Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранний джаз-рок ( белый брасс-рок )Содержание книги Поиск на нашем сайте
Музыка, получившая название джаз-рок, до сих пор так и не оценена по-настоящему ни критиками, ни музыкантами. И причина здесь, главным образом, в том, что ни джазовые фанатики, ни приверженцы рок-музыки не хотят считать это направление своим. Это типичный пример того, что я назвал бы “культурным сектантством”. Нежелание выходить за узкие рамки сложившихся представлений наблюдалось в истории музыки издавна. Если обратить взгляд назад, то можно заметить, что все новое возникало не на пустом месте, а как результат объединения уже существующих видов творческой деятельности. Так возникло искусство театра, опера, балет, симфоническая музыка, джаз, рок. И каждый раз у всего нового находились противники. Характерно, что даже в короткой истории джаза наблюдались моменты, когда новые, “модернистские” течения встречались в штыки. Сторонники свинга первое время не считали бибоп джазом. Немного погодя, боперы уже не признавали авангардистов, играющих фри-джаз. А во второй половине 60-х все вместе не захотели считать джазом то, что возникло на грани джаза, рок-музыки и фанка. Первые ансамбли, начавшие исполнять музыку, получившую название “джаз-рок”, состояли из молодых исполнителей, выросших в рок-среде, но склонных к джазовой эстетике, к импровизационной инструментальной музыке. Практически это были рок-группы с секцией духовых инструментов и с использованием вокала. Основная тема в каждой пьесе поется как песня, а не играется, как в более поздней инструментальной музыке “фьюжн” (“fusion”). Правда, после вокальной части нередко играются импровизационные соло и, конечно, искусно прописанные оркестровые проигрыши для духовых. А затем, как это принято в поп-музыке, вокалист завершает пьесу. Такая схема была типичной для наиболее ярких американских групп, заявивших о себе в 1968 году – “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”. Духовая секция этих коллективов включала в себя всего три или четыре разных инструмента, как правило – труба, тромбон и саксофон, причем оркестровки для них делались таким образом, что в сочетании с гитарой, бас-гитарой и клавишными они звучали как настоящий биг-бэнд. Вскоре приобретает огромную популярность группа “Chase”, которую создал трубач Билл Чейз (Bill Chase). Особенность ее звучания была в том, что духовая секция состояла из четырех труб, игравших в высоком регистре. К несчастью, в 1974 году Билл Чейз с тремя своими коллегами погиб в авиакатастрофе и группа распалась. В те времена в США термин “джаз-рок” нередко заменялся таким понятием как “белый брасс-рок”. Это было логично. Слово “брасс” означало наличие группы медных духовых инструментов, а “белый” потому, что рок в Америке был достоянием белой молодежи, в то время, как музыкой черных были “соул” и “фанк”. Обычно все лавры пионеров джаз-рока достаются группам “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”, хотя попытки соединить два таких течения делались и другими музыкантами, параллельно, а иногда и раньше их. Например, еще в 1965 году возникла нью-йоркская группа “The Free Spirits” (это название почему-то позаимствовал Джон Маклафлин при создании своего трио в 1993 году), уже тогда исполнявшая то, что смело можно причислить к джаз-року. В ней начинал свою карьеру ставший впоследствии звездой музыки “фьюжн” гитарист Ларри Кориэл (Larry Coriell). Белый блюзмен из Чикаго Майкл Блумфилд (Michael Bloomfield) в 1967 году создал группу ”The Electric Flag”, назвав ее “Оркестром Американской музыки”. Это был ансамбль, состоявший из блюз-рок группы с добавленной секцией духовых, что придавало белому блюзу дополнительную мощь. У американских групп такого направления была своя осознанная идеология – создать в США нечто, противостоящее волне “Британского вторжения”, захлестнувшей Соединенные Штаты. В 1969 году инструментальную рок-музыку с импровизациями начал исполнять, продюсировать Фрэнк Заппа (Frank Zappa), этот вечный нигилист и эпатирующий экспериментатор. При его содействии вышли на высокий уровень известности многие музыканты стиля “фьюжн”. К раннему американскому джаз-року можно отнести группу “The Flock”, в которой играл джазовый скрипач Джерри Гудман, прославившийся впоследствии своим участием в первом составе “Mahavishnu Orchestra” Джона Маклафлина (John McLoughlin). В 1970 году черный джазовый барабанщик Билли Кабэм (Billy Cobham) создал группу “Dreams”, которая была сперва заметно похожа по манере оркестровок на своих предшественников - “Chicago” и “Blood, Sweat & Tears”. Разница была в том, в “Dreams” приняли участие блестящие джазовые импровизаторы, такие как Майкл Брекер (Michael Brecker) и Рэнди Брекер (Randy Brecker), игравший на первой пластинке в “Blood, Sweat & Tears”, а также гитарист Джон Аберкромби (John Abercrombie) не говоря уже о самом Билли Кабэме. Все эти музыканты прославились вскоре как звезды стиля “фьюжн”, участвуя в самых известных ансамблях. А группу “Dreams” уже нельзя назвать белым “брасс-роком”, поскольку она была смешанной в расовом отношении, и, несмотря на внешнюю схожесть с “Chicago”, это был скорее “рок-джаз”, то есть джаз, напоминавший рок. (Напомню, что в английском языке первое из двух слов является определением второго.) В тот же самый период, то есть сразу после того, как пришла мгновенная слава к пионерам джаз-рока, некоторые известные американские джазмены начали играть по-новому, используя ритмы, заимствованные из ритм-энд-блюза, музыки “соул” и “фанк”. Нельзя не отметить появление на грани 60-х и 70-х годов ряда проектов, направленных не столько на создание принципиально новой музыки, сколько на популяризацию джаза путем исполнения по-новому произведений, взятых из поп-культуры, из классической музыки. Джазовый тромбонист Don Sebesky сделал тогда ряд интересных экспериментальных записей с большими оркестрами. Критики, еще не разобравшиеся в происходящем, окрестили такую музыку “поп-джазом”, несмотря на то, что по своей структуре она была неизмеримо сложнее того, что подходит под термин “поп”. Ряд выдающихся джазовых музыкантов игравших в 60-х “соул-джаз” и “хард-боп”, в первой половине 70-х под продюссированием Грида Тейлора, сделали ряд записей, которые смело можно отнести к формам джаз-рока. Это, прежде всего – Джордж Бенсон (George Benson), Фредди Хаббард (Freddie Hubbard), Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Хьюберт Лоуз (Hubert Laws), Уэс Монтгомери. Но эта линия раннего джаз-рока не получила своего дальнейшего развития. Со временем, когда рок-культура была сметена эпохой диско, классики джаз-рока были причислены к истории джаза, их имена стали заноситься в джазовые энциклопедии, справочники и словари. Замена термина “Jazz-rock’ на “Fusion” была во многом связана с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших ассоциироваться с белой рок-культурой, и придавших всему этому течению характер музыки “funk”. В термине “фьюжн” имеется не только музыкальный, а и социальный подтекст, говорящий о том, что “сплав” произошел не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами слушателей и исполнителей. Особенно ярко это было продемонстрировано Майлзом Дэйвисом, который выступил на концертах в “Fillmor West” перед аудиторией белых хиппи с музыкой авангардного “фанки”, в составе с белыми исполнителями. В Англии картина зарождения джаз-рока, была несколько иной, прежде всего потому, что там не было расовых противоречий, не существовало двух параллельных культур – белой и черной. Когда в 1957 году Англию посетили черные блюзмены из США – Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzie) и Мадди Уотерс (Muddy Waters), зародился так называемый “Британский блюз”. Его пионерами стали лондонские джазмены Крис Барбер (Cris Barber), Сирил Дэйвис Cirill Davis), Алексис Корнер (Alexis Corner) и другие. Потрясенные близким контактом с истинным блюзом, эти джазмены стали создавать свой вариант белого блюза. В лондонских клубах возникает ряд коллективов, наиболее известными из которых стали “Blues Incorporated”, “Graham Bond Organisation” и “Blue Flames”. В этой среде прошли хорошую школу будущие звезды самых разных направлений, - Мик Джэггер (Mick Jagger), Брайен Джонс (Braian Johnes), Дик Хексталь-Смит (Dick Heckstal-Smith), Джон Маклафлин (John McLoughlin), Джек Брюс (Jack Bruce) и много других. В Великобритании во второй половине 60-х возникло немало разных по эстетике рок-групп, применивших духовые инструменты и элементы импровизации. Традиционно их относят к таким направлениям как “прогрессив-рок” или “арт-рок”, но по сути они являются типичными представителями раннего джаз-рока. Это группы “Soft Machine”, “Colosseum”, “If”, “Jethro Tull”, “Emerson, Lake & Palmer”, “Air Foce”, “The Third Ear Band” и ряд других. Британская школа раннего арт-рока конца 60-х годов характерна заметным влиянием ритм-энд-блюза, с одной стороны, а с другой – джазового авангарда и многовековой европейской культуры. Музыка этого вида, созданная в тот короткий период в Англии во многом уникальна и недооценена массовой аудиторией. На данном диске представлены записи довольно редкой английской группы “IF”, которую сами британцы относили тогда к отечественному джаз-року. Начальный период формирования джаз-рока характерен поисками чего-то нового как со стороны небольшого количества джазменов, так и со стороны явных рок-исполнителей. Тогда возникали довольно необычные сочетания музыкантов. Яркий представитель хард-рока гитарист из “Deep Purple” Томми Болин (Tommy Bolin) ищет контактов с джазменами, записывается на диске “Spectrum” с Билли Кабэмом (Billy Kobham). Рок-гитарист Джеф Бек (Jeff Beck) делает запись с клавишником Яном Хаммером (Ian Hammer), ставшим заметной фигурой в джаз-роке после его участия в “Mahavishnu Orchestra”. Рок-бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce), известный своим участием в краткой жизни супер-группы “Cream”, играет некоторое время в “Soft Machine”, а затем записывается в проекте американского джазового барабанщика Тони Уильямса (Tony Williams) “Lifetime”. Барабанщик группы “Genesis” Фил Коллинз (Phil Collins) сотрудничает с гитаристом Элом Ди Меолой (Al Di Meola), играет в группе “Brand X”. И таких примеров немало. Рядом с типичными представителями “белого брасс-рока” на данном диске можно услышать одну из ранних записей черной группы “Earth, Wind & Fire”. Обычно эта группа ассоциируется с такими направлениями как “soul”, “funk” или “pop-funk”, в зависимости от периода их деятельности. Но одна из их первых записей представляет интерес тем, что здесь имеет место довольно значительная доля инструментальной импровизационной музыки, от которой они постепенно отошли все ближе к поп-формату. Эту запись смело можно отнести к раннему джаз-року в исполнении черных музыкантов. Нельзя не отметить тот факт, что ранний джаз-рок отличался от его более поздних проявлений тем, что он в значительной мере “идеологизированным”, если можно так выразиться. Возникновение этого вида музыки тесно связано с особой социально-политической обстановкой, сложившейся во всем мире в начале второй половины 60-х. Это был небывалый взрыв молодежной активности как в США, так и в Европейских странах, выражавшийся в демонстрациях протеста, маршах мира, забастовках и даже терактах. Тогда многое перемешалось – и революционно настроенные “новые левые”, и миролюбивые “дети-цветы”, и “черные пантеры”, и феминистки, и ирландские патриоты. Но всех их объединяли одни и те же идеи – борьба за мир, за равные права, за свободу слова и совести, против коррупции и насилия. И рок-музыка играла в объединении всего этого важную роль. Тексты песен, положенные на современные ритмы и гармонии, оказывали колоссальное воздействие на молодых людей, не оставляя никого равнодушным. Если вдуматься в содержание ранних песен некоторых джаз-рок групп, в особенности “Чикаго”, то становится ясно, что поколение хиппи времен Вьетнамской войны и разгонов студенческих демонстраций в Лондоне, Чикаго и Париже, а также кровавых событий Пражской весны было не по годам зрелым. И не вина, а скорее беда последующих поколений молодежи, что у них уже не было таких поводов для протеста и андеграунда, какой имел место в жизни общества на грани 60-х и 70-х. А джаз-рок стал одним из тех направлений, которые возникли на волне молодежного протеста в тот короткий и плодотворный период времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.188 (0.009 с.) |