Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава тринадцатая. Работа и личные достоинстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Третий тип мягких симптомов, ведущих к депрессии — личное достоинство пропорционально достижениям. Такое отношение типично для западной культуры. Оно звучит довольно невинно, но вносит громадный дисбаланс в эмоциональное равновесие. Доктор Арт позвонил мне и сообщил, что он находится в состоянии паники все выходные. Арт не смог посетить ежегодную встречу выпускников колледжа, перед которыми должен был выступить. В чем же причина расстройства? Арт боялся, что встретится с соучениками, достигшими большего, чем он. Ему казалось, что в результате он почувствует себя неудачником. Такой комплекс распространен среди мужчин, для женщин же любовь и одобрение важнее карьеры. Мужчины с раннего детства запрограммированы на то, что успех в делах — цель их жизни. Для избавления от этого комплекса нужно сначала определить его преимущества и недостатки. Доказав себе, что ставить в зависимость от карьеры личное достоинство — не выгодно, можно избежать депрессии. Нужно начать с анализа утверждения методом поражений и побед. Потом можно будет заняться усиленным самовосхвалением: сделав удачный бросок в гольфе, похвалить себя и чуть-чуть свысока посмотреть на партнера. На утренней пробежке, заметив, что напарник начал задыхаться, сказать себе: «Он, безусловно, хороший парень, но я намного лучше». Если рабочий день оказался плодотворным, похвалить себя: «Сегодня молодец, мой босс будет благодарен, я уважаю себя». (295:) Такое отношение к работе позволит чувствовать себя счастливым, нужно приложить лишь немного больше усилий. Люди чем больше работают, тем ближе к победе, а чем ближе к победе, тем лучше себя чувствуют. Но давайте посмотрим на оборотную сторону медали. Какие недостатки содержит уравнение: «личное достоинство равно достижениям»? Bo-первым, при успешной карьере человек становится трудоголиком, лишенным каких-либо других удовольствий, кроме работы. Но если успехи начнут изменять вам, то депрессия неминуема, так как другие источники получения удовольствия отсутствуют. Во-вторых, в результате болезни или изменений в бизнесе, ухода в отставку или другого независящего от вас факта возможность продуктивно трудиться исчезнет, наступит депрессия, вызванная верованием: кто не работает, тот ничто. Вы будете чувствовать себя использованным и выброшенным на помойку. Измерение личного достоинства рыночными стандартами в данном случае может привести к самоубийству. Кто хочет этого? Кому это необходимо? От подобных верований может пострадать и ваша семья; рано или поздно близкие скажут об этом. Например, жена полюбила другого и завела разговор о разводе, четырнадцатилетний сын, арестованный за кражу со взломом, все попытки завести разговор обрывает: «Где ты был все эти годы, отец». Даже если ситуация складывается менее трагично, один огромный недостаток все равно будет мучить вас — низкое самоуважение. Недавно я лечил одного удачливого бизнесмена, считавшего себя гением в своей работе. Пока он был только жертвой эпизодичных приступов страха и волнений. Но что, если Фортуна отвернется от него? Он продаст свой (296:) серебряный «роллс-ройс», это было бы невыносимо. Сможет ли он выжить^ Любил бы он себя? Сможет ли он найти счастье без известности и славы? Он постоянно находится на грани срыва, потому что не может ответить на эти вопросы. А вы? Продолжали бы любить и уважать себя, потерпев неудачу? Как и при наркотической зависимости, трудоголикам требуются все большие и большие дозы, чтобы испытать кайф. Эффект героина, алкоголя и снотворных присутствует и в достижении богатства, успеха и славы. Почему? Возможно потому, что человек не может остановиться на достигнутом, он намечает себе все более высокие цели. Радость недолговечна, ведь успех не гарантирует счастья. Успех и счастье не одно и то же, их нельзя связывать друг с другом. Поэтому ищущих радости от собственных достижений преследует мираж. Человек начинает понимать, что его собственные мысли являются ключом к его настроению, и эйфория победы быстро улетучивается; человек воспринимает себя продавцом в лавке старых достижений. Если кто-то до сих пор не понял, что счастье не приходит вслед за успехом, он может еще раз попробовать взобраться на вершину и ощутить разочарование вновь. Многие люди средних, преклонных лет нуждаются в лечении, когда их иллюзии исчезают. Каждого могут посетить эти проблемы. В чем смысл жизни? Даже, если человек добивается успеха, эмоциональное его состояние далеко от идеального. Жажда успеха несет в себе больше огорчений, чем радости. Но до сих пор вас не покидает уверенность в том, что человек, достигший большего, более значим. Подумайте, ведь большинство людей — не гении, а живут (297:) счастливо, и их уважают. Не будет ложью, если я скажу, что многие американцы, принадлежащие к среднему классу — счастливы. То есть ни любовь, ни радость не зависят от достатка. У богатых депрессия встречается чаще, чем у бедных, это еще раз доказывает, что счастье и богатство не взаимосвязаны. Предположим, вы решили, что связывать работу и личное достоинство не в вашу пользу, а достижение не обязано приносить любовь, уважение и счастье. Но вы до сих пор уверены, что люди, достигшие большего, более популярны. Давайте рассмотрим это утверждение подробнее. Неужели все, достигшие высокого положения, заслуживают уважения? А как же Адольф Гитлер? Конечно, Гитлер мог считать себя великим человеком, но только потому, что сравнивал свое достоинство с достижениями. Он и ему подобные считали себя сверхлюдьми, так как многого достигли. Но согласны ли вы с этим? Каждый может назвать знакомого человека, который производит отталкивающее впечатление, а достиг многого. Действительно ли у него высокий авторитет? И наоборот — человек, уважаемый вами, вашими знакомыми, но достигший не Бог весть каких высот. Может быть, у него высокий авторитет? Если да, то спросите себя: «Если он может быть значимым человеком без великих достижений, то почему я не могу?» Можно ли все же утверждать, что достоинство равно достижениям? Кто-нибудь вообще пытался измерить человеческое достоинство и затем сравнить с достижениями? Какие же единицы измерения потребуются? Эта затея от начала до конца ничего не стоит. Никто не может доказать уравнение, которое нельзя (298:) составить! Никому не позволено менять местами совершенно разные понятия! Почему бы не сказать: достоинство равно достоинству, а достижения достижениям? Это разные слова, в них заключен разный смысл! Вы до сих пор уверены, что люди, достигшие большего, в некотором смысле лучше? Если да, то я применю к вам один из самых сильнодействующих методов, динамит когнитивной терапии! Вначале попрошу сыграть вас роль старого школьного друга. У вас есть семья, вы преподаете в школе. У меня карьера более странная. В ходе беседы вы будете придерживаться мнения, что достоинства и достижения — одно и то же, а я сведу все это к нонсенсу. Я: Как дела? Вы: Великолепно, а у тебя? — Великолепно. Я не видел тебя со школьной скамьи. Как ты живешьг — Я женился, преподаю в школе, и все замечательно. — Сочувствую, у меня все гораздо лучше. — Не понимаю? — Я закончил университет, получил ученую степень. Имею свой бизнес, много зарабатываю. Я один из самых богатых людей города. Я достиг намного больше, чем ты. Я не хочу тебя обидеть, но мне кажется, что я лучше тебя. Это очевидно. Не так ли? — Дэвид, до разговора с тобой я был достаточно счастлив. — Я могу понять тебя. Посмотри фактам в лицо: у меня есть то, чего нет у тебя, но я рад за тебя. Люди среднего класса тоже имеют право на долю счастья. Я не утверждаю, (299:) что ты довольствуешься крошками со стола, но действительно жаль, что ты не достиг большего. — Дэвид, мне кажется, ты изменился. В школе ты был менее черствым. Мне кажется, что ты меня перестал уважать. — О, нет. Мы можем продолжать дружить. Я просто хочу напомнить, кто в жизни хозяин. Не удивляйся, что я смотрю сверху вниз, ведь я более авторитетный человек. Достоинство равно достижениям. Ты же верил в это? Я достиг большего, поэтому значимее, влиятельней. — Надеюсь, что в ближайшее время мы больше не встретимся. С тобой было приятно побеседовать. Этот диалог быстро охладит пыл многих сторонников верования: достоинство равно достижениям, потому что они увидят, сколь близка к нему система: выше — ниже. Но тем, кто чувствует себя второсортным, я предлагаю поменяться ролями. Кто глупее вел себя в этом диалоге? Итак, вы преуспевающий бизнесмен, унижайте меня, как только можете. Представьте себя редактором преуспевающего журнала. А я знаком с вами со школьной скамьи, я средний школьный учитель. Докажите мне, что вы лучше. Вы: Я столько лет тебя не видел, как дела? Я: Я женат, преподаю физкультуру и вообще довольно счастлив. Я слышал, что ты достиг больших высот? — О, да. Мне действительно очень повезло в жизни, я — главный редактор журнала «Космополитен», ты слышал, наверное, о нем. — Конечно. Я много раз видел тебя по телевизору. Так же слышал и о твоих баснословных доходах. (300:) — Жизнь прекрасна. — Я только вот чего не могу понять: в разговоре с нашими общими знакомыми ты сказал, что лучше меня, потому что твоя карьера сложилась удачней. Что ты подразумевал? — Я имел в виду только факты: я оказываю влияние на миллионы людей, а кто когда-нибудь слышал о Дэвиде Вернее из Филадельфии? Я общаюсь со звездами, а ты возишься с детьми. Пойми меня правильно, ты, безусловно, хороший, искренний, средний человек, просто ты не сделал нормальной карьеры, посмотри фактам в лицо. — Ты влиятельный человек, ты знаменит, и я это уважаю. Но почему ты лучше, чем я? Почему ты ставишь меня на более низкую ступень? — Ну посмотри, ты ни на что не можешь повлиять, а у меня есть власть: я двигаю, я сотрясаю. Не кажется ли тебе, что это дает мне большие преимущества? — Я ничего не делаю бесцельно, но мои цели могут показаться тебе более ничтожными. Я преподаю физкультуру и тренирую местных футболистов, твоя же работа, несомненно, значимей. Но все-таки, почему ты лучше меня? Что ставит тебя надо мной? — Я более развит, я думаю t) более важных вещах. Мои лекции слушают тысячи. Известные авторы работают на меня. Кто же слушает твои выступления? Ассоциация физкультурников? — Конечно, ты богаче, влиятельнее, достиг большего, ты преуспел, но что же тебя ставит надо мной? Прости, но я еще не понял твоей логики. -— Я интересней, мы — все равно, что амеба и примат. Амебы становятся быстро неинтересными. Твоя жизнь — это жизнь амебы, ты просто бесцельно двигаешься, а я более (301:) интересный, динамичный, желанный человек, ты же — второй сорт. Ты хлебная корка, а я — пудинг. Твоя жизнь скучна! Не могу сказать доступнее, ты уж извини. — Ну, моя жизнь не так скучна, как тебе кажется, присмотрись к ней внимательней. Я удивлен твоими представлениями о скуке. Все, что я делаю, захватывает, важно для меня. Мои ученики — это мои звезды. Но даже если считать, что моя жизнь менее интересна, почему я хуже тебя? — Ты — амеба, ты рассуждаешь на уровне амебы. Я могу судить о тебе, а не ты обо мне. — Почему ты осуждаешь меня? Ты называешь меня амебой, но что под этим подразумеваешь, я не знаю. Ты, по-моему, опустился до уличной брани. И все из-за того, что тебе не очень интересна моя жизнь. Конечно, я не столь известен, не столь богат. Но что же тебя делает более достойным? — Я уже начинаю сдаваться. — Не сдавайся, попробуй побороться, может ты действительно лучше меня. — Общество определенно влияет на меня, мое окружение делает меня лучше. — Это делает тебя более значимым для общества. Но как, почему оно делает тебя боЛее достойным? — Я зарабатываю миллионы. Что же имеешь ты, мистер «школьный учитель»? — Безусловно, финансовое преимущество за тобой. Но почему оно делает тебя более авторитетным? Как коммерческий успех может сделать кого-нибудь лучше? — Если ты не собираешься преклоняться передо мной, я прекращаю разговор. — Ну, а это почему меня сделает менее достойным? И (302:) вообще, кто поклоняется тебе? Если все преимущества, которые, как тебе кажется, ты имеешь перед смертными, вызваны твоим положением, то и у меня может быть шанс достигнуть этого? Объясни мне жизнь «сверху», и я может быть перестану считать всех равными. — Твоя орбита меньше и призрачней. Когда я еду в шикарном автомобиле, ты томишься в переполненном автобусе. — Моя орбита быть может маленькая, но мне очень нравится учительствовать, я люблю детей. Здесь гораздо больше человечности и любви, чем у тебя. Что же в этом призрачного? — Здесь многого не хватает, нет настоящего выбора. В таком маленьком мире невозможно не зациклиться на одних и тех же вещах. — Твоя работа шире, но как я могу узнать все хотя бы об одном ученике? Они сложны и этим прекрасны. Нет человека, которого я бы понял до конца, а ты можешь? Работа с детьми позволяет мне реализоваться по-настоящему. Я не понимаю, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что мой мир маленький и скучный. — Тебе, наверное, не приходилось сталкиваться с людьми моего уровня и развития. — Но у многих моих студентов высокий коэффициент интеллекта. Они могут стать очень похожими на тебя, а у других умственные способности средние, и они не пойдут далеко. Большинство же людей средние, и каждый по-своему для меня привлекателен. Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что они скучны? Почему тебе интересны только любимцы Фортуны? — Я сдаюсь!!! (303:) Я надеюсь, что вы действительно сдались, играя роль преуспевающего сноба. Метод, который я применил, разрушая верование в превосходстве, довольно прост, когда кто-то заявляет, что он лучше, потому что более развит, имеет более высокий статус. Я немедленно соглашался, что он лучше благодаря каким-либо качествам, но затем спрашивал. «Почему это делает вас более достойным?» На такой вопрос не существует ответа, он выбивает из седла зазнавшегося оппонента. Назовем этот метод — уточнение. Записываются те качества, которые, как кажется, поднимают авторитет. А затем задаемся вопросом: «Способен ли я на это?» Конечно, диалог сильно утрирован, люди не могут так вас унижать, но настоящие оскорбления всегда грубы и являются плодом собственных мыслей. Именно сам человек говорит себе, что невысокое положение, низкая популярность, недостаток любви делает его менее достойным. Поэтому единственный, кто может положить этому конец — вы сами. Например, для достижения этой цели можно провести изложенный ниже диалог с самим собой. Оппонент, которого назовем преследователем, будет утверждать, что вы ниже его из-за какого-то несовершенства, ответной реакцией должно быть частичное согласие с долей правды в его словах. Потом задавайте вопрос: «Почему из этого следует, что я менее достоин?» 1. Преследователь: Ты не такой уж и хороший любовник, ты не умеешь добиваться стабильной эрекции. Ты неполноценный мужчина. Ты второсортен. Вы: Да, безусловно, меня беспокоит проблема секса, я не очень опытный и уверенный любовник. Но почему из (304:) этого следует, что я — неполноценный мужчина, недочеловек? Ведь только человеку, только мужчине свойственно волнение из-за нестабильности эрекции. Поэтому я мужчина, а им гораздо сложнее быть, чем просто заниматься сексом. 2. Преследователь: Ты менее удачлив в делах, чем большинство твоих друзей. Ты ленив, ты ничто. Вы: Это означает, что у меня меньше амбиций и трудолюбия, может быть, мне не хватает таланта. Но почему ты решил, что я ленив и плох? 3. Преследователь: Ты ничего не стоишь, потому что в тебе нет особенных талантов. Вы: Я согласен, что не выиграл ни одного международного первенства, так же как не занимал и вторых мест. Да, во многом я довольно средний человек. Но почему я ничего не стою? 4. Преследователь: Ты непопулярен, тебя нет близких друзей, никто о тебе не беспокоится, у тебя нет семьи, нет даже любовницы. Ты — потерянный человек, не приспособленный к жизни. Наверное, ты не совсем нормален. Ты — никчемен. Вы: Это правда, что сейчас у меня нет любовницы, но есть друг, который мне очень дорог. Но сколько же мне их нужно, чтобы не быть потерянным человеком? Если я непопулярен, возможно, я не очень общителен, значит мне придется над этим поработать. Но почему из этого следует, что я никчемен? Вначале метод может показаться сложным, но в конце концов правда станет очевидной, можно быть несовершенным, неудачливым, нелюбимым, но это нисколько не уменьшает собственное достоинство. (305:) Четыре пути к самоуважению Как же стимулировать самоуважение, если достоинство не зависит от успеха, любви, одобрения? Предлагаю четыре пути к самоуважению. Из них лучше выбрать один, который кажется наиболее полезным. Путь первый, прагматический и философский. Человеческое достоинство — абстракция. В реальной жизни не существует такой вещи, как человеческое достоинство. Им нельзя обладать, его невозможно измерить. Достоинство — не предмет, а понятие, которое очень обобщено и не имеет реального, практического значения. Эта концепция не приносит пользы и не помогает в жизни. Она наоборот носит поражающий характер. Достоинство не гарантирует никаких благ, а только вызывает переживания и обрекает на ужасное существование. Так что, стоит избавить себя от жажды быть достойным, исчезнет желание измерять его и страх перед никчемностью. Достоинство и никчемность — это пустые слова. Выбросите их на помойку. Туда же, при желании, можно положить свое «я — действительное». Только тогда можно понять, что терять нечего, и сконцентрироваться на жизни. Решение жизненных проблем, вот что важно. Страх перед потерей достоинства нелеп. Следующим диалогом я попробую пояснить это. Предположим, что я — никчемен. Попробуйте внушить мне это, чтобы расстроить. Вы: Бернс, вы никчемны. Я: Конечно, я полностью согласен. Во мне нет ничего, что делало бы меня достойным. Любовь, одобрение, достижения не могут дать мне достоинство. Поэтому я согласен: его нет (306:) у меня. В чем же моя проблема? Что может случиться ужасного? — Вы должны ужасно себя чувствовать. Вы просто плохи. — Предположим, я — плох, ну и что? Что в этом такого, почему я должен чувствовать себя ужасно? Неужели никчемность добавляет мне недостатки? — Как вы можете уважать себя? А другие как? Вы просто ужасны! — Я могу считать себя ужасным, но я уважаю себя, как и многие люди. Я не вижу настоящей причины не уважать себя. Вы можете не уважать, но это мало волнует меня. — Но никчемные не могут быть счастливыми. Вы должны страдать депрессиями. Мои знакомые эксперты определили, что вы полнейший ноль. — Тогда позвоните им и скажите: «Врач из Филадельфии обнаружил свою никчемность». Если я настолько плох, то это даже радует меня, я уже ничего не могу потерять. А все-таки быть полным нулем не так плохо, я живу, радуюсь чему-то. Мой девиз: никчемность — это прекрасно. Не выпустить ли футболку с такой надписью? Может я что-то упустил? Конечно, вы значимы, а я — нет. Но что это дает вам? Значимость делает вас лучше меня? Или что? Если я перестану верить, что успех укрепляет мое личное достоинство, тогда пропадет смысл в работе? Но ведь, находясь в постели, нельзя ожидать ярких впечатлений. К тому же работа дает огромное удовлетворение, когда ее делаешь не для результата; например, когда я пишу, то великолепно себя чувствую. И это не благодаря моей вере в то, что я особенно значим, а потому, что пишу. Удовольствие (307:) доставляет творческий процесс, реализация идей. Работа, если увлечься процессом, может стать восхитительным приключением. Даже риск может нести стимулирующее воздействие. Мне кажется, что это и есть то, что все хотят получать. Но каково назначение, смысл жизни, если отбросить концепцию достоинства? Каждый день можно получать удовлетворение, радость, развлечение; можно заниматься совершенствованием себя; можно общаться с окружающими. Кто поймет ценность подобных вещей, тот забудет о достоинстве. А если я человек духовный, меня всегда учили, что все люди имеют достоинство, и я не хочу терять веру в это, то что? Не вижу ничего плохого в вашем подходе. Я даже соглашусь. Поэтому я предлагаю второй путь к самоуважению. Предположим, что существует единица достоинства, которую получают на момент рождения и проносят через всю жизнь. Младенец может достичь немногого, но все равно он будет драгоценен и значим. Даже старый, больной, расслабившийся или уснувший или просто ленивый, все равно, имеет достоинство. Единица достоинства, полученная при рождении, не может быть измерена и никогда не изменится. Но у всех она одинакова. На протяжении жизни можно увеличивать свое счастье и удовлетворение трудом, но можно и, наоборот, сделать свое существование ужасным. Но единица достоинства всегда на месте. Так как нельзя измерить эту единицу или изменить ее, то нет никакого повода беспокоиться. Предоставьте это Богу. Парадоксально, но такое поведение выводит на ту же прямую, что и предыдущее: заботиться о своем достоинстве бесполезно и никчемно, поэтому лучше продуктивно жить. Какие проблемы мне придется сегодня решать? Что мне нужно предпринять? Такие вопросы действительно полезны, в отличие от постоянного волнения о личном достоинстве Пришло время сказать и о третьей дороге к самоуважению. Существует только один способ потерять достоинство — преследование себя непоследовательными, нелогичными отрицательными мыслями. Самоуважение становится реальным, когда человек не мучает себя подобными проблемами, а пытается найти на них рациональные ответы. Если они эффективны, то приходит ощущение праздника, поднимается настроение. Не имеет смысла помогать реке течь, нужно только предотвращать ее пересыхание. Поскольку только искажения могут лишить человека самоуважения, то ничего в реальности не может лишить его личного достоинства. В ситуациях реальных потерь, как бы в доказательство этому, люди не теряли самоуважения; в годы мировой войны узники нацизма не уверовали в свою никчемность, они почувствовали, несмотря на все ужасы, огромный рост собственного достоинства, многие испытали духовный подъем. Теперь о четвертом пути. Самоуважение можно рассматривать как необходимость заботиться о себе, как о лучшем друге. Представим, что вас неожиданно навестило несколько близких друзей. Как можно позаботиться о них? Надеть лучший костюм, предложить самое изысканное вино и еду, постараться сделать так, чтобы они почувствовали себя хорошо. Сделать так, чтобы они поняли, насколько высоко их ценят. Что их приход это большая честь. Но почему бы не отнестись так же и к себе? А ведь неплохо бы делать это всегда, когда только можно. Ведь насколько бы не была искренней дружба, сам человек всегда важней для себя Так почему бы не относиться к себе, по крайней мере, так же хорошо? Неужели кто-то станет донимать дорогого гостя (309:) глупыми искаженными предположениями? Или будет выставлять напоказ его слабости и несовершенства? Так зачем же это проделывать над собой? Многие сомнения и мучения станут глупыми, если взглянуть на них с этой стороны. Подобное отношение к себе не требует мучительной подготовки. Оно основывается на желании поднять самоуважение. Положительное влияние его можно осознать без ложного чувства превосходства. Самоуважение не может быть заслужено, заработано, но такой подход повысит его. ДОСТИЖЕНИЯ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ УТОПИЕЙ — Вся эта философия о достижениях и личном достоинстве прекрасна, если у кого-то, как и у д-ра Бернса сложилась карьера, вышла книга. Но для меня все это — объяснение богача нищему ненужности денег. Я же все равно верю, что жизнь будет прекрасней, если я добьюсь большего. Счастье только для великих, а я — простой смертный, я никогда не сделал ничего выдающегося, поэтому обречен на вечную нужду. Коли я не прав, попробуйте опровергнуть! Покажите, как я могу изменить свои мысли и чувства. Только тогда я до конца поверю. Давайте еще раз повторим шаги, необходимые для избавления от навязчивой идеи, что только великие счастливы. Рациональные ответы Во-первых, не забывайте давать рациональные ответы на негативные автоматические мысли, чтобы окончательно уяснить, что все проблемы исходят не от поступков, а от (310:) взгляда на них. Как только человек научится реально оценивать свои действия, он почувствует, что его уверенность в себе возросла. Вот как это использовал Лен, юноша, мечтавший о карьере рок-гитариста Ему необходима была медицинская помощь из-за навязчивых мыслей, что он второсортный музыкант. В юности он думал, что его будут хорошо воспринимать только в том случае, если он станет гением. Он болезненно относился к критике и чувствовал себя ужасно, завидуя более именитым музыкантам. Лен думал: «Я — никто по сравнению с ними». Он был уверен, что друзья и фанаты видят в нем среднего человека. «Я никогда не добьюсь славы, восхищения, любви». Лен применил для самоопровержения метод двух колонок (таблица 13.1). Это помогло ему понять: не недостаток таланта породил его проблему, а собственные мысли. Как только Лен начал исправлять искаженные мысли, его самоуверенность возросла. «Запись автоматических мыслей и противопоставление рациональных ответов им помогли мне увидеть, как плохо я к себе относился. Я поверил в свои силы». ПРИОБОДРЯЙТЕСЬ! Разве настоящее счастье не приходит от успехов в работе? Нет, потому что множество вещей, дающих удовлетворение, никак не связано с карьерой. Не требуется особенных талантов, чтобы насладиться прогулкой по осеннему лесу, чтобы почувствовать счастье от общения с ребенком. Можно насладиться игрой в волейбол, несмотря на то, что средне играете. Что еще? Музыка, походы, плаванье, еда, (311:) ТАБЛИЦА 13.1
путешествие, разговоры, чтение, изучение чего-то, спорт, секс? Нужно ли быть знаменитым или выдающимся, чтобы насладиться всем этим? Джорж, 58 лет, страдает маниакальной, резкой сменой настроений и переживает сильную депрессию. Когда он был маленьким, то постоянно слышал от родителей, что во всем должен быть первым. Джорж многого достиг в выбранной им (312:) области, электрической инженерии Он заработал немало наград, пользовался хорошей репутацией, чем и радовал родителей Но он стал подвержен резкой смене настроения В такие периоды его приходилось госпитализировать Это привело к развалу семьи, потере карьеры Жена подала на развод, он был вынужден уйти на пенсию Все достижения испарились В течение следующих лет Джорж лечился литием и занимался простейшими консультациями в изученной области Но ему пришлось обратиться ко мне по поводу депрессий, не проходящих даже от лития Причины депрессии удалось установить: Джорж разочаровался в жизни потому, что карьера для него перестала быть символом денег и престижа, как раньше В шестидесятилетнем возрасте он ощутил себя за бортом, так как Джорж до сих пор считал творческие достижения залогом счастья Ему казалось, что простая работа и стиль жизни делают его второсортным. Так как Джорж был в душе исследователем, он решил докопаться до первопричин своего состояния, используя метод ожидания радости Каждый день он составлял список дел, которые, как ему казалось, должны принести радость, счастье и поднять самоуважение Они могли включать его профессиональную работу, хобби и т д Прежде, чем приступить к делу, он записывал прогнозируемый уровень удовлетворения от него от 0 до максимально возможного для человека — 100% После того, как Джорж составлял списки в течение нескольких дней, он обнаружил, что жизнь все еще может приносить радость и удовлетворение, как и раньше (таблица 13 2) Он с облегчением осознал, что работа может доставлять много радости Однажды субботним вечером он был несказанно удивлен катаясь на роликовых коньках со своей подругой под музыку, он стал незаметно для себя подстраиваться под музыку, и как только ритм охватил его, Джорж испытал дикий восторг. Жизнь полна радости, если не фокусироваться на микроскопическом продвижении в своей работе, а открыть себя для других занятий. Я не утверждаю, что успехи, достижения вредны, это было бы глупо. Быть продуктивным, многого достигать в работе, безусловно, приятно. Но это вовсе не обязательно для того, чтобы достичь блаженства. Нет необходимости заслуживать любовь и уважение однообразным, механическим трудом; не нужно быть первой скрипкой, чтобы почувствовать самоуважение. Теперь, я надеюсь, доступно объяснил свои мысли^ Таблица 13.2. Ожидание радости
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.019 с.) |