Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слипец алексей андреевич – кандидат биологических наук, доцент кафедры химии, почвоведения, землеустройства и бжд кф ргау-мсха имени К. А. Тимирязева.↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Васенев Иван Иванович – доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева. Сюняев Николай Константинович – кандидат биологических наук, профессор, заведующий кафедрой химии, почвоведения, землеустройства и БЖД КФ РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Раскатов Вячеслав Андреевич – кандидат химических наук, доцент кафедры экологии РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева.
Оценка рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда на предприятиях АПК. – М.: ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева.Учебное пособие, 2014.- 154 c.
В учебном пособии рассмотрены методики контроля и оценки некоторых вредных химических и физических факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Конкретизированы особенности оценки производственных факторов на основании нормативных документов, сформировавшихся в современных условиях. Предлагается широкий спектр приборов и оборудования с подробным описанием их применения для комплексной оценки условий труда на рабочем месте. Учебное пособие предназначено для студентов Высших учебных заведений, преподавателям и работникам предприятий агропромышленного комплекса с целью объективного контроля, оценки и улучшения условий труда на рабочих местах.
@ Слипец А.А., Васенев А.А., Сюняев Н.К., Раскатов В.А., 2014 @ ФГБОУ РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2014
Содержание
Введение
Проблема охраны здоровья работников в последнее время особенно актуальна в современной России в связи с ростом уровня смертности, инвалидности и заболеваемости среди населения трудоспособного возраста. Тесная связь между состоянием здоровья работников и условиями труда, которая вызывает обеспокоенность в обществе, подразумевает вовлечение работодателей в комплекс мероприятий по уменьшению или снижению пагубного воздействия негативных факторов производственной среды и трудового процесса. По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. Так, на начало 2011 года практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях. Неблагоприятные условия труда порождают также высокий уровень производственного травматизма. Анализ производственного травматизма в сельском хозяйстве показывает, что ежегодно в отрасли отмечается около 14% несчастных случаев от общего их количества в Российской Федерации. Несмотря на то, что за пятилетний период (с 2009 по 2013 гг.) по данным Росстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом - в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (Германия – в 4 раза, Франция – в 5,5 раза, Япония – в 2,5 раза). Всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют ежегодно около 1,94 трлн. рублей или 4,3% ВВП (экспертная оценка ВНИИ охраны и экономики труда Минздравсоцразвития России) и складываются из расходов Фонда социального страхования РФ на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд. рублей), расходов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд. рублей) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн. рублей). В этой связи для улучшения условий труда работников, снижения влияния неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса и в конечном итоге снижения показателей производственного травматизма необходима комплексная оценка состояния условий труда на каждом рабочем месте.
Тема 1: Оценка состояния условий труда на рабочем месте (по химическому фактору)
Цель работы. Научиться определять по гигиеническим критериям классы условий труда при воздействии факторов рабочей среды и трудового процесса на работников.
Задание для самостоятельного выполнения 1) Изучить методические указания и нормативную документацию по данному вопросу. 2) Провести необходимые расчеты. 3) Написать отчет по форме.
Содержание отчета 1) Тема и цель работы. 2) Краткие письменные ответы на контрольные вопросы. 3) Необходимые расчеты, согласно индивидуальному заданию. 4) Выводы.
Теоретический минимум Под гигиеническими критериями понимается показатели, характеризующие степень отклонения параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов [18]. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [31]. К вредным производственным факторам относят физические, химические и биологические факторы. Физические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха, ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация и другие факторы. Химические факторы – химические вещества, смеси, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа. Биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний [45]. Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [31]. Трудовой кодекс РФ в ст. 209 [31] разграничил по существу между собой понятия опасный и вредный производственный фактор, однако, в зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными (например, шум, едкие и токсические вещества и др.) Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгетики), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность. Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным [18]. Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [31]. Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности: 1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья; 2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет); 3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии; 4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм [18].
Индивидуальное задание На рабочем месте[1] присутствуют вредные факторы производственной среды, необходимо определить к какому классу опасности следует отнести соответствующие условия труда. Дополнительные сведения, согласно индивидуальным заданиям, взять из таблицы 1.1.
Таблица 1.1 – Варианты и данные для выполнения индивидуального задания
Продолжение таблицы 1.1
Порядок выполнения работы 1. Используя справочный материал (приложения 1-6) и данные индивидуального задания (табл. 1.1) заполнить таблицу 1.2. Таблица 1.2 – Критерии оценки условий труда (по химическому фактору)
2. В таблице 1.2 колонки 1-4 заполняются на основании таблицы 1.1 в зависимости от варианта. 3. Превышение ПДК (колонки 5-6 табл. 1.2) следует определить по формуле: , где (1.1) K – фактическая концентрация химического фактора производственной среды; ПДК – предельно допустимая концентрация химического фактора производственной среды. ПДК для соответствующих химических веществ определяется по приложениям 1-5. При расчете превышения ПДК необходимо учесть эффект суммации (колонка 7 табл. 1.2). А именно, при одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия (т.е. вещества, имеющие одинаковую комбинацию и класс опасности) эффект суммации следует определять по формуле: , где (1.2) K1, К2,...КN – фактическая концентрация каждого химического фактора производственной среды; ПДК1, ПДК2, …ПДКN – соответственно предельно допустимая концентрация каждого химического фактора производственной среды. Если химический фактор имеет два значения (максимальный и среднесменный), то формула 1.2 рассчитывается для каждого из них отдельно. Класс условий труда в этом случае будет определяться по тому результату, который имеет наибольшее превышение ПДК. 4. Класс условий труда по каждому фактору или группе факторов (колонка 8, табл. 1.2) определяется по приложению 6. Если в результате расчетов (по формуле 1.2) полученная величина не превысит или будет равна единице, то класс условий труда считается допустимым. Если полученный результат больше единицы, то класс вредности условий труда устанавливают по кратности превышения единицы по той строке приложения 6, которая соответствует характеру биологического действия веществ, составляющих комбинацию. Для веществ разнонаправленного действия (т.е. для тех для которых не учитывался эффект суммации) класс условий труда определяется путем сравнения результата полученного в формуле 1.1 с соответствующей строкой приложения 6. Класс условий труда для веществ, проникающих через кожные покровы (эти вещества отмеченные знаком «+» в приложениях 1-4) устанавливается в соответствии с приложением 6 по строке - «Вредные вещества 1–4 классов опасности». 5. Класс условий труда в целом по всем факторам (колонка 8, табл. 1.2) устанавливается следующем образом: - присутствие любого числа веществ, уровни которых соответствуют классу 3.1 (колонка 7, табл. 2), не увеличивает степень вредности условий труда, а значит, общий класс останется тот же, т.е. 3.1. - три и более вещества с уровнями класса 3.2 переводят условия труда в следующую степень вредности – 3.3. - два и более вредных вещества с уровнями класса 3.3 переводят условия труда в класс 3.4. Аналогичным образом осуществляется перевод из класса 3.4 в 4 класс – опасные условия труда.
Контрольные вопросы 1. Дайте определения «условия труда…», «безопасные условия труда…», «вредный производственный фактор…» и «опасный производственный фактор…». 2. Назовите и охарактеризуйте основные классы условий труда.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.177 (0.009 с.) |