Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра пропедевтики детских болезней

Поиск

ГОУ ВПО Росздрава

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н.И.Пирогова

 

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА 2010

Учебно-методическое пособие подготовлено

Сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней

ГОУ ВПО РГМУ Росздрава

Под редакцией заведующего кафедрой, доц. Моисеева А.Б.

 

 

Составители:

Профессор Цветкова Л.Н., доцент Салмова В.С., доц. Вартапетова Е.Е.

 

 

Пособие предназначено для преподавателей, студентов, клинических ординаторов, интернов, практических врачей-педиатров

 

Рецензент:

Д.м.н., научный советник по питанию компании «Нестле» Нетребенко О.К.

 

 

Авторы выражают благодарность проф., д.м.н. Сорвачёвой Т.Н. и к.м.н. Пырьевой Е.А. (каф. нутрициологии РМАПО) за помощь в подготовке учебного пособия.

Детское и подростковое питание тесно сопряжено с процессами обмена веществ в организме и является одним из основных факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным видам и формам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию инфекционных агентов и других неблагоприятных факторов внешней среды. Особенно чувствительны к последствиям неправильного питания дети в возрасте до 3-х лет, так как в этот период рост происходит наиболее интенсивно. Иммунная система сформирована не полностью, что увеличивает вероятность тяжелых форм инфекционных заболеваний. Познавательный и эмоциональный потенциал начинают развиваться рано и поэтому в этот период также закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей.

Неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к задержке развития моторики и познавательной деятельности, поведенческим нарушениям, неразвитости социальных навыков, снижении концентрации внимания и способности к обучению.

Важнейшими нарушениями питания у детей и взрослых являются:

- избыточное потребление животных жиров;

- дефицит полиненасыщенных жирных кислот;

- дефицит или избыток животного белка;

- витаминный дефицит (С, В1, В2, фолиевой кислоты, А, Е);

- дефицит минеральных веществ (кальция, железа);

- дефицит микроэлементов (йода, фтора, селена, цинка);

- дефицит пищевых волокон.

В настоящее время, в начале XXI века, перед медицинскими работниками всех стран остаются важными такие проблемы как:

- хронические формы неполноценного питания;

- дефицит в рационе питания важнейших микроэлементов;

- распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием;

- нарушения гигиены питания, санитарного контроля над безопасностью и качеством пищевых продуктов.

Поэтому в последние годы большое внимание уделяется вопросам питания детей не только первого года жизни, но и более старшего возраста.

Главные принципы питания:

1) физиологической адекватности;

2) энергетической адекватности;

3) мультикомпонентная сбалансированность рациона питания по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки, пищевые жиры и ПНЖК, различные классы углеводов, минеральные соли и витамины;

4) максимальное разнообразие рациона;

5) адекватная возрасту и заболеванию технологическая обработка продуктов и блюд питания;

6) нутриентной предобеспеченности.

Таким образом, питание ребенка зависит, прежде всего, от социальных факторов, включающих как материальные возможности семьи, так и знание основных вопросов питания детей различного возраста. Для студентов важным является уровень образова­ния в вопросах питания.

Анатомо-физиологические особенности детей старше 1 года

Говоря о питании детей старше 1 года, необходимо особое внимание уделять детям от 1 года до 7 лет, которых условно можно разделить на следующие возрастные группы: 1-1,5 года; 1,5-3 года; 4-6 лет. Каждый период детства характеризуется своими особенностями роста, морфологической и функциональной зрелости отдельных органов и систем, интенсивностью обменных процессов, развития речи. Особенности питания детей раннего возраста обусловлены, с одной стороны, сохраняющимся высоким уровнем физического развития, а с другой стороны – незрелостью органов желудочно-кишечного тракта.

 

Развитие пищевых привычек и чувственного восприятия пищи

Рекомендуемые нормы физиологической потребности

В пищевых веществах и энергии детей дошкольного возраста в сутки

( методические рекомендации института питания РАМН, 2000 г.)

Пищевые вещества Возраст детей 1-3 года Возраст детей 4-6 лет
Белки, г в т.ч. животные    
37 (70%) 44 (65%)
Жиры, г в т.ч. растительные 25 (30%) 25 (30%)
Углеводы, г    
Соотношение Б:Ж:У 1:1:4 1:1:4
Энергетическая ценность, ккал    

 

Следует обратить внимание на рекомендуемые международные нормы потребности в пищевых ингредиентах по сравнению с российскими, в частности белка.

 

Таблица 2

Рекомендации безопасного уровня суточной потребности

В белке (грамм/день)

Возраст Соединенное королевство (Великобритания) США Европейский союз ВОЗ Россия
1-3 года 14,5   14,7 14,5  
4-6 лет 19,7     19,7  
7-10 лет 28,3   - -  
11-14 лет (м/ж) 42,1/41,2 45/46 - - 98/90

 

Основой зарубежных норм потребности в белке являются исследования по оценке потребностей в азоте для обеспечения жизнедеятельности и физического развития. По результатам этих исследований в возрасте 1 года нормы потребления белка составляют 1,02 г/кг/день. В то же время реальное потребление белка, изучение которого проводилось во многих странах намного выше этих норм и зачастую превышают даже высокие российские нормы потребления, приближаясь к 4-5 г/кг/день.

Удельный вес животного белка у детей до 3-х лет должен составлять около 70%, от 3 до 6 лет – 65% от общего количества белка.

5. Соотношение основных ингредиентов питания. По Российским рекомендациям для детей старше 1 года требуется количественное соотношение основных ингредиентов (белки: жиры: углеводы) как 1:1:4, то для ребенка преддошкольного возраста эта формула, по данным зарубежных авторов, меняется на 1:1:5, что связано с более интенсивными обменными процессами, главным образом, в мозговой ткани, которая питается почти исключительно углеводами. Дети должны получать больше углеводистой пищи. По рекомендациям ВОЗ до 2-3 лет соотношение в рационе питания основных пищевых веществ – белков, жиров, углеводов составляет 1:1:5, старше 3-х лет - 1:1:4.

6. Распределение суточной калорийности рациона у детей старше 1,5 лет: на завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 5-10%, ужин – 20-25% от суточной потребности детей в энергии.

Таким образом, за первую половину дня, когда у ребенка наибольшая умственная и двигательная активность, с пищей ребенок должен получать 60-70%, а на вторую половину дня остается 30-40% энергетической суточной потребности.

7. Рекомендуемые объемы ежедневных блюд для детей дошкольного возраста (г, брутто):

 

Прием пищи Блюдо Объем блюд
1,5 г. – 3 г. 3 г. – 6 лет
Завтрак Каша, овощное блюдо Мясное, рыбное блюдо Творожное блюдо Яичное блюдо Напиток (чай, молоко) Кофейный напиток, какао 150-170 60-80 – 80-100
Обед Закуска (салат) Первое блюдо Второе блюдо (мясное, рыбное, из птицы) Гарнир (овощной, крупяной, макаронные изделия) Третье блюдо (компот, сок, кисель) 80-90   120-150   90-100   160-200  
Полдник Кисломолочный напиток (кефир, ряженка и др.), молоко Печенье, сухарики/булочка Свежие фрукты, ягоды   25/40 150-200   30/60
Ужин Овощное (крупяное) блюдо, макаронные изделия Молоко, кефир Свежие фрукты, ягоды 180-200   190-230  
Хлеб на весь день Ржаной Пшеничный   100-120

 

8. Детям от 1 до 3 лет требуется особая кулинарная обработка продуктов: измельченная (средние кусочки), пюреобразная, отварная и тушеная пища. После 2-х лет рацион питания по составу приближается к семейному столу, однако, кулинарная обработка и консистенция пищи, особенно мясных продуктов, имеет еще детский вариант.

Ограничения в питании детей

Нецелесообразно использовать искусственные заменители сахара и подслащивающие вещества (сахарин, аспартам, сорбат, ксилит и др.).

В составе пищевых продуктов, из которых формируется рацион питание детей, ограничивается использование пищевых добавок. При приготовлении пищевых блюд не должно использоваться продовольственное сырье, изготовленное с применением кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных и гормоноподобных веществ), отдельных видов лекарственных средств (антибиотики), пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений. Указанные вещества не должны содержаться в пищевых продуктах в количествах, превышающих нормативы, предусмотренные СанПиН 2.3.2.1078-01 для продуктов детского питания.

В продуктах для детского питания исключается использование химических консервантов: бензойная кислота и ее соли, сорбиновая кислота и ее соли, борная кислота, перекись водорода, сернистая кислота и ее соли, метабисульфит натрия, сернистый ангидрит и др.

В качестве красителей в составе пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков, предпочтительнее использовать только натуральные красители, полученные из овощей, плодов, ягод (свеклы, винограда, паприки и других видов растительного сырья).

При производстве кулинарной продукции для детей нецелесообразно использовать синтетические ароматизаторы, за исключением ванилина.

В детских продуктах ограничивается содержание пищевых кислот – по показателю рН продукта – не менее 3,3; по общему содержанию пищевых кислот – не более 23 г/л (в пересчете на лимонную кислоту). Общую кислотность плодоовощных консервов, соков, напитков следует ограничивать в пределах 0,8%. Кислотность кисломолочных продуктов – в пределах 100ºТ, а творога и творожных изделий – в пределах 150ºТ. В качестве пищевых кислот (регуляторов кислотности) не рекомендуется использовать уксусную, фосфорную, ортофосфорную, винную, синтетические яблочную и молочную кислоты.

Не рекомендуется использовать в питании детей и подростков острые соусы типа «кетчуп», закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты (консервированные с добавлением уксуса), костные бульоны, в том числе пищевые консерванты на их основе, пищевые консерванты на основе искусственных ароматизаторов.

В составе пищевых продуктов для детей не должны использоваться усилители вкуса (глутамат натрия и др.).

В качестве разрыхлителей следует применять только пищевую соду (гидрокарбонат натрия). Использовать другие разрыхлители не рекомендуется.

В составе пищевых продуктов для детей рекомендуется использовать йодированную соль, то есть поваренную соль, в состав которой входит йодат калия (KJO3), а не йодит (KJ).

Соленая рыба, а также соленые огурцы (не содержащие уксуса) могут использоваться в питании детей и подростков в ограниченном количестве. Детям можно давать рыбу только слабого посола.

В организованных детских коллективах не следует использовать:

Ø сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

Ø жареные в масле продукты, изделия (пирожки, пончики, картофель и т.п.);

Ø уксус, горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые приправы;

Ø кофе натуральный, а также продукты, содержащие кофеин, другие стимуляторы, алкоголь.

Принципы составления меню в детских дошкольных учреждениях (ДДУ)

Типовые рационы (примерное меню) разрабатываются в соответствии с нормами физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии отдельно для каждой возрастной группы, с учетом типа и оборудования детского дошкольного учреждения (ДДУ).

Одним из условий правильного составления меню является:

Ø максимальное разнообразие блюд,

Ø обязательное введение свежих овощей и фруктов в натуральном виде и в виде салатов,

Ø учитывается совместимость продуктов и наилучшее сочетание блюд,

Ø принимаются во внимание сложившиеся традиции и привычки.

Меню составляют на 10-14 дней, причем одни продукты включаются в меню ежедневно, а другие через день или 2-3 раза в неделю.

Мясо, молоко, сливочное и растительное масло, сахар, крупы, овощи и фрукты, хлеб необходимо использовать каждый день, а рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать через 2-3 дня, но в увеличенных количествах, строго компенсируя их отсутствие в меню в предыдущие дни. При этом требуется, чтобы в течение 10 дней дети получали все положенное количество этих продуктов, предусмотренное в наборах в расчете на 1 день.

Обязательно должны присутствовать в питании детей свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные напитки. При отсутствии свежих овощей и фруктов используются свежезамороженные овощи и фрукты. При использовании в детском питании экзотических тропических фруктов (манго, гуавы, папайи и др.), некоторых видов ягод (клубники, земляники) следует учитывать возможность их индивидуальной непереносимости отдельными детьми.

В один день в различные приёмы пищи не допускается повторение одних и тех же блюд. Например, в обед при наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов. Следует избегать использования блюд, приготовленных из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного вида круп, макаронные изделия в разных блюдах и т.п.).

При составлении меню обращают внимание не только на разнообразие блюд в течение дня и всей недели, но и на сочетание продуктов растительного и животного происхождения. Желательно, чтобы ежедневно ребенок получал два овощных блюда и только одно крупяное. Включение в меню максимально широкого ассортимента продуктов является гарантией того, что ребенок получит достаточное количество всех необходимых ему пищевых веществ, при этом одним из важных условий разнообразного питания является разнообразие блюд, изготовляемых из одного и того же продукта.

При составлении меню учитывается:

1. Утвержденный среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы.

2. Объем порций для этих групп.

3. Нормы потерь при холодной и тепловой обработке продуктов.

4. Выход готовых блюд.

5. Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд.

6. Данные о химическом составе продуктов и блюд.

Завтрак

Завтрак состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка, хлеба. В качестве закуски в завтрак используются сыр, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и т.п. Завтрак обязательно содержит горячее блюдо – мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). Чаще используются молочные каши, разнообразные пудинги и запеканки. Каши можно чередовать с овощными блюдами (овощное рагу, тушеная капуста, свекла, морковь в молочном соусе) или готовить смешанные крупяно-овощные блюда (овощные голубцы с рисом; морковые, картофельные, капустные котлеты с соусом, запеканки). В качестве основного горячего блюда может использоваться рыба (припущенная или отварная), отварная детская вареная колбаса и сосиски (детские).

В качестве горячих напитков на завтрак используется чай, чай с молоком, кофейные напитки без содержания кофе и кофеина, молоко, какао-напиток с молоком, горячие витаминизированные кисели, горячие компоты из свежих и сухих фруктов и ягод, чаи из различных видов растительного сырья, напиток из шиповника и т.п.

Также в качестве напитка можно использовать соки или витаминизированные напитки промышленного производства – готовые в упаковке или инстантные (быстрорастворимые), приготовляемые непосредственно перед подачей (напитки «Золотой шар», «Цедевит», «Витастарт») и аналогичные витаминизированные напитки.

Обед

Обед состоит из закуски, первого, второго и третьего (напитки) блюда.

На закуску целесообразно подавать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты (яблоки, чернослив, изюм). Салат следует заправлять растительным маслом (кукурузным, подсолнечным и др).

В качестве первых блюд используются самые разнообразные супы, кроме острых. Можно использовать легкие бульоны – куриный, мясной, рыбный, заправляя их овощами, крупами, клецками, фрикадельками. Можно периодически использовать вегетарианские, молочные, фруктовые супы.

В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное мясо, котлеты, мясные биточки, запеканки. Наиболее широко используются мясные, мясоовощные рубленые кулинарные изделия. Как правило, среднесуточная норма мяса полностью расходуется в обед, в основном в качестве второго блюда, для приготовления которого, помимо говядины можно использовать постную свинину, мясо кур, кроликов, субпродукты (печень, язык и т.д.) или рыбу. На гарнир дают тушеные овощи, рагу, а также крупяные изделия. На третье обязательно давать напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов и ягод), целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.

Полдник

Полдник состоит из трёх блюд: молочного напитка (кефир, йогурт) и хлебобулочного или мучного кондитерского изделия (вафли, печенье, сухари, пряники, выпечка), а также, желательно, третьего блюда – свежих фруктов или ягод.

В детском дошкольном учреждении при 3-разовом питании полдник дополнительно включает какое-либо овощное или крупяное блюдо, например, запеканку, шарлотку, пудинг или блюдо из творога.

Ужин

Ужин обычно состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд: сырники, ленивые вареники; сосиски с макарононными изделиями, салатом или винегретом. Сосиски дети могут получать 1-2 раза в неделю. Блюда из макаронных изделий готовят с маслом, сыром, яйцами, сосисками, вареной колбасой. Используются также различные запеканки: фруктово-крупяные, овоще-крупяные, творожно-крупяные; овощные блюда из картофеля, цветной капусты, моркови, свеклы, кабачков и т.д. в сочетании с рыбой, сосиской, вареной колбасой.

Кроме того, непосредственно перед сном или в ужин ребенку дают кисломолочные напитки (кефир, простоквашу, йогурт) с хлебом, булочкой. Особенно это касается некоторых детей, у которых наблюдаются приступы «ночного голода», когда аппетит возникает в ночное время. Связано это с особенностями синтеза в организме триптофана, способного стимулировать аппетит. Повышенная выработка триптофана может быть обусловлена избыточным потреблением углеводов в течение дня.

В завтрак, обед и ужин ребенку предлагают хлеб, который является важным продуктом питания, содержащим растительные белки, витамины группы В, минеральные вещества. Самый полезный темный хлеб: ржаной и из муки грубого помола (с отрубями, барвихинский, докторский), в нем в 5 раз больше содержится Fe, Mn, Cu, Zn. Темный пшеничный хлеб богат витаминами группы В, а также витамином Е и является источником клетчатки. Полезным считается хлеб, выпеченный с добавлением зерен подсолнечника, сои и других масленичных зерновых культур, благодаря наличию в них микроэлементов. Ржаной хлеб дается детям с 1,5 лет.

В определенные дни в отсутствии натуральных продуктов можно использовать в течение дня молочные, овощные, фруктовые, крупяные, мясные консервы, предназначенные для детского питания с учетом срока их годности.

Продолжительность приема пищи: завтрак, ужин, полдник - 10-20 минут, обед – 20-25 минут. Ужинать рекомендуется за 1,5-2 часа до сна, а на ночь ребенку следует давать молочный с пробиотиками продукт. Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.

Приложение

Таблица 5

Примерное 10-дневное меню для детей 1,5-3 лет и 4-6 лет.

Название блюд Объем порций Название блюд Объем порций
    День 1-й Завтрак Каша манная мол. Кофейный напиток, чай Хлеб пшеничный с маслом Сыр   Сок фруктовый Возраст     День 2-й Завтрак Пудинг творожно-манный со сгущенным молоком Какао на молоке, молоко Хлеб пшеничный с маслом Сок фруктовый Возраст
1,5-3 л 4-6 л 1,5-3 л 4-6 л
      40/7           50/10         120/15     40/7       130/20     50/10  
Обед Салат из сырых овощей Суп гороховый с гренками на мясокостном бульоне Картофельная запеканка с отварным мясом и подливой Компот из сухофруктов Хлеб ржаной     200/10   180/20           250/15   220/30       Обед Салат из сырых овощей   Щи со сметаной   Ежики в томатно-сметанном соусе с тушеной свеклой   Компот из сухофруктов   Хлеб ржаной       200/5     80/50/         230/10     90/50/    
Полдник Булочка Кефир с сахаром Фрукты     Полдник   Вафли Йогурт Ягоды клубники        
Ужин Биточки творожные со сгущённым молоком Молоко Хлеб белый   120/15       150/20     Ужин Каша гречневая молочная Чай Хлеб белый        

Продолжение таб. 5.

Название блюд Объем порций Название блюд Объем порций
    День 3-й Завтрак Каша геркулесовая молочная Кофейный напиток, чай Хлеб пшеничный с маслом Творог Сок фруктовый Возраст     День 4-й Завтрак Запеканка творожно-морковная со сметаной Кофейный напиток, чай Хлеб пшеничный с маслом     Сок фруктовый   Возраст
1,5-3 л 4-6 л 1,5-3 л 4-6 л
      40/7       50/10     120/7   40/7       130/7   50/10
Обед Капустно-морковный салат Суп рыбный «лосось» Гуляш в томатно-сметанном соусе Вермишель с маслом Компот из свежих/ свежезамор. ягод Хлеб ржаной       80/20             90/30       Обед Салат из свежих овощей   Борщ со сметаной   Котлета рыбная Картофельное пюре   Компот из сухофруктов   Хлеб ржаной     200/7           250/10      
Полдник Фрукты Булочка Йогурт     Полдник Фрукты Пирожок с мясом Чай с сахаром и молоком    
Ужин Рыбное суфле Винегрет Чай с сахаром Хлеб пшеничный           Ужин Макароны Сосиски Йогурт Хлеб пшеничный    

Продолжение таб.5

Название блюд Объем порций Название блюд Объем порций
    День 5-й   Завтрак Омлет Каша молочная Чай, какао на молоке, Хлеб пшеничный с маслом Сок фруктовый Возраст     День 6-й Завтрак Каша рисовая молочная Сыр Чай, кофейный напиток Хлеб пшеничный с маслом Сок фруктовый Возраст
1,5-3 л 4-6 л 1,5-3 л 4-6 л
    40/7       50/10           40/7           50/10  
Обед Салат из зеленого горошка Суп вермишелевый на курином бульоне Куры отварные с картофельным пюре Компот из лимона Хлеб ржаной         80/150             90/150     Обед Рассольник со сметаной   Шницель мягкий Овощи тушеные   Компот из сухофруктов   Хлеб ржаной   200/7           250/10        
Полдник Фрукты Булочка с джемом Кефир с сахаром     Полдник Ягодно-фруктовый салат Молоко Печенье        
Ужин Каша пшенная молочная Хлеб пшеничный Йогурт         Ужин Котлеты рыбные Картофельное пюре Чай с сахаром Хлеб пшеничный    

Продолжение таб.5

Название блюд Объем порций Название блюд Объем порций
    День 7-й Завтрак   Пудинг творожно-манный со сметаной Чай с молоком Хлеб пшеничный с маслом Сок фруктовый Возраст     День 8-й Завтрак Каша гречневая молочная Сыр Чай Какао на молоке Хлеб пшеничный с маслом Сок фруктовый Возраст
1,5-3 л 4-6 л 1,5-3 л 4-6 л
  120/15     40/7     130/20     50/10         - 40/7         - 50/10  
Обед Помидор Суп картофельный Мясо тушеное Капуста цветная тушеная Капуста цветная жареная Компот из сухофруктов Хлеб ржаной     -       -       Обед Свекольник со сметаной Мясное пюре Бефстроганов в томатном соусе Каша гречневая Помидор свежий Кисель клюквенный Хлеб ржаной   200/7   -       250/10   - 90/30    
Полдник Булочка Йогурт Банан   1 шт.     1 шт.   Полдник Кефир с сахаром Зефир (пастила) Фрукты      
Ужин Салат из моркови с яблоком Оладьи Бификефир         Ужин Суфле рыбное Винегрет Хлеб пшеничный Чай с сахаром    

 

Название блюд Объем порций Название блюд Объем порций
  День 9-й   Завтрак   Пудинг творожно-гречневый с вареньем Чай с сахаром Хлеб пшеничный с маслом Сок фруктовый Возраст   День 10-й     Завтрак   Омлет паровой Зеленый горошек Какао на молоке Хлеб пшеничный с маслом   Сок фруктовый Возраст
1,5-3 л 4-6 л 1,5-3 л 4-6 л
  120/15     40/7     130/20     50/10     40/7       50/10    
Обед   Сельдь вымоченная Суп крестьянский со сметаной Оладьи из печени, запеченные Картофельное пюре Компот из фруктов Хлеб ржаной       200/8             250/10       Обед   Салат из свеклы   Бульон куриный с гренками   Суфле куриное Рис отварной   Компот из лимонов Хлеб ржаной       200/12             250/15      
Полдник   Фруктовый салат Вафли Йогурт     Полдник   Фрукты Булочка Молоко        
Ужин Колбаса докторская отварная Макароны отварные с маслом Чай с сахаром     120/5       140/5   Ужин Сосиска с капустой тушеной Йогурт Хлеб пшеничный     50/150     50/210  

ГОУ ВПО Росздрава

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н.И.Пирогова

 

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МОСКВА 2010

Учебно-методическое пособие подготовлено



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.143 (0.012 с.)