Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые признаки мудрости в призывеСодержание книги Поиск на нашем сайте
После этого введения, из которого, как я думаю, вы узнали о некоторых признаках, указывающих на местонахождение мудрости и ее проявления через познание сути мудрости и наиболее ярких качеств проповедников-мусульман, я хотел бы более подробно рассмотреть признаки, которые мне представляются существенными. Это рассмотрение будет включать в себя знакомство с натурой людей, типами призываемых, выбор времени, использование подходящих случаев. Затем будут рассмотрены приемы и методы осуществления призыва, и в частности, доброе слово, стремление прибегнуть к намеку, если с его помощью можно обойтись без прямого высказывания, намерение прикрыть и дать совет, отход в меру возможностей от разоблачений, способных перерасти в компрометацию. Все это - с использованием узаконенной шариатом любезности и извинением, насколько возможно, промахов. И вот, мой многоуважаемый брат, перед тобой пространное изложение этих нескольких признаков.
Признак первый Характеры людей и типы призываемых Люди отличаются друг от друга своими характерами, различаются по познаниям, эрудиции, уму, темпераменту, ощущениям, равно как и по наклонностям и ориентации, что требует от знающего и призывающего найти подход, более того, соответствующие подходы к этим различным душам и разнящимся между собой умам. Среди людей есть быстро впадающие в гнев и спокойные, образованные и неграмотные, люди с положением и простолюдины. Более того, известно высказывание ‘Али, в котором он характеризует сердца людей как дикие. Он сказал: «Сердца - дикие. Кто их приручит, к тому они и придут». ‘Али сравнил сердца людей с дикими верховыми животными, которым в силу их природы чужда любовь к другим. И это проявляется - а Аллах об этом знает лучше - там, где дело касается советов и указаний. Видел ли ты того, кто был бы доволен, когда ты указываешь кому-нибудь на его невежество, незнание, плохое поведение. Человек всегда очень серьезно воспринимает это, и поэтому ты видишь, как он гневается, если ему указывают на его ошибки, и рьяно борется с истиной, познакомившись с ней, опасаясь, что его невежество откроется. В нашем случае эти дикие животные убегают, если ты приближаешься к ним. Более того, стремясь защитить себя, они могут напасть и причинить боль, но тот, кто обнаруживает мудрость и проницательность, укрощая зверей, тот преуспеет, с помощью Аллаха, в наставлении людей на правильный путь. Удачливым укротителем становится тот, кто стремится затронуть добрую струну в душах людей и быть несколько снисходительным к их ошибкам и глупостям, а также внимательным - не нарочито - к их заботам и нуждам. Когда же он добирается до источника добра в их душах, люди одаривают его своей любовью и доверием. Определенное великодушие, знание характеров людей гарантирует достижение позитивных результатов у них в объеме, о котором многие и не догадываются. К этому же имеет отношение и учет усвоения призываемым и его сообразительности. Ему не следует давать то, что не усваивает его разум и что вызывает у него неприятие, отторжение, идейную путаницу или обрекает его на погружение во мрак искушений. По этому поводу Июн Мас‘уд сказал: «Если ты станешь обращаться к людям с такими словами, которые будут недоступны их разуму, часть из них обязательно поддасться искушению». ‘Али сказал: «Рассказывайте людям так, чтобы им было понятно - вы же не хотите, чтобы они не веровали словам Аллаха и Его Посланника».
Признак второй Выбор времени и использование Удобных поводов Это - важный и много определяющий признак мудрости и ее отыскания, нашедший свое отражение в следущем обобщении ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда: «Сердцам свойственно желать и воспринимать, быть вялыми и отторгать. Так берите их, когда они желают и воспринимают, и не трогайте их, когда они становятся вялыми и отторгают». Он читал людям проповеди каждый четверг. Однажды один человек сказал: «Хорошо бы, если бы ты читал нам проповеди каждый день». Он ответил: «Что мешает мне это сделать, так это нежелание наскучить вам. Все, что касаетсяпроповеди, я делаю для вас так же, как это делал Посланник Аллаха для нас, боясь вызвать у нас скуку». Не случайно писание нашего Господа ниспосылалось по частям с учетом подходящих случаев, событий, периодов времени и мест. И ты знаешь, что готовность людей воспринимать в рамадан отличается от того, что наблюдается в другие месяцы. И их реакция в сезон паломничества отличается от их реакции в другое время. То же самое можно сказать в связи с различными поводами, повторяющимися событиями, связанными с приходом радости и беды. Тот, кто располагает людей к себе в это время и учитывает касающиеся их превратности судьбы, тем самым постигает великую тайну воздействия и восприятия. Если хочешь большего, то обрати внимание на время и ситуации, в которые получает подтверждение желательность мольбы, и в частности, на время, когда наступает рассвет, идет дождь, встречаются армии на поле сражения. Если хочешь опереться на исторический случай, то обрати внимание на мудрость Йусуфа, когда он использовал случай общения с двумя юношами, поведавшими ему свои сны, и факт нахождения их в темнице, чтобы призвать их к единственному и единому Аллаху, как об этом сказано в Коране: «О мои собратья по темнице! Кто лучше: разрозненные божества или единый и могущественный Аллах? Все, чему вы поклоняетесь помимо Него, всего лишь имена, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не послал о них никакого доказательства. Законы издает только Аллах, и Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это и есть истинная вера, но большая часть людей не ведает [об этом]». (Сура «Йусуф», аяты 39-40.) К этому же имеет отношение и учет соответствующих обычаев и традиций, а также особенностей характера людей, занятых в различных ремеслах и производствах. Возможно, в том, на что указали ученые, и, в частности, на разнообразие чудес, явленных пророками Аллаха, и их соответствие определенным знаниям и науке, утвердившимся в каждой области, например, посох Мусы среди волхвов, исцеление, продемонстрированное ‘Исой в области медицины, Коран, ниспосланный Мухаммаду в области красноречия арабов, содержится то, что мы имели в виду.
Признак третий Учет приоритетности и Очередность приоритетов Тому, что сказано о типах призываемых, характерах людей, о внимании к поводам, противополагается рассмотрение того, к чему призывают. Несомненно, мудрость требует рассмотрения постепенности в делах призыва, чтобы люди шаг за шагом усваивали их. Так, проблемы догматики, основы шариата и вероисповедания выступают на первый план. Если они не истинны у раба Божьего, то ему не пригодятся хорошие поступки и добрые дела, ибо Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Не поведать ли вам о тех, чьи деяния причинили им наибольший ущерб? Это - те, кто заблудился в мирской жизни, думая, что поступает наилучшим образом. Они отвергли знамения своего Господа и не уверовали в то, что предстанут пред Ним. Тщетны их деяния, и в День воскресения Мы не отпустим им [на весах справедливости] никакого веса»». (Сура «Пещера», аяты 103-105.) В призыве есть общие вещи и частности, обязательное и одобряемое, запрещаемое и порицаемое, большие проблемы и маленькие. Каждую вещь ты должен знать и поместить ее в соответствующее место. Мне представляется это дело настолько очевидным, что не нуждается в рассмотрении. Возьмите в качестве примера курс, которого придерживался Му‘аз ибн Джабаль, проповедовавший ислам в Йемене. Этот курс ему определил сам Посланник Аллаха, сказав: «Ты придёшь к народу, относящемуся к людям писания. Пусть первым, к чему ты призовёшь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетённого, ибо между ней и Аллахом нет преграды».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.008 с.) |