Что делать, если ваш близкий попал в секту. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать, если ваш близкий попал в секту.



Советы Психолога. Как не надо себя вести с адептом тоталитарной секты

Алина Виноградова, психолог

Ко мне часто приходят родители и близкие родственники пострадавших от сект (деструктивных культов) с вопросами «что же теперь делать и как себя вести». Иногда проще сказать, что делать не нужно. В итоге сложился маленький сборник советов, как делать не нужно.

Итак, вы обнаружили, что ваш близкий попал в секту (деструктивный культ). Вы давно подозревали, что с ним что-то не так: он стал более замкнутым, порой даже грубым и жестоким, стал где-то пропадать вечерами, разговаривать по телефону в закрытой комнате. У него появились странные пищевые пристрастия.

 

Ошибка первая: «Он просто не знает ВСЕЙ правды!»

Первое ваше желание раскрыть глаза вашему родственнику на то, как его обманывают и каким бредом он увлекся. Вы думаете, что он услышит вас и бросит странное сообщество.

Давайте размышлять:

  • Вы точно не знаете, как давно ваш близкий посещает данное сообщество;
  • какую информацию о секте ему сообщили;
  • как его готовили к восприятию критического материала о секте (а в сектах это делают);
  • какие источники информации в секте считаются достоверными, а какие ложными;
  • очень неприятно и стыдно признавать свои ошибки и понимать, что люди, которым ты поверил (доверился), тебя обманывают.

Поэтому такой ваш поступок может иметь обратное действие – думали, что человек услышит и бросит секту, а в итоге просто поругались. И родственник от вас отдалился еще больше.

Поэтому, если вы понимаете, что близкий стал адептом секты, не торопитесь вывалить на него всю массу критической информации, которую вам удалось собрать о секте. Он может быть подготовлен сектой к такому повороту событий. Таким образом, вы лишний раз подтвердите, что в секте ему говорили правду: мир вне секты жесток. Он будет говорить заученные фразы, а вы, изумляясь его глухости к вашим аргументам, не узнавая родного человека, будете терять терпение. В итоге произойдет неприятная эмоциональная сцена, из который вы не выйдете победителем, поскольку для вас эта сцена будет полна неожиданностей и неприятных открытий, а для вашего близкого, наоборот, она станет вполне предсказуемой: о ней его предупреждали в секте, а он не подозревал и не верил, что такое может произойти. Один – ноль в пользу секты, еще одна ниточка, связывающая с родственниками, отрезана.

 

Ошибка вторая: «Главное, чтобы дома было все хорошо!»

Переживая, что ваш близкий уйдет из дома и вы потеряете с ним контакт, не будете знать, что с ним происходит, вы решаете поступать так, чтобы он не обиделся. Чтобы ему дома было хорошо, прощаете его выходки и начинаете максимально его ублажать, позволяя ему нарушать ваши границы все больше и больше. Многие родственники готовы начать посещать секту.

Давайте размышлять:

  • секту чаще всего интересует то, что человек может ей дать, в том числе в материальном плане. Поэтому ваш приход на собрание может быть оценен как возможность вас завербовать. Если вы не пойдете дальше, то рискуете, что вас запишут в отступники и запретят вашему близкому общаться с вами;
  • ваш дом для вашего близкого – это «запасной аэродром», его тыл, его материальные возможности, поэтому далеко не все секты будут поощрять полный уход из дома;
  • вы позволяете унижать себя и терять уважение к вашим правилам, взглядам, нормам и требованиям, а соответственно, и к воспитанию;
  • подстраиваясь под недопустимое поведение близкого, вы позволяете ему «сесть вам на шею» (выполняя за него его домашние обязанности или оплачивая его долги и сомнительные увлечения). Вы начинаете работать на секту, содержа дома нахлебника – сектанта, не говоря уже про то, что все переданные ему (или сэкономленные им) средства он будет передавать в секту. Два – ноль в пользу секты.

Не бойтесь четко обозначить свои позиции. Если человек зависит от вас финансово и живет вместе с вами, продумайте и обсудите с ним его обязанности, которые никто кроме него не будет выполнять. Его взнос в общее хозяйство, материальный или физический. Здесь не должно быть поблажек, несмотря на бледный вид и хроническое недосыпание. Это его выбор: посещать такую организацию, которая столь дорого ему обходится и в физическом, и финансовом плане. Если он не почувствует на себе физически, как тяжело ему дается зависимость от секты, он не сможет понять вашего аргумента о тоталитарном воздействии данной организации. Никакая секта не будет содержать нахлебника, просто за его стремление к «истине».

 

Ошибка третья: «Изоляция нам поможет!»

Видеть близкого человека, который разрушает собственную жизнь и будущее, очень тяжело. Поэтому многие родственники начинают искать быстрый способ решить проблему. В таком случае часто прибегают к принудительному варианту: взять и запереть на ключ, никуда не пускать, увести в другой город (страну).

Давайте размышлять:

  • насильно ограничивая свободу человека, вы нарушаете закон, и это одна из форм насилия;
  • человек, попавший в секту, живет в стрессовой ситуации; применяя насильственный вывод из секты, вы наносите ему новую психологическую травму (так как любое насилие травматично для психики человека);
  • вы подтверждаете идею секты о том, что мир вне секты жесток, следовательно, три – ноль в пользу секты;
  • не забывайте и такого варианта развития событий, что на новом месте жительства может оказаться другое отделение его секты или другая секта.

 

Ошибка четвертая: «Война с сектой прежде всего!»

Это еще один способ порвать отношения с адептом. Часто столкнувшись с таким видом обмана, как деструктивный культ, многие родственники предпочитают сразу начать юридическую войну с сектой, т.е. начинают писать заявления во все силовые ведомства, рассчитывая на то, что секту немедленно закроют и близкий окажется дома, а не пытаются сначала наладить отношения с адептом.

Давайте размышлять:

  • да, в противостоянии сектам необходимы заявления пострадавших. Но если ваш близкий совершеннолетний, то пострадавший – это он;
  • разбирательство может затянуться и со временем закончиться ничем, а ваш родственник будет по-прежнему в секте;
  • велика вероятность того, что до вашего родственника дойдет информация, что вы пытаетесь воевать с сектой. А это – очередное подтверждение тезиса, что мир вне секты жесток и что родные ничего кроме зла ему не желают. Четыре – ноль в пользу секты;
  • на общение с силовыми структурами вы потратите очень много сил и эмоций. Это даст вам ложную надежду на быстрое решение проблемы и разочарование от проволочек.

Воевать с сектами необходимо, но надо четко понимать, на каком этапе и какими средствами. Если у вас не до конца разорваны отношения с родственником-членом секты, то надо в первую очередь налаживать с ним отношения. Если вы потеряли связь с адептом, он не живет с вами, не общается, то в этом случае единственный способ попытаться восстановить отношения с адептом – это хорошо напугать секту исками и выступлениями в СМИ. Другой случай, если ваш близкий вышел из секты, следует поддержать его в юридическом преследовании секты, поделиться своим опытом пребывания в секте через СМИ, чтобы уберечь других граждан от попадания в данную секту.

Я описала самые тяжелые ошибки в поведении близких родственников пострадавшего. Конечно, список неполный, не хватает самых главных ошибок:

  • «Справиться с данной проблемой можно своими силами». Это невозможно, иногда необходима просто информационная помощь.
  • «Это никогда не прекратится». Это ложь: никто не может предсказать будущего. Как говорится, «никогда не говори никогда». Но готовьтесь к тому, что первое время будет очень тяжело.

Следует также сказать, что если вы совершили все вышеперечисленные ошибки, это не означает, что все потеряно, просто вам придется сначала преодолевать последствия данных ошибок, а потом уже двигаться к успеху.

Возникает вопрос, что же можно делать и как себя вести. Это описать сложнее, потому что каждый случай индивидуален, но главное, если вы не совершили вышеописанных ошибок, пытайтесь сохранять с адептом добрые отношения, интересуясь, насколько он это позволяет, его жизнью, уважая его как личность и избегая покровительственного тона и воспитательных и критических высказываний. Помните, человек всегда остается тем, каким он вырос, даже если в данный момент он совершает страшные поступки. Поступок – плохой, но сам человек – хороший. Избегаете ссор и бурных выяснений отношений, берегите свои силы и ищите для себя профессиональной поддержки.

Двoркин А.Л., прoфeссoр, дoктoр филoсoфии, кaндидaт бoгoслoвия. Кaк убeрeчь сeбя и свoих близких oт тoтaлитaрных сeкт: Сбoрник / Рoссийскaя aссoциaция цeнтрoв изучeния рeлигий и сeкт. Цeнтр рeлигиoвeдчeских исслeдoвaний свящeннoмучeникa Иринeя Лиoнскoгo. - М.: 2012.

 

Юридические советы

В доме постоянно по квартирам ходят иеговисты. Жильцы уже несколько раз им говорили, что исповедуют другую религию (неверующие, не хотят с ними разговаривать), но они все равно ходят, пытаются вступать в разговоры и часто бросают в почтовые ящики свои листовки.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом «а» ст. 10 настоящих правил в качестве требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома (холлы, лифтовые площадки и др.) предусмотрено соблюдение безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц.

Назойливые визиты каких-либо граждан, сопряженные с проникновением в подъезд вопреки желанию жильцов можно квалифицировать как мелкое хулиганство в соответствии со ст. 20.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Мелкое хулиганство».

И если вопреки вашей просьбе какие-то люди продолжают ходить по квартирам, то Вы вправе вызвать полицию. Сам по себе обход квартир создаёт условия для различных мошеннических акций и краж, поэтому полиция как правило реагирует. Прибывший наряд проверит документы у лиц, обходящих квартиры, и даже в случае отказа принять меры в первый раз, привлечь их за мелкое хулиганство в последующие визиты будет проще. Для этого необходимо попросить полицейского в установленной форме зафиксировать установочные данные проникших в подъезд лиц, например, путем взятия с них письменных объяснений в соответствии с п.3 ст. 13 Закона Российской Федерации «О полиции».

В учебное заведение приходят сектанты, проводят различные беседы и обряды. Руководство заведения их поддерживает, а среди педагогов тоже есть члены этой секты, вовлекающие ребят в религию. Иногда прямо в здании раздаются религиозные материалы.

Вопрос об отделении Церкви от школы четко прописан в пункте 5 статьи 1 закона Российской Федерации «Об образовании», где сказано, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях деятельность религиозных организаций не допускается. В пункте 2 статьи 2 того же закона еще раз приведено требование сохранять светский характер образования. Аналогичное положение содержится и в пункте 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Оно подлежит одинаковому исполнению во всей государственной и муниципальной образовательной системе: дошкольных воспитательных учреждениях (детских садах), средних школах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях профессионального и профессионально-технического образования, высших учебных заведениях. Поэтому пропагандистская деятельность в учебных заведениях самих сектантов, симпатизирующих им педагогов, а также распространение там религиозных материалов являются незаконными. Для пресечения такой деятельности необходимо направить заявления в местные органы управления образованием и в прокуратуру по месту нахождения учебного заведения.

ПАМЯТКА

Как правило, сектанты охотятся за квартирами следующим образом. Сперва человек, являющийся собственником жилья, вовлекается в религиозную организацию. Особым вниманием пользуются одинокие граждане, которые не имеют наследников, и люди, находящиеся в состоянии конфликта с родными и близкими. Секта начинает обрабатывать владельца жилья, добиваясь, чтобы он разорвал все оставшиеся связи с миром. Параллельно проводится мысль, что "любить Бога" - значит, пожертвовать ему всё самое ценное. Об этом человеку твердят и в ходе собраний, и при визитах на дом. Через некоторое время возникает ситуация, когда "клиент созрел" и готов "отдать Господу" (а вернее, тем людям, которые прикрываются именем Бога) свое жилье. Надо отметить, что сегодня квартиры редко оформляются прямо на секты или их лидеров, да еще и в качестве дара. Это слишком прозрачно, может привлечь ненужное внимание и привести к крупному скандалу. Чтобы его избежать, реализуется следующая схема. Во-первых, квартиру не берут в дар, а покупают - правда, за символические деньги или под гарантию предоставления человеку куда меньшей жилплощади. Во-вторых, жилье оформляется не на секту или ее лидеров, а на неизвестных широкому кругу посредников, которые затем и передадут недвижимость в нужные руки. Юридически такой механизм почти безупречен. При этом сам владелец квартиры "обработан" так, что станет везде твердить, будто принял совершенно осознанное, идущее только из глубин сердца решение. Убеждать его в обратном, как правило, бесполезно.

Что делать, если Ваш близкий оказался в такой ситуации и намерен подарить секте свое жилье?

· Постарайтесь изъять у него документы, без которых невозможно осуществление сделок и оформление дарственных - ордер на квартиру, квитанционные книжки уплаты за электроэнергию и коммунальные услуги. Это тот редкий случай, когда бюрократическая машина будет полезной и отсутствие одной-единственной бумаги может свести на нет все усилия сектантов.

· Запоминайте малейшие детали - названия фирм, которые вроде бы не прочь провести "через себя" планируемую сделку, фамилии тех, кто прояляет к ней повышенный интерес. Вам эти данные могут ничего не говорить - но специалистам хорошо известен перечень риэлтеров, сотрудничающих с теми или иными сектами.

· Зайдите в РЭУ по месту жительства Вашего близкого и поговорите с чиновником, ответственным за оформление документов на квартиру. По-человечески объясните ему ситуацию и попросите в случае, если эти документы кто-то затребует, сразу позвонить Вам.

· Как только станут известны имена людей, которые обрабатывают Вашего близкого, а также название их религиозной организации - напишите по заявлению в милицию и прокуратуру. Вам не обязательно кого-то в чем-то обвинять. Просто изложите тревожные факты, а потом уведомите сектантов о том, что сделали. Обычно это сразу охлаждает их пыл.

· Когда сектанты почувствуют, что Ваша деятельность может привести к срыву всей операции - начнутся угрозы. Сразу уведомляйте о них правоохранительные органы. Каждое Ваше заявление будет привлекать к сделке дополнительное внимание.

· Готовьтесь к тому, что сектанты будут обязательно настраивать против Вас владельца жилья. Повторяя за ними, Ваш близкий начнет говорить, что вопрос, кому продать или подарить квартиру - это только его дело. С юридической точки зрения он прав, на чем и строят расчет мошенники. Зато у Вас есть такой инструмент, как общественное мнение. Если предложенные выше способы не работают, ставьте "на уши" максимально широкий круг лиц - родственников и друзей человека, чиновников, журналистов. Помните, что сектанты всегда боятся огласки и могут отступить, даже если с формальной стороны сделка смотрится вполне законно.

Центр "Гражданская безопасность"

 

 

Ответ редакции

Отвечает Эдуард Иванов, адвокат:

- В данном случае можно оспорить решение органов опеки на основании ст. 254 – 257 Гражданского процессуального кодекса. Ведь в федеральном законе №48 от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» говорится, что предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется во всех случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Кроме того, на мой взгляд, есть основания назначить матери этих детей судебно-психиатрическую экспертизу. Можно быть сторонником каких-то идей, веровать в них, но не вопреки интересам своих детей. А для этой женщины её верования важнее материнских обязанностей. Разве это нормально?

Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 12/05/2015

 

Издание Информационно-консультативного Центра Свмч. Иринея еп. Лионского Книга раскрывает понятие тоталитарного сектантства и показывает методы вербовщиков, охотящихся за душами.


Предисловие:
Тоталитарные секты и свобода совести
Замечательный немецкий поэт Райнер Мария Рильке как-то сказал о России, что в то время как остальные страны граничат друг с другом, она граничит с Богом. У российских границ, продолжил он, есть еще одно странное свойство; многое из того, что их пересекает, превращается в камень. Возможно, камень этот - драгоценный, но, тем не менее, для еды он непригоден.

Эти слова можно отнести и к концепции свободы совести. Безусловно, она является неотъемлемым элементом демократического общества. Но тот закон о свободе совести, который сегодня действует в России, годится лишь для страны с высоким уровнем религиозной информированности. Уровень религиозной информированности в нашей стране увы, пока можно назвать катастрофически низким. И на этом фоне существующий закон дает свободу действий группам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан.

Начнем с нарушения права на информацию. Если группа считает, что при вербовке можно скрывать от потенциальных новых членов часть правды о себе, а то и напрямую лгать им, то она нарушает конституционное право человека на свободу получения информации. А без свободы информации никто не может сделать свободный выбор. По закону даже на консервных банках должно быть написано их содержимое. Почему же позволяется деятельность организаций, которые, путем сложных психологических манипуляций, замешанных на обмане и гипнозе, принуждают человека предать им самого себя? Законом преследуются плуты и мошенники, входящие в доверие к человеку и выманивающие у него деньги и ценности. Почему же остаются безнаказанными группы, отбирающие у человека не только материальные ценности, (кстати, без этого в сектах никогда не обходится), но и его собственную личность?

Мы выступаем против конфессиональной анонимности. Члены любой религиозной организации, проповедующие ее учение, обязаны с самого начала излагать его честно, без прикрас и умолчаний, более того - обязаны разъяснить, какое место занимает их группа в пестрой палитре религиозных организаций. Недопустимо и противоправно самоотождествление "новых" сект с традиционными мировыми религиями. Группа, практикующая тайную доктрину и разные степени посвящения в учение, в принципе не подпадает под нормы, принятые в демократическом обществе, ибо человек, которого приглашают в нее вступить, заведомо не получает полной информации о той организации, членом которой он становится. К тому же старая народная мудрость учит, что правилам вступления должны соответствовать права свободного выхода. А разные степени истины; для внешних, для внутренних, для еще более внутренних и так без конца, - это приблизительно то же самое, что и пресловутые разные степени свежести для осетрины. Если группа, прикрываясь правом на свободы совести, ежедневно нарушает гражданские и человеческие права своих членов, она не должна свободно функционировать в демократическом обществе. Закон должен предусматривать равную защиту свободы граждан. И отдельные граждане и общество в целом имеют право быть свободными от навязчивого влияния тоталитарных сект с их заведомо недобросовестной рекламой.

Итак, слово сказано. Тоталитарными сектами, или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся "контролирование сознания". Секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

Например, Общество Сознания Кришны стремится к установлению самого жесткого контроля над средствами массовой информации и ратует за введение кастовой системы. Теоретики Общества предусматривают в случае своего прихода к власти суровые наказания для всех, кто не соглашается с их идеями. Другая тоталитарная секта, Сайентология, определяет этику как искоренение всех идей, противоречащих сайентологии, а после того, как эта цель будет достигнута - искоренение вообще всех несайентологических идей. Трудно назвать такое определение этики совместимым с равными правами для всех и со свободой совести.

Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Слово "религия" значит связь, связь личности и личностным Богом. В тоталитарных сектах поклонение Богу фактически заменяется поклонением богоподобному лидеру или созданной им организации. Все начинается с личности лидера и все замыкается на ней. За последние 7-8 лет в нашей стране появилось множество организаций, систематически нарушающих права своих членов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить для них возможность мыслить и действовать, как подобает ответственным взрослым гражданам. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их самосознание, обрывают их связи с близкими и родными. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их попросту выкидывают на улицу.

Мы много говорим об утечке мозгов, имея в виду отъезд за рубеж талантливых специалистов. Но есть и другая утечка мозгов, внутренняя и поэтому еще более опасная. Сектанты охотятся за талантливыми, энергичными, разумными молодыми людьми и девушками, за цветом нации, за будущим нашей страны. Сколько из них уже навсегда покинуло науку, производство, семью и сферу нормальных человеческих отношений вообще для того, чтобы отдать всего себя тому или иному "гуру" или "мессии". Приведу лишь небольшой пример. Мунитская служба принесения обетов проводится каждое воскресенье, каждое первое число каждого месяца и в каждый из мунитских праздников. Члены секты совершают три полных земных поклона (лицом до земли) перед алтарем с портретом корейского предпринимателя и повторяют клятву верности Богу, своему "истинному" отцу Муну и своему "истинному" отечеству - Корее. Могут ли они после этого считать себя настоящими гражданами своей страны?

Мы можем говорить о протестантской производственной и предпринимательской этике, мы можем говорить о католических орденах милосердия, мы можем говорить о православных бытовых и семейных традициях. Традиционные христианские конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. К какому созидательному труду способны члены тоталитарных сект, кроме многочасового попрошайничества на улицах - и только для своей секты? Между членами любой традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен, в то время как деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен. Типичный пример такого поведения в организме - раковая опухоль. И как раковые клетки начинают бурный рост в ослабленном болезнью организме, так и тоталитарные секты используют организационные и структурные слабости молодых демократических государств, чтобы утвердиться в них и насильно навязать свою систему ценностей только что освободившимся от политического тоталитаризма народам.

Цель всех тоталитарных сект - не только завербовать ничего не подозревающую молодежь, но прийти к власти. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они не обременяют себя попытками обращения масс, но вербуют лидерские кадры для грядущих лет. Эта стратегия была четко и недвусмысленно провозглашена Муном в январе 1990 г.: "Во время падения Римской империи христиане наследовали государственные должности различного рода... Ясно вижу, что если наши члены помимо нравственного совершенства, которого они достигли путем следования за преподобным Муном, добьются еще и профессионального развития, наши возможности в Восточной Европе будут безграничными. Кто-то должен наследовать государственные должности распадающейся коммунистической империи, а настоящих лидеров там весьма не хватает. Так что мы должны с надеждой смотреть на 90-е годы" [Мунитская газета "Unification News", январь, 1990 г.].

Тоталитарные секты не имеют ничего общего с христианством, и использование ими христианской символики и терминологии, вплоть до названия себя "церковью", для нас не просто кощунственно. Мы видим в этом еще одну сознательную попытку создать более приемлемый для общественного мнения имидж своей организации и ввести в заблуждение искренне ищущих Христа людей. Деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а их методами деятельности. Если кому-либо нравится веровать, что г-н Мун - мессия или что по воле ныне покойного г-на Хаббарда перемещаются планеты - это их личное дело. Однако, граждане должны быть защищены от воздействия тех, кто стремится заставить, вынудить их поверить, что Мун - мессия или что Хаббард - господин Вселенной.

Каким образом группа вербует новых членов? Что с ними происходит, покуда они находятся в секте? Этим определяется, сохраняет ли группа за человеком право самому выбирать, во что он хочет верить. Если для вербовки новых членов и для дальнейшего руководства ими используются обман, гипноз, кодирование и другие средства контролирования сознания, то очевидно, что тем самым права человека нарушаются самым бесстыдным образом. Так как все тоталитарные секты считают, что цель оправдывает средства, то все они ставят собственные интересы выше закона. Им всем присуща "двойная мораль" и "двойной стандарт". Если их члены уверены, что цель, поставленная ими перед собой, "праведна" и "справедлива", они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление и даже физически устранить неугодного им человека (или группу лиц). По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству [См. напр. Ж. Ф. Буайе "Империя Муна" (М., 1990); статья "Сайентология - процветающий культ жадности и власти" (журнал "Time" от 6 мая 1991 г.) Hubner F. & Gruson L. "Monkey on a Stick" (HBJ, 1988) и др].

Секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года.

Некоторые секты оставляют куда более тяжелые последствия, чем другие, причем это не связано напрямую с количеством часов, проведенных в ритуалах и программировании. Практика показывает, что сложнее всего оправиться от сайентологии, хотя она требует от своих последователей поменьше затраченного времени, чем, например, кришнаиты или муниты. Кришнаиты тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы и совместные молитвы, муниты - 53 часа, а сайентологи - неполных 43. Однако для выздоровления покинувшему кришнаизм требуется в среднем 11 месяцев, бывшему муниту - 16 месяцев, а сайентологу - 25, 5 месяца. Но и тогда "выздоровление" -термин лишь относительный; существуют и долгосрочные последствия, сказывающиеся еще многие годы. Один консультант, работавший со многими бывшими сектантами, заявил, что по его мнению, от последствий сайентологии до конца оправиться не может никто [Цифры взяты из книги Джин Ричи "Тайный мир культов" (Jean Ritchie, The Secret World of Cults. An Angus & Robertson Book, 1991.]. Судя по всему, такие наши отечественные "самоделы", как "Богородичный центр" и "Белое братство" по своим разрушительным для личности и общества последствиям вполне сравнимы с сайентологией.

Тоталитарные секты смертоносны. Достаточно вспомнить сотни смертей, которыми завершилась история сект Джима Джонса, Дэйвида Кореша [См. книгу Джеймса Бойла "Секты-убийцы" в "Иностранной литературе", 1996, №№ 7, 8.]. Этим может кончиться в нужный для лидеров момент история любой тоталитарной секты. Ведь мы имеем дело с безоговорочно послушной армией рабов, для которых нет невозможного. А что говорить о несчастной судьбе детей, родившихся от родителей-сектантов! Кстати, более трети жертв Джонса и Кореша были дети. Был ли у них выбор жить или покончить с собой? Вспомним Белое братство. Организаторы этого чудовищного эксперимента, кто бы они ни были, решили кончить его бескровно. Им было достаточно убедиться в силе своего могущества. Теперь они могут выбирать нужное им время...

В самом начале перестройки один известный православный священник сказал, что сейчас люди обратились к Западу в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе. Увы, это правда и сегодня. Почти все тоталитарные секты имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов и разрушенных судеб. Давайте не повторять чужих ошибок. У нас сейчас и так хватает поводов для напряжения и конфликтных, взрывоопасных ситуаций. Не будем же добавлять к ним еще один - чреватый самыми непредсказуемыми последствиями конфликт на религиозной почве.

Десять контрольных вопросов

Все мы приучаемся жить при новых рыночных условиях. Рынок воцарился во многих областях нашей жизни, в том числе, увы, и в религиозной. На нас обрушился грандиозный поток религиозной информации подчас чисто рекламного характера. Вновь и вновь мы встаем перед выбором. Думаю, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек, ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новых религий, учений, философских систем. В наших городах появилось множество религиозных групп и организаций. О некоторых из них мы раньше знали лишь понаслышке, о многих - не слышали вообще никогда. И каждая провозглашает себя носительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочь преодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов.

Как узнать, насколько истинны эти обещания? Как узнать, не принадлежит ли подошедший к вам человек к тоталитарной секте (деструктивному культу)? Как узнать, не являетесь ли вы объектом вербовки, не вовлекают ли вас в организацию, в которую вы, при наличии у вас полной о ней информации, никогда бы не пошли? Сразу хочу предупредить, что все нижесказанное не относится к традиционным в вашем регионе религиям, плоды деятельности которых вы можете увидеть в культуре и истории нашей страны. Здесь говорится лишь о новых, неизвестны вам ранее религиозных учениях и теориях. Я обращаюсь прежде всего к людям, еще не сделавшим свой религиозный выбор; пожалуйста, будьте бдительны. Это неправда, что Православная Церковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции. Она лишь предупреждает: если уж нам довелось жить при религиозном рынке, будем грамотными потребителями. Ведь каждый человек со вниманием относится к покупке товара, проверяет его на качество и остерегается подделок. Но, приобретя некачественный товар, вы лишь потеряете деньги. Имея дело с духовными подделками, вы рискуете гораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьей, здоровьем, да и всей вашей жизнью, наконец.

Итак, если к вам подошел кто-либо, приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающий вам интересную работу в иностранной фирме с высокими заработками или предлагающий ввести в вашей школе (институте, на предприятии) новый учебный курс, посоветуем вам задать этому человеку десять конкретных вопросов, которые помогут отсеять по крайней мере 90% всех сектантов-вербовщиков.

Лучше всего, если вы зададите предлагаемые вопросы спокойным, не агрессивным тоном, но тем не менее ясно дадите понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а ждете прямых и искренних ответов. Вам нужно знать, что все тоталитарные секты в той или иной степени используют при вербовке обман. Однако далеко не все сектанты осознают, что, пытаясь обрести нового члена для своей организации, они вводят его в заблуждение. Поэтому, задав эти вопросы, вы сможете обнаружить, что либо вербовщик скрывает от вас часть правды, либо он и сам не обладает всей полнотой информации.

Скорее всего сектанты попытаются отделаться от вас уклончивыми ответами, общими местами и попытками переменить тему разговора. Поэтому если вы услышите что-то вроде: "Мы просто стремимся помочь людям освободиться от их проблем", или: "Мы просто приглашаем вам на интересный семинар, где будут обсуждаться вопросы, волнующие все человечество", или: "Мы просто собираемся для обсуждения слова Божия", или даже: "Мы просто хотим угостить вас бесплатным вегетарианским ужином", у вас есть полное основание насторожиться. Предлагаемые вместо ответов уклончивые замечания типа: "Я понимаю ваше скептическое отношение к нам: я и сам был таким, прежде чем я наконец не пришел к истинному пониманию", или "Неужели вас действительно это интересует?" также должны прозвучать для вас предупреждением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.181 (0.048 с.)