Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сосредоточенность и преданность душойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как выдержать долгие часы чтения и занятий? Как сосредоточиться и вникнуть всей душой?
В справочнике по психологии «Фанн аль-кира’а ва-д-дарс» («Искусство чтения и учебы») говорится следующее: «Для продуктивной учебы необходимо сосредоточиться. Умение сосредоточиться в значительной степени зависит от окружения человека и особенно его физического состояния. Учись сосредотачиваться, иначе говоря, учись преодолевать все виды факторов, дезорганизующих (деятельность человека). Таковых три: дезорганизующие факторы, вызванные средой или окружением человека (шум, сверкающие огни и т.п.); дезорганизующие факторы, причина которых кроется в физическом состоянии человека (усталость и т.п.); дезорганизующие факторы, представляющиеся в виде посторонних мыслей, не имеющих отношения к изучаемому предмету. Единственной проблемой обучения является проблема влияния этих дезорганизующих факторов на успешность занятий. Лучшим способом преодоления некоторых из них является их устранение. Это – лучшее для искателя знания, желающего заняться продуктивной деятельностью, приступить к устранению всех дезорганизующих факторов. В отношении внешних факторов это означает, что следует выбрать место для учебы вдали от всякого шума, разговоров, движущихся предметов, людей, сверкающих огней, ярких цветов и др. В отношении факторов, связанных с физическим состоянием человека, это означает, что необходимо избегать переутомления, следить за своим здоровьем и твердостью намерений, стараться избавиться от расстройств желудочно-кишечного тракта, беречь глаза от перенапряжения и создавать благоприятные условия в том, что касается света, температуры и вентиляции. Данные общие положения подразумевают ряд частных моментов и правил. Упомянем некоторые из них. 1. Занимайся в тихой комнате, насколько это представляется возможным. Комната должна быть в относительной изолированности как от зрительных отвлекающих факторов, так и от шума. 2. Заставь себя почувствовать необходимость выполнения той задачи, которая стоит перед тобой в данный момент, и четко уясни ее связь с твоей последующей учебой, с твоими главнейшими целями и устремлениями. Ведь есть сотни стимулов, побуждающих к учебе. Так собери же их все перед собой. 3. Поставь перед собой задачу. Точно определи, что тебе необходимо сделать, и время, в течение которого ты должен это выполнить. Если твоя задача представляется тебе слишком большой, то раздели ее на подзадачи, затем изучи содержание первой из них, и приступай к ее выполнению. Сконцентрируй все свои мысли на той подзадаче, выполнением которой ты занимаешься в данный момент. 4. Приступай к делу! Да, приступай к делу, каким бы трудным оно тебе ни представлялось. Отвлекись от мнимых трудностей и всех остальных забот. Забудь обо всем, чтобы, в тебе проснулся интерес к самому изучаемому тобой предмету, и чтобы тебе снова не пришлось насильно заставлять себя браться за это дело. 5. Создай для себя благоприятную учебную атмосферу. Возьми бумагу и ручку… 6. Сосредоточься. Не витай в облаках. Нет сомнения в том, что плутание мыслей – это первый враг учебы. Бесспорно, один час сосредоточенной учебы лучше, чем десять часов несобранной и рассеянной. Приступив к делу, работай напряженно и упорно. Остерегайся рассеянности своих мыслей, и, если почувствуешь в себе подобное, то постарайся вновь сосредоточиться, насколько сможешь. Ведь работа в благоприятной атмосфере и пробуждение интереса к собственной учебе – это два верных средства на пути к сосредоточенной деятельности, к которой ты стремишься».[352] Часть четвертая У кого тебе следует учиться?
состоит из 3 глав
Глава первая. Приобретение знания у шейхов Глава вторая. Как выбирать учителя? Глава третья. Путешествие в поисках знания Приобретение знания у шейхов
Введение. Побуждение брать знание из уст знающих людей. Предостережение не ограничиваться лишь изучением книг. Введение Если Великий и Могущий Аллах даст тебе такое благо учиться у знающего и заслуживающего доверия шейха, то это явится залогом твоего успеха и удачи, поскольку он возьмет тебя за руку и приведет к знанию кратчайшим путем, угостит вкуснейшим нектаром из собранного им меда (знания). Он начнет твое обучение с самого нужного для тебя знания[353], последовательно закладывая и укрепляя в тебе его основы. Тебе ясно представится путь (к знанию), и тебе не придется в растерянности бросаться из стороны в сторону в его поисках.
Побуждение брать знание из уст Знающих людей
Ничто не даст тебе такого знания, как знающих Стремись же к знанию и без скуки учись у них, но никогда Не черпай знания из книг, (довольствуясь лишь Ведь их недуг, то бишь ошибки, тебя охватит Автор «Хильйат талиб аль-‘ильм» сказал: «В основе своей знание приобретается путем его преподавания и перенимания у учителей, тесного общения с шейхами[354] и его восприятия из уст знающих людей, а не из (написанных) страниц и книг. Что касается первого, то это означает, что знатное (т.е. знание) должно восприниматься от знатного человека, умеющего говорить, – Это учитель. Что же касается второго, т.е. восприятия из книг, то они книги безмолвны, и какое же они могут иметь отношение к знатности? Говорят: «Кто войдет в (мир) знания один, тот один оттуда и выйдет». Т.е. кто примется за учебу, не найдя себе шейха, тот закончит ее, не приобретя никакого знания. Ведь знание – это мастерство, а любое мастерство немыслимо без мастера, а значит, для того, чтобы ему научиться, необходим искусный учитель. С этим согласны почти все люди, обладающие знанием, лишь за некоторым исключением, например, ‘Али ибн Ридван аль-Мисри ат-Табиб (ум. 453 г.х.). Но ему возразили ученые как из числа его современников, так и более поздние из них. Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, в его биографии сказал: «У него не было шейха, и он учился по книгам. Он написал книгу о научении делу по книгам, (сказав), что это лучше, чем (учиться) у учителей. И это ошибка (с его стороны)».[355] Приобретение знания у шейхов имеет свои особенности и преимущества, которых не найти, занимаясь по книгам. «Ведь они ученые, которые долгое время учились и обучали. Воспринимая знание у них, они поправят написанное, уточнят, объяснят все тонкости знания, передадут опыт. И ничего подобного ты не сможешь найти в книгах».[356]
Предостережение не ограничиваться Лишь изучением книг
«Одной из бед, постигающих знание, является удовлетворенность человека собой, его уверенность в своем знании и своей проницательности и нежелание обращаться к ученым, чтобы перенять у них знание и свет их мыслей. Ученые всегда предостерегали от этого и строго-настрого запрещали…».[357] Аль-Ауза‘и говорил: «Знание было уважаемо, и люди перенимали его друг у друга. Когда же оно попало в книги, то попало в руки тех, кто его не достоин». Автор «Тазкират» сказал: «Вначале пусть он остерегается опираться (лишь) на книги. При изучении любого знания пусть опирается на того, кто лучше всех его преподает, больше других его изучил и лучше знает книгу, по которой занимался, но только приняв во внимание перечисленные выше качества: набожность, благочестие, доброту и др.».[358] «В книгах есть много недостатков, препятствующих приобретению знания, коих нет у учителя. Это и неправильное прочтение из-за схожести некоторых букв при их отдельном написании. Это ошибки человека, которого подвело зрение. Это ошибки из-за недостатка опыта чтения слов с полными окончаниями или вследствие их неправильного написания. Это реставрация книги, написание нечитаемых букв и необходимость прочтения букв, не обозначаемых на письме. Это приверженность автора к определенному течению, неправильно переписанный текст, плохой перевод. Это слитное прочтение тех мест, где следует читать раздельно, запутанность принципов подачи материала, употребление специальных выражений, присущих данной отрасли, а также слов греческого происхождения, не разъясненных переводчиком, например науруз.[359] Все это мешает овладевать знанием. Читая же книгу своему учителю, ученик избавляет себя от подобных трудностей. Если дело обстоит так, то читать учителю лучше и полезней, чем читать самому себе, а это именно то, что мы хотели сказать… Ас-Сафади сказал: «И поэтому ученые сказали: “Не бери знание у человека, выучившегося по книгам, и у человека, изучившего Коран по мусхафу”, – т.е. не читай Коран тому, кто выучил его по написанному, а хадис и др. тому, кто изучил все это по книгам…».[360] Как выбирать учителя?
Введение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.01 с.) |