Некоторые признаки мудрости в призыве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые признаки мудрости в призыве



После этого введения, из которого, как я думаю, вы узнали о некоторых признаках, указывающих на местонахождение мудрости и ее проявления через познание сути мудрости и наиболее ярких качеств проповедников-мусульман, я хотел бы более подробно рассмотреть признаки, которые мне представляются существенными.

Это рассмотрение будет включать в себя знакомство с натурой людей, типами призываемых, выбор времени, использование подходящих случаев. Затем будут рассмотрены приемы и методы осуществления призыва, и в частности, доброе слово, стремление прибегнуть к намеку, если с его помощью можно обойтись без прямого высказывания, намерение прикрыть и дать совет, отход в меру возможностей от разоблачений, способных перерасти в компрометацию. Все это - с использованием узаконенной шариатом любезности и извинением, насколько возможно, промахов. И вот, мой многоуважаемый брат, перед тобой пространное изложение этих нескольких признаков.

 

Признак первый

Характеры людей и типы призываемых

Люди отличаются друг от друга своими характерами, различаются по познаниям, эрудиции, уму, темпераменту, ощущениям, равно как и по наклонностям и ориентации, что требует от знающего и призывающего найти подход, более того, соответствующие подходы к этим различным душам и разнящимся между собой умам.

Среди людей есть быстро впадающие в гнев и спокойные, образованные и неграмотные, люди с положением и простолюдины.

Более того, известно высказывание ‘Али, в котором он характеризует сердца людей как дикие. Он сказал: «Сердца - дикие. Кто их приручит, к тому они и придут».

‘Али сравнил сердца людей с дикими верховыми животными, которым в силу их природы чужда любовь к другим. И это проявляется - а Аллах об этом знает лучше - там, где дело касается советов и указаний. Видел ли ты того, кто был бы доволен, когда ты указываешь кому-нибудь на его невежество, незнание, плохое поведение. Человек всегда очень серьезно воспринимает это, и поэтому ты видишь, как он гневается, если ему указывают на его ошибки, и рьяно борется с истиной, познакомившись с ней, опасаясь, что его невежество откроется.

В нашем случае эти дикие животные убегают, если ты приближаешься к ним. Более того, стремясь защитить себя, они могут напасть и причинить боль, но тот, кто обнаруживает мудрость и проницательность, укрощая зверей, тот преуспеет, с помощью Аллаха, в наставлении людей на правильный путь.

Удачливым укротителем становится тот, кто стремится затронуть добрую струну в душах людей и быть несколько снисходительным к их ошибкам и глупостям, а также внимательным - не нарочито - к их заботам и нуждам. Когда же он добирается до источника добра в их душах, люди одаривают его своей любовью и доверием.

Определенное великодушие, знание характеров людей гарантирует достижение позитивных результатов у них в объеме, о котором многие и не догадываются. К этому же имеет отношение и учет усвоения призываемым и его сообразительности. Ему не следует давать то, что не усваивает его разум и что вызывает у него неприятие, отторжение, идейную путаницу или обрекает его на погружение во мрак искушений.

По этому поводу Июн Мас‘уд сказал: «Если ты станешь обращаться к людям с такими словами, которые будут недоступны их разуму, часть из них обязательно поддасться искушению».

‘Али сказал: «Рассказывайте людям так, чтобы им было понятно - вы же не хотите, чтобы они не веровали словам Аллаха и Его Посланника».

 

Признак второй

Выбор времени и использование

Удобных поводов

Это - важный и много определяющий признак мудрости и ее отыскания, нашедший свое отражение в следущем обобщении ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда: «Сердцам свойственно желать и воспринимать, быть вялыми и отторгать. Так берите их, когда они желают и воспринимают, и не трогайте их, когда они становятся вялыми и отторгают». Он читал людям проповеди каждый четверг. Однажды один человек сказал: «Хорошо бы, если бы ты читал нам проповеди каждый день». Он ответил: «Что мешает мне это сделать, так это нежелание наскучить вам. Все, что касаетсяпроповеди, я делаю для вас так же, как это делал Посланник Аллаха для нас, боясь вызвать у нас скуку».

Не случайно писание нашего Господа ниспосылалось по частям с учетом подходящих случаев, событий, периодов времени и мест. И ты знаешь, что готовность людей воспринимать в рамадан отличается от того, что наблюдается в другие месяцы. И их реакция в сезон паломничества отличается от их реакции в другое время. То же самое можно сказать в связи с различными поводами, повторяющимися событиями, связанными с приходом радости и беды. Тот, кто располагает людей к себе в это время и учитывает касающиеся их превратности судьбы, тем самым постигает великую тайну воздействия и восприятия. Если хочешь большего, то обрати внимание на время и ситуации, в которые получает подтверждение желательность мольбы, и в частности, на время, когда наступает рассвет, идет дождь, встречаются армии на поле сражения.

Если хочешь опереться на исторический случай, то обрати внимание на мудрость Йусуфа, когда он использовал случай общения с двумя юношами, поведавшими ему свои сны, и факт нахождения их в темнице, чтобы призвать их к единственному и единому Аллаху, как об этом сказано в Коране: «О мои собратья по темнице! Кто лучше: разрозненные божества или единый и могущественный Аллах? Все, чему вы поклоняетесь помимо Него, всего лишь имена, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не послал о них никакого доказательства. Законы издает только Аллах, и Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это и есть истинная вера, но большая часть людей не ведает [об этом]». (Сура «Йусуф», аяты 39-40.)

К этому же имеет отношение и учет соответствующих обычаев и традиций, а также особенностей характера людей, занятых в различных ремеслах и производствах. Возможно, в том, на что указали ученые, и, в частности, на разнообразие чудес, явленных пророками Аллаха, и их соответствие определенным знаниям и науке, утвердившимся в каждой области, например, посох Мусы среди волхвов, исцеление, продемонстрированное ‘Исой в области медицины, Коран, ниспосланный Мухаммаду в области красноречия арабов, содержится то, что мы имели в виду.

 

Признак третий

Учет приоритетности и

Очередность приоритетов

Тому, что сказано о типах призываемых, характерах людей, о внимании к поводам, противополагается рассмотрение того, к чему призывают. Несомненно, мудрость требует рассмотрения постепенности в делах призыва, чтобы люди шаг за шагом усваивали их. Так, проблемы догматики, основы шариата и вероисповедания выступают на первый план. Если они не истинны у раба Божьего, то ему не пригодятся хорошие поступки и добрые дела, ибо Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Не поведать ли вам о тех, чьи деяния причинили им наибольший ущерб? Это - те, кто заблудился в мирской жизни, думая, что поступает наилучшим образом. Они отвергли знамения своего Господа и не уверовали в то, что предстанут пред Ним. Тщетны их деяния, и в День воскресения Мы не отпустим им [на весах справедливости] никакого веса»». (Сура «Пещера», аяты 103-105.)

В призыве есть общие вещи и частности, обязательное и одобряемое, запрещаемое и порицаемое, большие проблемы и маленькие. Каждую вещь ты должен знать и поместить ее в соответствующее место.

Мне представляется это дело настолько очевидным, что не нуждается в рассмотрении. Возьмите в качестве примера курс, которого придерживался Му‘аз ибн Джабаль, проповедовавший ислам в Йемене. Этот курс ему определил сам Посланник Аллаха, сказав: «Ты придёшь к народу, относящемуся к людям писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.008 с.)