Другим оператором, смысл которого более понятен при анализе текста программы: (if (атом X) then X else (car X)). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другим оператором, смысл которого более понятен при анализе текста программы: (if (атом X) then X else (car X)).



Рис. 16.4. Включение нового концепта в семантическую сеть знаний

Знания, которые необходимы непосредственно для решения проблем, также представляются в семантической сети NIKL. Они выражаются в терминах концептов планов и целей, которые организованы в иерархическую структуру. Планы и цели связаны. Каждый план имеет "описание возможностей", в котором представлена информация о том, какие действия можно реализовать с помощью этого плана. Терминологическая информация, хранящаяся в семантической сети, используется генератором программ, например, для того, чтобы собирать воедино отдельные экземпляры концептов.

Генератор программ работает по принципу нисходящего (сверху вниз) уточнения, выполняя декомпозицию целей на подцели. Так, главная цель программы PEA — усовершенствовать программу — разделяется на подцели, например улучшить читабельность. Разработчики системы назвали такой процесс декомпозиции целей "динамическим уточнением, направляемым пользователем", поскольку характер действий, выполняемых создаваемой системой, определяется инженером по знаниям, формирующим базу знаний. Если выбрана определенная цель, скажем улучшить читабельность, то она автоматически становится субъектом процесса дальнейшей декомпозиции цель/подцель. Например, следующими подцелями будет просмотр текста программы и выявление в нем синтаксических конструкций, которые можно безболезненно заменить другими, более понятными, получение подтверждения от пользователя, одобряющего предлагаемую замену, выполнение замены и т.д. Фрагмент предыстории разработки системы PEA, в котором отображена описанная декомпозиция, представлен на рис. 16.5.

Рис. 16.5. Фрагмент предыстории разработки системы PEA, в котором отображена декомпозиция цели на подцели ([Moore, 1995])

Авторы оболочки EES утверждают, что использованный ими подход имеет следующие достоинства.

Позволяет относительно просто выразить сложные стратегии высокого уровня, которые в обычных экспертных системах представлены неявно и "упрятаны" в алгоритм интерпретатора.

Разделение всех знаний на отдельные группы упрощает разбиение системы на набор относительно независимых модулей, а значит, облегчает последующую модификацию системы в процессе ее эксплуатации.

Автоматическая классификация новых знаний с помощью языков представления семантических сетей, подобных NIKL, упрощает разработку и сопровождение системы, поскольку освобождает инженеров по знаниям от забот о структурировании новых знаний

Планирование текстов пояснений и модели пользователей в PEA

Помимо совершенствования базы знаний и явного представления структуры целей, для формирования пояснений необходимо также иметь определенный план выполнения этой процедуры. Мур отказался от идеи использования сценариев или шаблонов поясняющих текстов по следующим причинам [Moore, 1995].

Сценарии могут помочь в представлении шаблонов сообщений, но не учитывают возможности представления более субъективных вещей вроде информации о тех соображениях, которые побудили систему выполнить определенную манипуляцию с переменными или задать вопрос пользователю.

Сценарии образуют слишком "жесткую" конструкцию, в которую сложно втиснуть подходящие по смыслу ответы на запросы пользователя.

Вместо сценариев Мур использовал операторы планирования, в которых специфицируются определенные цели диалогового процесса, например передать пользователю информацию о мотивации некоторого действия системы. Каждое правило в операторе планирования имеет список условий, при выполнении которых применение оператора даст желаемый эффект. Ниже представлен перевод на "человеческий язык" оператора планирования, побуждающего пользователя (собеседника программы) выполнить определенное действие, например заменить какую-либо программную конструкцию языка LISP, если речь идет об области применения системы PEA.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.005 с.)