Для автоматизации и дифференциации



ЗВУКИ

Л, Ль, Р, Рь

Речевой материал

Для автоматизации и дифференциации

Звуков у детей 5-7 лет



Москва 2007


Автоматизация звука Л



 


АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

1. Спой «песенку самолета»: произноси звук л длительно на одном выдохе: л-л-л...

Повтори прямые слоги со звуком Л.

ла - ло - лу - лы

Повтори обратные слоги со звуком Л.

ал - ол - ул - ыл - ил - ел - ёл - юл - ял

Повтори слоги, где звук Л находится между гласными.

ала - ало - алу - алы ола - оло - олу - олы ула - уло - улу - улы ыла - ыло - ылу - ылы

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

гла - гло - глу - глы зла - зло - злу - злы кла - кло - клу - клы пла - пло - плу - плы ела - ело - слу - слы фла - фло - флу - флы хла - хло - хлу - хлы шла - шло - шлу -шлы

Повтори обратные слоги со стечением согласных.

алг - олг - улг - ылг - илг - елг - ёлг - юлг - ялг алк - олк - улк - ылк - илк - елк - ёлк - юлк - ялк алп - олп - улп - ылп - илп - елп - ёлп - юлп - ялп алх - олх - улх - ылх - илх - елх - ёлх - юлх - ялх алм - олм - улм - ылм - илм - елм - ёлм - юлм - ялм алш - олш - улш - ылш - илш - елш - ёлш - юлш - ялш - алс - олс - улс - ылс - иле - еле - ёлс - юле - яле алф - олф - улф - ылф - илф - елф - ёлф - юлф - ялф

Повтори слова, где звук Л находится в начале слова.

Ла:лак, лама, Лада, лань, лапа, ладонь, лопата, лото, ло­пух*; лампа, лайка, лапша, ластик, ландыш, лакомка, ласточка, лавка.

Ло: лоб, лов, локоть, локон, лодка; лось, лобзик, ложка, лошадь, лотос.

* Здесь и далее: слова, выделенные курсивом, не содержат сложные для произнесения звуки или стечение согласных.


Лы: лыжник, лыжи, лыжня.

Лу: луг, лук, луна, лупа, луноход; лунка, лужа, Луша, лу­ковица, лукошко, луч, лужок.

Повтори слова, где звук Л находится в середине слова.

Ла:юла, дела, пила, кулак, халат, пела, Мила, ела, бегала, ходила, одела, обедала, акула, пиала, молоток, колобок, молоко, мыло, одеяло, голова; булавка, соловей, зола, ка­лач, салат, гладкий, платок, клад, план, планка, планета, платить, платье, скала, школа, возила, носила, писала, читала, пастила, баклажан, свекла, глаза, класс, Клава, кладовка, склад, Влад, плавать, пластинка, Слава, слад­кий, славный, слабый, выслать, флакон, флаг, вышла, шла, несла, пасла, складывать, клавиши, главный, глас­ный, согласный, плавки, плакат, заплатка, палатка, об­лако, фламинго, глоток, блокнот, масло, хлопушка.

Ал: галка, палка, балкон, мочалка, скалка, фиалка, ал­фавит, алмаз, халва, шалфей, галстук.

Ло:болото, колоть, полоть, молоть, пилот; колонна, со­лонка, солома, удалой, клоун, наклон, поклон, плод, пломба, плотник, хлопок, хлопья, чулок, полоска, ко­лодец, весло, стекло, калоши, слово, слог, слон, слой­ка, глобус, плов, флот, флокс.

Ол: волк, Волга, волны, полный, долго, молния, полдень, полка, иголка.

Лу: тулуп, валун, голубь; каблук, голубой, клуб, клубок, клумба, клубника, плуг, глубокий; Золушка, желудь, шалун, слуги, случай, плутовка, блуза, служить, слу­чайно, заслуга.

Ул: булка, вулкан, чулки.

Лы:полы, волы, полынь, улыбка, белый, алый, умелый, голы, бокалы, пеналы, каналы, каникулы; куклы, углы, котлы, глыба, плыть; столы, смелый, спелый, светлый, ослы, послы, малыши, алыча, булыжник, пчелы, вокзалы, малыш, заплыв.

Ыл: бутылка, посылка, мылся.


2-1357


6 Автоматизация сонорных звуков

Ил: вилка, копилка, пилка, поилка, косилка.

Ел: белка, мелко, узел.

Ел: ёлка, тёлка, метёлка, шёлк, чёлка, пчёлка, щёлкать.

Ял: боялся, смеялся.

Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Ал:бал, вал, мал, дал, упал, канал, бокал, пенал, металл, выпал, падал, выгнал, овал; зал, жал, писал, вокзал, стучал, спал, сыпал, самосвал, выбежал.

Ол: гол, вол, пол, укол; футбол, ствол, чехол, щегол.

Ул: мул, подул, аул, тянул, кинул; стул, уснул, зевнул, шепнул, качнул.

Ил: Михаил, мил, пил, купил, водил; возил, косил, носил, учил, тащил, гостил, высадил, выучил, вытащил, вы­пустил, выскочил.

Ел: мел, пел, умел, хотел, видел, дятел, Павел; сидел, ви­сел, шипел, вышел.

Ёл: вёл, котёл; шёл, осёл, козёл, новосёл.

Ял: мял, гонял, менял, поднял, таял, веял; сиял, снял, стоял, завял, сеял.

Повтори слова с двумя звуками Л.

Лола, колокола, делал, долбил, полол, ломал, колол; гла­дил, гладиолус, плавал, молчал, улыбнулась, Владислав.

Повтори словосочетания.

голубое небо белые флоксы тонкий чулок

теплый тулуп голодный волк тёмный чулан

белый мел спелое яблоко алый флаг

шёлковый платок весёлый бал молочная каша

сладкая булка глубокий колодец толстая палка

тяжёлый молоток смелый солдат холодный подвал

светлый локон толстый блокнот шёлковая блузка

Повтори предложения.

Три слова. Алла ела яблоко. Луша помыла пол. Слава пьёт молоко. Луша чистила лук. Володя будет пилотом.


Автоматизация звука Л 7

Четыре слова. У лайки белые лапы. У белки тёплое дуп­ло. У Милы голубое платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот. Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол. Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка». На яблоне спелые яблоки. Алла писала мелом слова. Луша мыла куклу мылом. Клава каталась на лыжах. У Луши белые го­луби. Дятел долбил ствол сосны. У слона белые бивни. У Золушки шёлковое платье. Ложка из олова - оло­вянная. Платье из шёлка - шёлковое. Аллея из ёлок - еловая.

Пять слов. Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Сла­ва плавал на плоту по Волге. У Володи иволга из плас­тилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал боль­ному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки - цветы. На полу Клава нашла булавку.

Шесть слов В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл в лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лод­ке. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял кувшин. Алла купила алычу, а Воло­дя - клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка -птицы. Волшебница помогла поехать Золушке на бал.

Семь слов. Платье, колготки, блуза и плащ - это одежда. Белла полоскала белый халат в холодной воде.

Восемь слов. Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пас­тилу. На балконе у Славы голубые и белые фиалки. Алла покупала фиалки, Луша - цикламены, а Лола -флоксы.

Девять слов. Белка, лось, волк, слон и лань - это дикие животные.



   
 
 
 

Автоматизация сонорных звуков

Повтори и отгадай загадки.

Падают с ветки золотые монетки. (Листья) В воде купался, да сухим остался. (Гусь) Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж) Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж) Не лошадь, не вол, а плуг повёл. (Трактор) Зимнее стекло весною потекло. (Лед) Ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Дождь) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк) Слышать - слышим, а видеть - не видим. (Эхо) Мала, мала, да никому не мила. (Мышь) Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос) Стоят на пне казачки, на них жёлтые колпачки. (Опята) Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок) С неба - звездой, на ладошку - водой. (Снежинка) Глазищи, усищи, когтищи, а моется всех чище. (Кот) Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка) То толстит, то худит, на весь дом голосит. (Гармонь) Он мал, да удал - от меня ускакал! (Мяч) Ты пел - оно молчало, ты молчал - оно пело. (Эхо) В иголках клубок мышку уволок. (Ёж) Голодная - мычит, сытая жуёт, детям молоко даёт. (Ко­рова)


Автоматизация звука Л

Бел, как мел,

С неба упал,

Зиму лежал,

Весной убежал. (Снег)

Я клумбу копала,

ничуть не устала.

А кто мной копал,

тот и устал. (Лопата)

Одеяло белое,

Не нами сделано,

Не ткалось и не шилось,

С неба на голову свалилось.

(Снег)

Повтори стихи.

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

Белая лужайка,

Тёплая фуфайка,

Я на лыжах побегу –

Ты меня поймай-ка!

Дятел

Дятел сел

На толстый сук. Стал обедать:

«Тук-тук-тук!»

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой белка не была.


Как взялась кума за дело, Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце напекло –

Одеяло утекло. (Снег)

Голова огнем пылает,

Тело тает, оползает.

Я полезной быть хочу: Лампы нет - я посвечу. (Свеча)

Ёлка с ёжиком похожа:

Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком -Получилась полка.

 

Алла долго булку ела, Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап - и все дела!

Е. Спивак

 

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало.


10Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Л



 


 

Песенка колобка Яколобок, колобок! На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, И от тебя, медведь, уйду!
Считалка про пилу Завизжала пила, Зажужжала, как пчела. Сломалась и стала, Начинай сначала!

Забыл

Жил-был Забыл.

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл.

- Что ел?

- Забыл.

- Что пил?

- Забыл. В. Луговой

Ну и лошадка -

Кожа гладка.

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела

И снова - за дело.

Считалка Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка. Г. Сатир

Веник

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул,

Он зевнул

И тихонечко уснул.

Л. Зубкова

Портниха

Целый день сегодня

Шью.

Я одела

Всю семью.

Погоди немного, кошка,

Будет и тебе одежка.

Б. Заходер


16. Послушай рассказы. Назови слова со звуком Л. Пере­скажи рассказы.

Мяукающий клубок

Е. Спивак

Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол.

Котенок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал.

В комнату вошла Лола и воскликнула: «Голубой клубок замяукал!»

Дятел

Е. Спивак

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла алая, клюв - длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его пой­мать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел - лесная птица и должна жить в лесу».

Кукла

Е.Спивак

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на ве­лосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Девочка долго мыла Ладу мылом, одела чистое голубое платье и завязала белые банты.

Хотела галка пить

Адаптированный текст по Л.Н. Толстому

Хотела галка пить. Увидела: стоит кувшин с водой. А вода в нем была на самом дне. Галка скакала, скакала - все без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала гал­ка кидать в кувшин камешки.

Кидала, кидала и накидала столько (так много), что вода поднялась и галка смогла напиться. Какая умная галка!



Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Ль



 


Кому пол мести?

Адаптированный текст по Л. Успенской, Н. Успенскому

Влад и Лада молчали, потому что кто до обеда скажет хоть слово тому пол мести.

Вот сидят они в углу и молчат. Влад молчит, и Лада мол­чит. Влада папа зовет: «Владислав, где ты? Иди, на велоси­педе покатаю». А Владик сидит в углу и молчит. Тот мама Ладу позвала: «Лада, возьми яблоко, сладкое-сладкое». А Лада ни гу-гу. Сидит в углу и молчит. Молчат они, молчат, пока Владику чихнуть не захотелось. Повел он носом, да как на всю комнату: «Апчхи!»

- Ага, Владик, ты «апчхи» сказал. Тебе пол мести.

- Ну да, - сказал Влад, - «апчхи» - это не слово. Подумала Лада полминуты и взяла веник.

- Ладно, - сказала она Владику. - Хоть «апчхи» — это
слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь. И начала мести
пол. А Владиславу стало стыдно, и он побежал за совком.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЛЬ

1. Спой «песенку самолетика». Произнеси звук Ль дли­тельно на одном выдохе: ль-ль-ль...

Повтори словосочетания.

колючий еж тонкая леска лётная погода полевой лютик дальний полёт длинная лента сильная метель мягкая постель лесная поляна тонкий лёд лисьи следы сливовый сок мясной бульон

большое поле

клейкие листочки

лёгкое пальто

лебяжий пух

маленькие валенки сливовое желе

большой налим

тополиный пух

больной мельник

сильный мальчик

большой шмель

осенний листопад железный ключ

Повтори предложения.

Три слова. Летом листья зелёные. Мы купили лимоны. Вдали летят лебеди.

Четыре слова. У Лиды болит ухо. В осеннем лесу листо­пад. В поле синие васильки. Люди заходили в лифт. Толя гулял в ельнике. У леса синеет лён. На тополе клейкие листочки. Маленькие цыплята клевали пше­но. Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов. Лена и Юля купили леденцы. Леня лепил сли­ву из глины. Лена и Лида ходили гулять. Мы ловили


3*-1357


16 Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Ль



 


 

То он - блин, То он - клин, По ночам в небе Один. (Месяц)

налима на мели. Люпины цвели на лесной поляне. Бельчата сидели в дупле липы. Осенью лебеди улетают на юг. Шмели летали над цветочной поляной. Ленивый тюлень лежит на льдине. Улитки ползали по веткам клена. Люба поливала лилии из лейки. Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов. Лебеди с лебедятами летят над лесом. Ма­ленького телёнка пасли на зелёной поляне. Тюлени с тюленятами лежат на льдинах. Валя и Лена едят ма­линовое суфле. У Люси на блюде лежит малина. Лёня увидел летящих над лесом лебедей. Маленькие бельча­та сидели в большом дупле.

Семь слов. Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами. Оленя с олененком увидели на лесной по­ляне. Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек. Илья и Лёва попали под сильный ливень. Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов. Лёва и Люба катали маленькую Лену на сан­ках. У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

Повтори и отгадай загадки.

Белые мухи на поле сели. (Снежинки)

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)

Зубы имею, а зубной боли не знаю. (Расческа)

Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь)

Домик маленький, а жильцов много. (Коробок спичек)

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)


Листья падают с осин,

мчится в небе длинный клин. (Жу­равли)

На земле он всех умней, За тобою он плетётся,

потому и всех сильней. Хоть на месте остаётся.

(Человек)

(След)

В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

 

Она и пляшет, и поет, И гудит, как самолет. (Юла)

Возле пальмы водяной

Нам чудесно в летний зной. (Фонтан)

Иголки лежали, лежали Да под стол убежали. (Еж)

На веточках комочки -

В них спят клейкие листочки.

(Почки)

Летом по лесу гуляет, Зимой в доме отдыхает. (Медведь)

Когда со мною умываются,

То слезы появляются.

(Мыло)

Днём спит, ночью летает Людей пугает. (Филин)

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычи ждёт.

(Паук)

Пусты поля.

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

( Осенью )

Пшено клюёт, Деток зовёт: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко». (Курица)

 

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)


18 Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Ль 19


 


Хоть сама - и снег, и лёд, А уходит - слёзы льёт. (Зима)

Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. (Земляника)

Повтори стихи.

Листопад?

Листопад!

Лес осенний конопат.

Н. Егоров

Самолет, самолет Подготовили в полет, Полетит он над полями, Полетит он над лесами.

Лебеди летели И на воду сели, Сели, посидели И снова полетели.

Все смеялись, веселились,

А потом плясать пустились.

Е. Лось

 

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке чудно пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу.

По лесочкам, по лугам

Буду весело летать,

Буду мошек догонять».

Е. Благинина


Бьют его, а он не злится, Он все больше веселится. (Мяч)

Маленькие домики

По лестнице бегут, Мальчиков и девочек Домики везут. (Вагоны у поезда)

 

Баю-баю-баиньки,

Купим Ване валенки,

Ни болыпи, ни маленьки.

 

Мы летали высоко,

Мы летали низко,

Мы летали далеко,

Мы летали близко.

Совы летели, Все люди глядели, Совы садились, Все люди дивились.

Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. В. Лифшиц

Две птички

Летели две птички, Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.


Лебеди

Е. Спивак

Лена и Юля гуляли по липовой аллее у водоёма. Два бе­лых лебедя скользили по воде. Дети подошли к воде. Лена стала кидать лебедям кусочки хлеба. Лебеди вытягивали длинные шеи и ели хлеб.

Ольга и Ульяна

В.Коноваленко, С. Коноваленко

Зимой Ольга и Ульяна носили зимние пальто. Летом, Оль­га и Ульяна ходили в летних платьях и сандалях. На пляже Ольга и Ульяна надевали льняные купальники. На фестива­ле Ольга и Ульяна были в бальных костюмах и туфлях.

Обед

В. Коноваленко, С. Коноваленко

Лена и Люба обедали в маленьком овальном зале. Они си­дели на мягких стульях за длинным столиком. Лена и Люба ели хлеб и суп с фасолью. После супа подали котлеты с под­ливкой. Потом они съели малиновое суфле и запили клюк­венным киселем. Вкусный обед у Лены с Любой!

Не люблю

Л. Успенская, М. Успенский

Оле Малининой пять лет. Она не маленькая. Но на все у нее один ответ - «не люблю».


20 Автоматизация сонорных звуков

- Оля, пойдем гулять!

- Не пойду. Ходить не люблю.

- Оля, иди обедать. Готовы котлеты с подливой.

- Подливу не люблю-ю! - тянет Оля.

- Ну тогда пей кисель.

- -Не люблю.

- Ну, а Олю Малинину ты любишь?

- Не люблю! - выпалила Оля. Но потом подумала: «Ведь
это я Оля Малинина», - и потекли из глаз у Оли слезы. А
папа и мама засмеялись.

Повтори скороговорки.

Пилит Филипп поленья из лип.

Лена у Лилии поливает лилии.

В поле Поля поле пашет.

У околицы окольцевали птицу.

Летели лебеди с лебедятами.

От топота копыт пыль по полю летит.

Лень не ленится, Валенки у Валеньки

К лентяю клеится. Невелики, маленьки.

Лисятам лиса Мы ели-ели линьков у ели...

Готовит леща. Их еле-еле у ели доели!

Вася с Люсей в лесу Поля полет в поле,

Видели не лиса, а лису. А Коля колет колья.

Ехали мы, ехали, До ели доехали, Ель объехали И домой поехали.


Автоматизация звука Р 21

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р

1. Спой «песенку мотора». Произнеси звук Р длительно на

одном выдохе: р-р-р...

Повтори словосочетания.

бархатная куртка рыбный пирог хитрая ворона

ровная тропинка крутая гора мокрая трава

крупная морковь трудный урок горная тропка

картонная коробка крытый рынок крупный град


 


острый топор стройные кедры мокрая крыша быстрый страус хороший повар старое перо горные вершины громкая труба крупный карась ручной барсук проворная крыса рыбий жир
красные розы хороший урожай арбузные корки шерстяной ковёр красивая брошь сорная трава творожный сырок бордовый шарфик морская ракушка русская тройка дружные братья красные помидоры

24 Автоматизация сонорных звуков

разноцветные краски розовый карандаш кирпичная веранда прозрачный шарфик крупные горошины чёрная смородина огромный арбуз игрушечный барабан румяный пирожок шерстяные рукавицы правдивый рассказ рыбные консервы

12. Повтори предложения.

Три слова. Рая кормит рыб. Рома проходит направо. Ира работает продавцом.

Четыре слова. У барана крутые рога. Егор едет во двор. Рома красит раму краской. Жора рубит дрова топором. На небе разноцветная радуга. Юра продаёт огромные арбузы. Барабан и гитара - инструменты. У Веры бар­хатный сарафан. Корова Розочка ест травку. У Егора высокая температура. У Иры красивая брошка. Трубач трубит в трубу. Трамвай, метро, пароход - транспорт. Муравьи живут в муравейнике.

Пять слов. Юра громко барабанит в барабан. У вороны и ворона воронята. У рака норка в воде. Розы, ромашки и астры - цветы. Осётр, карп и ёрш - рыбы. Егор рвёт крупные красные помидоры. У Раи розы и ромашки. У Юры в ранце тетради. Воробей, ворона и сорока - птицы. Доярка Ирочка доит корову Розочку. У кота Матроскина корова Мурка. Сестра Ирочка играет с пи­рамидкой. Папин грузовик стоит в гараже. У нашей Мурки бархатная шкурка. Маруся стирает рубашку и фартук. Высокие (стройные) кедры растут у пруда. Ра­бочий грузит фрукты в грузовик.

Шесть слов. Рома, Юра и Егор - мои друзья. Рая, Вера и Ира - мои подруги. Карпы живут в пруду за огородом.


 

Автоматизация звука Р.

Рыжики и боровики растут в бору. У рыбака Егорушки в ведёрке ерши. Ира раздаёт тетради, ручки и каранда­ши. У Маруси карандаши: красный и розовый. В этом году хороший урожай проса. Рая ест зефир и пьёт ке­фир. Морковь, помидоры, огурцы и горох - овощи.

Семь слов. У Ромы грузовик, там - груши и кукуруза. Рысь, тигр, зубр и выдра - дикие животные. Вера и Рома в бору собирают рыжики. На фотографии мои друзья: Вера и Рома. Персик - это фрукт, а брусника - это ягода.

Восемь слов. В огороде растут красные розы и розовые

маки.

Девять слов. Жора и Рома - друзья, а Вера и Рая - подру­ги. На Роме рубашечка и шорты, а на Рае - сарафан. Ира хорошо играет на арфе, а Рома - на трубе.

Десять слов. У Раи в огороде растут: морковь, помидоры, огурцы, картофель, петрушка и горох.

13. Повтори пословицы и поговорки.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Грамота - второй язык. Без труда, не вынуть и рыбку из пруда. Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Здоровье дороже богатства. Но­вых друзей наживай, а старых не забывай. Раньше начнёшь, раньше и поспеешь. Если не видишь - зайди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего. Не топор кормит, а работа. Не печь кормит, а руки. Не бойся работы, пусть она тебя бо­ится. Рукам работа - душе праздник. Каков мастер, такова и работа. С терпеньем в работе не пропадёшь. Рано встанешь, раньше работу кончишь. К пирогам идут, а от работы бегут. С разговоров сыт не будешь.

14. Повтори и отгадай загадки.

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

У пяти братьев - одна работа. (Пальцы)

Вся дорожка усыпана горошком. (Звёзды на небе)

На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)

Сидит на крыше, всех выше. (Антенна)

Рук много, а нога одна. (Дерево)


26 Автоматизация сонорных звуков

Кто зимой в трубе гудит? (Ветер) Зубы есть, а рта нет. (Пила) Без рук, без ног стучит, в избу просится. (Ветер) Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля) В воде мы живём, без воды пропадём. (Рыбы) Бусы янтарные по траве рассыпаны. (Роса)

Рано-рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру! Сибирскийкот Кот сибирский, Кот пушистый, Нежен мех его душистый, Сам он важен и спесив -Видно знает, что красив. В. Лифшиц

Весной вырастают, Осенью опадают. (Листья)

Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня! (Крапива)

На окошке - пруд,

В нём рыбёшки живут.

(Аквариум)

Борода да ножки Бегут по дорожке. (Коза)

На окне - прозрачный пруд, А рыбачить - не дают! (Аквариум)

Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а всех будит. (Петух)

Я как зонт - не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое?

(Плащ)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят, Друг друга не обходят. (Месяцы)


Весной одевается, Осенью раздевается. (Лес)

Сам дней не знает, А другим указывает. (Календарь)

Обожгу - попробуй тронь! Хоть я вовсе не огонь. (Крапива)

Водяные мастера Строят дом без топора. (Бобры)

Без рук, без ног, А ворота открывает. (Ветер)

По горам, горам, горам Ходит шуба да кафтан. (Баран)

По крыше бьёт, Да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает. (Дождь)

Чёрный, проворный, Кричит «крак» -

Червякам враг. (Грач)


Автоматизация звука Р

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы)

В будке спит. Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, Она знать даёт. (Собака)

Встаём мы раненько. Ведь наша забота -Людей отвозить По утрам на работу. (Водитель)

Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит -И одежда чище. (Щётка)

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, -Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка! (Матрёшки)

Повтори стихи.

Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом. С. Маршак

Тара-тара-тара-ра!

Поднимайся, детвора! Поднимайся, детвора –

В детский сад идти пора!

Туру-туру-туру,ру!

Поднимаем детвору –

Тыры-тыры-тыры-ры!

Нету дома детворы.


Стройный, быстрый,

Рога ветвистые,

Носится весь день.

Кто это?..

(Олень)

С утра жужжу,

Цветы бужу,

Кружу - жу-жу

И мёд вожу.

(Пчела)

Стоит свеча

Из кирпича. Всех выше

На крыше. (Труба)

Стой, бычки и караси! И пощады не проси: Я хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. (Щука)

Нет ног, а хожу,

Рта нет, а скажу -

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)


28 Автоматизация сонорных звуков

Утренняя кричалкаБаю-баю-баюшки,

(песенка Винни-Пуха)В огороде заюшки.

Кто ходит в гости по утрам, Зайки бегают кругом,

Тот поступает мудро! Повернись, Роман, бочком!

Тарам-парам, тарам-парам -

На то оно и утро!

Тарам-парам,

Парам-тарам -

Ходите в гости по утрам!

Б. Заходер

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуком Р. Пере­
скажи рассказы.

***

А. Хмелёва Юра и Ира - брат и сестра. Они всегда дружны. Вместе иг­рают и вместе работают в огороде. На грядках у них растут: морковь, помидоры и горох. Осенью дети соберут хороший урожай.

Игрушки

А.Хмелёва У Фёдора в коробке много разных игрушек. Это подарки старшего брата. Игрушки очень забавные: баран барабанит в барабан, грач играет на трубе, ворон рубит дрова, жираф возит грузовик с грузами. Фёдору очень нравится играть со своими игрушками.

Повтори скороговорки.

Где вода, там и верба, где верба, там и вода.

Сух сук нёс барсук.

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

Трое трубачей трубят в трубы.

Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.

На траве тропка, травка на тропке.

Добры бобры идут в боры.

У Кондрата куртка коротковата.


Автоматизация звука Р 29

и крупки. До города дорога в гору, От города - с горы. Два дровосека, два дроворуба Дрова топорами рубят: - Раз - дрова! Два - дрова! На тропинке - трава, У тропинки - дрова. - Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

В нашей покупке - крупы

Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага.

Тары-бары Растабары У Варвары Куры стары.

До поры остры топоры Топоры остры до поры.

Хитрую сороку Поймать морока. А сорок сорок -Сорок морок.

Цветок к цветку -Цветной узор. Сосна к сосне -Сосновый бор. О.Дриз


5-1357


30 Автоматизация сонорных звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА РЬ

Повтори словосочетания.

прямой коридор горькая редька маринованные грибы

варёные креветки редкий гребень деревянная табуретка

крепкий орешек кудрявая берёза серебряная серёжка

варёный рис рябая курица старинная крепость


5*-1357



Автоматизация сонорных звуков


Автоматизация звука Рь 33


 


12. Повтори и отгадай загадки. На деревьях живёт и орешки грызёт. (Белка)

речная пристань резвый зверёк абрикосовое варенье

грязные брюки кривой крючок капризный ребёнок

жареные пескари горячие гренки нарядная матрёшка

сиреневый берет речной берег бирюзовые серьги

горький перец скрипучая дверь резиновая черепаха

старинный рецепт берёзовое бревно коричневая верёвка

вредная привычка утренняя зарядка прекрасный принц

Повтори предложения.

Три слова. Рита варит рис. Пряха прядёт пряжу. У Анд­рея ирисы. Марина ест орехи. Хорёк - дикий зверёк. Пескарь - речная рыбка.

Четыре слова. Ребята бегут по бревну. Во дворе натянута верёвка. На Варе новые брюки. Кудрявый поварёнок варит варенье. У Риммы сиреневый берет. Рита дарит Борису фонарик. Сережа и Гриша - товарищи. Рябчик и ястреб - птицы. У Гриши ручной хорёк. У рябчика перья рябенькие.

Пять слов. Ирина сварит суп из курицы. Андрей и Ма­рина едят пряники. Варя варит варенье из абрико­сов. Сережа и Игорь рисуют снегирей. В доме Бориса скрипучие двери. На Гришином шарике сидят кома­рики. Сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние месяцы.

Шесть слов. Декабрь, январь и февраль - зимние месяцы. Поварята варят варенье по старинному рецепту. На бе­регу реки стоит старинная крепость. Борис ныряет с берега в речку. Во дворе растут берёзы и рябины. На берегу реки растёт кудрявая берёза. На речном берегу туристы жарят пескарей.

Семь слов. У Марины - мандарины, а у Вари - пряники. Ирина и Рита идут на утреннюю зарядку. По речному берегу идут туристы с рюкзаками.

Восемь слов. У Ирины в рюкзаке редиска, перец и редька.

Повтори стихи.

В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. С. Маршак

Вот так репка, Да сидит крепко. Сестрица-матрёшка, Помоги немножко. Скороговорка


Древесину ест едок -сто зубов в один рядок. (Пила)

Стоит Антошка

На четырёх ножках. (Стол)

Утка в воде,

А хвост на горе. (Ковш)

Щука в море,

А хвост- на заборе.

(Ковш)

На шесте дворец, Во дворе певец. (Скворец)

Из железа тучка,

А у тучки - ручка

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдёт на грядки.

(Лейка)

Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)

В декабре, в декабре Все деревья в серебре. С. Маршак

Открываем календарь -Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. С. Маршак


34 Автоматизация сонорных звуков


Приходите в гостиКак на утренней на зорьке

Утка, утка, дикий гусь! Два Петра и три Федорки

В гости вас не дозовусь. Соревнуются с Егоркой

Непременно приходите, Говорить скороговорки.
Да и миску приносите.

Что найдется - поедите, Мы с сестрёнкою вдвоём

Где придется - посидите. Утром чай горячий пьём.
Венгерская песенка

14. Послушай рассказ. Назови слова со звуком Ръ. Пере­
скажи рассказ.

Сережа наоборот

Л. Успенская, М. Успенский У Серёжи Рябина все наоборот. Ребята едят - Серёжа иг­рает в игры. Ребята готовят уроки - Серёжа рисует. Ребята строят дом - Серёжа прыгает.

- Ребята, давайте Серёже подарим стихи Агнии Барто
«Наоборот», - говорит Рита.

Открывает Сережа книгу и видит строчки, подчеркнутые сиреневым карандашом:

Все кладут сначала в рот бутерброд,

а потом пьют компот,

он всегда наоборот.

Он сначала пьет компот,

за компотом бутерброд

- Ой, да это про меня, - думает Сережа.

Повтори скороговорки.

У редьки и репки корень крепкий.

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Яше снятся якоря. Снятся яхты и моря.

Три дерева, три тетерева, На каждом дереве По одному тетереву.


Ными.

ала - аля ало - алё алу - алю алы - али

ола - оля оло - олё олу - олю олы - оли

ула - уля уло - улё улу - улю улы - ули

ыла - ыля ыло - ылё ылу - ылю ылы - ыли

Повтори и отгадай загадки.

Белые мухи на поле сели. (Снег)

Полон хлевец белых овец. (Зубы)

Кто на своей голове лес носит? (Олень)

Не птица, а летает; с хоботком, а не слон. (Комар)


Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. (Заяц)

Мост как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лёд)

Она идёт между сёл и полей, а люди все идут по ней. (Дорога)

Без головы, а в шляпе, Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)

По земле ползает,

А к себе не подпускает.

(Змея)

Полосатая хозяйка Полетела над лужайкой. Похлопочет над цветком -Он поделится медком. (Пчела)

Только дождик удалился, В небе мостик появился. Чудно выгнулся дугой, Будто пояс золотой. (Радуга)

Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет. (Солнце) М. Садовский


Иголки лежали, лежали Да под стол убежали. (Ёж)

Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет. (Мяч)

Где увидишь ты такое, Что земля над головою? (В метро)

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука)

Стоят столбы белы, На них шапки зелены. (Береза)

В сосне дупло, В дупле тепло. А кто в дупле Живёт в тепле? (Белка)

На одной ноге стоит И в воду глядит. Тычет в воду наугад, В болоте ловит лягушат. (Цапля)

Всю ночь летает -Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова) Б. Ширшов


6М357


40 Дифференциация сонорных звуков


Дифференциация звуков Л - Ль



 


Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

В густом лесу под ёлками, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой. (Ёж)

Лежала под ёлками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да в лес побежала. (Ёж)

В землю тёплую уйду, К солнцу колосом взойду, В нём таких, как я, Будет целая семья! (Колос)

Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно, скучно мне одной, А зовут меня... (Луной)









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.162.181.75