Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты мультивариативного анализа показателей состояния здоровья

Поиск

 

a) Тяжесть заболевания (зависимая переменная) F = 2,48, DF (3,1 80); Wilks lambda = 0,06
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 2,18 (1,14) 1,88 (1,34) 1,84 (1,29)
Исцелившиеся (N=131) 1,85 (1,28) 1,65 (1,19) 1,40 (1,40)
univariate F 3,44* 1,44 4,95*
b) Физическое благополучие (зависимая переменная) F = 2,85, DF (3,194); Wilks lambda = 0,95*
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 15,2 (2,9) 15,5 (2,92) 14,07 (3,19)
Исцелившиеся (N=131) 16,4 (2,7) 16,5 (2,44) 14,91 (2,52)
univariate F 8,28** 6,63* 4,10*
с) Общее благополучие (зависимая переменная) F = 0,63, DF (3,186); Wilks lambda = 0,98 (N. S)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 1,69 (0,84) 1,74 (0,74) 1,74 (0,80)
Исцелившиеся (N= 131) 1,64 (0,69) 1,61 (0,69) 1,64 (0,72)
univariate F 0,17 1,43 0,37
d) Индекс общей тяжести состояния (зависимая переменная) F = 0,71, DF (3,189); Wilks lambda = 0,99 (N. S.)
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
Неисцелившиеся (N=68) 0,62 (0,24) 0,59 (0,31) 0,53 (0,31)
Исцелившиеся (N= 131) 0,57 (0,34) 0,53 (0,27) 0,53 (0,33)
univariate F 0,87 2,12 0,73
е) Поведенческое благополучие (зависимая переменная) F = 1,45, DF (3,195); Wilks lambda = 0, 99 (N. S.)  
  1 измерение 2 измерение 3 измерение  
Неисцелившиеся (N=68) 3,47 (2,0) 2,86 (1,84) 2,67 (1,67)  
Исцелившиеся (N= 131) 3,78 (1,8) 3,32 (1,72) 3,19 (1,78)  
univarïate F 1,19 3,05 3,99*  
               

 

В таблице 3 представлены корреляции между показателями уров­ней исцеления и изменениями качества жизни. Изменения качества жизни определялись на основе вычитания индивидуальных показате­лей в ходе завершающего интервью: положительные величины свиде­тельствуют о достигнутом улучшении, в то время как отрицательные величины - об ухудшении состояния, за исключением показателей поведенческого благополучия, которые имеют противоположную на­правленность. Как и ожидалось, различные показатели качества жизни оказались взаимосвязаны, что указывает на высокую согласованную валидность разных критериев. Однако изменения показателей качества жизни во времени не были существенно связаны с заполненными рес­пондентами уровнями исцеления (смотри первый столбец в таблице 3).

Необходимо отметить, что каких-либо значимых тенденций в из­менениях качества жизни в данной выборке нами обнаружено не было. Состояние некоторых лиц улучшалось, других — ухудшалось, однако значимых изменений уровня здоровья за период исследования, свиде­тельствующих о том, что данный контингент лиц стал более «здоро­вым», не было выявлено. Кроме того, повторный мультивариативный анализ, направленный на определение корреляций между утверждени­ями о достигнутом исцелении и изменением качества жизни, также по­казал отсутствие достоверных различий между теми, кто контактиро­вал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал.

Таблица 4 показывает выбор респондентами карт с разными сим­волами, связанными со стадиями Большого Круга Мандалы (Kellogg, 1986). Эти стадии, в свою очередь, характеризуют уровень психическо­го развития респондентов и особенности их когнитивных процессов. Большой Круг Мандалы можно разделить на три группы стадий и соот­ветствующими им значениями:

- 125 -

 

Таблица 3

Корреляционная матрица: связь между заявленным исцелением

И изменениями показателей физического, психического

И поведенческого здоровья

 

  AV ER ILL SEVCH GW BCH GSI СН DEP СН AN ХСН HOS СН PHY SCH BEN CH
ILL SEVCH 0,06                
GW BCH - 0,02 0,05              
GSI СН 0,05   0,13 * 0,14 *            
DEP СН 0,05 0,00 0,33 ** 0,54 **          
AN ХСН 0,06 0,07 0,08 0,50 ** 0,33 **        
HOS СН - 0,02 0,02 0,24 ** 0,40 ** 0,34 ** 0,37 **      
PHY SCH 0,02 0,21 ** 0,16 *   0,19 * 0,12 * 0,10 *   0,05    

 

BEN CH 0,03   - 0,15** - 0,02 - 0,18 * - 0,13 * - 0,17** - 0,09 - 0,24**    
m   3,5   0,42   - 0,027 0,03 0,05   0,07 0,02 - 1,462 - 1,00
SDS   0,9   0,98   0,60 0,12 0,38   0,39 0,33   2,57   2,09  

Примечания:

AVER — уровень исцеления

ILL SEVCH — изменения тяжести заболевания

GWBCH — изменения общего благополучия

GSICH — изменения общей тяжести состояния

DEPCH — изменения показателя депрессии

ANXCH — изменения показателя тревоги

HOSCH — изменения показателя враждебности

PHYSCH — изменения физического благополучия

BENCH — изменения поведения

- 126 – 127 -

 

Таблица 4

Выбор карт, соответствующих трем группам стадий Большого Круга Мандалы

 

 

 

а) стадии с 1 по 4
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
b) Стадии с 5 по 8
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
с) Стадии 9-12
  1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            

 

- 128 -

1. Стадии с 1 по 4 включительно указывают на переработку мате­риала на уровне бессознательного, опыт рождения, развития и психо­аналитического самоопределения;

2. Стадии с 5 по 8 включительно указывают на переработку мате­риала на уровне сознания, опыт сознательной деятельности и самоак­туализации;

3. Стадии с 9 по 12 включительно указывают на переработку мате­риала как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, процес­сы психологических изменений, трансформации и фрагментации, эк­статические переживания.

Данные тестирования с использованием карточного теста мандалы, полученные в разные моменты времени, представлены в таблице 4. Наибольшего внимания заслуживает тот факт, что респонденты чаще всего отдавали предпочтение картам, соответствующим стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12, и гораздо реже — картам, соответствующим стадиям с 1 по 4. Наиболее «популярными» были стадии с 9 по 12, часто связанные с «измененными состояниями сознания» и опытом психологической трансформации.

В таблице 5 представлена связь между выбором карт, соответ­ствующих разным стадиям Большого Круга Мандалы и заявленны­ми респондентами эффектами исцеления в разные моменты иссле­дования. Заявившие о значительных положительных изменениях в своем состоянии респонденты значительно чаще стали выбирать карты, соответствующие стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12. Те же, кто констатировали отсутствие эффектов исцеления, выбирали эти кар­ты примерно с той же самой частотой, независимо от момента тес­тирования. Изменения в частоте выбор карт, соответствующих ста­диям с 1 по 4, у тех, кто отметил эффект исцеления, и тех, кто его отрицал, были сходными.

В таблице 6 представлен выбор разных цветов при тестировании с использованием карточного теста мандалы. Цвета имеют условные обозначения в зависимости от их интенсивности и связаны с различными группами описанных выше стадий. Мы разделили цвета на три основные группы по степени их интенсивности; каждая группа имеет свое психологическое содержание:

1) темные оттенки — отражающие переработку материала на уров­не бессознательного;

- 129 -

Таблица 5

Изменения в выборе карт во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал

 

 

 

 

а) стадии с 1 по 4 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         3,8
Более частый выбор         (N.S.)
b) стадии с 5 по 8 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора          
Более частый выбор          
с) стадии с 9 по 12 Не исцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         8,2 4**
Более частый выбор          

 

2) средние по интенсивности оттенки — отражающие переработ­ку материала на уровне сознания;

3) светлые оттенки — отражающие переработку материала на уров­не как сознания, так и бессознательного, а также опыт психологичес­кой трансформации.

- 130 -

Как видно из таблицы 6, общее распределение цветов указывает на то, что большинство респондентов избегают темных оттенков, отда­вая предпочтение средним по интенсивности и светлым оттенкам. Вы­бор цветов, таким образом, аналогичен выбору карт, соответствующих разным стадиям.

Таблица 6

Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования

 

 

 

 

а) темные оттенки   1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
b) оттенки средней интен­сивности 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            
с) светлые оттенки 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора            
1-2 места            
3-4 места            

 

- 131 -

В таблице 7 представлена связь между выбором цветов и заявлен­ными респондентами эффектами исцеления. Те, кто отрицал какие-либо эффекты исцеления, продолжали избегать выбора темных цветов. Те же, кто заявлял о достигнутом исцелении, также продолжали отдавать предпочтение более светлым оттенкам, причем частота их выбора со временем увеличивалась. Выбор же оттенков средней интенсивности существенно не менялся.

Таблица 7

Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал

 

 

 

 

а) темные оттенки Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         11, 5**
Более частый выбор          
b) оттенки средней интен­сивности Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         1,5
Более частый выбор          
с) стадии с 9 по 12 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор         xy2
Нет изменений выбора         4,6 6*
Более частый выбор          

 

- 132 -

Обсуждение

 

Целью данного исследования было изучение связи между «объек­тивными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и пси­хической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стороны, и за­явлениями участников групп духовного целительства о достигнутом исцелении, с другой стороны. Результаты исследования свидетельству­ют о наличии весьма слабой связи или даже ее отсутствии между изме­нениями качества жизни респондентов во времени и их утверждением о достигнутых эффектах исцеления. В то же время была отмечена неко­торая связь между психодинамическими феноменами и утверждением об исцелении: те лица, которые заявляли о выраженных эффектах ис­целения, демонстрировали более значительные изменения в своем пси­хическом состоянии, определяемые с помощью карточного теста ман­далы. Кроме того, те, кто сообщал о более высоком уровне физическо­го и поведенческого благополучия, часто заявляли и о достигнутом исцелении.

Значительное число подвергшихся опросу лиц положительно от­вечали на вопросы, касающиеся эффектов исцеления, хотя вопросы касались лишь тех эффектов, которые проявлялись в период проведе­ния исследований. Хотя несколько человек заявили о полном исцеле­нии, большинство опрошенных отметили лишь определенное улучше­ние в состоянии своего здоровья или жизненной ситуации (Glik, 1990b). Более того, как и в исследованиях Клейнмана и Санга (Kleinmann and Sang, 1979) и Финклер (Finkler, 1981), в нашем исследовании были те, чье состояние, по их мнению, за период наблюдения существенно не изменилось. Результаты наших исследований согласуются со сделан­ными ранее наблюдениями, состоящими в том, что измеряемое с помо­щью конвенциональных методов качество жизни в результате ритуалов целительства существенно не меняется.

Проведение карточного теста мандалы на выборке участников групп религиозного целительства позволило выяснить, как различные способы когнитивной переработки материала или переход от одного из них к другому связаны с заявлениями респондентов о достижении ис­целения. Можно предполагать, что изменения в способах когнитивной переработки материала могут вызывать изменения восприятия, кото­рые, в свою очередь, связаны с ощущением «исцеления».

- 133 -

Хотя участвовавшие в исследовании лица не опрашивались непос­редственно в ходе совершения ритуалов исцеления, полученные нами данные позволяют допустить, что участники групп религиозного целительства могут переживать изменения восприятия себя и окружающего мира, а также способов переработки информации (Csordas, 1983), кор­релирующие с ощущением исцеления. Более того, ритуалы исцеления могут стимулировать появление у их участников определенного «опы­та исцеления» или переживание ими «событий особого рода» благода­ря использованию в ходе этих ритуалов связанной с внушением лич­ной силы и трансформации риторики (Csordas, 1983; McGuire, 1983), которая способна вызывать яркие образные представления и изменен­ные состояния сознания (Griffith et al., 1986). Многими исследования­ми связь переживания «измененных состояний сознания» с участием в ритуальных действиях была подтверждена (Ludwig, 1968; Fischer, 1975, 1976; DiLeo, Grof and Kellogg, 1977; Galanter, 1982; Lex, 1979).

С учетом высокой частоты появления опыта «трансформации и изменений», можно предполагать, что участники групп религиозного целительства имеют определенную предрасположенность к пережива­нию «измененных состояний сознания». Это согласуется с юнгианским представлением о том, что опыт раннего детства и особенности окру­жающей ребенка среды могут способствовать усвоению определенных когнитивных стилей и тенденций, связанных с переживанием разных психических состояний.

Поскольку использование нами различных критериев оценки ка­чества жизни респондентов предполагало дифференциацию эффек­тов воздействия исцеляющих ритуалов по степени их оздоровляюще­го эффекта, на основании результатов применения карточного теста мандалы. Можно предполагать, что каждая стадия Большого Круга Мандалы обладает определенным потенциалом как здоровья, так и патологии. Если имеет место «застревание» на тех или иных стадиях, вероятность патологических изменений повышается. В то же время вряд ли есть основания говорить о том, что одна Стадия лучше, чем другая. Здоровым индивидом является тот, кто способен проходить разные стадии Большого Круга, не утрачивая при этом присущей ему целостности и равновесия. На основе полученных нами результатов можно предполагать, что у субъектов, имеющих относительно высо­кий уровень физического и поведенческого благополучия, участие в

- 134 -

ритуалах исцеления может вызывать определенные психодинамичес­кие изменения, которые затем интерпретируются ими как положитель­ные или «исцеляющие» в контексте группы. В отличие от них, у ме­нее физически и поведенчески благополучных индивидов тенденция к переживанию психодинамических изменений, по-видимому, ниже (см. таблицу 5), а потому они реже оказываются готовыми пережить опыт «исцеления». Что касается связи цветового выбора с отчетами о достигнутом исцелении, то она, по данным нашего исследования, не столь очевидна.

Заключение

 

Литература на тему ритуального целительства свидетельствует о том, что оно может быть действенным в решении определенных психосоциальных и психосоматических проблем, включая экзистенциальные проблемы, проблемы соматизации стрессовых воздействий, адаптации к хроническим заболеваниям и состоянию нетрудоспособности (Bourguignon, 1976; Garrison, 1974; Galanter, 1980; Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Finkler, 1985; Glik, 1986; Griffith et al., 1986). Изложенные в этой статье результаты исследований свидетельствуют о различных эффек­тах, связанных с переживанием измененных состояний сознания, но не с психологическими изменениями. Эти результаты также показывают, что эмпирическое изучение эффектов исцеления должно строиться на серьезной в концептуальном и методологическом отношении основе. Оно должно охватывать достаточно большие группы испытуемых, а для их обследования должны использоваться валидные инструменты оцен­ки, способные зафиксировать возможные изменения.

Подытоживая, можно заявить о том, что, несмотря на существова­ние разных подходов к лечению заболеваний и практик оздоровления, сакральные системы целительства, действующие в контексте группы и основанные на ритуальных практиках (Alland, 1962; Ness, 1980; Kleinmann; 1980; Moerman, 1983), могут способствовать облегчению психического состояния их участников и предоставлять им средства интерпретации «феноменов исцеления» (Frank, 1973; Lex, 1979). Не пытаясь анализировать в данной публикации природу этих феноменов с точки зрения их связи с регрессивными (O'Keete, 1982) или транс-

- 135 -

формационными процессами (Wilber, 1983), результаты исследования позволяют предполагать их связь с состояниями сознания и стилями переработки информации. Полученные данные свидетельствуют, что переживаемое в контексте ритуальных групповых действий «исцеле­ние» имеет существенные отличия от тех процессов исцеления, кото­рые имеют место в контексте психологических или медицинских воз­действий.

- 136 -

ПОСЛЕСЛОВИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.008 с.)