Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты мультивариативного анализа показателей состояния здоровьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В таблице 3 представлены корреляции между показателями уровней исцеления и изменениями качества жизни. Изменения качества жизни определялись на основе вычитания индивидуальных показателей в ходе завершающего интервью: положительные величины свидетельствуют о достигнутом улучшении, в то время как отрицательные величины - об ухудшении состояния, за исключением показателей поведенческого благополучия, которые имеют противоположную направленность. Как и ожидалось, различные показатели качества жизни оказались взаимосвязаны, что указывает на высокую согласованную валидность разных критериев. Однако изменения показателей качества жизни во времени не были существенно связаны с заполненными респондентами уровнями исцеления (смотри первый столбец в таблице 3). Необходимо отметить, что каких-либо значимых тенденций в изменениях качества жизни в данной выборке нами обнаружено не было. Состояние некоторых лиц улучшалось, других — ухудшалось, однако значимых изменений уровня здоровья за период исследования, свидетельствующих о том, что данный контингент лиц стал более «здоровым», не было выявлено. Кроме того, повторный мультивариативный анализ, направленный на определение корреляций между утверждениями о достигнутом исцелении и изменением качества жизни, также показал отсутствие достоверных различий между теми, кто контактировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал. Таблица 4 показывает выбор респондентами карт с разными символами, связанными со стадиями Большого Круга Мандалы (Kellogg, 1986). Эти стадии, в свою очередь, характеризуют уровень психического развития респондентов и особенности их когнитивных процессов. Большой Круг Мандалы можно разделить на три группы стадий и соответствующими им значениями: - 125 -
Таблица 3 Корреляционная матрица: связь между заявленным исцелением И изменениями показателей физического, психического И поведенческого здоровья
Примечания: AVER — уровень исцеления ILL SEVCH — изменения тяжести заболевания GWBCH — изменения общего благополучия GSICH — изменения общей тяжести состояния DEPCH — изменения показателя депрессии ANXCH — изменения показателя тревоги HOSCH — изменения показателя враждебности PHYSCH — изменения физического благополучия BENCH — изменения поведения - 126 – 127 -
Таблица 4 Выбор карт, соответствующих трем группам стадий Большого Круга Мандалы
- 128 - 1. Стадии с 1 по 4 включительно указывают на переработку материала на уровне бессознательного, опыт рождения, развития и психоаналитического самоопределения; 2. Стадии с 5 по 8 включительно указывают на переработку материала на уровне сознания, опыт сознательной деятельности и самоактуализации; 3. Стадии с 9 по 12 включительно указывают на переработку материала как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, процессы психологических изменений, трансформации и фрагментации, экстатические переживания. Данные тестирования с использованием карточного теста мандалы, полученные в разные моменты времени, представлены в таблице 4. Наибольшего внимания заслуживает тот факт, что респонденты чаще всего отдавали предпочтение картам, соответствующим стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12, и гораздо реже — картам, соответствующим стадиям с 1 по 4. Наиболее «популярными» были стадии с 9 по 12, часто связанные с «измененными состояниями сознания» и опытом психологической трансформации. В таблице 5 представлена связь между выбором карт, соответствующих разным стадиям Большого Круга Мандалы и заявленными респондентами эффектами исцеления в разные моменты исследования. Заявившие о значительных положительных изменениях в своем состоянии респонденты значительно чаще стали выбирать карты, соответствующие стадиям с 5 по 8 и с 9 по 12. Те же, кто констатировали отсутствие эффектов исцеления, выбирали эти карты примерно с той же самой частотой, независимо от момента тестирования. Изменения в частоте выбор карт, соответствующих стадиям с 1 по 4, у тех, кто отметил эффект исцеления, и тех, кто его отрицал, были сходными. В таблице 6 представлен выбор разных цветов при тестировании с использованием карточного теста мандалы. Цвета имеют условные обозначения в зависимости от их интенсивности и связаны с различными группами описанных выше стадий. Мы разделили цвета на три основные группы по степени их интенсивности; каждая группа имеет свое психологическое содержание: 1) темные оттенки — отражающие переработку материала на уровне бессознательного; - 129 - Таблица 5 Изменения в выборе карт во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал
2) средние по интенсивности оттенки — отражающие переработку материала на уровне сознания; 3) светлые оттенки — отражающие переработку материала на уровне как сознания, так и бессознательного, а также опыт психологической трансформации. - 130 - Как видно из таблицы 6, общее распределение цветов указывает на то, что большинство респондентов избегают темных оттенков, отдавая предпочтение средним по интенсивности и светлым оттенкам. Выбор цветов, таким образом, аналогичен выбору карт, соответствующих разным стадиям. Таблица 6 Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования
- 131 - В таблице 7 представлена связь между выбором цветов и заявленными респондентами эффектами исцеления. Те, кто отрицал какие-либо эффекты исцеления, продолжали избегать выбора темных цветов. Те же, кто заявлял о достигнутом исцелении, также продолжали отдавать предпочтение более светлым оттенкам, причем частота их выбора со временем увеличивалась. Выбор же оттенков средней интенсивности существенно не менялся. Таблица 7 Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал
- 132 - Обсуждение
Целью данного исследования было изучение связи между «объективными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и психической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стороны, и заявлениями участников групп духовного целительства о достигнутом исцелении, с другой стороны. Результаты исследования свидетельствуют о наличии весьма слабой связи или даже ее отсутствии между изменениями качества жизни респондентов во времени и их утверждением о достигнутых эффектах исцеления. В то же время была отмечена некоторая связь между психодинамическими феноменами и утверждением об исцелении: те лица, которые заявляли о выраженных эффектах исцеления, демонстрировали более значительные изменения в своем психическом состоянии, определяемые с помощью карточного теста мандалы. Кроме того, те, кто сообщал о более высоком уровне физического и поведенческого благополучия, часто заявляли и о достигнутом исцелении. Значительное число подвергшихся опросу лиц положительно отвечали на вопросы, касающиеся эффектов исцеления, хотя вопросы касались лишь тех эффектов, которые проявлялись в период проведения исследований. Хотя несколько человек заявили о полном исцелении, большинство опрошенных отметили лишь определенное улучшение в состоянии своего здоровья или жизненной ситуации (Glik, 1990b). Более того, как и в исследованиях Клейнмана и Санга (Kleinmann and Sang, 1979) и Финклер (Finkler, 1981), в нашем исследовании были те, чье состояние, по их мнению, за период наблюдения существенно не изменилось. Результаты наших исследований согласуются со сделанными ранее наблюдениями, состоящими в том, что измеряемое с помощью конвенциональных методов качество жизни в результате ритуалов целительства существенно не меняется. Проведение карточного теста мандалы на выборке участников групп религиозного целительства позволило выяснить, как различные способы когнитивной переработки материала или переход от одного из них к другому связаны с заявлениями респондентов о достижении исцеления. Можно предполагать, что изменения в способах когнитивной переработки материала могут вызывать изменения восприятия, которые, в свою очередь, связаны с ощущением «исцеления». - 133 - Хотя участвовавшие в исследовании лица не опрашивались непосредственно в ходе совершения ритуалов исцеления, полученные нами данные позволяют допустить, что участники групп религиозного целительства могут переживать изменения восприятия себя и окружающего мира, а также способов переработки информации (Csordas, 1983), коррелирующие с ощущением исцеления. Более того, ритуалы исцеления могут стимулировать появление у их участников определенного «опыта исцеления» или переживание ими «событий особого рода» благодаря использованию в ходе этих ритуалов связанной с внушением личной силы и трансформации риторики (Csordas, 1983; McGuire, 1983), которая способна вызывать яркие образные представления и измененные состояния сознания (Griffith et al., 1986). Многими исследованиями связь переживания «измененных состояний сознания» с участием в ритуальных действиях была подтверждена (Ludwig, 1968; Fischer, 1975, 1976; DiLeo, Grof and Kellogg, 1977; Galanter, 1982; Lex, 1979). С учетом высокой частоты появления опыта «трансформации и изменений», можно предполагать, что участники групп религиозного целительства имеют определенную предрасположенность к переживанию «измененных состояний сознания». Это согласуется с юнгианским представлением о том, что опыт раннего детства и особенности окружающей ребенка среды могут способствовать усвоению определенных когнитивных стилей и тенденций, связанных с переживанием разных психических состояний. Поскольку использование нами различных критериев оценки качества жизни респондентов предполагало дифференциацию эффектов воздействия исцеляющих ритуалов по степени их оздоровляющего эффекта, на основании результатов применения карточного теста мандалы. Можно предполагать, что каждая стадия Большого Круга Мандалы обладает определенным потенциалом как здоровья, так и патологии. Если имеет место «застревание» на тех или иных стадиях, вероятность патологических изменений повышается. В то же время вряд ли есть основания говорить о том, что одна Стадия лучше, чем другая. Здоровым индивидом является тот, кто способен проходить разные стадии Большого Круга, не утрачивая при этом присущей ему целостности и равновесия. На основе полученных нами результатов можно предполагать, что у субъектов, имеющих относительно высокий уровень физического и поведенческого благополучия, участие в - 134 - ритуалах исцеления может вызывать определенные психодинамические изменения, которые затем интерпретируются ими как положительные или «исцеляющие» в контексте группы. В отличие от них, у менее физически и поведенчески благополучных индивидов тенденция к переживанию психодинамических изменений, по-видимому, ниже (см. таблицу 5), а потому они реже оказываются готовыми пережить опыт «исцеления». Что касается связи цветового выбора с отчетами о достигнутом исцелении, то она, по данным нашего исследования, не столь очевидна. Заключение
Литература на тему ритуального целительства свидетельствует о том, что оно может быть действенным в решении определенных психосоциальных и психосоматических проблем, включая экзистенциальные проблемы, проблемы соматизации стрессовых воздействий, адаптации к хроническим заболеваниям и состоянию нетрудоспособности (Bourguignon, 1976; Garrison, 1974; Galanter, 1980; Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Finkler, 1985; Glik, 1986; Griffith et al., 1986). Изложенные в этой статье результаты исследований свидетельствуют о различных эффектах, связанных с переживанием измененных состояний сознания, но не с психологическими изменениями. Эти результаты также показывают, что эмпирическое изучение эффектов исцеления должно строиться на серьезной в концептуальном и методологическом отношении основе. Оно должно охватывать достаточно большие группы испытуемых, а для их обследования должны использоваться валидные инструменты оценки, способные зафиксировать возможные изменения. Подытоживая, можно заявить о том, что, несмотря на существование разных подходов к лечению заболеваний и практик оздоровления, сакральные системы целительства, действующие в контексте группы и основанные на ритуальных практиках (Alland, 1962; Ness, 1980; Kleinmann; 1980; Moerman, 1983), могут способствовать облегчению психического состояния их участников и предоставлять им средства интерпретации «феноменов исцеления» (Frank, 1973; Lex, 1979). Не пытаясь анализировать в данной публикации природу этих феноменов с точки зрения их связи с регрессивными (O'Keete, 1982) или транс- - 135 - формационными процессами (Wilber, 1983), результаты исследования позволяют предполагать их связь с состояниями сознания и стилями переработки информации. Полученные данные свидетельствуют, что переживаемое в контексте ритуальных групповых действий «исцеление» имеет существенные отличия от тех процессов исцеления, которые имеют место в контексте психологических или медицинских воздействий. - 136 - ПОСЛЕСЛОВИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.008 с.) |