Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мандала как отражение процесса развития и изменений↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Джоанна Келлогг (Joan Kellogg) Эффект зеркала
Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осознания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс психического регресса. Изменения глубины психических процессов отражают непрерывный диалог объективности и субъективности. Принимая во внимание то, что мандала служит своеобразным зеркалом, отражающим особенности психического состояния, следует, по-видимому, лучше понять природу отражения: «Отражающие поверхности обладают уникальными свойствами. Когда человек смотрится в зеркало, он видит отраженный образ самого себя, который всегда в той или иной степени искажен. Если человек поднимает правую руку, то его отражение поднимает левую. Если он моргает левым глазом, то его отражение — правым. Поэтому мы видим себя в зеркале не такими, какими нас видят окружающие. Зеркало на самом деле не передает то, что находится справа и слева, оно лишь воспроизводит в обратном порядке не правую и левую, верхнюю и нижнюю части предмета, но его переднюю и заднюю части. Все те образы, которые мы видим в зеркале, представляют собой отражения реальных объектов в обратной перспективе» (Stiskin, 1972, р. 101). Исходя из этого, можно предположить, что происходящее в мандале движение по часовой стрелке или против нее отражает характерную для человека в тот или иной момент времени кортикальную активность. Характерные для психической деятельности колебания отражаются в ощущении движения и передаются в рисунке. Поэтому статичные формы в рисунке мандалы не могут считаться характерными для чело - 22 - века со здоровой психикой. Потоки психической энергии могут быть направлены либо вперед, если речь идет о сознательной активности, либо назад — если речь идет о психическом регрессе и измененных состояниях сознания, что отражается в динамике рисунка. Движение в том и в другом направлении одинаково важно и присуще психической жизни. Движение вправо связано с высокой степенью сознательного контроля, а влево — с состоянием сна и другими измененными состояниями. Психика действует по принципу гироскопа, совершающего колебания то в одном, то в другом направлении. Мировое древо
Существует определенное сходство между символом кадуцея и строением спинного мозга и пуповиной. И в том, и в другом случае восхождение по мировому древу, позвоночнику или пуповине означает воссоединение с Великой Матерью. Пуповина состоит из образующих спираль двух артерий и одной вены, связывающих ребенка с матерью (Stiskin, 1972, р. 142). Спираль, как и зеркало, является весьма удачной моделью путешествия через разные состояния сознания. Каждый виток спирали связан с трансформацией и переходом на новый уровень зрелости. Колесо
В некоторых культурах движение по часовой стрелке рассматривается как более совершенное по сравнению с движением против часовой стрелки. Так, например, в одной из каббалистических работ под названием «Книга Творенья» пишется: «Если сфера вращается вперед, это несет добро, если она вращается назад, то несет зло». Сходство колеса с буддистским колесом молитвы, предполагающим чтение священных мантр, очевидно. Симпсон (Simpson, 1970, р. 152-153) также связывает вращение колеса с идеей добра и зла: «Хождение вокруг священных мест, ступ и храмов, так же как и вокруг святых и некоторых священных предметов, можно рассматривать как еще одну форму цир- - 23 - кулярного движения, связанного с символом колеса. Движение в противоположном направлении, когда левая рука обращена к центру, связано с погребальными церемониями. В то же время такое движение предвещает несчастье и порождает зло... Многие места священных книг Востока подтверждают, что ритуальное движение с правой рукой, обращенной к центру, имитирует движение солнца» (Simpson, 1970, р. 259). В своем введении к книге Симпсона Омар Харрисон (Simpson, 1970, p. iv) пишет следующее: «Во всех ритуальных изображениях колеса, которые Симпсон видел на Тибете, его поражало и заставляло задуматься об их символическом назначении то, что они неизменно вращались в направлении движения солнца. Он также заметил, что, когда путники или пилигримы двигались вокруг святилищ или возвышенностей под названием ридримани, их правая рука всегда была обращена к центру; таким образом они имитировали движение солнца по небу или движение «доброго» колеса». Священное место
Священным местом у индейцев племени Навахо является так называемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы имеют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку вход. Последний символизирует связь человека с миром природы. Ритуальное пространство не отделено от повседневной жизни, но является его частью. Поэтому при создании хогана используются различные растения, включая деревья и их ветви, которые играют роль в создании внутренней структуры хогана. Животные элементы используются для соединения растительных материалов, а глина - для покрытия этих сооружений снаружи. Пыльца кукурузы втирается в главный расположенный внутри хогана ствол в момент его освящения. Хоганы создаются теми и для тех, чье мироощущение тесно связано с формой круга. Огромные, создаваемые на полу хогана композиции из песка представляют собой двухмерные диаграммы, передающие взаимодействие природных сил. Когда пациент в процессе ритуального действия входит в такую песочную композицию, создается четырехмерная реальность, в которой он окружен священными символами и с ними взаимодействует» (Toelken, 1976, р. 35-36). - 24 - В понятии «священного места» важны его динамические характеристики: это, как правило, место, где происходит нечто особенное. Ожидания участников ритуала при этом играют большую роль. Так же как на алтаре, где происходит сошествие священных энергий, в мандале проявляются те аспекты «я», которые мы стремимся освоить и интегрировать. Мы привыкли представлять себе священные места как вполне определенные географические точки: гора, на которой Моисей получил скрижали Завета, эдемский сад, Голгофа, древо Будды. Все эти места связаны с определенными трансперсональными событиями. Однако в процессе болезни и выздоровления пациент также может пережить нечто подобное, ощущая себя, например, изгнанным из Рая, нарушающим законы Моисея, страдающим и возрождающимся к новой жизни и т.д. Слово «сакральный», то есть святой, имеет и иное содержание, обозначая нижнюю часть спины. Таким образом, мандала может считаться личным сакральным пространством пациента, на которое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.
Круги
В традиционных сообществах круг нередко обозначает связь с бессознательным: «Индеец по имени Черный Буйвол в 1931 г. сказал: «Сейчас плохо жить, потому что квадрат не имеет силы. Вы, наверное, заметили, что индейцы все делают круглым... все стремится быть круглым. В старое время мы были сильным и счастливым народом; вся наша сила проистекала из священного обода народа... все, что создается Силой Мира, создается круглым... Набравший наибольшую силу ветер превращается в вихрь. Птицы строят свои гнезда круглыми, потому что они исповедуют ту же самую религию, что и мы... Наши вигвамы были круглыми, как птичьи гнезда... но белый человек поселил нас в эти квадратные дома. Наша сила ушла, и мы вымираем» (В1у, 1973, р. 32-33). Извилистые линии в рисунке мандалы часто означают неограниченные возможности и энергии психики человека. Эти энергии должны быть укрощены и освоены, чтобы человек стал сильным и эффективным. Они должны найти для себя определенное русло. Человек живет среди этих энергий, находящихся внутри и вне его. Те структу- - 25 - ры мозга, которые организуют и направляют эти энергии, выражаются в мандале в виде прямых линий. Поэтому круг получается в той или иной мере «оквадраченным» или «оквадрачивается» в определенный момент времени. При планировании и сооружении своего жилища человек использует прямые линии. Разбивая сад, он заключает бесконечность природного круга в определенные границы. Мандалы, включающие как прямые, так и извилистые линии, указывают на гармоничное взаимодействие полушарий. Для многих такое взаимодействие достигается с трудом. В каждый момент времени они реализуют преимущественно одну модальность мозговой деятельности и, переключаясь на другую, переживают измененное состояние сознания. Так, например, человек с преобладанием рационального мышления над чувствами использует в основном прямые линии. Чтобы ощутить эмоциональную близость с другими людьми, он, возможно, прибегнет к алкоголю. Тот же, чья психическая жизнь плохо организована и в ней преобладают эмоциональные проявления, использует преимущественно извилистые линии. Некоторые индивиды, однако, редко используя прямые и извилистые линии в одной мандале, могут рисовать их в разных мандалах, что видно, когда анализируешь их продукцию за определенный период времени. - 26 -
МАНДАЛЫ В АРТ-ТЕРАПИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.011 с.) |