Как следует вести себя в обществе шейха.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как следует вести себя в обществе шейха.



Как задавать вопрос.

Правила обращения с друзьями и товарищами.

Правила обращения со всеми людьми.

Введение

Омар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Учитесь знанию и учитесь спокойствию и кротости, (присущим) ему, будьте скромны в отношениях с теми, у кого вы учитесь и кого обучаете».

Имам Малик сказал: «Тот, кто ищет знание, должен обладать достоинством, спокойствием и богобоязненно-стью, а также идти по следам тех, кто были до него».

Искатели религиозного знания должны быть «самыми благовоспитанными, самыми скромными, самыми честными и набожными людьми, и они не должны проявлять недовольство и легкомыслие по отношению к рассказам, что всегда у них на слуху, о благонравии и благовоспитанности посланника Аллаха, , и о жизни наших праведных предшественников».[249]

Знай же, искатель знания, что знание – это тело, а его душа – благовоспитанность (т.е. совершенствование человеческой души, осуществляемое при помощи этого знания). Абу Закарийа аль-‘Анбари сказал: «Знание без воспитания все равно что огонь без дров, а воспитание без знания все равно что душа без тела».

Ибн Вахб сказал: «Та благовоспитанность, которой я научился у Малика, лучше, чем его знание».

Наряду со знанием необходимо благонравие. Поэтому некоторые предшественники направляли своих учеников к ученым, обладавшим благонравием. Вот Абдуллах ибн аль-Мубарак говорит:

Искатель знания, иди к Хаммаду ибн Зайду,

И кротости и знанью научись,

И (в жизни) с ним не расставайся.

 

Правила поведения на уроке

 

1. Полное внимание, сосредоточенность и преданность душой.

Всевышний Аллах сказал:

Поистине, в этом напоминание тому, кто обладает сердцем (способным понимать), кто слушает (и внемлет руководству), присутствуя (умом и сердцем) . («Каф», 37).

Аль-Хасан сказал: «Т.е. он слушает, отдавшись этому (всей своей) душой. Ведь если (человек) внемлет всей душой, то понимает то, что ему говорят, а если он не вкладывает душу, то не разумеет этих слов».

Знай, искатель знания, что «если душа (человека) присутствует (вместе с ним), если она внемлет тому, что ему говорят, готова и расположена (к восприятию), то он быстрее воспользуется и получит то, что дает ему шейх, в противоположность тому, чья душа витает, ум рассеян, и он не готов (к восприятию знания), поскольку сам он здесь, а его душа где-то в другом месте».[250]

Шейх должен видеть у тебя, искатель знания, искреннее желание, горячий пыл, высокую активность и хорошее воспитание, ведь деятельность шейха на уроке зависит от активности или пассивности ученика.

Аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Любую пользу следует передавать только тому, кто ее желает, и преподносить лишь тому, кто к ней стремится. Если говорящий заметит некоторую вялость со стороны слушателя, то пусть замолчит. Один писатель сказал: «Говорящий рассказывает по мере того, как понимает слушатель». Абдуллах сказал: «Рассказывай людям до тех пор, пока они взирают на тебя, а если заметишь с их стороны вялость, то остановись».[251]

2. Когда сидишь вместе с учеными, то старайся больше слушать, чем говорить. Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если будешь присутствовать на уроке, то сиди только как (ученик), желающий приумножить свое знание и получить награду (от Аллаха), а не как (человек), удовлетворенный своим знанием, желая найти ошибку, чтобы возбранить ее, или надеясь услышать что-нибудь странное, чтобы распустить об этом слухи. Так поступают подлые люди, которые никогда не преуспеют в постижении знания. (Но даже) если ты придешь на урок с подобными намерениями, то все равно получишь (какую-то) пользу… Так придерживайся же всего лишь трех нижеследующих правил, не более:

а) ты можешь молчать, как молчат невежды, и тогда получишь (от Аллаха) вознаграждение за свое намерение присутствовать (на уроке), услышишь похвалу в свой адрес за то, что не говоришь ненужных слов, удостоишься чести сидеть вместе (со знающими людьми) и заслужишь их симпатию.

б) если нет, то задай вопрос, как это следует ученику, и кроме вышеперечисленных четырех благ, получишь пятое – приумножишь свои знания…

в) проверяй (ответы других) так, как это делают ученые, т.е. опровергая (чей-либо) ответ, приводи неоспоримые аргументы (в свою пользу). Если же у тебя их нет и ты вновь повторяешь лишь сказанные тобой ранее слова или возражения, не убеждающие твоего оппонента, то воздержишь. Поскольку, повторяя уже сказанное тобой ранее, ты не только не получишь дополнительной награды (от Аллаха) и не дашь никому нового знания, но и вызовешь у себя и у своего оппонента гнев и вражду, которая может причинить (много) вреда».[252]

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.007 с.)