Грудное вскармливание в случае болезни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грудное вскармливание в случае болезни



Матери или ребенка

Выше уже упоминался тот факт, что при инфекции матери в ее ор­ганизме образуются антитела к возбудителям того заболевания, ко­торым она больна. Ребенок начинает получать эти антитела с пер­вой минуты заражения матери, а не в тот момент, когда начинают проявляться какие-либо клинические признаки заболевания. Вслед­ствие этого ребенок либо не заболевает вовсе, либо бывает уже за­ражен к тому моменту, когда заболевание проявилось. Поэтому в случае болезни матери грудное вскармливание рекомендуется со­хранять. Исключение грудного вскармливания в этом случае приво­дит к лишению ребенка единственного уникального, предназначен­ного лично ему лекарства, которое он может получить только с мо­локом матери. Такое лишение может ухудшить состояние как здоро­вого, так и больного ребенка. Ребенок, оказавшийся без иммунной защиты, которую он получает благодаря материнскому молоку, за­болевает чаще, а выздоравливает медленнее, чем ребенок, которого не отнимали от груди.

Вместе с тем существуют заболевания, которые традиционно приня­то считать противопоказаниями к продолжению грудного кормле­ния. В Бюллетене ВОЗ от 1989 г. приведен список заболеваний, не яв­ляющихся противопоказанием к продолжению грудного вскармли­вания. По каждому рассматриваемому заболеванию приводятся ссыл­ки на литературу и обстоятельные научные отчеты. Кроме этого, в списке имеются физиологические особенности матери, внешние воздействия на мать, физиологические особенности и заболевания ребенка, которые не препятствуют продолжению кормления грудью. Приведем этот список. Физиологические особенности матери: • недостаточность лактации (1—2% случаев в популяции, можно кормить смешанно);


• втянутые соски;

• другая беременность;

• недостаточное питание матери. Заболевания матери:

• мастит (возможно даже при лечении антибиотиками);

• абсцесс молочной железы (продолжать кормить из здоровой);

 

• инфекции мочевыводящих путей (возможно даже при лечении антибиотиками);

• туберкулез (возможно при лечении матери и назначении лекарст­венной профилактики ребенку);

• все вирусные инфекции, включая гепатит В, простой герпес и да­же ВИЧ (с оговорками);

 

• рак груди. Внешние воздействия:

• назначение лекарственных средств (ограниченный перечень);

• загрязнение окружающей среды. Физиологические особенности и заболевания ребенка:

• недоношенность;

• малый вес при рождении;

• ребенок из двойни;

• желтуха грудного молока;

• инфекционное заболевание;

• кровотечение новорожденного;

• диарея (понос).

Этапы грудного вскармливания

Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Находясь в чреве матери он получал все питательные веще­ства через пуповину, а после рождения он получает относительную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, является продолжением пуповины. Когда же он станет способ­ным питаться той же пищей, что и взрослые? Приведем основные этапы грудного вскармливания и примерные сроки их появления.

Этап исключительно грудного вскармливания — начинается с момента первого прикладывания и продолжается до появления у ребенка интереса к воде и пище взрослых, что происходит примерно к 5—7 месяцам. За это время созревают ферменты желудочно-кишечного тракта и про­исходит подготовка пищеварительной системы к возможности зна­комства с новой пищей.

Этап знакомства с новой пищей — начинается с появлением стремления ребенка попробовать пищу, которую употребляют взрослые. Этот этап имеет педагогическое значение, поскольку новая пища пока еще не служит для удовлетворения энергетических потребностей ребенка. В это время пищеварительная система еще не готова к усвоению другой пищи, кроме грудного молока. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться до 8—15 месяцев.

Этап переходного питания — начинается от начала немолочного питания до фор­мирования способности питаться рационом, используемым для об­щего стола. Примерно в 8—15 месяцев у ребенка появляется потреб­ность не только попробовать какой-либо продукт, но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую пищу в качест­ве источника энергии, солей, витаминов. В дальнейшем к 1 году и 3 мес. — 2,5 года ребенок постепенно замещает грудные вскармлива­ния другой пищей и сохраняет 2—3 прикладывания к груди, в основ­ном в ночное время.

Этап отлучения от груди начинается в период между 1,5 и 2 годами, когда ребе­нок практически полностью переходит на общий рацион, но сохра­няет до 2 прикладываний к груди. Как правило, он совпадает с инво­люцией молочной железы и заканчивается полным отказом ребенка от грудного вскармливания.

Если введение прикормов и отлучение от груди вписывается в схему, предусмотренную природой, то прекращение грудного вскармлива­ния и для матери и для ребенка происходит безболезненно.


Развитие ребенка первого года жизни

 

О возрастном развитии ребенка написано много книг и сделано много наблюдений. В данной книге мы не используем ни один из ма­териалов, написанных ранее. Это связано с тем, что за редким исклю­чением все они основаны на лабораторных наблюдениях за детьми и поэтому многие моменты поведения и развития ребенка остались незамеченными. Настоящий материал написан на основе ежеднев­ных наблюдений за 153 здоровыми малышами в домашних условиях. Записи вели сами матери, прошедшие специальную подготовку и по­стоянно консультируемые автором. Кроме того, здесь нашли отраже­ние наблюдения и дневниковые записи за развитием собственных шести детей автора.

Для удобства описания различных психофизиологических явлений развитие ребенка первого года жизни условно делят на периоды. Мы выделим три периода развития:

• первый день жизни, где особо выделяется первый час жизни. Этот период важен для положительного импринтинга, а также для фор­мирования привязанности к матери и положительного впечатле­ния об окружающем мире (его мы описали ранее);

• адаптационный период, длится первые 6 недель жизни, а точнее, со 2-го по 42-й день, и характеризуется приспособлением малыша к новым условиям существования. Он в свою очередь делится на период новорожденное™ (со 2-го по 14-й день) и собственно адаптационный период (с 14-го по 42-й день);

• грудничковый период, длится до исполнения малышу 1 года, в те­чение которого основным источником пищи, положительных эмоций и стимулов для развития является грудное вскармлива­ние. Рассматривая особенности развития грудного ребенка, следует учи­тывать, что приводимые ниже темпы его развития возможны при ус­ловии мягкой адаптации новорожденного к новой среде существова­ния, правильно организованном грудном вскармливании и уходе, учитывающем все психофизиологические потребности ребенка. Описанные ниже темпы и уровень психоэмоционального развития могут быть достигнуты ребенком только при условии, что мать обла­дает сформированным материнским поведением, кормит грудью и стремится к пониманию и удовлетворению всех его потребностей. Описывая развитие ребенка первого года жизни, мы рассмотрим мо­торное развитие, психоэмоциональное развитие и уход за ним, включающий грудное вскармливание.

Общие принципы развития

Начиная описывать помесячное развитие малыша от 1 месяца до 1 года, необходимо рассмотреть некоторые общие принципы разви­тия, характерные для данного периода.

1. Последовательность развития. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок проходил этапы развития в определенной последовательности. Например, ма­лыш не может овладеть ползаньем раньше, чем научится переворачи­ваться со спины на живот. Последовательность овладения теми или иными навыками гораздо важнее, чем сроки, в которые он это сделал. Скорость освоения двигательными навыками у разных детей значи­тельно отличается. Например, переворот со спины на живот один ре­бенок может освоить в 2,5 месяца, а другой — в 4 месяца. Причем это не будет являться отставанием или опережением в развитии, по­скольку эта разница может быть обусловлена темпераментом, тело­сложением ребенка, его отношением к окружающему миру, а также взаимоотношениями с мамой. Вмешаться в процесс развития и нару­шить его могут различные причины, например болезнь ребенка, травма, а также различные методики раннего развития, направлен­ные на опережение естественных процессов.

2. Развитие различных форм поведения. У ребенка первого года жизни одновре­менно с двигательными навыками и психоэмоциональной сферой формируются следующие формы поведения: пищевое поведение, со­циальное поведение, поведение, связанное с отправлением естест­венных нужд, знакомство со своим телом и окружающим миром и т.д. Эти формы поведения имеют свои этапы и последовательность появ-


ления, что отражается в помесячном развитии ребенка. Изменение сроков их появления или отсутствие какой-либо формы поведения свидетельствуют о нарушении процесса развития.

3. Соотношение психоэмоционального и моторного развития. Успешное разви­тие моторных навыков далеко не всегда свидетельствует об успеш­ном психоэмоциональном развитии. Поэтому, наблюдая за развити­ем ребенка этого возраста, очень важно сначала оценить его психи­ческое развитие, а потом уже моторные навыки и ловкость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.97 (0.007 с.)