Указание на наличие у призывающего черт, из которых произрастает мудрость



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указание на наличие у призывающего черт, из которых произрастает мудрость



Прежде чем начать разговор о мудрости и ее значении, я хотел бы, опираясь на предыдущие указания на смысл мудрости и необходимые занимающемуся призывом правильноек мышление, умеренную энергию и отстраненность от пристрастности и упрямства, указать на ряд качеств, которые должны быть присущи призывающему и из которых, по желанию Аллаха, будет произрастать мудрость и реализация цели, связанной с доведением до людей истины, на основе ясного представления. Среди этих качеств:

 

Богобоязненность

Под этим качеством понимаются все его смыслы, связанные с исполнением повелений, отказом от запрещаемого и наличием черт, присущих обладающим верой. Боязнь Аллаха, если раб наделен ею, является столь всеобъемлющей, что она освещает сердце и высвобождает духовные силы, а наделенный ею хорошо видит, где находится истина, и с ее помощью выходит на правильные средства и методы, соответствующие обстоятельствам, состоянию, тем или иным людям. Следствие богобоязненности - «Тому, кто боится Аллаха, Он сделает его дело легким». (Сура «Развод», аят 4.)

Близкие к Аллаху являются богобоязненными.

 

Искренность

Это - великое качество, известное теоретически. Однако реальное обладание им, клянусь Аллахом, встречается очень редко. Тот, кому присуще это качество, не обращает внимания ни на взгляды людей, ни на их вещи и не ищет людского расположения. Здесь мне на память приходят слова одного имама из числа наших праведных предшественников: «Некоторые люди, призывая к Аллаху, на самом деле призывают к себе». Больше, чем кому-либо, это качество должно быть присуще ученым и проповедникам, они же и нуждаются в нем больше других. Первыми, кем разведут огонь в День воскресения, будут те, кто утратил это качество. Имам аль-Газали в своей книге «Возрождение наук о вере» («Ихйа ‘Улум ад-Дин»), предостерегая от скрытой страсти, призывающей к скрытому многобожию, писал: «Проповедник, призывая людей к Аллаху, возможно захочет возвысить себя благодаря учености и вере и унизить другого его невежеством и нерадением. Возможно, что через призыв он стремится показать свое отличие от других и унизить призываемого, указывая, хотя бы и завуалированно, на невежество, низость невежд и нерадивых людей и плохую их долю… Это - великий позор, колоссальное зло ослепление, вызванное сатаной, которое не поражает только того, кому Аллах открыл его собственные недостатки и сделал его проницательным с помощью света своего руководства. В господстве над другими душа находит великую усладу».

Имам аль-Газали не ограничился этим разъяснением, а добавил к нему указание на критерий и пробный камень в этом вопросе: «Существует пробный камень и мерило, которыми проповедник должен испытать себя, а именно: осуществление другим человеком призыва, исправление людей и то, что они отвечают другому, должны быть ему дороже, чем то, что они отвечают ему. И если ему предпочтительней другой, то он - в порядке. Если же он не желает всего этого другому из числа знающих и призывающих, то он всего лишь следует собственным страстям, стремясь показать свою значительность благодаря призыву. Да убоится он Всевышнего Аллаха в этом и да призовет он себя прежде других!»

Однако слова имама аль-Газали о том, что призыв, осуществляемый другим, должен быть призывающему приятнее, чем то, что делает он сам, заслуживает критики. Здесь уместно вспомнить, что, обращаясь к ‘Али ибн Абу Талибу, Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если Аллах твоими руками наставит на прямой путь хотя бы одного человека, то это для тебя лучше, чем рыжие верблюды».

Соперничество в этой области - это соперничество во имя добра в соответствии со словами Всевышнего: «Чья речь прекраснее, чем у того, кто призывает к Аллаху и вершит доброе дело?» (Сура «Разъяснены», аят 33.)

Желательно придерживаться искренности и исходить из благих намерений и в соперничестве, которое не узаконено шариатом.

 

Знание

Именно оно выступает в качестве главного значения слова «убеждения» в высказывании Всевышнего: «Скажи [, Мухаммад]: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно убеждениям».(Сура «Йусуф», аят 108.)

Более того, бросающиеся в глаза смыслы мудрости, о которой мы ведем здесь речь, - это знание, как уже отмечалось.

Убеждения объединяют в себя знания и мудрость. Это качество не нуждается в дальнейшем разъяснении, будучи очевидным. Достаточно указать на высказывание имама аль-Бухари, который в своей книге «ас-Сахих» сказал: «Постижение знаний должно предшествовать слову и делу». Доказательством этого служат слова Всевышнего: «Посему узнай, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения своим грехам!» (Сура «Мухаммад», аят 19.)

Далее аль-Бухари сказал: «Аллах упомянул знания до того, как упомянул о словах и делах».

В этой связи аль-Хасан аль-Басри сказал6 «Действующий без знаний подобен идущему, не знающему дороги».

А арабская пословица гласит: «Кто придерживается чего-либо, не зная основ - жалок, а кто отправляется в путь без проводника - заблудится».

Знания включают в себя точное понимание того, о чем говорится в Коране и Сунне, образ действия праведных мусульман и усвоение результатов деятельности ученых и богословов в научном и практическом плане.

 

Скромность

Людям в силу самой их природы свойственно не принимать того, кто обращается с ними высокомерно или от кого исходит презрение к ним или умаление их достоинства, даже если то, что он говорит, соответствует истине и является сущей правдой. Более того, стремление стать над людьми - очевидная причина отвращения, испытываемого к истине, и неприятия ее.

В свете этого, скромность есть результат познания Аллаха и самопознания. Халиф Абу Бакр сказал: «Пусть ни один мусульманин не презирает другого, ибо даже маленький мусульманин в глазах Аллаха велик». Обращаясь к своему Пророку Мухаммаду, Всевышний сказал: «Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, стремясь к Его лику, и не отвращай своего взора от них». (Сура «Пещера», аят 28.)

Ибн аль-Хаджжадж сказал: «Кто хочет возвыситься, то пусть будет скромным ради Аллаха. Величие приходит лишь по мере движения вниз…»

К этому же вопросу примыкает и знание того, что для душ характерна антипатия к тем, кто много говорит о себе, напрашивается на похвалу или восхваление.

Милость дарует Аллах. Тот же, кто обращается к людям, пусть обращается к ним по милости Аллаха, а не по своей милости.

 

Выдержка

Выдержка - это не что иное, как владение собой в гневе, обращение к разуму при взрыве эмоций. Клянусь Аллахом, это не что иное, как проявление силы и признак мужества. Силен не тот, кто способен победить многих, а тот, кто владеет собой в гневе. Как нуждается в этом качестве мусульманский проповедник, сфера деятельности которого - сердца и души людей!

Наиболее яркими проявлениями выдержки являются сдерживание гнева, а далее по значимости следует умение прощать людей. Это - черты богобоязненных, обитателей рая, ширина которого равна небесам и земле. Кто наделен выдержкой, тот восходит от одного ее уровня к другому: он придет к тому, кто порвал с ним, простит того, кто обижал его, поможет тому, кто вредил ему.

Ошибается тот, кто думает, что выдержка - проявление беспомощности, умение прощать - слабость, а игнорирование невежественных людей - трусость и малодушие. Так говорит только обуреваемый гордыней, которая яляется позорным качеством, несовместимым с выдержкой.

Однажды, когда Зейн аль‘Абидин ибн ‘Али ибн Хусейн выходил из мечети, один человек обругал его. Люди тотчас заступились за Зейн аль-‘Абидина, но он сказал: «Оставьте его!» Затем он подошел к нему и сказал: «Еще больше наших недостатков Аллах скрыл от тебя. Может быть, ты в чем-то нуждаешься, и мы можем помочь тебе?» Человек устыдился, а Зейн аль-‘Абидин подарил ему свою накидку и повелел дать еще тысячу дирхемов. После этого, завидев его, этот человек говорил: «Поистине, ты - один из потомков пророков!»

 

Жестокость и суровость

Рассказывают, что Са‘ид ибн ‘Абд ар-Рахман аз-Забиди сказал: «Среди ученых мне нравятся те, с кем легко и кто открыт и улыбчив. А что касается того, кого ты встречаешь радостно, а он встречает тебя неприветливо, делая тебе одолжение своими знаниями, то хорошо бы, чтобы по воле Аллаха таких было немного».

О проповедники - мусульмане! Люди нуждаются в том, чтобы пребывать под сенью милосердного человека, а также в его великодушной улыбке, в расположении, от которого им становится легче, в кротости, способной переносить их невежество, в том, кто возьмет на себя их заботы и не переложит на них свои, в человеке, у которого они найдут понимание и от общения с которым будут испытывать удовлетворение.

Ради всего этого Аллах осенил своей милостью Мухаммада - Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, который для всего человечества является образцом для подражания. Всевышний сказал: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым или жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя».(Сура «Семейство ‘Имрана», аят 159.)

Пророк,да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не гневался из-за себя и его не угнетала человеческая слабость. Он дал людям все, чем владел, и ничем не затронул их честь. Он помог им своей кротостью, своим благочестием и расположением.

Когда раб Божий наделен сострадательной душой, нежной натурой и, кроме того, знаниями и мудростью, он не докучает маленькому и невежественному человеку, чтобы не вызвать у него неприятие советов, ведь мир полон людьми, не питающими любви к советчикам.

Да, истинный проповедник, обладающий опытом и энергией, не удивляется тому, что люди не принимают его добрых советов и отворачиваются от него. Но его жалость и сострадание, которые он испытывает к ним, не перестают побуждать его повторять все раз за разом, как это делают родители, пекущиеся о своих детях, настаивая на приеме пищи и лекарств, когда те здоровы или больны. Более того, в хадисе, который передали Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан, сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я [отношусь] к вам, как отец к ребенку».

Видел ли ты большее сострадание, чем сострадание отца к ребенку?! Посмотри же, с каким пророческим терпением Мухаммад да благословит его Аллах и да приветствует, встречал отказ своего народа уверовать в него. Он говорил: «О Аллах! Выведи на прямой путь мой народ, ведь они не ведают!»

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.014 с.)