Этика обращения с другими людьми



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика обращения с другими людьми



Сказанное ранее было указанием на проявление мудрости в речах, в обращении к другим, добром диспуте. Далее речь пойдет о некоторых вещах, которые должны быть присущи этике обращения с призываемыми и особенно, если за ними водится то, что заслуживает постановки на вид и должно быть принято во внимание и изменено.

По ходу повествования будут приведены примеры располагающего к себе обращения, далее речь пойдет о любезности, исправлении промахов, уместности прельщения и устрашения.

 

Пример располагающего к себе отношения

Души по своей природу предрасположены любить того, кто внимателен к ним, встречает их по-доброму, доставляет им удовольствие своим общением. Суровость же может вызвать упрямство, неприятие, настаивание на своем, и душу может обуять гордыня, как на это указывалось ранее. Обращение с людьми, оказывающее на них влияние, если оно мягкое, открывает сердца и наполняет грудь радостью. Так, для Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, его сподвижников и правоверных характерно понимание в их взаимоотношениях друг с другом. Му‘авийа ибн аль-Хакам ас-Салами рассказывал, что однажды, когда они совершали намаз вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, один из молящихся чихнул, и Му‘авия сказал ему:

- Да смилостивится над тобой Аллах!

Тут молящиеся осуждающе посмотрели на него, так что он воскликнул:

- Да что же это! Чего вы смотрите на меня?!

Люди стали бить ладонями по бедрам, чтобы он замолчал. Поняв это, Му‘авия смолк, пока не завершился намаз.

Рассказывая об этом, он сказал: «Он был мне как мать и отец. Ни до него, ни после я не видел более прекрасного учителя, чем он. Клянусь Аллахом, он не обидел меня, не ударил меня, и стал бранить меня».

Посланник Аллаха сказал да благословит его Аллах и да приветствует, ему:

- Не гоже, совершая намаз, разговаривать с людьми. Ведь намаз - это восхваление Аллаха, возвеличивание Его, чтение Корана…

Му‘авия сказал:

- О Посланник Аллаха, еще недавно я был невежественным человеком, но Аллах ниспослал нам ислам. Среди нас есть люди, которые ходят к предсказателям.

- Ты не ходи к ним.

- Среди нас есть люди, которые верят в дурные приметы.

- Это лишь предчувствия, укрепившиеся в их сердцах, но они не помогут им (т.е. их вера в дурные приметы не поможет им избежать предопределения Аллаха, потому что эти приметы не способны принести им пользы или отвести от них зло).

Об этом же говорит история с одним бедуином, который справлял малую нужду в мечети. Сподвижники крикнули ему:

- Прекрати! Прекрати!

А Посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не прерывайте его, оставьте его!

Сподвижники оставили его в покое, а когда он кончил мочиться, то Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, подозвал его к себе и сказал ему:

- В мечетях не место для мочи и нечистот. В них поминают Аллаха, молятся и читают Коран, - затем он сказал сподвижникам. - Воистину, вы посланы, дабы нести людям благую весть, а не обременять их. Налейте туда ведро воды.

Тогда бедуин сказал:

- О Аллах, смилуйся только надо мной и Мухаммадом, и ни над кем больше.

Посланник да благословит его Аллах и да приветствует, же сказал ему:

- Ты ограничил необъятное.

Комментируя подобные факты, Ибн Хаджар аль-‘Аскалани писал: «Речь здесь идет о необходимости вызвать расположение того, кто недано принял ислам и не наказывать его вначале строго. Так же удержание от ослушания должно быть доброжелательным, чтобы оно было принято. Равным образом и обучение знаниям должно быть постепенным, поскольку то, что вначале является легким, вызывает любовь к себе и воспринимается с удовольствием, результатом чего по большей части является стремление к большему. И наоборот, а Аллаху об этом известно лучше».

На этот счет имам Ахмад сказал: «Когда ученики Ибн Мас‘уда проходили мимо тех, кто встречал их тем, что им не очень нравилось, они говорили: «Не нужно так делать, да смилуется над вами Аллах»».

Однажды аль-Хасана аль-Басри пригласили на свадьбу. Гостям было подано угощение из фиников и масла в серебряном блюде. Он принял это блюдо, затем вывернул содержимое на лепешку и поел. А кто-то из присутствующих сказал: «Это означает запрет без слов».

Рассказывают, что какой-то человек увещевал халифа аль-Ма‘муна в суровых тонах. Халиф сказал ему: «О человек! Будь же снисходительней ко мне! Аллах некогда отправил того, кто был лучше тебя, к тому, кто был хуже меня, и сказал: «[О Муса и Харун!] Ступайте к Фараону вдвоем, ибо он совершил беззаконие. Говорите с ним кротко, быть может, он одумается или устрашится [Господа]»».

 

Признак пятый

Любезность

Любезность - одна из форм обращения с людьми, свидетельствующая о мудрости и ведущая к цели, при сохранении достоинства и благородства как призывающим, так и призываемым.

Имам аль-Бухари в главе «о любезности с людьми» поместил хадис ‘Аишы, в котором говорится следующее:

«Один человек попросил, чтобы ему разрешили войти к Пророку да благословит его Аллах и да приветствует,. Посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть войдет. Но знайте, что это - худший из сынов своего племени». Но когда тот вошел, Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, смягчил тон. Позднее я сказала ему: «О Посланник Аллаха, вначале ты сказал о нем такое, а затем был с ним любезен». Он ответил: «О ‘Аиша, худшее место пред Аллахом займут те, кого покинули или с кем распрощались люди из-за их грубости»».

Ибн Батталь сказал: «Любезность относится к числу необходимых нравственных качеств правоверного. Она подразумевает собой проявление смирения по отношению к людям, располагающую к себе речь, отсутствие сурового тона. Все это в наибольшей мере способствует возникновению симпатии». Им же сказано: «Некоторые полагают, что любезность - это лесть. Они ошибаются, поскольку любезность относится к тому, к чему следует побуждать, а лесть - к тому, что запрещается. Разница между ними заключается в том, что лесть - как краска, которая, выделяя что-то, скрывает суть. Богословы трактуют ее как соучастие с нечестивцем и высказывание удовлетворения его поведением, не порицая его.

Любезность же состоит в мягком обращении с невежественным человеком в ходе его обучения, а с нечестивцем - в запрещении ему соответствующего поведения, не прибегая к суровому тону и доброжелательно порицая его словом и действием, особенно, если есть надобность в его расположении».

Если этот смысл является устоявшимся, то именно его имел в виду аль-Хасан аль-Басри, говоря: «Говорят, что любезность - это половина ума. Я же считаю, что это - весь ум».

Любопытным представляется высказывание Абу Йусуфа, перчисляющее тех, с кем надлежит быть любезным. К ним он отнес судью, трактующего какое-то положение, больного, женщину, ученого, чтобы воспользоваться его знаниями.

Чаще всего к любезности прибегают во избежание зла и порицаемого. В мудрых наставлениях Лукмана говорится: «Сынок, лжет тот, кто говорит, что зло гасится огнем. Если он правдивый человек, то пусть разожгет два огня и посмотрит, гасит ли один другой. Лишь добро побеждает зло, как вода гасит огонь».

Обращение к любезности - вещь разрешенная, поскольку человек создан, чтобы общаться, а не пребывать в изоляции, знакомиться с другими, а не игнорировать их, сотрудничать, а не обособляться. Человеку свойтсвенны психологические и естественные проявления: любовь, ненависть, удовлетворенность, гнев, одобрение, порицание. Если бы он всегда по любому поводу раскрывался перед людьми, показывая, что оно испытывает из вышеперечисленного, то распалось бы общение, не закрепилось знакомство, не было бы рукопожатий, символизирующих взаимопомощь. Мудрость Аллаха в отношении Его созданий была явлена в том, что Он подготовил человека к восприятию этики, оберегающей его от всего, что вызывает разрыв или расслабление. Это и есть любезность, которую мы имеем в виду.

Следовательно, любезность - это хорошая встреча, располагающая к себе речь, отказ от всего, что вызывает чувство ненависти, гнева, осуждения, за исключением тех случаев, когда их вызов предпочтительнее сокрытия и является более правильтным и верным.

Оригинальным примером поведения предшественников, которым мы должны подражать, является то, что говорится в наставлениях Сахнуна своему сыну Мухаммаду: «…и приветствуй своего брата и будь с ним любезен. Самое главное в вере Аллаха - любезность с людьми». Мухаммад ибн Абу аль-Фадль аль-Хашими рассказывал: «Я сказал отцу: «Почему ты подсаживаешься к такому-то, хотя знаешь, что он относится к тебе враждебно?» Он ответил: «Я гашу огонь и высекаю искру симпатии»». Души по природе своей склонны к любезности. Они понимают, что люди созданы для этого, чтобы пребывать в согласии, как одно тело, по аналогии со здоровыми органами, которые должны быть спаяны и соединены между собой до тех пор, пока в них теплится жизнь, когда ни один орган тела не удаляется, кроме как будучи пораженным недугом, справиться с которым медицина может лишь с помощью ампутации.

Под любезностью понимается соединение людей на основании, вызывающем удовлетворение, согласие в границах того, что должно иметь место. Она не препятствует тому, чтобы судили по справедливости и мягко давали советы. Должно быть ясно, что сообразительность человека и его мудрость представляют собой коренные предпосылки для понимания любезности, правильного ее использования и извлечения из нее пользы.

Возможно, что разнообразию типов людей соответствует разнообразие любезного обращения с ними. Так, любезность с человеком, отклонившимся от истины из-за непонимания или ошибочного представления должна быть больше, чем с тем, кто -воюет с истиной и добродетелью, если он встал на твоем пути и ситуация требует любезного обращения с ним. Любезность с тем, кого надеются наставить и помочь исправиться должна быть больше, чем с тем, кто с детства держался ошибочных позиций и так низко пал, что у тебя почти нет надежды исправить его и выправить его положение.

Из всего этого ты понимаешь, что любезность - это благородный образ действия, котоорым в совершенстве владеют мудрые и умные люди и рамками которого не пренебрегают достойные мужи.

Если тебе хочется узнать что-либо о лести, чтобы отличать ее от любезности, то знай, что лесть - это высказывание удовлетворения от ошибки в виде несправедливости и распутства, несостоятельных речей и запрещенных действий.

Лесть - это достойный порицания тип поведения, вбирающий в себя и ложь, и нарушение обещания.

Что касается лжи, то она присутствует здесь в силу того, что льстец дает такую характеристику человеку, которая не совпадает с тем, что о нем известно. И кто внедрил ложь через главную дверь, легко внедряет ее через боковые двери. Что же касается нарушения обещания, то это связано с тем, что льстец стремится вызвать сиюминутное удовлетворение у другого человека и легко ему обещает, поскольку не собирается испольнять обещанное.

Льстецы ставят свои языки на службу знатного человека и говорят то, что он хочет услышать.

Аль-Маварди сказал: «Человек, хотя бы ему было велено общаться с врагами и сблизиться с ними, не должен полагаться на них и верить им. Более того, он должен быть осторожен с ними и остерегаться их козней, поскольку враждебность, если она укрепилась в человеке, становится его второй натурой, сущностью, которая не меняется. И через общение нужно выявить эту враждебность и отвести ее зло, подобно тому как вода не позволяет огню обуглить пищу и помогает использовать его для доведения ее до готовности, хотя огонь и сжигает в силу своей природы, которая не исчезает, и сущности, которая не изменяется».

Арабский поэт сказал об этом:

Если ты слаб перед врагом, то будь любезен с ним.

Шути с ним. Шутка - это согласие.

Огонь, благодаря воде, которая является его антиподом,

Позволяет сготовить пищу, хотя природа его - сжигание.

Из вышесказанного становится очевидной обязанность людей, занимающихся исправлением, а именно: проповедников, богословов, воспитателей - заботиться об искоренении лести, пока она не исчезнет с лица земли, о том, чтобы родной край, педагогические учреждения были тем местом, где воспитываются молодые люди, отличающие лесть -от любезности - тогда они будут мягко, деликатно и смело обращаться с людьми и уважать тех, кто не пачкает их слуг лживой лестью и не скрывает от них реалий, если есть возможность говорить о них открыто.

 

Признак шестой



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.008 с.)