Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Недопустимость расточать знание ради достижения мирских целей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Воздержанность и нежелание обладать тем, что имеют другие. Величие ученых. Отстранение от правителей и султанов. Истинные короли. Недопустимость расточать знание Ради достижения мирских целей
Я б знанию должным не воздал, коль, опираясь на него, Достичь стремился б всякое корыстное желание. А те, кому же знание дано, оно бы их оберегало, Коль уберечь его (пришло б к ним осознание). А ежели они в душе своей его восславят, Приобретет оно величие свое, а коль принизят, обесславят И запятнают честь его своими алчными мечтами, То омрачится лик его, и силу знание потеряет. ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы обладатели знания использовали его по назначению, то Великий и Могущий Аллах полюбил бы их, а также Его ангелы и Его послушники из числа людей. Но они использовали его ради достижения мирских благ, и Аллах возненавидел их, и они потеряли уважение людей». Ибн Мас‘уд сказал: «Если бы обладатели знания оберегали его и ставили на службу тем, кто этого заслуживает, то руководили бы своими современниками. Но они поставили его на службу людям с высоким положением, чтобы добиться мирских благ, и потеряли их уважение». Суфьян ибн ‘Уйайна сказал: «Если бы обладатели знания постигали его ради награды, уготованной им Аллахом, то люди питали бы к ним уважение. Но они постигали его ради приобретения мирских благ и потеряли уважение людей». ‘Усман ибн Абу Шайба сказал: «Пройдет совсем немного времени, и мухаддисы будут стучаться в двери к людям и говорить: “Хотите (послушать) мухаддиса, который расскажет вам (хадисы)?”. А они будут отвечать ему: “Нет”. И искатель знания «должен оберегать его, как оберегали его ученые-предшественники, и сохранять те величие и достоинство, которыми наделил Всевышний Аллах знание. Он не должен принижать его, ходя к знатным людям, не достойным знания, без особой нужды и необходимости, или к тем из них, кто берет у него уроки, даже если они важные и занимающие высокое положение люди. Аз-Зухри сказал: «Унизительно для знания, если ученый несет его в дом ученика». И высказываний подобного рода, изреченных нашими предшественниками, много. Абу Шуджа‘ аль-Джурджани сказал прекрасные слова: Не для того я знание постигал, не покладая рук, Чтобы прислуживаться всем, кого не встречу, Но чтобы мне служили. А если знания семена сажал, терпел невзгоды, Чтобы плоды затем собрать, И в унижении прожить оставшиеся годы, Тогда невеждою остаться лучше во сто крат. Но если это нужно и необходимо или делается во благо религии, чтобы предотвратить дурное дело, то пусть ученый подарит им свое знание, имея добрые и искренние намерения, и в этом нет ничего плохого, если на то будет воля Аллаха. (ин ша’Аллах). Именно поэтому считается допустимым то, что некоторые имамы из числа предшественников ходили к королям и правителям, подобно аз-Зухри, аш-Шафи‘и и др., но не потому что они желали добиться каких-то излишних мирских благ. А также если тот, кого посещает ученый, обладает высокой степенью знания и отрешенности от мирских благ, то нет ничего страшного в его визитах, совершаемых к нему для того, чтобы поучить его. Так Суфьян ас-Саури ходил к Ибрахиму ибн Адхаму и обучал его».[232] Когда Тахир ибн Абдуллах жил в Багдаде, он захотел послушать (уроки) Абу ‘Убайды и чтобы тот приходил к нему домой. Абу ‘Убайд отказался, пока тот сам не стал приходить к нему. Когда пришли ‘Али ибн аль-Мадини и ‘Аббас аль-‘Анбари, желая научиться у него малоизвестным хадисам (гариб аль-хадис), он каждый день брал с собой свою книгу, отправлялся к ним домой и учил их хадисам. Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Абу ‘Убайд отказался приходить в дом к Тахиру только лишь из уважения к знанию, а в дом к ‘Али ибн аль-Мадини и ‘Аббас аль-‘Анбари он ходил из покорности и смирения. И в этом нет ничего плохого, поскольку они были достойными людьми и стояли на высокой ступени знания».[233] Мухаммад ибн Сулейман, правитель Басры, послал за Хаммадом Ибн Салама, требуя его к себе по какому-то вопросу, с которым ему пришлось столкнуться. Хаммад же передал ему: «Мы застали ученых, и они никогда ни к кому не ходили. А если ты столкнулся с каким-то вопросом, то приходи к нам и спроси нас о том, что у тебя случилось». Передают со слов аль-Байхаки[234] и др., что, когда аль-Махди прибыл в Медину, совершая хадж, к нему пришел Малик и поприветствовал его. Аль-Махди велел своим сыновьям Мусе аль-Хади и Харуну ар-Рашиду послушать у него уроки, и они пригласили его к себе. Он отказался, за что аль-Махди высказал ему порицание. Малик же ответил: «О повелитель правоверных! Поистине, знание имеет свою прелесть: (люди всегда) приходят к его обладателям». В другой версии: «Знание достойно уважения, ибо (люди всегда) приходят к его обладателям». Тогда их отец велел им идти к нему. А их воспитатель попросил Малика почитать им, на что тот ответил: «Жители этого города сами читают ученому, как дети читают своему учителю, а когда они ошибаются, то он их поправляет».
Воздержанность и нежелание обладать тем, Что имеют другие
Искатель знания! Не смотри на людей, обладающих благами в этом мире, даже если они являются царями. Ведь Аллах дал тебе над ними превосходство в том, что выбрал для тебя дорогу знания, и завидуют тебе, а не им. Пророк, , сказал: لا حَسَدَ إِلاَّ فِي اثْنَتَيْنِ: رَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ مَالاً فَسُلِّطهَ عَلَى هَلَكَتِهِ فِي الْحَقِّ، وَرَجُلٌ آتَاهُ اللَّهُ الْحِكْمَةَ فَهُوَ يَقْضِي بِهَا وَيُعَلِّمُهَا «Не следует завидовать (никому), кроме (людей, обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное[235], и человеку, которому Аллах даровал мудрость[236] и который судит сообразно ей и переда¸т е¸ (другим)».[237] Смотри, искатель знания, не пренебрегай милостью, оказанной тебе Аллахом, которую нельзя оценить в деньгах. Даже если я поклянусь тебе Аллахом, то буду абсолютно прав, сказав, что ты богат, а обладатели мирских благ – бедны. Как известно, ‘Али сказал Кумайлю ибн Зийаду: «Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя… Хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми, пока живо время…». Искатель знания, не тянись с вожделением к тому, что (ты видишь) в руках у богатых и состоятельных людей, и поразмышляй над словами Всевышнего:
И не устремляй свои взоры на блеск этой жизни – то, чем наделили Мы некоторых людей, чтобы испытать их в этом, ведь удел (от) Господа твоего лучше и долговечнее! [238] («Та ха», 131). В хадисе говориться: عِزُّ المؤمنِ استِغناؤه عن النَّاسِ «Сила верующего в том, что он не нуждается в людях».[239] Ибн аль-Джаузи сказал: «И человек, прохаживаясь какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. А что если еще к тому же он постоянно навещает богатых людей прельщается их богатством?!»[240] Также он сказал: «Я видел, что все богачи пользуются услугами ученых и унижают их тем малым, что выплачивают им, давая очистительную милостыню со своего имущества. Если у кого-то из богачей будет хатма (прочтение всего Корана), то он скажет: «Такой-то не пришел». А если заболеет: «Такой-то не навестил». И любое его благодеяние, оказанное ему, незначительно и является для него обязанностью. И ученые смирились с подобным унижением в силу необходимости. Но я считаю это незнанием учеными того, что они должны оберегать знание, и к решению этой проблемы следует подойти с двух сторон: 1. довольство малым. Ведь говорят: «Кто довольствуется овощами и уксусом, того никто не поработит». 2. Выделение части своего времени, занятого делами, совершаемыми ради знания, на приобретение мирских благ. Ведь это причина, возвеличивающая знание, и это лучше, чем проводить все свое время в учебе, подвергая себя вероятности подобного унижения. Кто задумается над тем, над чем размышлял я, и в нем проснется сознание собственного достоинства, тот определит свои затраты на пропитание и будет беречь то, что у него есть, или стремиться заработать столько, сколько будет для него достаточным, (чтобы прокормить себя). Кто ж не отвратится от вещей подобного рода, то уделом его знания станет лишь внешняя его форма без внутреннего содержания».
Величие ученых
Они говорят мне: ты слишком застенчив, (ты нас избегаешь). Но видят они лишь того человека, что привык сторониться, Где его унижают, (поймите же вы)[241]. Величие является одним из тех качеств человека, которыми должен обладать искатель знания, и его отсутствие говорит о неполноте таухида[242] и веры (человека). Всевышний Аллах сказал:
Величие и сила принадлежат только Аллаху, Его посланнику и верующим, но лицемеры (этого) не знают («Лицемеры», 8). Искатель знания покоряется только Аллаху, а не богачам и правителям. Как же он может унижаться (перед ними), когда он собирается научать своих верующих братьев величию, а (человек) не может дать то, чего не имеет! Искатель знания, остерегайся угодничества, но это не есть обходительность. Ведь угодничество проявляется за сч¸т религии, а обходительность имеет место в делах мирских и является результатом сочетания двух качеств: скромности и мудрости. Искатель знания, остерегайся того, чтобы «об тебя вытирали ноги знатные особы, а глупцы садились тебе на голову, ведь тогда ты станешь угождать им в своих фетвах, судебных решениях, дискуссиях, проповедях… И не стремись нести знание к обладателям мирских благ, не обивай их порогов и не расточай его, раздавая тем, кто этого не достоин, даже если они занимают высокое положение. Услаждай свой взор и ум чтением биографий и историй жизни прежних имамов, и ты увидишь, как они отдавали всего себя, чтобы уберечь знание. Особенно (удели внимание тем авторам), кто собрал примеры подобного рода. Например: книга «Мин ахлак аль-‘улама» («Нравственные качества ученых») Мухаммада Сулеймана, да смилуется над ним Аллах, «аль-Ислам байна-ль-‘улама ва-ль-хуккам» («Ислам: ученые и правители») ‘Абдуль‘азиза аль-Бадри, да смилуется над ним Аллах, «Манахиджу аль-‘улама фи-ль-’амри би-ль-ма‘руфи ва-н-нахйи ‘ани-ль-мункар» («Методы ученых в побуждении к одобряемому шариатом и удерживании от порицаемого им») Фарука ас-Самура’и. И я надеюсь, что еще больше ты найдешь в книге «‘Иззат аль-‘улама» («Величие ученых»), да поможет Аллах завершить и издать ее.[243] Ученые заставляли своих учеников заучивать наизусть касыду аль-Джурджани ‘Али ибн ‘Абдуль‘азиза, да смилуется над ним Аллах, и ее мы можем найти у многих авторов, писавших его биографию. Она начинается словами:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.011 с.) |