Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Область применения рабочей программы

Поиск

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение, входящей в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта, базовой и углубленной подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области Судовождения и безопасности судоходства, при наличии среднего (полного) общего образования; при освоении основной профессиональной образовательной программы СПО углубленной подготовки; при освоении профессий рабочих в соответствии с приложением к ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОП.00

1.1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

анализировать условия работы деталей машин и механизмов;

оценивать их работоспособность;

выполнять проверочные расчеты по сопротивлению материалов и деталям машин.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

общие законы статики и динамики жидкостей и газов;

основные понятия, законы и модели механики, кинематики, классификацию механизмов, узлов и деталей, критерии работоспособности и влияющие факторы, динамику преобразования энергии в механическую работу;

анализ функциональной возможности механизмов и области их применения.

1.1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины для заочного отделения:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;

самостоятельной работы обучающегося 100 часов.

 


1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

1.2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные работы -
практические занятия  
контрольные работы  
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
внеаудиторная самостоятельная работа  
Итоговая аттестация в форме экзамена

 


1.2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02. Механика

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения  
         
Раздел 1. Теоретическая механика 26 (14)    
Тема 1.1. Статика Содержание учебного материала: 0,4  
  Основные понятия.    
  Материальная точка, абсолютно твердое тело.    
  Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы.    
  Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей.    
Практические занятия: 0,8    
Определение направления реакций связей  
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил Содержание учебного материала: 0,4  
  Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие.    
  Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.    
  Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.    
  Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах.    
   
Практические занятия: 0,4  
Определение реакции связей  
Тема 1.3. Пара сил и момент силы относительно точки Содержание учебного материала: 0,4  
  Пара сил и ее характеристики Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар.    
  Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки.    
Самостоятельная работа обучающихся:      
Зависимость между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки  
Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил Содержание учебного материала: 0,4  
  Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру.    
  Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.    
  Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.    
  Определения реакций опор и моментов защемления.    
Контрольная работа: 0,4    
Определение опорных реакций балок  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Реальные связи. Трение скольжения и его законы.  
Тема 1.5. Центр тяжести Содержание учебного материала: 0,4  
  Пространственная система сил. Пространственная система параллельных сил.    
  Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела.    
  Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур.    
Практические занятия: 0,4    
Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы.  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Устойчивость равновесия  
Тема 1.6. Кинематика. Основные понятия кинематики Содержание учебного материала: 0,4  
  Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение.    
Тема 1.7. Кинематика точки. Содержание учебного материала: 0,8    
  Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.    
  Частные случаи движения точки    
Практические занятия:      
Определение параметров движения точки при координатном способе движения точки  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Кинематические графики  
Тема 1.8. Простейшие движения твердого тела Содержание учебного материала: 0,8  
  Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси.    
Практические занятия:      
Скорость и ускорение различных точек вращающегося тела.  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Способы передачи вращательного движения  
Тема 1.9. Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики. Движение материальной точки. Метод кинетостатики Содержание учебного материала:    
  Две основные задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики.    
  Зависимость между массой и силой тяжести. Закон равенства действия м противодействия.    
  Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции. Принцип Даламбера.    
Практические занятия:      
Решение задач динамики методом кинетостатики.  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Принцип независимости действия сил.  
Тема 1.10. Трение. Работа и мощность Содержание учебного материала:    
  Виды трения. Законы трения скольжения. Трение качения. Коэффициент трения.    
  Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении.    
  Мощность. Коэффициент полезного действия.    
Практические занятия:      
Решение задач с применением общих теорем динамики.  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Понятие о механической системе.  
Раздел 2. Сопротивление материалов 70 (66)  
Тема 2.1. Основные положения Содержание учебного материала:    
  Основные задачи сопротивления материалов. Деформации. Гипотезы и допущения.    
  Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние.    
  Метод сечений. Механические напряжения.    
Тема 2.2. Растяжение и сжатие Содержание учебного материала:      
  Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение.    
  Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации.    
  Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса.    
  Испытания материалов при растяжении и сжатии.    
  Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов.    
  Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Условие прочности. Расчеты на прочность.    
Практические занятия:      
Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Расчетно-графическая работа: расчет на прочность при растяжении и сжатии.  
Тема 2.3. Практические расчеты на срез и смятие Самостоятельная работа обучающихся:    
  Основные расчетные предпосылки и расчетные формулы. Условия прочности. Примеры расчетов.  
Расчеты на срез и смятие.  
Расчет на прочность сварных соединений.  
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений Самостоятельная работа обучающихся:    
  Осевые, центробежные и полярные моменты инерции. Главные оси и главные центральные моменты инерции.  
  Осевые моменты инерции простейших сечений. Полярные моменты инерции круга и кольца.  
Геометрические характеристики плоских сечений, составленных из прокатных профилей.  
Тема 2.5. Кручение Самостоятельная работа обучающихся:    
  Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов.  
  Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении.  
  Угол закручивания. Расчеты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу  
Расчет на прочность при кручении  
Расчетно-графическая работа: Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жесткости при кручении  
Тема 2.6. Изгиб Самостоятельная работа обучающихся:    
  Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.  
  Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе.  
  Расчеты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.  
  Понятие о касательных напряжениях при изгибе, о линейных и угловых перемещениях  
Расчет балок на прочность при изгибе  
Расчетно-графическая работа: Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам и определение размеров поперечных сечений балок при изгибе  
Раздел 3. Детали машин 16 (12)  
Тема 3.1. Основные положения Содержание учебного материала: 0,2  
  Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица.    
  Критерии работоспособности и расчёта деталей машин. Выбор материалов для деталей машин.    
  Основные понятия о надёжности машин и их деталей.    
  Стандартизация и взаимозаменяемость.    
Тема 3.2. Общие сведения о передачах Содержание учебного материала: 0,2    
  Классификация передач.    
  Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчёты многоступенчатого привода.    
Практические занятия:      
Основные кинематические и силовые характеристики многоступенчатого привода  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Расчетно-графическая работа: Кинематический и силовой расчет многоступенчатого привода  
Тема 3.3. Фрикционные и ременные передачи Содержание учебного материала: 0,2  
  Принцип работы фрикционных передач. Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ремённых передач.    
  Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнём.    
  Общие сведения о вариаторах    
Самостоятельная работа обучающихся:      
Расчет ременной передачи  
Тема 3.4. Зубчатые и цепные передачи Содержание учебного материала: 0,4  
  Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация и область применения.    
  Основы зубчатого зацепления. Зацепление двух эвольвентных колес. Геометрия зацепления.    
  Виды разрушений зубчатых колёс. Основные критерии работоспособности и расчёта.    
4 Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые, цилиндрические передачи: геометрические соотношения; силы, действующие в зацеплении, расчёт на контактную прочность и изгиб. Особенности косозубых передач.    
   
Практические занятия:    
Расчет зубчатой передачи  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Цепные передачи. Общие сведения, основные параметры, кинематика и геометрия, силы в ветвях цепи. Расчёт цепной передачи  
Тема 3.5. Валы и оси. Муфты Содержание учебного материала: 0,2  
  Валы и оси: применение, классификация, элементы конструкции, материалы.    
  Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт.    
Самостоятельная работа обучающихся:      
Расчет вала при совместном действии изгиба и кручения  
Расчет осей  
Тема 3.6. Подшипники Содержание учебного материала: 0,4  
  Общие сведения о подшипниках. Подшипники скольжения. Подшипники качения.    
  Подбор подшипников по динамической грузоподъёмности.    
Самостоятельная работа обучающихся:      
Смазка подшипников  
Тема 3.7. Соединения деталей машин Содержание учебного материала: 0,4    
  Разъемные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые.    
  Неразъемные соединения: клёпаные, сварные, клееные и паяные.    
Самостоятельная работа обучающихся:      
Изучение видов разъёмных соединений и их расчёт  
Неразъемные соединения  

 

Раздел 4. Общие законы статики и динамики жидкостей и газов. Основные законы термодинамики 8 (8)  
Тема 4.1. Основные понятия и определения гидростатики Самостоятельная работа обучающихся:  
  Гидростатическое давление и его свойства. Закон Паскаля. Закон Архимеда, условия равновесия плавающих тел.  
  Гидродинамика. Основные характеристики и режимы движения жидкости. Уравнение Бернулли.  
  Гидравлические сопротивления и потери напора при движении жидкости.  
  Истечение жидкости из отверстий, насадок, коротких труб.  
Решение задач на определение гидростатического давления, примеры использования уравнения Бернулли в гидравлических расчётах  
Тема 4.2. Термодинамика Самостоятельная работа обучающихся:  
  Общие понятия. Основные параметры состояния. Законы идеальных газов. Смеси жидкостей, газов, паров.  
  Газовые смеси.  
  Теплоемкость. Первое начало термодинамики. Термодинамические процессы газов.  
  Второе начало термодинамики.  
Решение основных типов задач термодинамики  
Всего: 120 (100)

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


1.3. Условия реализации учебной дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета механики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Лаборатории: оборудованные разрывными и универсальными испытательными машинами отечественного или зарубежного производства, c максимальной нагрузкой до 50–100 кН, оборудованные приспособлениями для нагружения на изгиб; стендами с образцами деталей, узлов и механизмов; плакатами, иллюстрирующими разделы курса и др.

Технические средства обучения: ноутбук и проекционное оборудование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.92 (0.009 с.)