Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование индексации правил, которая дает возможность извлечь определенное правило в ответ на вопрос, содержащийся в пользовательском запросе.
Как отмечалось в главе 3, процесс выполнения консультаций в экспертной системе, использующей обратную цепочку логического вывода, включает поиск в дереве целей (рис. 16.1). Следовательно, справки о ходе выполнения консультации можно разделить на два типа: почему система сочла необходимым задать пользователю определенный вопрос; как система пришла к определенному заключению. Чтобы ответить на вопрос почему, нужно просмотреть дерево целей "вверх" и определить, какую цель более высокого уровня пытается достичь система. Чтобы ответить на вопрос как, нужно просмотреть дерево "вниз" и выяснить, достижение каких подцелей привело к данной цели (в текущее состояние). Таким образом, процессе формирования пояснений можно рассматривать как некоторый вид прослеживания дерева целей, т.е. свести к задаче поиска в дереве. Тот факт, что MYCIN отслеживает прохождение структур цель-подцель в процессе выполнения вычислений, позволяет этой системе отвечать на вопросы вроде приведенного ниже. "Почему вас интересует, является ли окраска микроорганизма грамотрицательной?"
Рис. 16.1. Формирование ответов на основе дерева целей в системе MYCIN В ответ система может процитировать правило, которое утверждает, что если микроорганизм имеет грамотрицательную окраску и соблюдаются другие условия, то этот организм относится к классу enterobacteriaceae. Помимо цитирования правила, в ответе также указывается, что текущая цель — выяснение класса микроорганизма. В MYCIN сохраняется список всех решений, принятых в течение сеанса работы, а затем этот список используется для пояснения и уточнения принятых решений в ответ на вопрос пользователя почему, например, такой: "Почему вы предполагаете, что Организм-1 это протеин?" В ответ MYCIN процитирует правило, относящееся к этому заключению, и выведет значение степени уверенности в достоверности этого правила. Системе MYCIN можно также задавать вопросы общего характера. Такие вопросы касаются правил безотносительно к текущему состоянию базы данных, т.е. безотносительно к конкретному пациенту. Например: "Что прописывать при заражении инфекцией pseudonomas?" В ответ система выведет тот набор препаратов, который рекомендуется в правилах, касающихся инфекции pseudonomas.
Однако пользователь не может получить доступ к информации, хранящейся в виде статических знаний или в таблицах знаний, поскольку эти источники данных не имеют формата порождающих правил. Кроме того, механизм формирования рекомендаций о курсе лечения и выборе предпочтительных медикаментов представлен в программе в виде LISP-функций, которые пользователь не может просмотреть (а если и сможет, то вряд ли что-нибудь в них поймет). Пользователь также не может задать системе вопросы о том, в каком порядке просматриваются правила в процессе формирования решения и в каком порядке анализируются условия, специфицированные в этих правилах. Подытоживая сказанное о средствах формирования пояснений в системе MYCIN, отметим, что хотя вопросы как и почему и дают пользователю определенную информацию о порядке логического вывода, но признать ее достаточной можно с большими оговорками. Пользователю трудно проследить за логикой процесса по длинной распечатке активизированных правил. Правда, такая распечатка содержит довольно ценную информацию для инженеров по знаниям и разработчиков системы, особенно на стадии ее настройки. В тех экспертных системах, в которых используется прямая цепочка рассуждений, список активизированных правил несет еще меньше полезной для пользователя информации, поскольку на промежуточной стадии вычислений трудно по нему судить, куда же ведет цепочка рассуждений.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.004 с.) |