Непритязание на то, о чем нет знания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непритязание на то, о чем нет знания



 

Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Наибольшим позором для человека является его притязание на то, о чем он не ведает. Ученые всегда осуждали подобное, как осуждают и сейчас, высказываясь стихами и прозой. Так, например:

Кто припишет себе то, чего не имеет,

Ложь откроется в день испытания.

И в учебе подобен он скакуну,

Что приходит последним на скачках.

Искатель знания, определи для себя границы в пределах того, что знаешь, и не переступай их, претендуя на то, о чем не ведаешь. В хадисе говорится:

الْمُتَشَبِّعُ بِمَا لَمْ يُعْطَ كَلابِسِ ثَوْبَيْ زُورٍ

«Заявляющий о получении того, чего на самом деле ему не давали, подобен человеку, одевшему две чужие одежды».[218]

Аййуба спросили о чем-то, и он ответил: «Мне об этом ничего не известно». Тогда его попросили: «Скажи свое мнение об этом». Он сказал: «У меня нет мнения на этот счет».

Имама Ахмада спросили о каком-то хадисе, и он ответил: «Спросите знатоков малоизвестных хадисов (асхаб аль-гариб), поскольку я боюсь говорить о словах посланника Аллаха, , основываясь на предположениях, и тем самым ошибиться».

К имаму Малику пришел человек и сказал: “О Абу Абдуллах! Я пришел к тебе, пройдя расстояние, равное шести месяцам пути. Люди моего города поручили мне задать тебе один вопрос”. Имам Малик сказал: “Так задавай”. Этот человек задал ему свой вопрос, на что Малик ответил: “Я не знаю ответа на него”. Человек растерялся и сказал: “А что я скажу жителям своего города, когда вернусь к ним?”. Малик ответил: “Скажешь им: “Малик сказал: “Я не знаю!”.

«Кто стремится к тому, что принесет ему пользу в этом мире и в мире вечном, тот не станет совать свой нос в то, чего не знает и о чем не ведает. А если кто будет беспокоиться о том, что скажут о нем люди в этом мире, являющимся лишь беглой тенью и мимолетной иллюзией, то пусть подумает о своем разоблачении на виду у всех в день, когда Аллах соберет людей, и он станет днем горя (для обитателей ада) и днем счастья (для обитателей рая). Это день собрания людей. Это день присутствия (всех обитателей земли и небес)».[219]

Когда о чем-то на собрании говорю,

Слова пределов знания моего не преступают.

Я никогда не говорю о том, чего не знаю,

А коли знания не хватит, то молчу.

 

Опасность слов, сказанных об Аллахе

И Его посланнике без знания

 

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах, хвала Ему, запретил ссылаться на Него при вынесении фетв и судебных решений, не имея на то знания, сделав подобный поступок не только одним из величайших запретных деяний, но и возведя его в разряд самых тяжких. Всевышний Аллах сказал:

Скажи: «Поистине, запретил Господь мой только непристойные дела, явные и тайные, и все греховное, и притеснение без права, и чтобы поклонялись вы наряду с Аллахом тому, о чем Он не ниспосылал никаких доводов, и чтобы говорили вы об Аллахе то, чего не знаете!» («Преграды», 33). В этом аяте Аллах делит все запретные дела на четыре категории и перечисляет их, начиная с того, что запрещено менее строго, – мерзких поступков. Вторым Он упоминает то, что запрещено более строго, чем первое… А четвертым упоминает то, что запрещено более строго, чем все, перечисленное ранее, – говорить об Аллахе то, чего не знаешь. Сюда входят слова, сказанные без знания об Аллахе относительно Его имен, атрибутов и деяний, а также относительно Его религии и законоположений».

В другом месте Ибн аль-Каййим сказал: «Всевышний Аллах высказал свое порицание тем, кто разрешает или запрещает в Его религии что-либо от себя, не имея на то доказательств, ниспосланных Аллахом. Всевышний сказал:

И не говорите о лжи, слетающей с языков ваших: «Это дозволено, а это запретно»[220], чтобы не возводить ложь на Аллаха («Пчелы», 116). Один из предшественников сказал: «Пусть каждый из вас остерегается говорить: «Аллах разрешил то-то, Аллах запретил то-то», – чтобы не сказал Аллах (в ответ): «Ты солгал. Я не разрешал это, и не запрещал это». Т.е. (следует остерегаться) разрешать или запрещать что-либо, основываясь только на собственном мнении и не имея на то доказательств от Аллаха и Его посланника…».[221]

Малик сказал: «Никто из тех, кто повелевал людям, а также из тех, кто жил до нас, и я никогда не видел, чтобы те, у кого я беру пример, говорили о чем-либо: “Это дозволено, а это запрещено”. Они не осмеливались на это, а только говорили: “Это нежелательно, мы считаем это хорошим, это необходимо, мы так не считаем”.

Аль-Касим ибн Мухаммад сказал: «Для человека лучше жить, оставаясь невеждой, чем говорить об Аллахе то, чего он не знает».

Аль-Асма‘и спросили о хадисе пророка, ,

إِنَّهُ لَيُغَانُ عَلَى قَلْبي

«Поистине, сердце мое окутывается»[222]. «Что означает «окутывается?». Он ответил: «Если бы эти слова были сказаны не пророком, , то я бы объяснил их, но я не осмеливаюсь объяснить сказанное пророком, ».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.008 с.)