Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность в зеркале Гороскопа

Поиск

Представьте, что Вы родились под Знаком Девы, ибо Солнце в своем Сезонном шествии по Знакам Зодиака находилось в это время (22/VIII по 23/IX) именно в Знаке Девы! Если Вы родились к тому же утром рано, то в Первом Доме-Театре вашей Личности также всплывет Знак Девы.

Так что вся выраженность, персональность (маска жизни) будет определяться этим звездным Знаком, который правит по традиции в 6-ом Доме, Чистилище Гороскопа. Чистили­ще означает многое по смыслу, так же, как и вынужденная зависимость, присущая Шестому Дому, но прежде всего — это будет зависимость от высших судьбинских, порой, совсем абсурдных на здравый взгляд обстоятельств.

Восходящий знак Девы — это Личностное выражение, физическое, в характере, в поведении, в очень большой степени напрямую зависящее от судьбы. Рожденные в час Восхода Девы в каком-то смысле будут внешне, настроенчески, и в поведении подобны медиумам во время спирити­ческого сеанса, чье поведение, голос, вид, слова и жесты определяются вселяющимся в них духом. Этого духа или демона они вызывают сами либо близкие им люди, а то и вовсе посторонние, случайно «наводящие» на Дев свою страсть люди.». Только сеанс этот у таких рожденных в Час Девы на горизонте судьбы, затягивается на всю жизнь. В крайностях это может проявиться в истинной медиумичности, постоянном прислушивании к себе и другим, к особенному чувствованию рока, выраженному в людях и обстоятельствах. Но может выражаться и в противоположном, в несамосто­ятельности, в исключительной зависимости от ложных либо ложно понятых обстоятельств, либо личных страхов и опа­сений... в патологической лживости и постоянном беспокой­стве в отношении себя и своей наружности, производимого впечатления...

В первом случае такого человека как будто «ведут» по жизни высшие силы, на нем осуществляется влияние добрых и злых сил мира. У таких людей не бывает случайных встреч или случайных событий. Иногда такой человек подобен лакмусовой бумаге, определяющей «кислотность» эпохи либо ее щелочность. В другом случае, другой край­ности вся жизнь забита не теми людьми, ложными обсто­ятельствами и бессмысленными, нарочито пустыми время­препровождениями... Будто эти люди нарочно производят «шум», чтобы не услышать, о чем им шепчут звездные голоса в душе.

В том и другом случае рожденные под знаком Девы, в определенном смысле, — неудачники, даже если они вовремя (как правило, это не так) и рано достигают положения и славы. Неудачники, поскольку их достижения и награды очень редко ими ожидаемы и ниспосылаются им заслуженно в ожидаемое время. Самые невероятные стечения обстоя­тельств помешают Деве в том, в чем любому другому знаку потрафит судьба. Проволочки, неожиданные провалы разоча­рования, болезни самого странного и неведомого характера и не вовремя — все это может грозить Личности, выраженному Лицедейству Девы.

Во втором Доме над головой свет от звезды Знака Весов — знака постоянных колебаний и неуверенности. Но поскольку второй Дом — это сектор Богатства, то отчаяние будет сменять надежду, после полосы везения в материальном тут же последует полоса неудач. Дело в том еще, что Весы — это знак управляющий, по традиции, седьмым Домом, отно­шений. Поэтому и приобретения рожденных под знаком Девы и их потери в большой степени будут зависеть от других людей, от их отношений с другими людьми: с партнерами, с женой, любовницей или любовником, мужем и тому подобное... Эта зависимость часто приводит к потерям, к использованию Дев, к тому, что чужая зависть или нечистоплотность в делах будут сильно вредить благополучию и награде Девы. При этом, поскольку в этом, втором Доме, светят Весы, Дева всегда будет в неудачах либо винить себя, либо оправдывать собственную нерасторопность верой в людей и нежеланием думать про человека плохо еще до того, как он себя плохо проявил. Девы очень умны, но в практическом своему уму не всегда доверяют, полагаясь на судьбу и как бы проверяя всякий раз правильность своего ума. Отсюда много неудач в делах и материальных достиже­ниях, постоянство обманов со стороны партнеров, провалы в деловых отношениях. Но может быть и другое, противополож­ное. Дева будет сама все время «мутить воду», все время поступать обманно, лживо даже в тех случаях, когда этого вовсе не требуется для дел, а напротив того, все портит подобное поведение. Естественно, что вторая крайность также приведет в конце концов (периодически) к печальным результатам, к дурной репутации обманщика или обманщицы...

Девам ни в коем случае нельзя рисковать и втягиваться в игру — в игре Девам не везет, ибо не может выигрывать тот, чье благополучие, чей выигрыш зависит от других, от отношений с другими. У Дев все выигрыши Судьбинские в своей основе и непредвиденные, как правило, Нечаянные радости, одним словом, но для того надо молиться почаще и каяться в грехах.

В третьем Доме, в котором таится все наше судьбинское близкое: братья, сестры, родственники, соседи, окружение, социальность (среда), образование, профессии и наклонности к практицизму... в этом Доме, в нашем случае Знака Девы на Асценденте, с небес глядит Знак Скорпиона. Знак, по традиции, управляющий Восьмым Домом — Смерти, Страсти, Завещания и Завета (наследства)... У Дев, как правило, немного родственников и, если они имеются, отношения с ними прохладные. Дев редко понимают, а еще реже щадят, их пытаются использовать, поэтому с родными и близкими (если они имеются) у Дев отношения наилучшие на дальнем расстоянии. Хотя Девы никогда своих родных не оставят и обычно к ним расположены сердечно и материально, что, впрочем, воспринимается часто, как само собой разумеюще­еся. Негодование вызывает отстранение Дев от родственных взаимоотношений... Знак Скорпиона в 3-ем Доме (род­ственников) может привести к ранней смерти родителей, либо одного из них. Как правило, образование у Дев (также третий Дом) сопряжено с различными казусами: резкой переменой занятий, интересов, либо необычностью обучения: ранние поступления в университеты, самостоятельность и необычность поступления в престижные учебные заведения; неожиданное участие в судьбе важных лиц...

О Стрельце в 4-ом Доме я уже писал, Стрелец — управитель дальних странствий поместит этот отчий дом вдали от нашего героя. Либо могила его (ее) расположится вдалеке от отчего дома, и там, где было Начало, не будет Конца: Конец расположится, географически, в дальних стра­нах... Может так случиться, что вообще у нашей Девы не будет дома, и всю свою жизнь он (она) будут в дороге, в пути.

Пятый Дом — это Дом самовыражения, нужды в том, это сектор Неба, откуда мы ждем возможности выразить себя: в творениях, на сцене (буквально перед публикой), в клубах, местах «тусовок», как ныне говорят... в детях. Одним словом, Пятый Сектор-Дом представляет нам возможность и следует наполнен нашей нуждой в заявлении о Себе. У Дев здесь располагается в высотах Неба — Знак Козерога. Знак самого дна Гороскопа. Знак страшного честолюбия, ограни­ченного сомнением и неверием здравого смысла, депрессиями и занудством. Девам в этом смысле часто всякий раз приходится начинать с нуля, заново строить все здание, почти что завершенного дела или упования. И с представлением сцены жизни для их самовыражения не все у Дев гладко, либо их собственные сомнения и недооценка Себя, своих талантов, либо аршин жизни, не благоприятствующий Козерогам, часто лишают Дев обычных преимуществ Бенефиса.

Козерог управляет 10-м Домом, Карьеры, достижений, Славы, а это значит, что несмотря на помехи и сомнения, цель (Карьера, Слава) Девами будет достигнута именно через самовыражение, через личные усилия, личностный Номер на Сцене, хотя случиться это может с большим опозданием в отношении обычных принятых сроков жизни для подобных свершений. Маловероятно, чтобы Дева стала Диктатором, ибо суть Девятого Дома достигается посредством самовы­ражения, а не через власть. Однако дурные влияния приведут к бесплодию у Дев из-за Козерога в пятом Доме, к бессмысленности и мелочности занятий, выхолощенности, к излишней внимательности к совсем неважным подробностям, что не позволит увидеть за этими деревьями леса... Эта тщета затрат может приводить к глубоким депрессиям и неврастении, полной потери работоспособности... Девам очень нужны любящие их партнеры и похвала в делах пятого дома. Единственный знак Зодиака, который нельзя испортить похвалами, самыми неуемными... самокритичность Девы, неуверенность в себе так сильны, что зазнаться Дева просто неспособна, разве что по глупости или порче, хотя глупыми Девы бывают очень редко: Меркурий не позволяет.

В шестом Доме, Чистилище Зодиака располагается Во­долей, управитель, по традиции, одиннадцатого Дома-Сектора доброго Ангела, Покровительства и Друзей. Это означает, что Чистилище будет осуществляться через Друзей и По­кровителей. С одной стороны, в трудную минуту неперено­симой зависимости, нездоровья и страданий, вызванных де­лами, на помощь Девам придут покровительствующие силы высокого ранга. А с другой стороны, Девы зачастую будут попадать в трудную и невыносимую зависимость от Друзей и Благожелателей. Их (Дев) могут тиранить в дружеских и служебных отношениях... Нарушение Девами пафоса дис­танции в отношениях из-за добросердечия и желания сбли­зиться (Девы, как правило, одиноки) будет восприниматься как вседозволенность и небрежение. Девам, как в отношении здоровья, диеты, так и в отношениях с людьми надо быть исключительно разборчивыми. Ибо их демократичность (Водолей в 6-ом Доме) у начальства может вызвать недо­умение, а у подчиненных неуважение, 6-ой Сектор — это в гороскопе сектор также здоровья или нездоровья (в зави­симости от расположения планет). В знаке Водолея надо беречь ноги, лодыжки, ступни и быть внимательным, чтобы уберечь себя от несчастных случаев, в особенности связанных с ушибами. Противоположный знак Лев — заведует серд­цем. У Дев часто возникают неврозы и спазматического характера неприятности в Сердце и в других местах (желудок, и в особенности кишечник).

Седьмой Дом-Сектор в нашем гороскопе-примере «по­крыт» звездами Знака Рыб. Знак Рыб — управитель 12-го дома, дома пут тюрьмы, помех и препятствий, Ада Зодиака. Очень часто Девы страдают в отношениях (личных, марьяж­ных, брачных), в этом таится для них Ад гороскопа и судьбинский. Часто браки им мешают, их связывают мате­риально и творчески, причиняют большие страдания... Девы редко бывают в браке или любви удачливыми и счастливы­ми. Рыбы ведь знак глубин, исключительной чувствительно­сти и чувственности. Эти качества, которые Дева способна проявить в отношениях, с чего она их начинает (отношения) или, во всяком случае, лелеет и без этого отношения не зачинает — становятся для Дев их Голгофой. Очень трудно, сразу начав с больших оборотов, их поддерживать постоянно. Знак Девы часто любят и помнят подолгу, однако все невпопад: когда Дева без любви начинает строить личные отношения — Дева страдает, начинает испытывать глубокое неудовлетворение и чувствует себя несчастной... Если Дева любит, но ей хоть чуть не соответствуют, из-за своей чувствительности Дева опять начинает страдать, теперь уже по причине недостаточности свидетельств чувств, не ее, но к ней, недостаточности тонкости и нежности и прочие несообразия, вызванные остротой ума в соединении с женской чувствительностью Рыб.

Овен, управитель первого Дома, располагается в нашем случае в 8-м Доме — смерти и страсти. И в том и другом в жизни своей Дева повинна сама. И страсть, и смерть, и все несчастные случаи во многом связаны у Дев с ними самими. Даже в наследстве им не везет, обязательно какие-то собственные высказанные отношения (неуместные по случаю) или не так оброненное замечание, одним словом — личная инициатива зачастую лишает Дев им по праву принадлежащего после кого-нибудь из близких. Однако по той же причине возможны и чудеса случайных подарков и

даже наследования отписанного по чистой случайности, неожи­данно, либо по причине порыва чувств к Девам.

Про 9-ый Дом и Знак Тельца, висящий над этим Домом-Сектором наших упований гороскопа, я уже писал. В 10-ом Доме, карьеры, наивысших достижений и Славы располага­ется у нас знак, управляющий 3-им Домом, Близнецы. Именно для Дев можно воскликнуть словами Христа: «Близкие наши — Враги наши!» Воистину так в случае Славы и Карьеры обстоит дело у Дев: от их ближайшего окружения, от их близких в огромной степени зависит их Слава, Карьера и Достижения. Удачный случай таких «близких» поможет Деве возвыситься в славе, в признании талантов этого удивительного в своем роде знака. Как правило, бывает по-другому, и ближайшее окружение Дев им мешает, их «топит»... В особенности мешают в карьере и Славе Дев практические к ним претензии, в равной степени все испортит и личная «практичность» Дев, то есть как бы попытка сразу утилизовать, использовать достижения и славу в практических целях... Девы приносят много добра в практическом другим людям, но не себе. С легкой руки Дев зачиняются (могут зачиняться) разные дела, весьма доходные, но по неведомой причине, когда наступает время делить плоды — Дев не оказывается среди победителей. Однако знак Близнецов — это знак одновременно и множественных возможностей, весьма практического свойства, так что в тот миг, как Дева утрачивает в одном, тут же откуда-то возникает совсем иное, какое-нибудь странное и нужное предложение, контракт: судьба не дает утонуть этому знаку в 10-ом доме. Деве в ее славе не отказано и отнять эту славу, если Дева талантлива — невозможно, можно лишь отложить, помешать во времени и сроках исполнения предначертанного.

11-ый Дом — доброго Ангела занят управлением 4-го Дома гороскопа, знаком Рака. Это означает, что во многом Добрый Ангел, покровительство у Дев исходит из отчего дома, от отца или матери, которые странным и мистическим образом могут это покровительство осуществлять совсем даже не на земном плане. Это же обстоятельство (мистич­ность) может приводить к тому, что у Дев их отношения с друзьями будут носить оккультный, проникновенный харак­тер. Покровительство может быть и совсем необыкновенным и неожиданным, будто по приказу высших сил. Возможны очень большие различия в возрасте: друзья могут быть много старше или моложе, причем любовное и дружеское отноше­ние часто смешано воедино.

12-ый Дом — Злого Ангела, Ад Зодиака, Тюрьма, Карма, путы и ограничения занимает знак Льва. Знак Льва, по традиции, управляет 5-ым домом, где таится наша нужда и возможность для самовыражения. Именно в этом и будет выражен сильней всего Ад Гороскопа для Девы, в помехах для самовыражения: либо не дадут, лишат условий, либо не заметят, откажут и будут долго отказывать в признании. Отказывать во время светских отношений, глядя прямо в очи, не станут признавать; дети могут быть отделены от Дев-родителей либо чуждаться оных..Вот почему так чувстви­тельны Девы ко всякого рода подавлениям инициативы и свобод: Девы прирожденные революционеры именно потому, что чувствительны к ущемлениям личного самовыражения больше других знаков. Если Девы не революционны, они ускользают, уходят, исчезают из положения жизни, когда им не дают о себе заявить и себя выразить, даже если иные знаки еще вполне удовлетворены. Знак Льва — это помимо прочего суверенитет личности, эгоизм и любовь к себе. В l2-ом Доме любовь к себе затруднена — это один из недостатков Девы.

Я предлагаю читателю составить собственный гороскоп, по такому же способу, проанализировать сочетания Знаков и Домов в составленном собственном гороскопе и тем самым сочинить толкование, каковым занимается профессиональный астролог, сочинить свою собственную звездную легенду ха­рактера. Это сочинение и составляет первичное, очень важное осмысление наших звездных черт души.

Следующий шаг в осмыслении — это рассмотрение планет в Гороскопе, в каких знаках и каких Секторах-Домах наши планеты располагаются. Как эти планеты влияют (аспектируют, то есть под какими углами светят) на Восходящий Знак, на 10 знак-дом и другие... На этом составление и первичное осмысление Гороскопа Рождения или Натального гороскопа заканчивается. Для осуществления целей этой книги в астромузыкальном смысле такой астрологии хватает с из­бытком. Определить положение планет в Секторах Звездных Упований (Домах Гороскопа) можно по таблицам эфемерид. Восходящий Знак и Дома Гороскопа также определяются легко по Таблицам Восхождения Знаков в разные часы суток для каждого Месяца и Числа рождения (см. Н. Гросс, «Астрология для всех», М. Советский Писатель, 1990; И. Г. Королева, «Найди свою Звезду», М. 1993).

Конечно, главными секторами и над ними Знаками будут — Восходящий, в первом секторе-Доме на горизонте неба в час рожденья и Солнечный Дом, содержащий наш солнечный Знак Зодиака, по месяцу рождения. Оба опреде­ляют Личность и главные упования, возможности и надежды, отпущенные по традиции Этим Знакам и заключающим их Домам. В нашем примере оба знака Солнечный и Знак на Горизонте в первом Доме — совпадают. Другими важными знаками-домами в гороскопе будут те Дома, в которых легли планеты. Так, в нашем случае — это Девятый Дом, содер­жащий Сатурна и Юпитера, 11-й Дом, где расположилась Венера и Второй Дом, где светит Луна. Ну и, разумеется, первый Дом, где в знаке Девы расположились Солнце, Меркурий и Марс.

Так можно сразу сказать, что главным в жизни этого человека будет его собственная личность, причем личность очень целостная, в которой нет противоречии меж тем, что отпущено (знак Солнца) и тем, во что это вылилось (знак Восходящий). Планеты в 9-ом Доме подчеркивают исклю­чительную важность в жизни этого человека дальних стран­ствий, а также возможность занятий наукой, философией и мистицизмом (сочетание Сатурна и Юпитера). Одновре­менно для знака в этом Доме (Тельца), знака богатства, присутствие планет означает, что материальная удача будет связана с этими планетами. Венера в 11-ом доме свидетель­ствует, в частности, об исключительном покровительстве женщин в делах и личном, ибо в этом доме располагается сама Венера. Луна во втором Доме подчеркивает чрезвы­чайную уязвимость благополучия, постоянность смены богат­ства и недостатка, переменчивость фортуны, удачи в этом смысле.

Остальные Дома Зодиака — пусты, в них нет планет, и те упования, которые витают в пределах этих домов, определя­ются судьбинской сутью лишь Знаков Зодиака, располага­ющихся в пределах каждого Дома-сектора Неба...

И не буду останавливаться на аспектах, то есть на тех гармоничных или дисгармоничных сочетаниях планет между собой и планет в отношении первого и десятого Домов, в особенности (Дом Проявленной Личности, Дом Славы, Достижений). Суть аспектов очевидна (смотри выше), и читатель легко сообразит их смысл и значение, последова­тельно перебрав все сочетания в углах меж Планетами и Знаками в своем Гороскопе.

 

Определение восходящей планеты

Для того, чтобы определить, какая планета взошла на небо­свод в час вашего рождения, найдите в левой колонке таблицы время вашего рождения и соответственно в правой колонке вы найдете название планеты. Это и будет так называе­мая восходящая планета, та самая звезда, под которой вы роди­лись.

Приложение II

Важнейшими учениями ицзиновской науки, основанной на «Книге Перемен», были учения о «Двух силах» (Инь-Ян) и «Пяти элементах» (у-син) (Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1960, с. 107.).

В литературе, сложившейся вокруг «И цзина», сформиро­валось направление, в котором «Книга» рассматривалась как система символов и чисел. Сами числа имели не только абсолютное (количественное) значение, но и являлись опре­деленными символами. Среди разнообразных числовых ком­бинаций, магических квадратов, символизировавших различ­ные явления, был выработан числовой круг, отражающий круговорот двенадцати месяцев: 81, 76, 72, 68, 64, 60, 57, 54, 51, 48, 45, 42 (от одиннадцатого месяца до десятого).

В «Десяти крыльях» сказано: «В древности, когда совершенномудрые создавали [учение о] Переменах, они глубоко вникли в ясность духов и породили оракул на тысячелис­тнике. [Числом] «3» [они обозначали] Небо и [числом] «2» — Землю и основали [оракул] на счислении». — Шуцкий Ю. К. Указ. соч., с. 105.

Он (этот круг) делится на два отрезка: от 12-го месяца до 4-го убывающая арифметическая прогрессия с показате­лем 4, и от 4-го месяца до 10-го — убывающая арифмети­ческая прогрессия с показателем 3. Только между 11-м месяцем и 12-м отношение равно 5. Заметим, что смена показателя приходится на точку летнего солнцестояния, а если предположить, что аналогичной сменой ицзинисты хотели выразить и зимнее солнцестояние, то тогда будет понятной смена в этой точке показателя от 5 к 4.

Следующий этап организации этого символического круга подчинен числу 8, что являлось отражением восьми на­правлений. Порядок следования чисел при этой организации был следующим: 81, 54, 72, 48, 64, 42, 57, 76, 51, 68, 45, 60 (81). Этот ряд подчинен своей логике, здесь главную роль играют отношения между символами. Возьмем первую половину ряда (от 81 до 57): отношения между нечетными и четными символами по порядку их следования равны 3:2 (81:54, 72:48, 64:42), а между четными и нечетными — 3:4 (54:72, 48:64, 42:57). Эти отношения точно или с незначительными допущениями выдержаны во всем ряду, но во второй его половине (от 57 до 69) пропорции 3:2 соответствуют отношения между четными и нечетными символами (76:51, 68:45), а пропорции 3:4 — отношения между нечетными и четными (57:76, 51:68, 45:60). Таким образом, две половины этого ряда противоположны по содержанию, основой обеих являются одни и те же пропорции, но в разных частях они меняются местами. Смена направлений приходится на точки летнего солнцестояния (5-й месяц, 57) и зимнего (11-й месяц, 81).

Перед нами стройное абстрактное построение, выражающее ритмическое чередование противоположных начал Инь и Янь в картине круговорота двенадцати месяцев. Если рассмотреть все пропорции, равные 3:2, то в них на первом месте стоят символы от 11-го месяца до 4-го, когда пребы­вает солнечная энергия и свет вытесняет тьму. Если же рассмотреть пропорции, равные 3:4, то картина будет проти­воположной: на первом месте стоят символы от 6-го месяца до 10-го, когда тьма поглощает свет.

Числовые символы этого круга были положены в основу при создании системы двенадцати трубок люй-люй и со­ответственно звуковой последовательности (см. основной текст).

Точно не известно, когда начали использовать эти звуко­ряды в музыкальной практике. О системе люй-люй и пяти музыкальных тонах содержится упоминание в трактате «Мэн-цзы», названном по имени знаменитого философа-конфуцианца (371—288 гг. до н. э.), на основании чего можно предполагать, что в отдельных случаях, т. е. в тех или иных княжествах, и предпринимались попытки реализовать на основе достижений науки завет Конфуция. Но в обще­государственном масштабе создание яюэ произошло, по-ви­димому, только в эпоху Первой Ханьской династии (296 г. до н. э. — 8 г. н. э.).

Точно датировать памятники древнейшей китайской лите­ратуры невозможно. Книги, названные именами различных философов («Мэн-цзы», «Чжуан-цзы», «Мо-цзы» и пр.), как и сборник высказываний Конфуция «Луньюй», были созданы не самими философами, но их учениками и последователями на основании устной традиции. Даты жизни философов обозначают, таким образом, лишь период, ранее которого эти памятники не могли быть созданы. кроме того, древнейшие классические памятники подвергались редактированию в эпоху Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На основании этого можно предполагать, что упоминание люй-люй в «Мэн-цзы» относится не ко времени жизни философа, но является позднейшей интерполяцией. Это, естественно, отно­сится и к другим памятникам древней литературы.

В 221 г. до н. э. различные княжества были объединены в единую империю под властью Цинь Ши-хуан-ди. Правле­ние циньских династов было недолгим, и в 206 г. до н. э. начался период правления Ханьской династии.

В этот период конфуцианство стало государственной док­триной Империи. В рамках ханьской филологии происходи­ло формирование конфуцианства как особого философского направления, в котором первоначальное морально-политичес­кое учение было достроено включением положений иных систем, прежде всего, ицзинистики. Ю. К. Шуцкий указывал, что «Книга Перемен» была усвоена конфуцианцами между 213 и 168 гг. до н. э. В Хань началась активная деятельность конфуцианцев по толкованию и редактирова­нию древних книг, установлению правильных отношений между трубками люй-люй, установлению мер длины, объема и веса. Благодаря этой практической работе стало возмож­ным поставить на «научную» основу общие положения Конфуция о «совершенной музыке».

В 1/0 г. до н. э. была учреждена Палата музыки (Юэфу), задачей которой было создание музыки для храмовых церемоний и императорского ритуала. До нас дошли два имени — музыканта Ли Янь-няня (ок. 140—87 гг. до н. э.) и поэта Сыма Сян-жу (179—118 гг. до н. э.), прини­мавших участие в деятельности Юэфу. Ли Янь-нянь был затем императора Сяо У-ди. Он славился своими музы­кальными способностями, и ему было поручено упорядочение системы люй-люй и создание музыки. Ему первому припи­сывается заслуга создания музыки для жертвоприношений цзяо. Однажды он явился к императору и представил музыкальное произведение.

«Император похвалил новое музыкальное произведение и передал его на обсуждение сановников. Он сказал: «Народ все еще сопровождает жертвоприношения танцами под барабан, а Мы ныне, совершая жертвоприношения цаяо, не имеем музыки. Разве это справедливо?! Было набрано много мальчиков для пения, сделаны двадцатипятиструнные цитры и цитры кунхоу. С этого времени при жертвоприношениях стала исполняться музыка».

Кроме высокой музыки создавалась и так называемая «народная (вульгарная) музыка» (суюэ). Чиновники Пала­ты собирали образцы народной поэзии, которые затем обрабатывались знаменитым придворным поэтом Сыма Сян-жу и другими. Музыка же к ним создавалась на основе пятиступенной модели ицзинистики.

Эта модель являлась отражением совершенного порядка вещей и вечной гармонии. Пять ее звуков символизировали Пять элементов, одни из них относились к ряду Ян, другие — к Инь. В чередовании звуков получал воплощение основной тезис китайской натурфилософии, зафиксированной в «Деся­ти крыльях»: «То Инь, то Янь — это и зовется Путем». Основная же цель «совершенной музыки» заключалась именно в том, что, адресуясь к низшей (эмоциональной) природе человека, она должна была нести в сознание народа идеи добродетели, гармонии, выполнения долга.

Сыма Цянь фиксирует мероприятия по созданию музыки в форме рассказов о деяниях древности: «Тогда совершен-номудрые установили основные принципы отношений между отцом и сыном, правителем и подданным. Когда основные принципы были установлены правильно, в Поднебесной воцарилась устойчивость. Когда в Поднебесной воцарилась устойчивость, установили правильные отношения между труб­ками люй-люй, привели в гармонию пять звуков и стали петь под струнный аккомпанемент гимны «Ши цзин». Кроме того: «...тогда установили школы различных ступеней в зави­симости от способностей, в которых обучали правильному исполнению, чтобы таким образом достичь добродетели».

Бань Гу же прямо указывает, что эти мероприятия имели место в деятельности ТЮэфу: «...была упорядочена система люй-люй, со звуками люй-люй согласовали настройку восьми видов инструментов и создали девятнадцать песнопений».

На «пении под струнный аккомпанемент», о котором говорит Сыма Цянь, необходимо остановиться особо. Это очень важное звено рассматриваемого процесса.

Струнные цинь и сэ — древнейшие инструменты китай­ской музыки. По преданиям, они были созданы легендарным правителем Фу Си (иногда создание циня приписывается другому легендарному правителю, Шуню). Сама конструкция циня символизировала вечную гармонию космоса. Его длина ГЗ чи, 6 цуней и 6 фэней, что в общей сложности равнялось Збб фэням) трактовалась как символ 366 дней года. Верхняя поверхность инструмента символизировала Небо, нижняя — Землю. Пять его струн были символами Пяти элементов. Струны настраивались по системе «у-шэн» (пять голосов), пяти первым звукам люй-люй, который сам был отражением взаимосвязи космических начал. По этим при­чинам цинь считался одним из идеальных проявлений кос­мической гармонии.

В моральном аспекте музыкальных концепций древнего Китая цинь трактовался как инструмент, внушающий людям законы добродетели и запрещающий злые деяния. Цинь символизировала мужа, сэ — жену, и «взаимное согласие циня и сэ» (т. е. дуэт этих инструментов) должно означать гармонию в семье. По этим причинам конфуцианцами предписывалось обязательное обучение игре на цине для постижения принципов правильного поведения.

Струнные инструменты, настраивавшиеся по звукам люй-люй, на первых порах являлись как бы камертоном, опреде­лявшим интонирование вокальной линии. Использование этих инструментов было необходимым звеном между абст­рактными акустическими моделями и их практическим воп­лощением в музыке. Воспроизведение голосом звуков этих инструментов и называлось правильным исполнением.

В конфуцианской литературе часто говорится о пении под струнный аккомпанемент. Например: «В древности Шунь создал пятиструнный цинь и пел под его аккомпанемент оду «Южный ветер». По Сыма Цяню, Конфуций, отобрав 305 песен «Ши цзина», «пел их под струнный аккомпане­мент, пытаясь привести в соответсвтвие со звуками [древ­них] од и гимнов». О пении под струнный аккомпанемент, как о нововведении конфуцианства, говорит и ярый против­ник конфуцианского учения Мо-цзы: «Конфуций использует пение под струнный аккомпанемент и танцы под барабан для привлечения учеников».

О том, что при этом струнные настраивались по звукам люй-люй, говорит отрывок из «Чжуан-цзы», в котором приводятся слова, якобы принадлежащие Конфуцию: «пение должно соответствовать звукам люй-люй».

Струнные инструменты были наиболее удобны для озна­ченной цели из-за легкости настройки, но, естественно, по звукам люй-люй настраивались и духовые инструменты. Бань Гу отмечал, когда песни «поются отдельно, без струнных и духовых, голоса людей звучат в беспорядке».

Связь музыкальных систем с космологическими и натур­философскими концепциями широко известна (Вавилон, Греция, Индия), с числовой символикой (например, числовой космос пифагорейцев). Много общего и в оформлении музыкальных элементов этих систем. В большинстве случаев звукоряды их ограничены пятью или семью ступенями. Деление октавы на пять или семь интервалов лежит в основе даже наиболее экзотических звукорядов Юго-Восточной Азии. В них октава может делиться на пять равных интервалов в 240 центов (звукоряд слендро в музыке Камбоджи) и на семь равных интервалов в 171—172 цента (в сиамской музыке). Индий­ская система деления октавы на 22 шрути тоже восходит к семиступенному звукоряду.

Столь же характерной чертой древних культур было разделение музыки на высокую и низкую. Как правило, струнные рассматривались как инструменты музыки высо­кой. В арабской музыке лютня, как и лира в греческой, явилась инструментом, на основе которого в VII—VIII вв. была создана теория музыки.

 

Библиография:

«Ши цзи» («Записи историка») Сыма Цяня (II—I вв. до и. э.).

«Юэ шу» («Трактат о музыке»).

«Люй шу» («Трактат о люй»).

«Хань шу» («История Ханьской династии») Бань Гу (I в. н. э.).

«Люй ли чжи» («Записи о люй и календаре»).

«Ли юэ чжи» («Записи о ритуале и музыке», глава 22).

Ши цзин (Книга песен) — древнейшая антология китайской поэзии, содержащая свыше трехсот стихотворении, гимнов и песен, в большинстве своем восходящих к народной поэтической традиции. По преданию, была составлена Конфуцием.

Приложение II использует текст замечательной статьи В. Сисаури «Жанрово-Стилистические Тенденции Класси­ческой и Современной Музыки», Сб. научных трудов, Ле­нинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии, Ленинград, 1980 г.

 

Приложение III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.80.42 (0.012 с.)