Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фенолы. Классификация. Физические свойстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фенолы – это производные аренов, у которых один или несколько атомов водорода ароматического кольца замещены на ОН-группу. Классификация. 1. Одноатомные фенолы:
2. Многоатомные фенолы:
Физические свойства:
Фенол и его низшие гомологи – бесцветные низкоплавкие кристаллические вещества или жидкости с характерным запахом. Фенол умеренно растворим в воде. Фенол способен образовывать водородные связи, что лежит в основе его антисептических свойств. Водные растворы фенола вызывают ожоги тканей. Разбавленный водный раствор фенола называется карболовой кислотой. Фенол – токсичен, токсичность гомологов фенола уменьшается, бактерицидная активность увеличивается по мере усложнения алкильного радикала.
Способы получения фенолов
1. Из каменноугольной смолы. 2. Кумольный метод 3. Сплавление солей ароматических сульфокислот с щелочью:
4. Разложение солей диазония:
5. Гидролиз галогенпроизводных
§11. Химические свойства фенолов.
1. Кислотные свойства: фенолы образуют соли:
Фенол – более слабая кислота, чем угольная Н2СО3:
2. Реакции с участием ОН-группы.
а) алкилирование (образование простых эфиров)
б) ацилирование (образование сложных эфиров): 3. Реакции замещения ОН-группы:
Фенол с NH3 и R – NH2 не взаимодействует.
4. Реакции электрофильного замещения, характерные для аренов. Замещение протекает быстрее, чем у бензола. ОН-группа направляет новый заместитель в орто- и пара-положения. а) галогенирование (обесцвечивание бромной воды – качественная реакция на фенол):
б) нитрование в) сульфирование:
5. Реакции конденсации
а) с формальдегидом б) с фталевым ангидридом
6. Окисление а) на воздухе белые кристаллы фенола розовеют; б) фенол с раствором FeCl3 дает красно-фиолетовое окрашивание; крезол – голубое окрашивание; в) окисление сильными окислителями
7. Восстановление
8. Карбоксилирование (реакция Кольбе – Шмитта):
Применение 1. Фенол применяется в производстве фенолформальдегидных смол, капролактама, пикриновой кислоты, красителей, инсектицидов, лекарственных средств. 2. Пирокатехин и его производные используются в производстве лекарственных средств (получен синтетический гормон – адреналин) и душистых веществ. 3. Резорцин применяют в синтезе красителей; в медицине в качестве дезинфицирующего средства. Экспериментальная часть
Опыт 1. Влияние радикала и количества гидроксильных групп на растворимость спиртов. В три пробирки внесите 4-5 капель этилового, изоамилового спиртов и глицерина. В каждую пробирку добавьте по 5-6 капель воды, взболтайте. Что наблюдали? Опыт 2. Обнаружение воды в этиловом спирте и его обезвоживание. В сухую пробирку внесите 10 капель этилового спирта, добавьте немного обезвоженного сульфата меди, тщательно перемешайте, дайте отстояться. Если спирт содержит воду, осадок сульфата меди окрасится в голубой цвет вследствии образования медного купороса СuSO4 · 5H2O. Сохраните обезвоженный спирт для дальнейшего опыта. Опыт 3. Образование этилата натрия. Поместите в сухую пробирку маленький кусочек натрия, добавьте 3 капли обезвоженного этилового спирта (из предыдущего опыта) и закройте отверстие пробирки пальцем. Тут же начинается выделение водорода. По окончании реакции, не отрывая пальца от отверстия пробирки, поднесите ее к пламени горелки. При открытии пробирки водород воспламеняется с характерным звуком, образуя колечко голубоватого цвета. На дне пробирки остается беловатый осадок этилата натрия или его раствор. При добавлении в пробирку 1 капли спиртового раствора фенолфталеина появляется красное окрашивание. Напишите уравнения протекающих реакций. Опыт 4. Окисление этилового спирта хромовой смесью. Введите в пробирку 3-4 капли этилового спирта. Добавьте 1 каплю 2н раствора серной кислоты и 2 капли 0,5н раствора бихромата калия. Полученный оранжевый раствор нагрейте над пламенем горелки до начала изменения цвета. Обычно уже через несколько секунд цвет раствора становится синевато-зеленым. Одновременно ощущается характерный запах уксусного альдегида, напоминающий запах яблок. Метод можно применять для распознавания первичных и вторичных спиртов. Напишите уравнения реакций. Опыт 5. Получение этилацетата. В сухую пробирку поместите немного порошка обезвоженного ацетата натрия (высота слоя около 2мм) и 3 капли этилового спирта. Добавьте 2 капли концентрированной серной кислоты и нагрейте осторожно над пламенем горелки. Через несколько секунд появляется характерный приятный освежающий запах уксусноэтилового эфира. Уравнения реакции: СН3С(О)ОNа + НОSО3Н NаНSО4 + СН3С(О)ОН С2Н5ОН + НОSО3Н Н2О + С2Н5ОSО3Н СН3С(О)ОН + НОSО3Н Н2SО4 + СН3С(О)О С2Н5 Опыт 6. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II) в щелочной среде. Поместите в пробирку 3 капли 0,2н раствора СuSO4, 2 капли 2н раствора NаОН и перемешайте. Появляется студенистый осадок гидроксида меди (II):
При нагревании в щелочной среде до кипения полученный гидроксид меди (II) разлагается. Это обнаруживается по выделению черного осадка оксида меди (II): Повторите опыт, но перед кипячением гидроксида меди (II) добавьте в пробирку 1 каплю глицерина. Взболтайте. Нагрейте до кипения полученный раствор и убедитесь в том, что раствор глицерата меди при кипячении не разлагается. Здесь образуется хелатное соединение Опыт 7. Образовавние акролеина из глицерина. Поместите в пробирку 3-4 кристалла бисульфата калия и 1 каплю глицерина. Нагрейте на пламени горелки. Признаком начавшегося разложения глицерина служит побурение жидкости в пробирке и появление тяжелых паров образующегося акролеина, обладающего очень резким запахом. Опыт 8. Растворимость фенола в воде. Поместите в пробирку 1 каплю жидкого фенола, добавьте 1 каплю воды и взболтайте. Получится мутная жидкость – эмульсия фенола. При стоянии такая эмульсия расслаивается, причем внизу будет раствор воды в феноле, или жидкий фенол, а вверху – раствор фенола в воде, или карболовая вода. Прибавляйте по каплям воду, каждый раз встряхивая пробирку, пока не получится прозрачный раствор фенола в воде. Сохраните полученную фенольную воду для последующих опытов. Опыт 9. Цветные реакции на фенольную воду. Поместите в пробирку 3 капли прозрачной фенольной воды и добавьте 1 каплю 0,1н раствора FeCl3 – появляется фиолетовое окрашивание. Более чувствительной реакцией на фенол является цветная индофеноловая проба. Поместите в пробирку 1 каплю прозрачной карболовой воды. Добавьте к ней 3 капли 2н раствора NН4ОН и затем 3 капли насыщенного раствора бромной воды. Через несколько секунд на белом фоне бумаги можно заметить синее окрашивание, постепенно увеличивающееся за счет образования красящего вещества – индофенола. Опыт 10. Образование трибромфенола. Поместите в пробирку 3 капли бромной воды и добавьте 1 каплю прозрачной карболовой воды. Фенолы со свободными орто- и пара-положениями обесцвечивают бромную воду и образуют при этом продукты замещения, которые обычно выпадают в осадок. Опыт 11. Доказательство кислотного характера фенола. К остатку фенольной воды добавьте еще 1 каплю фенола и встряхните. К вновь полученной эмульсии добавьте 1 каплю 2н раствора NаОН. Моментально образуется прозрачный раствор фенолята натрия, так как он хорошо растворяется в воде.
§10. Задачи для самостоятельного решения.
1. Напишите структурные формулы следующих соединений: 3-метил-2-пентанол; 2-метил-3-бутин-2-ол; 1-фенилпропанол-1. 2. Реакцией Гриньяра получите следующие спирты: 1) 2-метил-3-пентанол; 2) 2,3-диметил-3-пентанол; 3) 2,2-диметил-1-пропанол. 3. Получите гидратацией соответствующих этиленовых углеводородов следующие спирты: а) 2-метилпентанол-2; б) 3,3-диметилбутанол-2. 4. Напишите реакции окисления вторичного бутилового спирта; 2-метилбутанола-1. 5. Подвергните 2-пентанол дегидратации, затем продукт реакции окислите водным раствором перманганата калия. Полученное соединение обработайте уксусной кислотой. Напишите уравнения реакций и назовите все продукты. 6. Получите фенол из бензола и 1-бутена через стадию образования гидроперекиси втор.бутила. 7. Опишите схему следующих превращений: 8. Расположите следующие соединения в порядке убывания кислотных свойств:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.009 с.) |