Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки мудрости в методах призываСодержание книги Поиск на нашем сайте
Под методами здесь имеются в виду пути и формулировки, используемые призывающим, благодаря которым он добивается донесения до людей истины, их просвещения в том, что им полезно, и удержания от того, что им вредно. В своей совокупности эти методы связаны с речью и словами или прямым деликатным и располагающим к себе обращением с призываемыми, когда призывающий не обращает внимания на их упущения и использует обе методики: прельщение и устрашение, непримиримость и расположение к себе. Далее речь пойдет об этих методах.
Признак первый Доброе слово Если призывающий хорошо владеет речью и обладает правильным произношением, то тем самым ему дарована огромная часть мудрости. Всемогущий и великий Аллах сказал: «…и говорите людям приятное». (Сура «Корова», аят 83.) Тальха ибн ‘Умар рассказал о том, что однажды он сказал ‘Ата: «Ты - человек, у которого собираются люди с различными прихотями, а я - резкий человек и могу сказать им что-нибудь резкое». Он же ответил: «Не делай этого. Всевышний Аллах сказал: «…и говорите людям приятное». В этом аяте речь идет об иудеях и христианах. Так что же тогда говорить об истинных мусульманах!» Комментируя этот аят, аль-Куртуби приводит хадис ‘Аишы, которая поведала хадис о том, как Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей: «А ‘Аиша, не делай ничего непристойного. Если бы непристойность была человеком, то это был бы плохой человек». В своем толковании аль-Куртуби отмечает: «Это - побуждение придерживаться благонравия. Нужно, чтобы речь у человека была мягкой, лицо - приветливым и открытым, независимо от того, общается ли он с добропорядочным или распутным человеком, близким или чужим. Со всеми ему следует разговаривать без лести, не прибегая к словам, которые, как он думает, могли бы соответствовать -мазхабу собеседника». Речь хороша и пронизана мудростью в зависимости от того, насколько она конкретна и не отягощена излишествами, а ее течение определяется биением живого сердца и искренними помыслами души. Речь хороша, когда она умеренна по своей продолжительности - не очень краткая, что может помешать ее понять, и не слишком длинная, способная наскучить. Именно такими были проповеди Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как об этом говорится в достоверном хадисе, который передал имам Муслим со слов Джабира ибн Сумры. Вдумайтесь в этот спокойный диалог, в доброе слово, в добрый спор. Перед нами Хусайн аль-Хуза‘и - отец славного сподвижника ‘Имрана. Курейшиты, которые возвеличивали и превозносили его, обратились к нему, чтобы он поговорил с Мухаммадом да благословит его Аллах и да приветствует, об их богах, которых отвергал Мухаммад. Хусайн пришел с курейшитами, которые сели вблизи двери Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и он вошел в дверь. Увидев -его, Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Дайте пройти шейху! - Как понимать то, что дошло до нас? Ты хулишь наших богов, - сказал Хусайн. - О Хусайн! Скольким богам ты поклоняешься? - Семерым на земле и одному на небе. - А если тебя постигнет несчастье, к кому из них ты обращаешься? - К Тому, кто на небесах. - А к кому ты обратишься, если вдруг лишишься средств к существованию? - К Тому, кто на небесах. - Он один внимает тебе, а ты уподобляешь Его другим? О Хусайн, прими ислам и ты спасешься! Он принял ислам, после чего к нему подошел его сын ‘Имран и поцеловал его голову, руки и ноги. Когда Хусайн захотел уйти, Посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Проводите его до дома». Удивительно, он вошел богохульником, злым, помышляющим о мести, а вышел искренним мусульманином! О, если бы знать, как обошлись курейшиты со своим ставленником и старейшиной! Сюда же относится располагающая к себе речь, затрагивающая самые тонкие человеческие струны и узы родства, и высказывания, полные нежности и сострадания. Так, Ибрахим, обращается к своему отцу со словами, полными сострадания: ««Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, кто не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]? О отец мой! Мне открылось знание, которое не открывалось тебе. Так следуй же за мной, и я направлю тебя на верный путь. Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого. Отец мой! Воистину, я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь подручным сатаны». [Его отец Азар] сказал: «Неужели ты отвергаешь моих богов, Ибрахим? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня на некоторое время». [Ибрахим] ответил: «Мир тебе! Я буду просить Господа моего ниспослать тебе прощение, так как Он снисходителен ко мне…»» (Сура «Марйам», аяты 42-47.) Каждый пророк говорил своим сородичам: «О мои соплеменники!» Так они напоминали им об узах родства, о своей любви и жалости к ним. Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и да приветствует, также говорил курейшитам западающие в душу слова, пытаясь призвать их на путь Господа. Он сказал: «Предводитель не обманывает своих. Клянусь Аллахом, если бы я лгал всем, я все равно не стал бы лгать вам. Если бы я обманывал всех, я все равно не стал бы обманывать вас».
Признак второй Прямое высказывание и Использование намеков К добрым речам относится стремление обойтись намеком, дать понять опосредованно, не высказываясь в открытую. Открытое высказывание лишает другого человека авторитета, побуждает его перейти в наступление и порождает хвастовство нарушениями, упорство и упрямтсво. Использование же намеков располагает к тебе благородные души, умные головы и блестящие умы. У Ибрахима ибн Адхама спросили: «Если человек заметил что-то у другого или ему сообщили что-то о нем, должен ли он ему сказать об этом?» Он ответил: «Это может быть воспринято как оскорбление. Нужно намекнуть». Все это делается для того, чтобы не поставить людей в затруднительное положение и чтобы проповедник мог вызвать у них положительные эмоции, ведь использование намеков - традиция, заложенная Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, который обращаясь к своим сподвижникам, говорил: «О чем думают люди, когда делают так-то и говорят то-то?!»
Признак третий Совет, а не позор Я хотел бы здесь отдельно упомянуть совет, хотя он содержится во всем, что было сказано ранее. Более того, под советом имеется в виду величайшая составляющая призыва, если не весь призыв к Аллаху. Однако здесь хотелось бы указать на этику советования как на одно из проявлений мудрости и призыве, и, особенно, если мы хотим, чтобы оно не стало причиной дискредитации и позора. Это видно из того, что нам оставил Ибн аль-Кайим. Он писал: «Советование - это благодеяние по отношению к тому, кому ты советуешь из жалости, сострадания к нему и переживая за него. А посему оно является чистым благодеянием из жалости и доброты душевной, которое совершается ради лика Аллаха, ради того, чтобы вызвать Его удовлетворение, помочь Его созданиям…» Оно представляет собой призыв к исправлению, в котором Аллаху должна быть явлена искренность, щадя чувства того, кому советуют так, как об этом говорилось в связи с предыдущими признаками, чтобы советование не превратилось в противостояние, спор, зло, конфликт. То, что нужно быть весьма деликатным в этом деле, подтверждается тем, что напоминание человеку того, что ему неприятно, относится к разряду запрещаемого. Одного праведного предшественника спросили: «Хотелось бы тебе, чтобы кто-то сказал тебе о твоих недостатках?» Он ответил: «Если этим он хочет причинить мне боль, то нет». Едва ли что-нибудь другое, кроме намерения, мотива, стремления скрыть уязвимость другого, отделяет друг от друга совет и желание пристыдить. Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, запретил господину поносить свою рабыню (т.е. упрекать ее за грехи). Он сказал: «Если рабыня совершила прелюбодеяние и ее грех стал очевидным, то пусть он накажет ее плетьми, но не поносит…» Аль-Фудайл в этой связи сказал: «Верующий прикрывает и советует, а распутный порочит и поносит». На этот счет также говорили: «Кто посоветовал что-либо своему брату на людях - опозорил его». Это связано с тем, что искренне советующий не преследует цель разнести по белу свету пороки того, кому он советует. Его цель - исправить плохой поступок и спасти своего брата от его последствий. И до чего же большая разница между тем, кто стремится дать совет, и тем, кто стремится опозорить --их не спутаешь! Об этом прекрасно сказала Умм ад-Дарда: «Кто увещевал своего брата скрыто от других, тот украсил его, а кто увещевал его на людях, тот опозорил его».
Признак четвертый
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.007 с.) |