Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика групп духовного целительстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Духовное целительство в западной культуре является символической формой целительства. Оно характерно для деятельности самых разных групп, представляющих различные религиозные течения (Westley, 1983; Glik, 1988; McGuire, 1988). Ритуалы духовного целительства в современном американском обществе привлекают прежде всего тех людей, заболевания которых отражают стресс модернизации (Glik, 1986, 1988). Социализация в группах духовного целительства предполагает усвоение жесткой системы религиозных взглядов, которые, в свою очередь, определяют то, как индивид пытается достичь воображаемых или реальных изменений. В г. Балтиморе, где проводилось данное исследование, широкое распространение получили харизматические религиозные группы, исповедующие очень ригидную библейскую доктрину (Sneck, 1981) и «нью-эйдж» группы, исповедующие более либеральные, синкретические доктрины (Ellwood, 1979, Levin and Corell, 1986). В целом христианские харизматические группы привлекают представителей рабочего и среднего класса, в то время как «нью-эйдж» группы — представителей среднего и высшего среднего класса (Glik, 1986, 1988). Ритуалы духовного целительства, как правило, происходят в малых группах, формирующихся вокруг духовных лидеров или целителей, — тех лиц, которые обладают особым «даром» целительства. Малые группы, в которых протекают подобные ритуалы, идет ли речь о молитвенных группах, собирающихся вне церковных церемоний, специальных исцеляющих сеансах во время богослужения или сессиях «исцеляющих прикосновений», организуемых в светских местах, как правило, состоят из постоянных посетителей, которые прошли процесс поиска наиболее подходящей для себя группы духовного целительства и стали, наконец, ее ярыми приверженцами. Группы в немалой степени способствуют социальной идентификации и социализации их участников благодаря наличию определенных групповых норм и моделей поведения. Члены таких групп, как правило, глубоко религиозны и преданны определенной системе взглядов на природу и процесс исцеления (Glik, 1990a, 1990b). - 118 - Целители в этих группах воплощают героическую ролевую модель. Сами зачастую имея опыт болезни, страдания или дистресса и достигнув состояния благополучия, такие целители воспринимаются членами группы как «особые люди». Духовные качества целителей рассматриваются как результат преодоления страданий и разного рода иных испытаний, воспринимаемых как средства проверки ими веры или препятствия, которые необходимо преодолеть во имя спасения и достижения состояния просветления. В контексте групп духовного целительства харизматические лидеры, как правило, были ориентированы на развитие духовных качеств других членов группы и достижения ими исцеления, самореализации и успеха. B практике изучения нами групп большое значение в плане сохранений? здоровья и исцеления придавалось индивидуальному выбору, силе разума иди веры в исцеление души и тела, следованию ритуальному поведению, а также оговоренным и зачастую традиционным нормам поведения, необходимым для достижения личных изменений. Участники всех этих групп ждали изменений, чему способствовали частые заявления некоторых из них о достигнутом исцелении (Ness, 1980). Такие заявления не были исключительными событиями, а рассматривались как вполне закономерное явление, характерное для таких групп. Большое количество респондентов в нашем исследовании заявляли, что исцеление действительно имело место в период его проведения. Методы исследования
Участники групп духовного целительства наблюдались и опрашивались нами в течение двух лет (1981-1983). Углубленное обследование отдельных респондентов проводилось в течение шестимесячного периода. Вслед за рассылкой опросников добровольцы приглашались для прохождения интервью. Каждый респондент был опрошен за период исследования трижды. Критерии отбора
Обсервационные техники использовались с целью выявления и отбора групп духовного целительства, расположенных в районе г. Балтимора. Группы включались в исследование в том случае, если их члены - 119 - встречались регулярно (от двух раз в месяц до одного раза в неделю) с целью совершения ритуалов исцеления; все обследованные нами респонденты являлись постоянными участниками этих ритуалов. Для прохождения углубленного интервью нами было отобрано 176 человек, представлявших 23 разных группы духовного целительства. В среднем на момент начала обследования респонденты участвовали в ритуалах исцеления в течение 2-3 лет, хотя некоторые из них участвовали в них уже более 20 лет, а некоторые — менее 6 месяцев. За период проведения исследований некоторые респонденты (их оказалось менее 10) вышли из групп или перешли из одной группы в другую. В то же время никто из них не утратил своей веры в исцеление, несмотря на переход в другую группу. Методы оценки
С целью определения состояния здоровья были использованы специальные протоколы, позволявшие оценить степень физического, психического и поведенческого благополучия или «качества жизни». Два индикатора состояния физического здоровья были основаны на «спектре физического здоровья Беллока, Бреслоу и Хочстима (Belloc, Breslow and Hochstim, 1971). Индекс физического здоровья подсчитывался на основании оценки субъективных характеристик здоровья, энергии исна. Индекс выраженности болезненных проявлений подсчитывался на основе средневзвешенных показаний трех шкал: шкалы нетрудоспособности (функциональной нетрудоспособности); шкалы хронического заболевания; шкалы ухудшения зрения или слуха и шкалы острых симптомов болезни. Два индикатора психического здоровья включали совокупный индекс благополучия Кэмпбелла и соавторов (Campbell et al., 1976) и итоговый показатель краткого симптоматического опросника (Derigatis & Melisataros, 1983), состоящего из 53 вопросов, направленных на определение психосоциального дистресса и включающего 9 подшкал. Мы использовали общий индекс тяжести расстройства и показатели трех из девяти подшкал — тревоги, депрессии и враждебности. С целью определения поведенческого благополучия респондентов (их приверженности здоровому образу жизни) использовался индекс - 120 - поведенческого благополучия, представляющий собой набор из девяти вопросов, позволяющих оценить следование респондентов здоровым или патологическим ролям. В дополнение к методам оценки «качества жизни» использовались углубленные открытые вопросы, направленные на оценку личного опыта исцеления и оздоравливающих эффектов участия в исцеляющих ритуалах. Ответы на эти открытые вопросы качественного характера кодировались на основе оценки их содержания. Для того чтобы оценить возможные психодинамические изменения, происходящие у вовлеченных в группы духовного целительства респондентов, была использована проективная методика «Карточный тест мандалы», разработанная на основе юнгианской практики рисования манцал Джоанной Келлогг (Kellogg, 1978). Методика предполагает комбинирование набора символов с цветом. Данные символы коррелируют с определенными личностными свойствами и психическим состоянием респондентов (Di Lеo, Grof and Kellogg, 1977; Kellogg, Mac Rae, Bonny, Di Lеo, 1977; Kellogg, 1978; McRae, 1980; Buch, 1988). Тест позволяет определить индивидуальные психологические тенденции на уровне разных форм когнитивных процессов и психических состояний. В контексте ритуального целительства эти тенденции могут иметь определенную связь с переживанием исцеления (Csordas, 1983; Fischer, 1975, 1976). Карточный тест мандалы основан на конструкте, названном Большой Круг Мандалы, отражающем прохождение индивидом двенадцати психодинамических стадий развития (Kellogg, 1978, 1986). Анализ и интерпретация результатов тестирования построены на данном конструкте. Использованный нами вариант карточного теста мандалы состоит из набора карт с изображением различных символов, а также набора цветных карт. После заполнения опросников респонденты должны были выбрать по четыре наиболее привлекательных для них карты с изображением символов и подобрать к ним цветные карты. Анализ результатов
Общими вопросами, на которые мы стремились ответить в нашем исследовании, являлись следующие: в какой мере заявления респондентов об исцелении связаны с изменениями индикаторов физического - 121 - и психического здоровья и состояния сознания? Для того чтобы оценить эту связь, использовался перекрестный анализ, предполагавший учет распределения индикаторов в разные моменты времени, а также количественное сравнение результатов измерений. Поскольку различия между двумя типами групп духовного целительства, действующими в районе г. Балтимора — христианскими харизматическими группами и «нью-эйдж» группами, описанными нами ранее (Glik, 1986, 1988), — были несущественны, мы изучали общую выборку, состоящую из респондентов, представляющих разные типы групп. Это было связано с предположением, что изучаемые нами процессы происходят независимо от идеологических, организационных и ритуальных различий между группами. Результаты исследований
Возраст респондентов колебался от 35 до 65 лет, 40 % из них были либо холостыми, либо разведенными; большинство из них были белыми и принадлежали к среднему или рабочему классу. Среди респондентов было вдвое больше женщин, чем мужчин, тем не менее достоверные различия между мужчинами и женщинами были выявлены лишь по ограниченному числу индикаторов состояния здоровья (Glik, 1986). Состояние здоровья подавляющего большинства респондентов оценивалось как среднее для их возрастной группы. У определенного процента респондентов были выявлены лишь хронические или связанные со стрессом заболевания. Менее чем у семи процентов респондентов имелись тяжелые заболевания или терминальные состояния. Во время второго и третьего интервью респондентов спрашивали о достигнутом с момента первого интервью и связанном с ритуалами духовного целительства улучшении состояния. Эти вопросы были ориентированы на выявление исцеляющего эффекта в целом и не касались каких-либо специфических проблем. Подсчитывался средний показатель положительных ответов на этот вопрос во время второго и третьего интервью, отражающий общий уровень исцеления за период исследования. - 122 -
Таблица 1 Уровни исцеления в группе респондентов (N - 170)
Как видно из таблицы 1,13 респондентов (8,1 %) заявили об отсутствии какого-либо исцеления; 10 респондентов (6,3 %) заявили, что исцеление было очень слабым; 22 респондента (13,7 %) ответили, что исцеление было слабым; 44 респондента (27,5 %) отметили частичное исцеление; 39 респондентов (24,4 %) отметили эффект почти полного исцеления и 32 респондента (20 %) констатировали эффект полного исцеления. Результаты мультивариативного анализа (MANOVA) показателей качества жизни в разные моменты времени, выступавших в качестве зависимых переменных и показателей исцеления, выступавших в качестве независимых переменных, представлены в таблице 2. Представленные в таблице 2 данные показывают, что различия в показателях качества жизни между респондентами, констатировавшими исцеление, и теми, кто отрицал эффект исцеления, были значимыми и касались показателей тяжести заболевания, физического и поведенческого благополучия. Таким образом, отметившие эффект исцеления лица имели лучшие показатели физического здоровья и здорового поведения. В то же время существенных различий в показателях психического здоровья между теми, кто констатировал эффект исцеления, и теми, кто его отрицал, отмечено не было. - 123 -
Таблица 2
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.008 с.) |