Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Непритязание на то, о чем нет знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Наибольшим позором для человека является его притязание на то, о чем он не ведает. Ученые всегда осуждали подобное, как осуждают и сейчас, высказываясь стихами и прозой. Так, например: Кто припишет себе то, чего не имеет, Ложь откроется в день испытания. И в учебе подобен он скакуну, Что приходит последним на скачках. Искатель знания, определи для себя границы в пределах того, что знаешь, и не переступай их, претендуя на то, о чем не ведаешь. В хадисе говорится: الْمُتَشَبِّعُ بِمَا لَمْ يُعْطَ كَلابِسِ ثَوْبَيْ زُورٍ «Заявляющий о получении того, чего на самом деле ему не давали, подобен человеку, одевшему две чужие одежды».[218] Аййуба спросили о чем-то, и он ответил: «Мне об этом ничего не известно». Тогда его попросили: «Скажи свое мнение об этом». Он сказал: «У меня нет мнения на этот счет». Имама Ахмада спросили о каком-то хадисе, и он ответил: «Спросите знатоков малоизвестных хадисов (асхаб аль-гариб), поскольку я боюсь говорить о словах посланника Аллаха, , основываясь на предположениях, и тем самым ошибиться». К имаму Малику пришел человек и сказал: “О Абу Абдуллах! Я пришел к тебе, пройдя расстояние, равное шести месяцам пути. Люди моего города поручили мне задать тебе один вопрос”. Имам Малик сказал: “Так задавай”. Этот человек задал ему свой вопрос, на что Малик ответил: “Я не знаю ответа на него”. Человек растерялся и сказал: “А что я скажу жителям своего города, когда вернусь к ним?”. Малик ответил: “Скажешь им: “Малик сказал: “Я не знаю!”. «Кто стремится к тому, что принесет ему пользу в этом мире и в мире вечном, тот не станет совать свой нос в то, чего не знает и о чем не ведает. А если кто будет беспокоиться о том, что скажут о нем люди в этом мире, являющимся лишь беглой тенью и мимолетной иллюзией, то пусть подумает о своем разоблачении на виду у всех в день, когда Аллах соберет людей, и он станет днем горя (для обитателей ада) и днем счастья (для обитателей рая). Это день собрания людей. Это день присутствия (всех обитателей земли и небес)».[219] Когда о чем-то на собрании говорю, Слова пределов знания моего не преступают. Я никогда не говорю о том, чего не знаю, А коли знания не хватит, то молчу.
Опасность слов, сказанных об Аллахе И Его посланнике без знания
Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах, хвала Ему, запретил ссылаться на Него при вынесении фетв и судебных решений, не имея на то знания, сделав подобный поступок не только одним из величайших запретных деяний, но и возведя его в разряд самых тяжких. Всевышний Аллах сказал:
Скажи: «Поистине, запретил Господь мой только непристойные дела, явные и тайные, и все греховное, и притеснение без права, и чтобы поклонялись вы наряду с Аллахом тому, о чем Он не ниспосылал никаких доводов, и чтобы говорили вы об Аллахе то, чего не знаете!» («Преграды», 33). В этом аяте Аллах делит все запретные дела на четыре категории и перечисляет их, начиная с того, что запрещено менее строго, – мерзких поступков. Вторым Он упоминает то, что запрещено более строго, чем первое… А четвертым упоминает то, что запрещено более строго, чем все, перечисленное ранее, – говорить об Аллахе то, чего не знаешь. Сюда входят слова, сказанные без знания об Аллахе относительно Его имен, атрибутов и деяний, а также относительно Его религии и законоположений». В другом месте Ибн аль-Каййим сказал: «Всевышний Аллах высказал свое порицание тем, кто разрешает или запрещает в Его религии что-либо от себя, не имея на то доказательств, ниспосланных Аллахом. Всевышний сказал:
И не говорите о лжи, слетающей с языков ваших: «Это дозволено, а это запретно»[220], чтобы не возводить ложь на Аллаха («Пчелы», 116). Один из предшественников сказал: «Пусть каждый из вас остерегается говорить: «Аллах разрешил то-то, Аллах запретил то-то», – чтобы не сказал Аллах (в ответ): «Ты солгал. Я не разрешал это, и не запрещал это». Т.е. (следует остерегаться) разрешать или запрещать что-либо, основываясь только на собственном мнении и не имея на то доказательств от Аллаха и Его посланника…».[221] Малик сказал: «Никто из тех, кто повелевал людям, а также из тех, кто жил до нас, и я никогда не видел, чтобы те, у кого я беру пример, говорили о чем-либо: “Это дозволено, а это запрещено”. Они не осмеливались на это, а только говорили: “Это нежелательно, мы считаем это хорошим, это необходимо, мы так не считаем”. Аль-Касим ибн Мухаммад сказал: «Для человека лучше жить, оставаясь невеждой, чем говорить об Аллахе то, чего он не знает». Аль-Асма‘и спросили о хадисе пророка, , إِنَّهُ لَيُغَانُ عَلَى قَلْبي «Поистине, сердце мое окутывается»[222]. «Что означает «окутывается?». Он ответил: «Если бы эти слова были сказаны не пророком, , то я бы объяснил их, но я не осмеливаюсь объяснить сказанное пророком, ».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.006 с.) |