Самоспас - аварийное катапультирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоспас - аварийное катапультирование



Содержание

С чего начать

Снаряжение

Безопасность

  • Общая концепция безопасности
  • Безопасность самосплава
  • Чтение воды
  • Опасности
  • Чтение бочек
  • Сложность рек

Гребля

  • Первые гребки
    • Прямая гребля
    • Вертикальность гребка
    • Взаимодействие рук
    • Прямолинейность движения и скорость
    • Вред раскачивания
    • Контроль крена
  • Дуговые гребки
    • Виды дуговых гребков
    • Выбор стиля дугового гребка
    • Контроль вращения
    • Управляющие гребки
  • Обратная гребля
  • Эффективность гребли
  • Дополнительные упражнения
  • Опоры
  • Секреты успеха

Фрирайд

  • Выход на струю и заход в улово
  • Траверсы

Родео

  • Принципы родео каякинга
  • Элементы родео каякинга

Эскимосский переворот

  • Что такое Эскимосский переворот
  • Техники эскимоса
  • История эскимоса
  • Более академическая теория Эскимоса
  • Эскимос в реальности

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ

САМОСПАС - АВАРИЙНОЕ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ

В первые дни занятий каякингом следует научиться самоспасу и оттренировать его. Это процесс покидания лодки и всплытия после оверкиля. Под водой старайтесь находиться не более 5 -10 секунд.

Ваше будущее как каякера зависит от способности расслабиться в лодке. Это, в свою очередь, требует чувства комфорта, даже под водой. Тренируйте самоспас до тех пор, пока не будете делать его в спокойной и обдуманной манере.

Не беспокойтесь о том, как бы вылезти. Звучит безумно, но все же если вас это беспокоит - проделайте следующее. Сядьте в каяк под водой. Переверните лодку и, маневрируя вокруг, просуньте ноги в упоры. Для начала можно не одевать юбку.

Изучите эти пять шагов мысленно, прежде чем практиковать самоспас:

1. Задержите дыхание и согнитесь (не думайте пока о весле). Наклон вперед помогает сориентироваться и обезопасить себя.

2. Стукните по дну 3 раза, обхватив борта руками. Это поможет сориентироваться и, главное, успокоить процесс самоспаса.

3. Найдите руками края кокпита у ваших бедер, затем, двигая руки вдоль кокпита, найдите срывную стропу. Потяните стропу вперед и вверх.

4. Передвиньте руки назад к бедрам и столкните лодку с ног (похоже на снятие штанов).

5. Вынимайтесь из лодки, пока ноги не освободятся и спасжилет не начнет поднимать вас на поверхность. Оставайтесь наклоненным вперед и подтянитесь на поверхность, держась за лодку.

Обычно, когда происходит неудачная попытка, она вызвана конструкцией лодки старого дизайна с маленьким кокпитом или же отклонением тела назад. Попытки отклониться назад и выплыть быстрее на поверхность увеличивают панику и могут запутать ноги, что делает самоспас более сложным и поспешным делом, чем необходимо.

После серии самоспасов слейте с кем-нибудь воду из лодки. Затем, можно попробовать сливать воду, поднимая один и опуская другой конец лодки.

Будьте особо осторожны, поднимая лодку, когда вы мокры и вам холодно, или когда в лодке много воды. Поднимайте ее ногами, чтобы избежать травм спины!

РАВНОВЕСИЕ И КРЕН

Очевидно, что контроль равновесия - важная часть спорта. Если ваше тело сковано сверху до низу, вы перевернетесь!

Что бы быть сбалансированным, а значит и эффективным, вам понадобиться правильная посадка в лодке. Сядьте удобно грудью вперед, приподняв подбородок. Проверьте, не портит ли посадку теснота лодки, также теснота в ногах сделает прямую посадку сложной. Для легкой балансировки и гибкости пользуйтесь всем спектром гребков. Аккуратно разомните мышцы до и после гребли.

Все гребки должны выполняться комфортно перед собой. Это не позволит рукам и плечам растянуться или попасть в неудобное положение. Если необходимо сделать гребок к самой корме, просто разверните торс, держа локти низко и перед собой.

Каждый раз, садясь в каяк, адаптируйтесь к стабильности данной лодки. Для этого, держа весло низко и не перевешивая на край, покачайте легонько каяк и вы найдете его достаточно устойчивым.

Многие важные управляющие гребки требуют задания крена. Настоящие профи не делают никакой опоры на весло, даже при максимальных кренах.

Крены могут быть разделены на три категории: закантовка, это лучший тип; вывешивание корпуса, которое никуда не годится и смесь двух типов, которая только иногда правильна.

Сочетание закантовки и вывешивания предназначено для тяжелых лодок, которые иначе не накренить, а каяк в большинстве случаев не тяжел и для сохранения равновесия требуется опора весла, что не оправдано для большинства ситуаций.

Вывешивание оставляет лодку ровной при наклоне корпуса гребца. Это характерно для начинающих. К несчастью, ровная лодка противоречит цели крена, а наклон корпуса не есть крен лодки.

Закантовка

Не опуская весла в воду, наклоните лодку. Для этого переместите свой вес на одно из бедер и регулируйте высоту крена поднятием противоположной коленки.

Почувствуйте, как вес и давление переходит с двух ног на одну. Тело держите спокойно, расслабленно, голову расположите по центру лодки. Меняйте крен с одного на другой, попытайтесь остаться в положение крена как можно дольше. Если получается - попробуйте грести вперед, сохраняя небольшой крен.

СНАРЯЖЕНИЕ

Вы можете начать знакомиться со снаряжением, придя в специальный магазин, листая иллюстрированные прайсы. Вы найдете сотни конструкций лодок и снаряжения. Число стилей и тонкие различия в форме и функциях может свести с ума! К счастью, легко сузить выбор.

Игровые лодки для бурной воды обычно из специального пластика, достаточно короткие (8-10 футов) и в некоторой степени широкие. Эти характеристики делают каяк идеальным для вращения и творческого сплава по порогам. Вы должны побывать в нескольких лодках, перед тем как сделаете покупку. Удобство и легкость входа/выхода, устойчивость, и крепость - важные составляющие выбора лодки. "Примерить перед покупкой" - хороший план.

Внутри лодки имеется пиллерс из пены, который добавляет прочности деке и плавучести каяку. Большинство лодок также имеют регулируемые пяточные и бедренные упоры. Проверьте, что каждый из них отрегулирован должным образом для хорошего "сидения" на вас. Можно приклеить пену к сляйду и упорам, чтобы усилить прилегание и комфорт. Поверьте, время потраченное на подгонку каяка стоит проведенного на реке дня!

На носу и корме есть маленькие ручки, названные страховочными петлями, они - часть системы спасения, необходимы, если вы тянете друга к берегу или чтобы помочь вам держаться за лодку в случае киля и отстрела.

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тип материала лодки - еще один выбор, который вы будете обязаны сделать при выборе лодки. Имеются два основных типа материалов, которые используются в каяках сегодня, стекловолокно и пластик. Пластик, в общем, тип пластмассы, но в отличие от контейнеров в вашем холодильнике, в лодке он толще, легко царапается, но, что наиболее важно, очень прочен, держит форму. Вероятно, ваш первый каяк будет представлять собой пластиковую лодку.
Видимо, автор полагает под пластиком полиэтилен, а под стекловолокном пластиковую или стеклопластиковую основу. - Прим. пер.

ВЫБОР КАЯКА

Самые основные переменные в дизайне лодки - длина и ширина. При прочих равных условиях, длинная, более узкая лодка будет быстрее, чем короткая и более широкая. Но последняя будет легче вращаться.

Устойчивость - другой фактор, очень важный для оценки лодки. Лодка, которая остается широкой вдоль почти всей длины будет более устойчивой, чем лодка, которая только в центре расширяется, а затем сужается снова. Судить об этом трудно, потому что ширина может быть разной в различных местах относительно линии воды. Ширина над линией воды не создает лодку, которая так же устойчива, как та, что имеет основу ширины ниже линии воды.
Вопрос на самом деле спорный, т.к, если основной объем лодки сосредоточен под водой, то лодка больше подвержена влиянию потока, а следовательно менее стабильна. К тому же есть понятие вторичной стабильности, т.е. на крене и именно она самая важная. - Прим. пер.

Другая черта - степень, в которой корпус выгибается в днище от центра к корме и носу. Лодка, которая сильно выгнута, будет вращаться более легко, в то время, как более плоская лодка, будет быстрее.

ОПРОБУЙ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Самое лучшее перед покупкой лодки - попробовать ее в деле, идеально при профессиональной школе, где имеется разнообразное количество различных лодок, которые вы можете испытать во время одно- двухдневного курса. Если вы не можете посетить такой класс, попытайтесь пройти демоиспытания организованные местными магазинами, или через гребной клуб. Через один - два дня вы получите хорошее представление о том, какой тип лодок подходит вам наилучше. Смотрите, чтобы юбка плотно облегала кокпит, а конструкция последнего не позволяла воде срывать ее.

ПОКУПКА ПОДЕРЖАНЫХ ЛОДОК

Покупка подержанной лодки допустима, но должно искать лодки в хорошем состоянии, без сильных повреждений. Лодка, которой даже меньше, чем 4 или 5 лет, почти на 100% отстала в дизайне и в эволюции спорта. Некоторый из старых проектов менее удобны, таким образом, будьте особенно тщательны в подгонке лодки под себя. Как правило, каяк теряет приблизительно 50% от своей первоначальной стоимости в первом году. После 5 лет, стоимость каяка в хорошем состоянии падает к трети от его первоначальной розничной цены.

Весла

Весла для бурной воды обычно приблизительно 180см в длину, сделаны из прочных пластиков и смол. Вы заметите, что лопасти с разворотом от 45° до 60°, таким образом, получите быстрый урок в держании весла правильным хватом, чтобы хорошо захватывать воду.

Цена лучших весел колеблется в диапазоне от $150 до $200, в то время как стандартные версии могут стоить от $100 до $150. Наиболее недорогие весла стоят $20 или $30. Такие дешевые варианты имеют цевье из алюминия и лопасть из пластика. Редко эти модели позволяют твердо и жестко чувствовать воду.

Изумительно, сколько раз я обнаруживал своих студентов пользующихся тем, что я считаю скорее холодным оружием, чем веслом. Легкое, и в то же время прочное, весло представляет собой ключ к лучшему каякингу. Хорошо спроектированная лопасть легко загребает и скользит в воде. Вы чувствуете весло, как естественное продолжение движений вашего тела.

Материалы для весел

Весла делают из двух материалов: дерева и синтетики как, например, полиэтилен или стеклопластик. Деревянные весла дают приятное чувство в воде и вне ее. Они отличаются мягкостью и теплом в ваших руках. Однако, деревянные весла время от времени требуют проводить обработку лаками, смолами и шлифовку. Также, они дороже, чем синтетические.

Синтетические весла имеют цевье из алюминия или стеклопластика. Их лопасти обычно стеклопластиковые. У них широкий диапазон в качестве и стоимости. Наименее дорогостоящие могут быть неприемлемо гибкими и хрупкими, в то время как наилучшие синтетические образцы могут конкурировать с такими же деревянными.

Форма лопасти

Форма лопасти важна для исполнения гребков. Она дает скольжение в воде и надежный гребок. Внутренняя сторона изогнутой лопасти названа рабочей. Некоторые лопасти выпуклы, представляют собой форму ложки, которая улучшает работу лопасти.

Каякерские лопасти с разворотом; когда вы положите их на землю, лопасти будут смотреть в различных направлениях. Это и называется разворотом. В настоящее время разворот весел приблизительно 70°. 10 лет назад, практически все весла были с разворотом в 90°. Спорт эволюционирует к маленьким разворотам, которые, как полагает множество каякеров, легче для запястий. Такой разворот позволят легче использовать весло в промежутке между гребками и дает больше силы для широкого разнообразия гребков.

Размер весла

Чтобы подобрать весло по размеру, поднимите его над головой с прямыми углами предплечий к цевью. Каякеры должны иметь 10 - 13см между рукой и лопастью. Морские каякеры держат руки слегка ближе друг к другу, у них 25 - 50см между рукой и лопастью. Следующая табличка показывает соотношение между ростом человека и длиной весла.

РОСТ см ВЕСЛО см
150 150 - 165 165 - 180 180 - 195 190 194 - 197 200 200 - 204

Люди небольшого роста должны обратить внимание на диаметр цевья. Большинство из них стандартного размера среднего мужского взрослого размера кисти. Люди с маленькими кистями, особенно женщины и дети, могут заказать весла специально с меньшей лопастью и диаметром цевья. Если вы испытываете проблемы с запястьями, связками и сухожилиями, весло может быть причиной.

Покупка правильного спасика

Спасик - самое важное снаряжение для каякера. Вы будете все время носить его на воде и около нее. К счастью, спасики делают и для удобства тоже. На самом деле, вы настолько привыкнете к нему, что без него почувствуете себя раздетым.

Спасик помогает вам легко сплавляться в случае отстрела из лодки, вернуться в нее, обеспечивает некоторую изоляцию от воды, сохраняет тепло. Много мест требуют всегда иметь спасик, но, даже если правила не делают этого, вы должны одеть спасжилет по-любому. Вы просто будете готовы к возможному перевороту. Начинать занятия каякингом следует со спасиком, который прошел сертификацию на безопасность, к тому же число мест, где требуется такой сертификат, возрастает.

В США спасик III типа одобренный береговой охраной стоит от $50 до $130. Эта модель используется каякерами, т.к. обеспечивает достаточный запас плавучести и не стесняет движения, как другие модели для больших судов.

Спасик состоит из специальной пены зашитой в нейлоновый жилет. В некоторых моделях пену делают широкой плоской панелью, в других - вертикально полосами в узких карманах. Имеется пара спасиков, которые вы должны избегать. Во-первых, с громоздким воротником около вашей шеи (тип II в США). Во-вторых, бросаемые средства, (тип IV), или то же с подушками, удобные как вторичное снаряжение, но никогда не замещающее каякерский тип III. Трудно спасать каяк или просто плыть, используя подушку. Они спасают, только когда аэроплан терпит крушение.

Правильно одеваем спасжилет

Должным образом сидящий на вас спасик чувствуется плотно, но не тормозит дыхание. Наилучший способ испытать спасик - в воде, убедившись, что он остается на месте, не поднимаясь вверх с торса.

Спасик может быть испытан и на земле. После регулировки боковых строп, застежек и пояса потяните вверх за плечевые ремни. Вы не должны быть способны поднять плечи выше середины уха. Если можете, тогда плотнее отрегулируйте стяжки или выберите меньший размер. Убедитесь, что ваш спасик удобно сидит на слоях одежды. Гидраха, свитер и куртка каякера обычно одеваются на воду.

В обучении, которое я провожу, я постоянно напоминаю моим студентам, что ответственность за плотную подгонку жилета и его наличие на теле лежит на них.

Багажник для каяка

Раз уж у вас появилась лодка, остается найти, как доставить ее к реке. Наилучший способ сделать это - на верху вашего автомобиля. Редко багажники на крыше по умолчанию подходят для каяков, но если ваш автомобиль имеет систему водостока, то легко добавить специальное крепление для каяка. Большинство профильных магазинов продают такие крепления на автомобиль. Когда вы привязываете лодку, делайте это надежно. Лодки, слетающие с автомобиля на скорости 100км в час представляют собой серьезную опасность другим пользователям дороги, а также и вашему собственному снаряжению. Стандартный минимум - привязать лодку через каждый крюк и крест на крест, а также нос и корму к бамперам вашего авто.

Ключи от автомашины оставляйте на берегу, иначе можно утопить их.

Перечень элементов одежды

Предпочтительно иметь следующие вещи, особенно для холодной погоды и воды. Цены в баксах США.

Куртка каякера $60-200, сделана из специально прорезиненного нейлона с плотными манжетами на шее и запястьях, чтобы предотвратить попадание воды внутрь куртки. Ветрозащитная ткань удержит ваше тело в тепле, даже в случае промокания. Манжеты могут быть сделаны из неопрена или более дорогих материалов, если они застегиваются на липучки, это не очень хорошо, т.к. долго такие манжеты не служат. Последние модели имеют двойную талию, первый слой облегает тело, затем одевается юбка, а сверху еще один слой, такая система практически исключает попадание воды через этот стык. - Прим. пер.

Костюм каякера $200-350. Это то же, что и куртка, только костюм не заканчивается на талии, а доходит до лодыжек и там закупоривается на каждой ноге. Хорошо иметь такой при сплаве вне лодки. Обратите внимание на один важный для жизни фактор, конструкция такого костюма должна полностью исключать вероятность непроизвольного растегивания манжетов на шее и руках, а также любого другого проникновения воды внутрь, или же иметь дренаж в ногах, иначе при сплаве вы наберете пару сотен кг воды и пойдете на дно, даже держась за лодку. - Прим. пер.

Пуловер или свитер $50-150 из синтетики (флис, полартек - Прим. пер.). Греет, а при намокании не держит воду. Шерсть хорошо греет, даже мокрая, но при этом впитывает много воды. Лучшие образцы обладают укороченными рукавами и низким вырезом для горла, чтобы лучше комбинироваться с курткой каякера.

Неопреновый гидрокостюм $50-150. Хорош для теплой погоды. Существует много вариантов закрытия тела, от полного с длинными рукавами, до шорт внизу и жилетки вверху. Молния спереди позволяет вещь легко одеть, хотя возможны варианты без молний. Самая распространенная толщина от 4 до 7 мм. Это гидраха мокрого типа, специально для намокания, кроме прочего, создает приличный запас плавучести и ударостойкости ваших конечностей. Согревающий эффект обусловлен тем, что впитанная неопреном вода образует слой рядом с кожей, которая нагревает его до температуры тела. Для большинства погодных и водных условий лучшим вариантом является комбинация неопреновой гидрахи, синтетического свитера под нее и куртки каякера.

Обувь $20-80. Предохранение ног от мусора на берегу или от камней на дне реки - реальная необходимость. Прочная подошва ботинка или сандали не только предотвращает травмы ног, она дает возможность быстро бегать в случае если лодку понесет течением без вас, или спасик внезапно сдует ветром. Для начинающих занятия в летний сезон, старая пара кед сойдет на время, но рано или поздно вы захотите надеть специальные сандали из пластика или неопреновые ботинки. Последние специфически спроектированы для гребли. Они оставляют песок снаружи, а ваши ноги в более хорошем состоянии, чем большинство кед, кроссовок и сандаль.

На голову $10-25. Почти 75% тепла уходит через голову и шею. Шерстяная шапочка всегда пригодится в холодные дни, намокните вы или нет. В совсем ледяных условиях неопреновая шапка может спасти жизнь, особенно при оверкиле. Хороший и недорогой вариант - шерстяная шапка и поверх плавательная шапочка для бассейна.

Полезные штуки. Личная готовность заходит за пределы только одежды. Есть очень полезные предметы. Например, козырек от солнца. Вода отражает солнечные лучи, увеличивая вдвое их действие и неудивительно, если неподготовленный каякер жалуется на головную боль.

Хотя, не всегда солнце может быть причиной головной боли. Случается это и от недостатка воды в организме. Каякеры постоянно активны, что повышает потребность в воде, но многие просто не обращают на это внимания, сколько вон ее кругом. В лодку можно пристроить бутыль с жидкостью, чтоб она не болталась и легко доставалась, у многих лодок есть специальный слот для этого. Так вы оградите себя от обезвоживания и головной боли.

Нормальные солнцезащитные очки могут компенсировать отражающий эффект воды. Еще лучше использовать контактные линзы, они не портят обзор, я сам ношу такие и нахожу их весьма удобными для бурной воды.

Гидромешок или бокс

Чтобы держать сухими запасную одежду и еду. В зависимости от размеров стоит $10-120. Маленький непромокаемый гидромешок полезен для хранения аксессуаров, (важно) защитной помады для губ, ключей от автомобиля и документов, аптечки первой помощи, в зависимости от его размера. Типа сникерс или другая заряжающая энергией конфета может пригодиться в конце длинного дня гребли.

Аптечка

Неся лодку к берегу, вы прокололи ногу палкой торчащей из песка. Вылезая на берег после киля, вы продираете икроножную мышцу на острой скале. Вы разрезаете палец нарезая кусочками сыр во время остановки на перекус. Такие травмы обычны, но они могут испортить целый день гребли. Не позвольте отсутствию набора первой помощи разрушить путешествие. Готовый набор первой помощи можно приобрести за $25-100 или разработайте собственный набор, исходя из ваших навыков первой помощи и удаленности места гребли.

Приспособьте аптечку первой помощи размеру и потребностям вашей группы. Знайте медицинскую историю каждого участника и проверяйте здоровье каждого перед тем, как вы отправитесь в путешествие, будь то ПВД или длительное приключение. Выясните, кто в группе имеет известную аллергию на пчелиные укусы и включите антигистамный набор. Быстрый выход с озера или реки, независимо от травмы, может быть нелегок, а иногда просто невозможен.

Если у вас жажда, значит вы на четверть обезвожены. Пейте до того, как почувствовали жажду, чтобы соблюсти водный баланс.

Список снаряжения

Каякеры должны помнить о многих вещах, и я, как инструктор, видел много испорченных дней, когда кто-то из начинающих забывал что-то из своего снаряжения. Даже такие вещи, как шапка или бутыль с водой важны, их наличие в начале путешествия - уверенность в удачном дне.

Спасик
Весло
Юбка
Емкости или элементы непотопляемости лодки
Адекватное для сезона предохранение от погоды:
Неопреновый гидрокостюм
Куртка или костюм каякера
Ботинки, специальные (неопреновые, с крепежом к веслу или дырой на ладони)
перчатки для рук и весла, шапочка
Солнечные очки на привязи
Козырек
Деньги
Питьевая вода
Перекус, н.з.
Спасконец
Нож
Шлем

Правда

Как профессиональный инструктор, я верю, что можно оградить студентов от ненужного беспокойства путем тренировки навыков в логической ободряющей последовательности. Схема занятий на день включает тщательно контролируемый самоспас и инструкции по технике безопасности. К несчастью упомянутый молодой человек прибыл с неправильными представлениями о безопасности в спорте. Его благонамеренные друзья послали его куда подальше с его необоснованными щенячьими страхами. Они даже стали делить права наследства на его посмертный банковский счет.

"Ты боишься утонуть в озере?", спросил я. "Нет", пробормотал он. "Тогда на реке?" настаивал я. "Ну..." он замолк. "Как ты думаешь, сколько из 150,000 человек, ежегодно путешествующих по Нантахале, утонуло?" спросил я, представляя, как в его уме проносятся цифры с двумя нулями. "Два случая за двадцать лет", пояснил я. "Никто не был каякером, а один был без спасжилета."

Зразу после случившегося я объяснил всему классу пять предотвращаемых причин смерти, которые привили нашему спорту репутацию рискованного.

Первое - алкоголь, это банальная причина несчастных случаев. Если вы занимаетесь спортом в здоровом коллективе с нормальным тренером, то это не будет проблемой.

Второе - отсутствие плотно лежащего спасжилета. Мы об этом уже упоминали.

Третье - отсутствие предварительного обучения, что является причиной 95% случаев. Именно затем и нужен этот курс, чтобы не сделать такую ошибку.

Четвертое - паводковые реки, они частые убийцы. Жаль, что сейчас середина пятилетней засухи, а то мы бы с радостью приняли высокую воду, т.к. реально паводки не так уж опасны, если пройти соответствующую подготовку.

Пятое - переохлаждение... инструктор, стоящий по пояс в воде в течение трех часов с объяснением эскимосского переворота - в гораздо большей опасности, чем вы, главное правильно одеться. После краткого обзора убийственных причин, я заметил, как у всех расслабились плечи и занятие завершилось с улыбками на лицах.

Как побороть страх

Обычный способ усугубить страхи - идти с группой, отличной в опыте и страхах, нежели ваши. Вот пример, когда группу сержантов срочников по приказу командования отправили в рафт-тур. Командир пожелал, чтобы инструкторы провели их по дикой реке, где много риска. Понятно, что по прибытии мало кто из сержантов вообще выказали желание путешествовать. В результате, рафтинг оказался более осторожным, нежели другие подобные.

Жаль, но самое распространенное условие страха - жены и подружки, когда женщину вовлекают в спорт за компанию. Часто в такой ситуации ей достается малоподходящее по размеру, передающееся из рук в руки снаряжение, она получает меньше инструкций и знаний. Надо сказать, что таких же мужчин не меньше. Ходите с людьми одного с вами уровня и интересов.

Имея дело с боязнью воды, помните, что страх это прочно укоренившийся защитный механизм, созданный для вашей безопасности. Ужасные ощущения, которые вы испытываете ни что иное, как дополнительная энергия для борьбы. Вместо восприятия себя, как нервничающего, думайте о дополнительных силах. Вызывайте в памяти случаи успешного прохождения порогов, а не циклитесь на худшем.

Боязнь воды проходит по стандарту любого страха: неразбериха, отсутствие специального понимания позволяет сознанию производить нервозность, беспокойство и эмоции страха. Специальное определение возможного риска и точный выбор места и пути сплава позволит оседлать ваши страхи. Очень немного опасностей таится в каждом пороге и знание того, когда беспокоиться не стоит, несомненно, сделает большую часть спорта более приятной.

То, как вы смотрите при гребле, влияет на то, как на вас при этом воздействует вода, чем больше вы видите, тем большим контролем над ситуацией обладаете. Чайники склонны смотреть лишь на нос каяка и совсем немного вперед. Среднеподготовленные способны видеть улова у берега и неплохо видят порог. Профи, заходя в улово, изучают все ниже по течению на предмет опасности и выше по течению по поводу других лодок. Развитие этой способности реально может повысить уровень других навыков.

БЕЗОПАСНОСТЬ САМОСПЛАВА

Большинство гребцов слышали основное правило, что ноги следует держать ближе к поверхности. Это первое правило защиты ног от заклинивания, вызванного попыткой встать на дно. Такая защитная стратегия важна, но она не единственная вещь, о которой нужно знать!

Сплав вне лодки осуществляется в нескольких разных стилях: защитном, агрессивном, а также при помощи специальных техник захода в суводи, преодоления завалов, топляков, сливов и сплава в большую воду.

АГРЕССИВНОЕ ПЛАВАНИЕ

Если необходимо больше мощи - перейдите на агрессивную технику. Перевернитесь на живот и плывите кролем. Дышите со стороны ниже по течению, чтобы избежать вдыхания воды. Этот стиль сильно изматывает, так что годится для коротких и интенсивных сплавов. Использование брасса или боковых гребков улучшит осмотр, но замедлит движение.

Любое плавание требует тренировки, чтобы не выдохнуться на первых гребках. Агрессивный кроль особо важен для рек с глубокой турбулентной водой. Если вы видите, куда вам надо - стремитесь туда!

Вертикальные сливы

Идея преодоления сливов такова: свернуться клубком, чтобы избежать заклинивания ног под сливом. Эта техника касается широких чистых сливов.

Сплав по высокой воде

Лучше всего избегать продолжительных сплавов в пороге, особенно в холодной паводковой воде, где много топляка и завалов. Оказавшись в воде, используйте малейший шанс, чтобы из нее выбраться. Вам необходимо оценить поток, чтобы решить что безопаснее - остаться в воде с лодкой или бросить ее для агрессивного спасения. В крупных потоках вам может понадобиться помощь для выхода на берег и ваше счастье, если группа обладает навыками спасработ.

Еще одно предостережение

Часто оказываешься в воде, когда меньше всего ожидаешь. Подготовка к плаванию начинается, когда вы одеваетесь на воду. Холодная вода и переохлаждение - очевидная опасность снежных непогожих дней. Но и хорошая погода может быть обманчива. Измерьте температуру воды и оденьтесь соответственно ей.

Удобные качественные шлемы и спасжилеты - элемент правильной подготовки к сплаву. Все должно обтекаться, на снаряжении не должно быть мест, куда может набраться вода или чем вы можете зацепиться.

Чтение воды

На первый взгляд боязнь воды выглядит как просто адреналин от возможной аварии на валах и высоких сливах. Но это только часть опасности. Чтение реки вырисовывающее то, как будет вести себя лодка и где нужно идти оказывается полезным. Этот навык требует значительного опыта, хотя в большинстве идеальных обучающих ситуаций все, чем грозит неверное прочтение - оверкиль и просто наезд на камень.

КАК ЧИТАТЬ ВОДУ

Идентификация основных черт реки - важная часть сплава по бурной воде. Это знание ограждает от опасности и позволяет понять основные маневры на воде, равно как и дружелюбность тех или иных черт.

Помню свой первый день за рулем автомобиля на курсах вождения. Держа курс по школьному автодрому, я не отрывал глаз от капота машины. Вскоре машину вынесло на обочину, инструктор заграбастал руль, крича мне смотреть на дорогу. После этого он прочитал мне длинную лекцию о том, как это делать.

Изучение гребли может представить подобный опыт. Чтение реки и дороги имеют много общего. Ключ к чтению воды находится в повышении взгляда! Не смотрите прямо перед собой на нос лодки. Смотрите туда, куда хотите попасть и на то, что на этом пути лежит.

Что следует высматривать? Просто: хорошо заметные камни, знаки на воде, говорящие о подводных камнях, опасности. Сканируя порог, посмотрите далеко вниз, чтобы выяснить, где заканчивается струя. Заходит ли основная струя в порог с одной стороны, но выходит в валах бросающих в другую сторону? Вы можете увидеть камни, преломляющие поток. Понять, почему струя изменилась - ключ к пониманию порога. Инструктор может помочь определить опасности, такие, как камни с карманом или сваи от моста.

Ветки деревьев

Ветки деревьев образующие завалы и топляки - одна из самых опасных вещей на реке. Ищите торчащие ветки и необъяснимые течения, они говорят о топляке. Научитесь определять потенциально опасные места, затем сконцентрируйтесь на том, куда вам надо, а не на том, что нужно обойти.

Обучение чтению занимает время и требует практики, так что гребите согласно своим навыкам и опыту и не волочитесь за другими лодками. Лучше пройдите простые и безопасные пороги, выбирая свой путь.

Надводные камни

Начинающие гребцы часто напуганы камнями в реке. Они не кусаются и на деле редко опасны. При гребле они легко видны и огибаемы. Если же вас наносит на камень бортом, то важно правильно действовать. Наклоните тело в сторону камня и задайте такой же крен лодке, даже положите на камень руку или весло. Вода, напирая на камень, образует отбойную струю, которая поможет избежать серьезного столкновения. Камень с отбойником более безобиден, чем с карманом, так что научитесь различать их.

Суводи

Ниже камней находится зона условно стоячей воды, называемая суводью или уловом. Это убежище гребца от потока и самая важная черта воды, которую нужно знать и понимать. Улова используются для остановки и отдыха, для разведки порога далее и доступа к прикольным плэйспотам.

Бочки

Бочка образуется водой переливающейся через подводный камень. Результатом одинаково может быть и вал и бочка, в зависимости от количества переливаемой воды. Если воды немного, то за камнем образуется надежная, очень спокойная суводь и поверхностная бочечка. Если воды больше, то получается настоящая бочка - валоподобная формация с белым пенистым противотоком.

Для оценки бочки, посмотрите ниже. Похожа ли она на вал с мощным, но очень коротким противотоком и достаточно наклонным входом? Или же она ровная с линией горизонта на крутопадающем сливе и далеко идущими пузырьками воздуха за бочкой? Эта бочка наименее дружелюбна. Количество воды в противотоке - мера мощи бочки. Если видно, что за бочкой нормальное течение, то бочка будет больше похожа на вал, это говорит о достаточной глубине реки. Чем больше бочка напоминает вал, тем безопаснее она. Пульсация белой воды и струя или валы сразу за бочкой - положительные характеристики.

Если ваш путь лежит через бочку, постарайтесь пробить ее прямо, перпендикулярно ее линии. Погрузите лопасть весла за основным противотоком и погрузите его поглубже, чтобы поймать подводную струю. Гребите вперед!

Линия горизонта

Случается, что вода как будто исчезает за сливом. Линия горизонта говорит о высоком сливе, который лучше просмотреть с берега. Из безопасного места найдите самые большие валы в основной струе. Обычно, они направят вас в чистую струю и море удовольствия.

ОПАСНОСТИ

Описываемые опасности заставляют гребца прилагать к реке особую манеру поведения. Чувство воды у опытных каякеров основано на таком подходе.

Не позвольте данному описанию запугать вас. Ваша задача ясно представлять опасность, понимая, когда она является фактором вашей безопасности. Если вам необходимы дальнейшие пояснения, попросите вашего инструктора объяснить все на примере ближайшей реки.

Заклинивание ног

Заклинивание ног - застревание ступней в камнях на дне реки. Причина заключается в попытке встать на ноги, когда вас несет вниз по течению вне лодки, обычно на глубине по грудь или по бедра. Избежать этого просто - оставайтесь в защитной позиции (на спине, ноги у поверхности вниз по течению), пока глубина не станет ниже колена. Практикуйте агрессивное плавание по порогу на спине, смотря между ступней на ту часть реки, которую надо избежать. На больших глубинах практикуйте свободный стиль на животе. В чистых сливах выше 1 метра группируйтесь в клубок.

Топляки и завалы

Топляки и завалы - деревья или отдельные ветки в потоке, который проходит сквозь и грозит наткнуть вас на сук или утянуть и зацепить под воду. Завалы образуются при падении деревьев от старости, наводнений и ураганов. Обычно они располагаются вдоль поросших лесом берегов, у ручьев после паводка, часто на внешней стороне поворота реки и на реках с малой посещаемостью. Всегда будьте готовы к встрече с завалом или топляком, обращайте внимание на колышущиеся ветки и прутья, а также изменения в потоке.

Искусственные препятствия

Все, что на реке сделано при участии человека опасно и является непременным фактором тревоги, т.к. природные творения намного безобиднее. Остерегайтесь свай от мостов, небольших плотин, выброшенных автомобилей, любого хлама, часто находимого в населенке, под мостами и на разрушенных дамбах. Выработайте привычку не отвлекаться от воды, избегайте всего подозрительного!

Острые камни

Грозят натыканием и травмами. Избегайте острых камней, которые потенциально могут привести к разлому лодки после натыкания, или же вообще свернуть вас в каяке. Отработайте рефлективное задание крена и наклон корпуса в сторону камня и потянитесь к нему всем телом. Тренируйте этот навык вместе с инструктором на несильной струе до тех пор, пока он не станет инстинктом.

Камни с карманом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.61.14 (0.11 с.)