Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: Оценка напряженности трудового процесса

Поиск

 

 

Цель работы. Научиться классифицировать условия труда по показателям напряженности трудового процесса.

 

Задание для самостоятельного выполнения

1) Изучить методические указания и нормативную документацию по данному вопросу.

2) Провести необходимые расчеты.

3) Написать отчет по форме.

 

Содержание отчета

1) Тема и цель работы.

2) Краткие письменные ответы на контрольные вопросы.

3) Необходимые расчеты, согласно индивидуальному заданию.

4) Выводы.

 

Теоретический минимум

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на ЦНС, органы чувств и эмоциональную сферу работника [18].

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки (Приложение 8).

1. Нагрузки интеллектуального характера:

1.1 «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения зада­ния: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решени­ем сложных заданий при отсутствии алгоритма.

1.2 «Восприятие сигналов (информации) и их оценка». Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является устано­вочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления посту­пающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для ус­пешного хода рабочего процесса.

1.3 «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответ­ственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда.

1.4 «Характер выполняемой работы», т.е. чем больше дефицита времени, тем выше напряженность трудового процесса.

2. Сенсорные нагрузки:

2.1 «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» – чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюде­ние, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

Длительное сосредоточенное наблю­дение необходимо в тех профессиях, где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность исполнителя заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно ме­няющейся информации (врачи-хирурги в процессе операции, корректоры, переводчики, авиадиспетчеры, водители, операторы радиолокационных станций, и т. д.).

2.2 «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» – количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распо­ряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше ин­формационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных уст­ройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графи­ки и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по теле­фону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

2.3 «Число производственных объектов одновременного наблюдения» – указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему вни­мания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одно­ временно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях.

2.4 «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, де­тали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

2.5 «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительно­сти сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометраж­ных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты – чем больше
процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительно­го анализатора.

2.6 «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Согласно этому по­казателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании тек­ста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя, тем больше нагрузка на
зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

2.7 «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анали­затора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума.

2.8 «Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговари­ваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжи­тельности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

3. Эмоциональные нагрузки:

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Зна­чимость ошибки» – указывает, в какой мере работник может влиять на результат соб­ственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого кол­лектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероят­ность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном пред­приятии и аналогичных предприятиях отрасли.

Поэтому на данном рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факто­ров, которые могут представлять опасность для жизни работающих и определяют воз­можную зону их влияния. Рекомендуется использовать материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, которые предписывают составление такого перечня. Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуют лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т.е. рабочая среда таит угрозу непо­средственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвен­ной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непреду­смотрительном поведении работающего.

3.3 «Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

3.4. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличи­вают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество кон­фликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных наблюдений.

4. Монотонность нагрузок:

4.1 и 4.2 «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и «Продолжительность (с) вы­полнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» – чем меньше число выполняемых приемов и чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок.

4.3 «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюде­ние за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок.

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюде­ния за ходом техпроцесса, в % от времени смены)» – чем больше время пассивного на­блюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

5. Режим работы:

5.1 «Фактическая продолжительность рабочего дня» – выделен в самостоя­тельную подгруппу, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая про­должительность рабочего дня колеблется от 6—8 ч (телефонисты, телеграфисты и т. п.) до 12 ч и более (руководители промышленных предприятий). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 ч и более (врачи, медсестры и т. п.). Чем про­должительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответ­ственно, выше напряженность труда.

5.2 «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организа­ции.

5.3 «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов – санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и других.

Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных пере­рывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковремен­ной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производствен­ной среды [18].

Практическое задание

Определить класс условий труда по напряженности трудового процесса, при следующих условиях:

1. Должность: агроном.

2. Организация: сельскохозяйственное производство.

3. Должностная инструкция (приложение 8).

 

Порядок выполнения работы

1. Используя справочный материал (приложение 9) и данные практического задания заполнить таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1 – Протокол оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса

Показатели Класс условий труда
      3.1 3.2 3.3
1. Интеллектуальные нагрузки
1.1 Содержание работы          
1.2 Восприятие сигналов и их оценка          
1.3 Распределение функции по степени сложности задания          
1.4 Характер выполняемой работы          
2. Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения          
2.2 Плотность сигналов за 1 час работы          
2.3 Число объектов одновременного наблюдения          
2.4 Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания          
2.5 Работа с оптическими приборами при длитель­ности сосредоточенного наблюдения          
2.6 Наблюдение за экраном видеотерминала          
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор          
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат          
3. Эмоциональные нагрузки
3.1 Степень ответственности за результат соб­ственной деятельности. Значимость ошибки.          
3.2 Степень риска для собственной жизни          
3.3 Ответственность за безопасность других лиц          
3.4 Количество конфликтных производственных ситуаций за смену          
4. Монотонность нагрузок
4.1 Число элементов, необходимых для реализации простого задания или многократно повторяю­щихся операций          
4.2 Продолжительность выполнения простых зада­ний или повторяющихся операций          
4.3 Время активных действий          
4.4 Монотонность производственной обстановки          
5. Режим работы
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня          
5.2 Сменность работы          
5.3 Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность          
Количество показателей в каждом классе          
Общая оценка напряженности труда          
                         

 

2. Необходимо проанализировать каждую характеристику группы и подгруппы в приложении 8 сопоставляя с условием практического задания. После анализа условий, необходимо решить к какому классу условий труда относиться тот или иной фактор напряженности трудового процесса. В таблице 5 напротив каждого фактора и соответствующего класса условий труда ставится знак «+»;

3. По каждому из 23 показателей в отдельности определяется свой класс усло­вий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной дея­тельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экра­ном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени;

4. Подсчитывается количество показателей в каждом классе;

5. Определяется общая оценка напряженности труда. При окончательной оценке напряженности труда необходимо руководствоваться следующими условиями:

а) «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более по­казателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутст­вуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу;

б) «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

- когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;

- когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов

в) «Вредный» (3) класс устанавливается в случаях, когда 6 или более показа­телей отнесены к третьему классу (обязательное условие). При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1):

- когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показа­тели относятся к 1 и/или 2 классам;

- когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

- когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

- когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

- когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;

- когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определения «напряженность труда…»;

2. На какие классы условий труда подразделяется напряженность трудового процесса;

3. По каким показателям оценивается напряженность трудового процесса, дайте им характеристику.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.009 с.)