путь. Оптимальный подход не всегда очевиден: иногда лучше сделать прямо противоположное тому, что вы хотите.

Когда мне было семнадцать, я бросил школу из-за гороскопа. Однажды утром я встал, открыл газету и прочитал гороскоп Рака: «Сегодня вы можете сделать то, о чем давно думали». Должен сказать, я не верю в гороскопы. Не верил тогда и продолжаю не верить сейчас. По моему, это просто хипповая болтовня. Однако мне было семнадцать, и я искал любой повод, чтобы уйти из школы. Повернувшись к матери, я сказал:

— Мам, я, наверное, брошу школу.

Моя мама, женщина гораздо более умная, чем мне тогда казалось, спросила почему.

— В гороскопе написано, что сегодня — подходящий день сделать то, о чем я давно думал… а я думал бросить школу.

Она помолчала.

— И что ты будешь делать? Сидеть и бездельничать?

— Нет, нет… в начале следующего года я собираюсь в университет, но у меня уже есть все нужные оценки, а в школе я все равно ничего не делаю, так что лучше найду на эти полгода работу.

— Ладно, — сказала она. — Если ты все продумал, действуй.

Я был потрясен. Мне даже в голову не приходило, что она может разрешить мне бросить школу. Я говорил отчасти в шутку, не предполагая, что она согласится.

Не знаю, понимала ли она, какое огромное влияние оказал на меня наш разговор, но это было так. В тот момент я оставил за спиной детство: мама дала понять, что я больше не ребенок и она доверяет мне управление собственной жизнью. Она могла бы затеять спор, запретить бросать школу, однако вместо этого узнала о моих планах и сказала, что доверяет мне, и я могу делать то, что считаю нужным.

Этот разговор изменил мой взгляд на самого себя: я вдруг понял, что являюсь хозяином собственной жизни. Я начал воспринимать происходящее значительно серьезнее. Это был переломный момент, и я помню его во всех подробностях вот уже двадцать пять лет.

Когда такой момент наступит в жизни моих сыновей, надеюсь, я буду достаточно проницательным, чтобы понять, о чем мы говорим на самом деле, и достаточно мудрым, чтобы ничего не испортить.

 

Легкий этап (20 лет и старше)

 

В воспитании детей нет ничего простого, но все же существует этап, на котором родителям становится немного легче. С этого момента сын действительно начинает управлять своей жизнью. Теперь ваша задача — отдыхать и расспрашивать его о своих перспективах стать бабушкой. Самая большая проблема большинства мам — отпустить своего сына. На этом этапе он начинает жить самостоятельно и решения принимает только сам. Здесь я могу посоветовать следующее.

♦ Перестаньте его опекать; время для этого, если такое вообще было, в чем лично я сомневаюсь, давно прошло. Вы не должны ходить к преподавателям и просить за него (не смейтесь, некоторые мамы так делают) и не должны общаться с его начальством, когда он найдет работу (и такое случается).

♦ Радуйтесь, что пришло его время встать к штурвалу и вести корабль.

♦ Давайте советы, если он о них просит, но не забывайте: ваша цель та же, что и всегда, — поддерживать в нем уверенность, что он способен справиться сам.

Он будет совершать ошибки, некоторые из них могут быть серьезными, но такова жизнь. У вас же появилась возможность отправиться в отпуск туда, где тепло и спокойно. А если нет, просто сходите в кино и угостите себя чашечкой кофе.

 

Издевательства

 

Эта проблема существует у всех родителей, а не только мам, поскольку никому не нравится, когда их детей преследуют и унижают. Здесь важно различать реальные издевательства и «современные издевательства». Реальное издевательство представляет собой тот старомодный тип унижений, когда старший или более сильный мальчик обижает маленького и слабого. Это очень плохо, потому что превращает жизнь детей в страдание.

«Современное издевательство» лучше всего заметно у младших детей и выражается в следующем: один ребенок делает другому то, что ему очень не нравится (например, чем-то кидается или кричит), и это почему-то называют «издевательством». Современные дети растут слабаками, ожидая, что взрослые решат их проблемы даже в обычном детском споре.

Однажды мой сын вернулся из школы и сказал, что над ним и его другом издевались старшие мальчики.

Я рассердился, но внешне остался спокойным:

— Что именно они делали?

— Они бросались землей нам в лицо.

Услышав такое, вы можете немедленно вспылить, прыгнуть в машину, примчаться в школу и потребовать наказания… или задать еще несколько вопросов.

— Как это произошло? — спросил я.

— Мы бегали вокруг дерева, где они играли, а они сказали, чтобы мы ушли.

— Вы ушли?

— Нет.

— Понятно. И что случилось потом?

— Мы продолжали бегать, а они начали кидаться в нас землей.

— Прямо в глаза?

— Да.

— А вы?

— Мы убежали.

— Они преследовали вас и продолжали бросать землю в глаза?

— Нет.

— Значит, они просто бросили в вас землей, чтобы вы ушли и оставили их в покое?

— Да.

— Это не издевательство, сынок. Большие мальчики объяснили маленьким, что бывает, если их разозлить и не перестать делать то, о чем они просят.

— Они не должны были бросаться в нас землей.

— Не должны. Но как сделать, чтобы это больше не повторилось?

Он немного подумал.

— Не раздражать старших мальчиков.

Я кивнул:

— В этом и состоит твой урок, сын.

Видите, если бы я бросился в школу и потребовал наказания, то в конечном итоге выглядел бы полным идиотом и только ухудшил положение своего ребенка. Вместо этого я задал несколько вопросов, выяснил, что никакого издевательства не было, а было то, что называют «современным издевательством», и решил проблему.

Однако реальные издевательства — дело гораздо более серьезное. Их эффекты могут быть долговременными. Кроме исследований (а их более чем достаточно, и здесь наука на моей стороне), показывающих влияние подобных унижений, есть и мои наблюдения, как издевательства отражаются на детях. Если унижения реальны, вам необходимо как можно раньше подключиться к проблеме, но делать это тактично.

То, как вы будете с ней справляться, зависит от возраста вашего сына. В начальной школе достаточно визита к учителю. Со старшими мальчиками все может оказаться несколько сложнее, поскольку здесь возникает тема «спасения лица».

Никто не хочет прослыть человеком, который бежит к мамочке за помощью, даже если именно так следует поступить. Сейчас школы разрабатывают специальные программы по предотвращению издевательств и жесткие методы работы с хулиганами. Узнав от сына о происходящем, встретьтесь с его учителем или директором. Вот что вам следует у них спросить.

♦ Что сделает школа, чтобы обезопасить вашего сына от унижений, если дети, которые над ним издеваются, узнают, что он о них сообщил?

♦Как поступят с теми, кто над ним издевается? Какие будут предприняты шаги по их исправлению?

♦ Как будет отслеживаться действенность принятых мер?

♦ Как школа сообщит вам о результатах расследования и/или своей работы? Конечно, есть вопросы конфиденциальности, и в школе существуют определенные правила относительно виновных учеников, но вы должны иметь общий отчет о результатах.

 

Если вы не можете получить убедительных ответов, поднимайте шум, пока не добьетесь своего. Если вы окажетесь на школьном совещании, постарайтесь получить заверения, что школа тщательно разберется с проблемой вашего сына и ответит на поставленные вопросы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.009 с.)