Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность в зеркале ГороскопаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Представьте, что Вы родились под Знаком Девы, ибо Солнце в своем Сезонном шествии по Знакам Зодиака находилось в это время (22/VIII по 23/IX) именно в Знаке Девы! Если Вы родились к тому же утром рано, то в Первом Доме-Театре вашей Личности также всплывет Знак Девы. Так что вся выраженность, персональность (маска жизни) будет определяться этим звездным Знаком, который правит по традиции в 6-ом Доме, Чистилище Гороскопа. Чистилище означает многое по смыслу, так же, как и вынужденная зависимость, присущая Шестому Дому, но прежде всего — это будет зависимость от высших судьбинских, порой, совсем абсурдных на здравый взгляд обстоятельств. Восходящий знак Девы — это Личностное выражение, физическое, в характере, в поведении, в очень большой степени напрямую зависящее от судьбы. Рожденные в час Восхода Девы в каком-то смысле будут внешне, настроенчески, и в поведении подобны медиумам во время спиритического сеанса, чье поведение, голос, вид, слова и жесты определяются вселяющимся в них духом. Этого духа или демона они вызывают сами либо близкие им люди, а то и вовсе посторонние, случайно «наводящие» на Дев свою страсть люди.». Только сеанс этот у таких рожденных в Час Девы на горизонте судьбы, затягивается на всю жизнь. В крайностях это может проявиться в истинной медиумичности, постоянном прислушивании к себе и другим, к особенному чувствованию рока, выраженному в людях и обстоятельствах. Но может выражаться и в противоположном, в несамостоятельности, в исключительной зависимости от ложных либо ложно понятых обстоятельств, либо личных страхов и опасений... в патологической лживости и постоянном беспокойстве в отношении себя и своей наружности, производимого впечатления... В первом случае такого человека как будто «ведут» по жизни высшие силы, на нем осуществляется влияние добрых и злых сил мира. У таких людей не бывает случайных встреч или случайных событий. Иногда такой человек подобен лакмусовой бумаге, определяющей «кислотность» эпохи либо ее щелочность. В другом случае, другой крайности вся жизнь забита не теми людьми, ложными обстоятельствами и бессмысленными, нарочито пустыми времяпрепровождениями... Будто эти люди нарочно производят «шум», чтобы не услышать, о чем им шепчут звездные голоса в душе. В том и другом случае рожденные под знаком Девы, в определенном смысле, — неудачники, даже если они вовремя (как правило, это не так) и рано достигают положения и славы. Неудачники, поскольку их достижения и награды очень редко ими ожидаемы и ниспосылаются им заслуженно в ожидаемое время. Самые невероятные стечения обстоятельств помешают Деве в том, в чем любому другому знаку потрафит судьба. Проволочки, неожиданные провалы разочарования, болезни самого странного и неведомого характера и не вовремя — все это может грозить Личности, выраженному Лицедейству Девы. Во втором Доме над головой свет от звезды Знака Весов — знака постоянных колебаний и неуверенности. Но поскольку второй Дом — это сектор Богатства, то отчаяние будет сменять надежду, после полосы везения в материальном тут же последует полоса неудач. Дело в том еще, что Весы — это знак управляющий, по традиции, седьмым Домом, отношений. Поэтому и приобретения рожденных под знаком Девы и их потери в большой степени будут зависеть от других людей, от их отношений с другими людьми: с партнерами, с женой, любовницей или любовником, мужем и тому подобное... Эта зависимость часто приводит к потерям, к использованию Дев, к тому, что чужая зависть или нечистоплотность в делах будут сильно вредить благополучию и награде Девы. При этом, поскольку в этом, втором Доме, светят Весы, Дева всегда будет в неудачах либо винить себя, либо оправдывать собственную нерасторопность верой в людей и нежеланием думать про человека плохо еще до того, как он себя плохо проявил. Девы очень умны, но в практическом своему уму не всегда доверяют, полагаясь на судьбу и как бы проверяя всякий раз правильность своего ума. Отсюда много неудач в делах и материальных достижениях, постоянство обманов со стороны партнеров, провалы в деловых отношениях. Но может быть и другое, противоположное. Дева будет сама все время «мутить воду», все время поступать обманно, лживо даже в тех случаях, когда этого вовсе не требуется для дел, а напротив того, все портит подобное поведение. Естественно, что вторая крайность также приведет в конце концов (периодически) к печальным результатам, к дурной репутации обманщика или обманщицы... Девам ни в коем случае нельзя рисковать и втягиваться в игру — в игре Девам не везет, ибо не может выигрывать тот, чье благополучие, чей выигрыш зависит от других, от отношений с другими. У Дев все выигрыши Судьбинские в своей основе и непредвиденные, как правило, Нечаянные радости, одним словом, но для того надо молиться почаще и каяться в грехах. В третьем Доме, в котором таится все наше судьбинское близкое: братья, сестры, родственники, соседи, окружение, социальность (среда), образование, профессии и наклонности к практицизму... в этом Доме, в нашем случае Знака Девы на Асценденте, с небес глядит Знак Скорпиона. Знак, по традиции, управляющий Восьмым Домом — Смерти, Страсти, Завещания и Завета (наследства)... У Дев, как правило, немного родственников и, если они имеются, отношения с ними прохладные. Дев редко понимают, а еще реже щадят, их пытаются использовать, поэтому с родными и близкими (если они имеются) у Дев отношения наилучшие на дальнем расстоянии. Хотя Девы никогда своих родных не оставят и обычно к ним расположены сердечно и материально, что, впрочем, воспринимается часто, как само собой разумеющееся. Негодование вызывает отстранение Дев от родственных взаимоотношений... Знак Скорпиона в 3-ем Доме (родственников) может привести к ранней смерти родителей, либо одного из них. Как правило, образование у Дев (также третий Дом) сопряжено с различными казусами: резкой переменой занятий, интересов, либо необычностью обучения: ранние поступления в университеты, самостоятельность и необычность поступления в престижные учебные заведения; неожиданное участие в судьбе важных лиц... О Стрельце в 4-ом Доме я уже писал, Стрелец — управитель дальних странствий поместит этот отчий дом вдали от нашего героя. Либо могила его (ее) расположится вдалеке от отчего дома, и там, где было Начало, не будет Конца: Конец расположится, географически, в дальних странах... Может так случиться, что вообще у нашей Девы не будет дома, и всю свою жизнь он (она) будут в дороге, в пути. Пятый Дом — это Дом самовыражения, нужды в том, это сектор Неба, откуда мы ждем возможности выразить себя: в творениях, на сцене (буквально перед публикой), в клубах, местах «тусовок», как ныне говорят... в детях. Одним словом, Пятый Сектор-Дом представляет нам возможность и следует наполнен нашей нуждой в заявлении о Себе. У Дев здесь располагается в высотах Неба — Знак Козерога. Знак самого дна Гороскопа. Знак страшного честолюбия, ограниченного сомнением и неверием здравого смысла, депрессиями и занудством. Девам в этом смысле часто всякий раз приходится начинать с нуля, заново строить все здание, почти что завершенного дела или упования. И с представлением сцены жизни для их самовыражения не все у Дев гладко, либо их собственные сомнения и недооценка Себя, своих талантов, либо аршин жизни, не благоприятствующий Козерогам, часто лишают Дев обычных преимуществ Бенефиса. Козерог управляет 10-м Домом, Карьеры, достижений, Славы, а это значит, что несмотря на помехи и сомнения, цель (Карьера, Слава) Девами будет достигнута именно через самовыражение, через личные усилия, личностный Номер на Сцене, хотя случиться это может с большим опозданием в отношении обычных принятых сроков жизни для подобных свершений. Маловероятно, чтобы Дева стала Диктатором, ибо суть Девятого Дома достигается посредством самовыражения, а не через власть. Однако дурные влияния приведут к бесплодию у Дев из-за Козерога в пятом Доме, к бессмысленности и мелочности занятий, выхолощенности, к излишней внимательности к совсем неважным подробностям, что не позволит увидеть за этими деревьями леса... Эта тщета затрат может приводить к глубоким депрессиям и неврастении, полной потери работоспособности... Девам очень нужны любящие их партнеры и похвала в делах пятого дома. Единственный знак Зодиака, который нельзя испортить похвалами, самыми неуемными... самокритичность Девы, неуверенность в себе так сильны, что зазнаться Дева просто неспособна, разве что по глупости или порче, хотя глупыми Девы бывают очень редко: Меркурий не позволяет. В шестом Доме, Чистилище Зодиака располагается Водолей, управитель, по традиции, одиннадцатого Дома-Сектора доброго Ангела, Покровительства и Друзей. Это означает, что Чистилище будет осуществляться через Друзей и Покровителей. С одной стороны, в трудную минуту непереносимой зависимости, нездоровья и страданий, вызванных делами, на помощь Девам придут покровительствующие силы высокого ранга. А с другой стороны, Девы зачастую будут попадать в трудную и невыносимую зависимость от Друзей и Благожелателей. Их (Дев) могут тиранить в дружеских и служебных отношениях... Нарушение Девами пафоса дистанции в отношениях из-за добросердечия и желания сблизиться (Девы, как правило, одиноки) будет восприниматься как вседозволенность и небрежение. Девам, как в отношении здоровья, диеты, так и в отношениях с людьми надо быть исключительно разборчивыми. Ибо их демократичность (Водолей в 6-ом Доме) у начальства может вызвать недоумение, а у подчиненных неуважение, 6-ой Сектор — это в гороскопе сектор также здоровья или нездоровья (в зависимости от расположения планет). В знаке Водолея надо беречь ноги, лодыжки, ступни и быть внимательным, чтобы уберечь себя от несчастных случаев, в особенности связанных с ушибами. Противоположный знак Лев — заведует сердцем. У Дев часто возникают неврозы и спазматического характера неприятности в Сердце и в других местах (желудок, и в особенности кишечник). Седьмой Дом-Сектор в нашем гороскопе-примере «покрыт» звездами Знака Рыб. Знак Рыб — управитель 12-го дома, дома пут тюрьмы, помех и препятствий, Ада Зодиака. Очень часто Девы страдают в отношениях (личных, марьяжных, брачных), в этом таится для них Ад гороскопа и судьбинский. Часто браки им мешают, их связывают материально и творчески, причиняют большие страдания... Девы редко бывают в браке или любви удачливыми и счастливыми. Рыбы ведь знак глубин, исключительной чувствительности и чувственности. Эти качества, которые Дева способна проявить в отношениях, с чего она их начинает (отношения) или, во всяком случае, лелеет и без этого отношения не зачинает — становятся для Дев их Голгофой. Очень трудно, сразу начав с больших оборотов, их поддерживать постоянно. Знак Девы часто любят и помнят подолгу, однако все невпопад: когда Дева без любви начинает строить личные отношения — Дева страдает, начинает испытывать глубокое неудовлетворение и чувствует себя несчастной... Если Дева любит, но ей хоть чуть не соответствуют, из-за своей чувствительности Дева опять начинает страдать, теперь уже по причине недостаточности свидетельств чувств, не ее, но к ней, недостаточности тонкости и нежности и прочие несообразия, вызванные остротой ума в соединении с женской чувствительностью Рыб. Овен, управитель первого Дома, располагается в нашем случае в 8-м Доме — смерти и страсти. И в том и другом в жизни своей Дева повинна сама. И страсть, и смерть, и все несчастные случаи во многом связаны у Дев с ними самими. Даже в наследстве им не везет, обязательно какие-то собственные высказанные отношения (неуместные по случаю) или не так оброненное замечание, одним словом — личная инициатива зачастую лишает Дев им по праву принадлежащего после кого-нибудь из близких. Однако по той же причине возможны и чудеса случайных подарков и даже наследования отписанного по чистой случайности, неожиданно, либо по причине порыва чувств к Девам. Про 9-ый Дом и Знак Тельца, висящий над этим Домом-Сектором наших упований гороскопа, я уже писал. В 10-ом Доме, карьеры, наивысших достижений и Славы располагается у нас знак, управляющий 3-им Домом, Близнецы. Именно для Дев можно воскликнуть словами Христа: «Близкие наши — Враги наши!» Воистину так в случае Славы и Карьеры обстоит дело у Дев: от их ближайшего окружения, от их близких в огромной степени зависит их Слава, Карьера и Достижения. Удачный случай таких «близких» поможет Деве возвыситься в славе, в признании талантов этого удивительного в своем роде знака. Как правило, бывает по-другому, и ближайшее окружение Дев им мешает, их «топит»... В особенности мешают в карьере и Славе Дев практические к ним претензии, в равной степени все испортит и личная «практичность» Дев, то есть как бы попытка сразу утилизовать, использовать достижения и славу в практических целях... Девы приносят много добра в практическом другим людям, но не себе. С легкой руки Дев зачиняются (могут зачиняться) разные дела, весьма доходные, но по неведомой причине, когда наступает время делить плоды — Дев не оказывается среди победителей. Однако знак Близнецов — это знак одновременно и множественных возможностей, весьма практического свойства, так что в тот миг, как Дева утрачивает в одном, тут же откуда-то возникает совсем иное, какое-нибудь странное и нужное предложение, контракт: судьба не дает утонуть этому знаку в 10-ом доме. Деве в ее славе не отказано и отнять эту славу, если Дева талантлива — невозможно, можно лишь отложить, помешать во времени и сроках исполнения предначертанного. 11-ый Дом — доброго Ангела занят управлением 4-го Дома гороскопа, знаком Рака. Это означает, что во многом Добрый Ангел, покровительство у Дев исходит из отчего дома, от отца или матери, которые странным и мистическим образом могут это покровительство осуществлять совсем даже не на земном плане. Это же обстоятельство (мистичность) может приводить к тому, что у Дев их отношения с друзьями будут носить оккультный, проникновенный характер. Покровительство может быть и совсем необыкновенным и неожиданным, будто по приказу высших сил. Возможны очень большие различия в возрасте: друзья могут быть много старше или моложе, причем любовное и дружеское отношение часто смешано воедино. 12-ый Дом — Злого Ангела, Ад Зодиака, Тюрьма, Карма, путы и ограничения занимает знак Льва. Знак Льва, по традиции, управляет 5-ым домом, где таится наша нужда и возможность для самовыражения. Именно в этом и будет выражен сильней всего Ад Гороскопа для Девы, в помехах для самовыражения: либо не дадут, лишат условий, либо не заметят, откажут и будут долго отказывать в признании. Отказывать во время светских отношений, глядя прямо в очи, не станут признавать; дети могут быть отделены от Дев-родителей либо чуждаться оных..Вот почему так чувствительны Девы ко всякого рода подавлениям инициативы и свобод: Девы прирожденные революционеры именно потому, что чувствительны к ущемлениям личного самовыражения больше других знаков. Если Девы не революционны, они ускользают, уходят, исчезают из положения жизни, когда им не дают о себе заявить и себя выразить, даже если иные знаки еще вполне удовлетворены. Знак Льва — это помимо прочего суверенитет личности, эгоизм и любовь к себе. В l2-ом Доме любовь к себе затруднена — это один из недостатков Девы. Я предлагаю читателю составить собственный гороскоп, по такому же способу, проанализировать сочетания Знаков и Домов в составленном собственном гороскопе и тем самым сочинить толкование, каковым занимается профессиональный астролог, сочинить свою собственную звездную легенду характера. Это сочинение и составляет первичное, очень важное осмысление наших звездных черт души. Следующий шаг в осмыслении — это рассмотрение планет в Гороскопе, в каких знаках и каких Секторах-Домах наши планеты располагаются. Как эти планеты влияют (аспектируют, то есть под какими углами светят) на Восходящий Знак, на 10 знак-дом и другие... На этом составление и первичное осмысление Гороскопа Рождения или Натального гороскопа заканчивается. Для осуществления целей этой книги в астромузыкальном смысле такой астрологии хватает с избытком. Определить положение планет в Секторах Звездных Упований (Домах Гороскопа) можно по таблицам эфемерид. Восходящий Знак и Дома Гороскопа также определяются легко по Таблицам Восхождения Знаков в разные часы суток для каждого Месяца и Числа рождения (см. Н. Гросс, «Астрология для всех», М. Советский Писатель, 1990; И. Г. Королева, «Найди свою Звезду», М. 1993). Конечно, главными секторами и над ними Знаками будут — Восходящий, в первом секторе-Доме на горизонте неба в час рожденья и Солнечный Дом, содержащий наш солнечный Знак Зодиака, по месяцу рождения. Оба определяют Личность и главные упования, возможности и надежды, отпущенные по традиции Этим Знакам и заключающим их Домам. В нашем примере оба знака Солнечный и Знак на Горизонте в первом Доме — совпадают. Другими важными знаками-домами в гороскопе будут те Дома, в которых легли планеты. Так, в нашем случае — это Девятый Дом, содержащий Сатурна и Юпитера, 11-й Дом, где расположилась Венера и Второй Дом, где светит Луна. Ну и, разумеется, первый Дом, где в знаке Девы расположились Солнце, Меркурий и Марс. Так можно сразу сказать, что главным в жизни этого человека будет его собственная личность, причем личность очень целостная, в которой нет противоречии меж тем, что отпущено (знак Солнца) и тем, во что это вылилось (знак Восходящий). Планеты в 9-ом Доме подчеркивают исключительную важность в жизни этого человека дальних странствий, а также возможность занятий наукой, философией и мистицизмом (сочетание Сатурна и Юпитера). Одновременно для знака в этом Доме (Тельца), знака богатства, присутствие планет означает, что материальная удача будет связана с этими планетами. Венера в 11-ом доме свидетельствует, в частности, об исключительном покровительстве женщин в делах и личном, ибо в этом доме располагается сама Венера. Луна во втором Доме подчеркивает чрезвычайную уязвимость благополучия, постоянность смены богатства и недостатка, переменчивость фортуны, удачи в этом смысле. Остальные Дома Зодиака — пусты, в них нет планет, и те упования, которые витают в пределах этих домов, определяются судьбинской сутью лишь Знаков Зодиака, располагающихся в пределах каждого Дома-сектора Неба... И не буду останавливаться на аспектах, то есть на тех гармоничных или дисгармоничных сочетаниях планет между собой и планет в отношении первого и десятого Домов, в особенности (Дом Проявленной Личности, Дом Славы, Достижений). Суть аспектов очевидна (смотри выше), и читатель легко сообразит их смысл и значение, последовательно перебрав все сочетания в углах меж Планетами и Знаками в своем Гороскопе.
Определение восходящей планеты Для того, чтобы определить, какая планета взошла на небосвод в час вашего рождения, найдите в левой колонке таблицы время вашего рождения и соответственно в правой колонке вы найдете название планеты. Это и будет так называемая восходящая планета, та самая звезда, под которой вы родились. Приложение II Важнейшими учениями ицзиновской науки, основанной на «Книге Перемен», были учения о «Двух силах» (Инь-Ян) и «Пяти элементах» (у-син) (Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1960, с. 107.). В литературе, сложившейся вокруг «И цзина», сформировалось направление, в котором «Книга» рассматривалась как система символов и чисел. Сами числа имели не только абсолютное (количественное) значение, но и являлись определенными символами. Среди разнообразных числовых комбинаций, магических квадратов, символизировавших различные явления, был выработан числовой круг, отражающий круговорот двенадцати месяцев: 81, 76, 72, 68, 64, 60, 57, 54, 51, 48, 45, 42 (от одиннадцатого месяца до десятого). В «Десяти крыльях» сказано: «В древности, когда совершенномудрые создавали [учение о] Переменах, они глубоко вникли в ясность духов и породили оракул на тысячелистнике. [Числом] «3» [они обозначали] Небо и [числом] «2» — Землю и основали [оракул] на счислении». — Шуцкий Ю. К. Указ. соч., с. 105. Он (этот круг) делится на два отрезка: от 12-го месяца до 4-го убывающая арифметическая прогрессия с показателем 4, и от 4-го месяца до 10-го — убывающая арифметическая прогрессия с показателем 3. Только между 11-м месяцем и 12-м отношение равно 5. Заметим, что смена показателя приходится на точку летнего солнцестояния, а если предположить, что аналогичной сменой ицзинисты хотели выразить и зимнее солнцестояние, то тогда будет понятной смена в этой точке показателя от 5 к 4. Следующий этап организации этого символического круга подчинен числу 8, что являлось отражением восьми направлений. Порядок следования чисел при этой организации был следующим: 81, 54, 72, 48, 64, 42, 57, 76, 51, 68, 45, 60 (81). Этот ряд подчинен своей логике, здесь главную роль играют отношения между символами. Возьмем первую половину ряда (от 81 до 57): отношения между нечетными и четными символами по порядку их следования равны 3:2 (81:54, 72:48, 64:42), а между четными и нечетными — 3:4 (54:72, 48:64, 42:57). Эти отношения точно или с незначительными допущениями выдержаны во всем ряду, но во второй его половине (от 57 до 69) пропорции 3:2 соответствуют отношения между четными и нечетными символами (76:51, 68:45), а пропорции 3:4 — отношения между нечетными и четными (57:76, 51:68, 45:60). Таким образом, две половины этого ряда противоположны по содержанию, основой обеих являются одни и те же пропорции, но в разных частях они меняются местами. Смена направлений приходится на точки летнего солнцестояния (5-й месяц, 57) и зимнего (11-й месяц, 81). Перед нами стройное абстрактное построение, выражающее ритмическое чередование противоположных начал Инь и Янь в картине круговорота двенадцати месяцев. Если рассмотреть все пропорции, равные 3:2, то в них на первом месте стоят символы от 11-го месяца до 4-го, когда пребывает солнечная энергия и свет вытесняет тьму. Если же рассмотреть пропорции, равные 3:4, то картина будет противоположной: на первом месте стоят символы от 6-го месяца до 10-го, когда тьма поглощает свет. Числовые символы этого круга были положены в основу при создании системы двенадцати трубок люй-люй и соответственно звуковой последовательности (см. основной текст). Точно не известно, когда начали использовать эти звукоряды в музыкальной практике. О системе люй-люй и пяти музыкальных тонах содержится упоминание в трактате «Мэн-цзы», названном по имени знаменитого философа-конфуцианца (371—288 гг. до н. э.), на основании чего можно предполагать, что в отдельных случаях, т. е. в тех или иных княжествах, и предпринимались попытки реализовать на основе достижений науки завет Конфуция. Но в общегосударственном масштабе создание яюэ произошло, по-видимому, только в эпоху Первой Ханьской династии (296 г. до н. э. — 8 г. н. э.). Точно датировать памятники древнейшей китайской литературы невозможно. Книги, названные именами различных философов («Мэн-цзы», «Чжуан-цзы», «Мо-цзы» и пр.), как и сборник высказываний Конфуция «Луньюй», были созданы не самими философами, но их учениками и последователями на основании устной традиции. Даты жизни философов обозначают, таким образом, лишь период, ранее которого эти памятники не могли быть созданы. кроме того, древнейшие классические памятники подвергались редактированию в эпоху Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На основании этого можно предполагать, что упоминание люй-люй в «Мэн-цзы» относится не ко времени жизни философа, но является позднейшей интерполяцией. Это, естественно, относится и к другим памятникам древней литературы. В 221 г. до н. э. различные княжества были объединены в единую империю под властью Цинь Ши-хуан-ди. Правление циньских династов было недолгим, и в 206 г. до н. э. начался период правления Ханьской династии. В этот период конфуцианство стало государственной доктриной Империи. В рамках ханьской филологии происходило формирование конфуцианства как особого философского направления, в котором первоначальное морально-политическое учение было достроено включением положений иных систем, прежде всего, ицзинистики. Ю. К. Шуцкий указывал, что «Книга Перемен» была усвоена конфуцианцами между 213 и 168 гг. до н. э. В Хань началась активная деятельность конфуцианцев по толкованию и редактированию древних книг, установлению правильных отношений между трубками люй-люй, установлению мер длины, объема и веса. Благодаря этой практической работе стало возможным поставить на «научную» основу общие положения Конфуция о «совершенной музыке». В 1/0 г. до н. э. была учреждена Палата музыки (Юэфу), задачей которой было создание музыки для храмовых церемоний и императорского ритуала. До нас дошли два имени — музыканта Ли Янь-няня (ок. 140—87 гг. до н. э.) и поэта Сыма Сян-жу (179—118 гг. до н. э.), принимавших участие в деятельности Юэфу. Ли Янь-нянь был затем императора Сяо У-ди. Он славился своими музыкальными способностями, и ему было поручено упорядочение системы люй-люй и создание музыки. Ему первому приписывается заслуга создания музыки для жертвоприношений цзяо. Однажды он явился к императору и представил музыкальное произведение. «Император похвалил новое музыкальное произведение и передал его на обсуждение сановников. Он сказал: «Народ все еще сопровождает жертвоприношения танцами под барабан, а Мы ныне, совершая жертвоприношения цаяо, не имеем музыки. Разве это справедливо?! Было набрано много мальчиков для пения, сделаны двадцатипятиструнные цитры и цитры кунхоу. С этого времени при жертвоприношениях стала исполняться музыка». Кроме высокой музыки создавалась и так называемая «народная (вульгарная) музыка» (суюэ). Чиновники Палаты собирали образцы народной поэзии, которые затем обрабатывались знаменитым придворным поэтом Сыма Сян-жу и другими. Музыка же к ним создавалась на основе пятиступенной модели ицзинистики. Эта модель являлась отражением совершенного порядка вещей и вечной гармонии. Пять ее звуков символизировали Пять элементов, одни из них относились к ряду Ян, другие — к Инь. В чередовании звуков получал воплощение основной тезис китайской натурфилософии, зафиксированной в «Десяти крыльях»: «То Инь, то Янь — это и зовется Путем». Основная же цель «совершенной музыки» заключалась именно в том, что, адресуясь к низшей (эмоциональной) природе человека, она должна была нести в сознание народа идеи добродетели, гармонии, выполнения долга. Сыма Цянь фиксирует мероприятия по созданию музыки в форме рассказов о деяниях древности: «Тогда совершен-номудрые установили основные принципы отношений между отцом и сыном, правителем и подданным. Когда основные принципы были установлены правильно, в Поднебесной воцарилась устойчивость. Когда в Поднебесной воцарилась устойчивость, установили правильные отношения между трубками люй-люй, привели в гармонию пять звуков и стали петь под струнный аккомпанемент гимны «Ши цзин». Кроме того: «...тогда установили школы различных ступеней в зависимости от способностей, в которых обучали правильному исполнению, чтобы таким образом достичь добродетели». Бань Гу же прямо указывает, что эти мероприятия имели место в деятельности ТЮэфу: «...была упорядочена система люй-люй, со звуками люй-люй согласовали настройку восьми видов инструментов и создали девятнадцать песнопений». На «пении под струнный аккомпанемент», о котором говорит Сыма Цянь, необходимо остановиться особо. Это очень важное звено рассматриваемого процесса. Струнные цинь и сэ — древнейшие инструменты китайской музыки. По преданиям, они были созданы легендарным правителем Фу Си (иногда создание циня приписывается другому легендарному правителю, Шуню). Сама конструкция циня символизировала вечную гармонию космоса. Его длина ГЗ чи, 6 цуней и 6 фэней, что в общей сложности равнялось Збб фэням) трактовалась как символ 366 дней года. Верхняя поверхность инструмента символизировала Небо, нижняя — Землю. Пять его струн были символами Пяти элементов. Струны настраивались по системе «у-шэн» (пять голосов), пяти первым звукам люй-люй, который сам был отражением взаимосвязи космических начал. По этим причинам цинь считался одним из идеальных проявлений космической гармонии. В моральном аспекте музыкальных концепций древнего Китая цинь трактовался как инструмент, внушающий людям законы добродетели и запрещающий злые деяния. Цинь символизировала мужа, сэ — жену, и «взаимное согласие циня и сэ» (т. е. дуэт этих инструментов) должно означать гармонию в семье. По этим причинам конфуцианцами предписывалось обязательное обучение игре на цине для постижения принципов правильного поведения. Струнные инструменты, настраивавшиеся по звукам люй-люй, на первых порах являлись как бы камертоном, определявшим интонирование вокальной линии. Использование этих инструментов было необходимым звеном между абстрактными акустическими моделями и их практическим воплощением в музыке. Воспроизведение голосом звуков этих инструментов и называлось правильным исполнением. В конфуцианской литературе часто говорится о пении под струнный аккомпанемент. Например: «В древности Шунь создал пятиструнный цинь и пел под его аккомпанемент оду «Южный ветер». По Сыма Цяню, Конфуций, отобрав 305 песен «Ши цзина», «пел их под струнный аккомпанемент, пытаясь привести в соответсвтвие со звуками [древних] од и гимнов». О пении под струнный аккомпанемент, как о нововведении конфуцианства, говорит и ярый противник конфуцианского учения Мо-цзы: «Конфуций использует пение под струнный аккомпанемент и танцы под барабан для привлечения учеников». О том, что при этом струнные настраивались по звукам люй-люй, говорит отрывок из «Чжуан-цзы», в котором приводятся слова, якобы принадлежащие Конфуцию: «пение должно соответствовать звукам люй-люй». Струнные инструменты были наиболее удобны для означенной цели из-за легкости настройки, но, естественно, по звукам люй-люй настраивались и духовые инструменты. Бань Гу отмечал, когда песни «поются отдельно, без струнных и духовых, голоса людей звучат в беспорядке». Связь музыкальных систем с космологическими и натурфилософскими концепциями широко известна (Вавилон, Греция, Индия), с числовой символикой (например, числовой космос пифагорейцев). Много общего и в оформлении музыкальных элементов этих систем. В большинстве случаев звукоряды их ограничены пятью или семью ступенями. Деление октавы на пять или семь интервалов лежит в основе даже наиболее экзотических звукорядов Юго-Восточной Азии. В них октава может делиться на пять равных интервалов в 240 центов (звукоряд слендро в музыке Камбоджи) и на семь равных интервалов в 171—172 цента (в сиамской музыке). Индийская система деления октавы на 22 шрути тоже восходит к семиступенному звукоряду. Столь же характерной чертой древних культур было разделение музыки на высокую и низкую. Как правило, струнные рассматривались как инструменты музыки высокой. В арабской музыке лютня, как и лира в греческой, явилась инструментом, на основе которого в VII—VIII вв. была создана теория музыки.
Библиография: «Ши цзи» («Записи историка») Сыма Цяня (II—I вв. до и. э.). «Юэ шу» («Трактат о музыке»). «Люй шу» («Трактат о люй»). «Хань шу» («История Ханьской династии») Бань Гу (I в. н. э.). «Люй ли чжи» («Записи о люй и календаре»). «Ли юэ чжи» («Записи о ритуале и музыке», глава 22). Ши цзин (Книга песен) — древнейшая антология китайской поэзии, содержащая свыше трехсот стихотворении, гимнов и песен, в большинстве своем восходящих к народной поэтической традиции. По преданию, была составлена Конфуцием. Приложение II использует текст замечательной статьи В. Сисаури «Жанрово-Стилистические Тенденции Классической и Современной Музыки», Сб. научных трудов, Ленинградский Государственный Институт Театра, Музыки и Кинематографии, Ленинград, 1980 г.
Приложение III
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.80.42 (0.012 с.) |