Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране редких видов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране редких видов



Институт юридической ответственности за нарушение требований охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений существует достаточно давно. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР»[40] Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был дополнен ст. 84, установившей административную ответственность за незаконный ввоз в СССР животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу СССР или Красную книгу РСФСР, а также за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, относящихся к видам животных, занесенным в Красную книгу СССР или Красную книгу РСФСР, или уничтожение их кладок, яиц, жилищ и других сооружений, или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных, либо добывание этих животных с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание.

В соответствии с гл. VII Федерального закона «О животном мире» предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за данные правонарушения. Так, в ст. 259 Уголовного кодекса РФ[41] установлена уголовная ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, в ст. 8.35 КоАП РФ – административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам»[42] утверждены применяемые в порядке гражданско-правовой ответственности таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

В кратном размере, но уже от минимальной месячной оплаты труда, действуют таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу РФ (Приказ МПР России от 28.04.2008 № 107).[43]

Приказом Минприроды РФ от 1 августа 2011 г. № 658[44] были утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу РФ, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Так, такса за 1 экземпляр независимо от размера и веса составляет: калуга – 269250 рублей, белуга – 206625 рублей, амурский осетр, сибирский осетр – 160456 рублей, персидский осетр, русский осетр – 138024, севрюга – 70393 рублей.

На основе общего понятия в юридической научной литературе выработаны определения, разъясняющие содержание конкретных видов экологических правонарушений[45]. По мнению О.Л. Дубовик, правонарушение в сфере охраны и использования животного мира – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на животный мир (или отдельные его объекты), порядок пользования им и противоречащее предусмотренным соответствующими законодательными актам и правилам[46]. О.И. Крассов под нарушением законодательства о животном мире понимает противоправное, виновное действие (бездействие), наносящее ущерб охотничьему, рыбному хозяйству, состоянию животного мира и среде его обитания или нарушающее установленный порядок использования, воспроизводства и охраны животного мира[47]. Под словосочетанием «фаунистические правонарушения» понимаются деяния, посягающие на регулируемые нормами сферы общественных отношений по охране, использованию животного мира и среды его обитания. К напрямую нарушающим требования законодательства об охране редких и исчезающих видов животных из перечисленных здесь правонарушений относятся:

1) незаконный ввоз в РФ животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги;

2) уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;

3) совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира.[48]

В соответствии с КоАП РФ непосредственным объектом фаунистических правонарушений выступают общественные отношения в сфере охраны редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу РФ, животных и среды их обитания (ст. 8.35). Особый объект административных правонарушений в сфере охраны и использования животного мира – редкие и исчезающие объекты животного мира либо ценные виды рыб, пушных зверей, в отношении которых устанавливаются квоты на добычу и промысловые меры.

Уголовно-правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения животных прежде всего обеспечивается уголовно-правовыми запретами, содержащимися в ст. 256, 258, 258.1, 259 УК РФ. Так, незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (п. «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ) – в основном, это охота на животных, занесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу РФ или Красные книги субъектов Федерации. Перечень животных, охота на которых запрещена, иногда содержится в Правилах охоты, действующих на уровне субъектов Федерации.

В последние несколько лет в главу 26 УК РФ были внесены ряд изменений. Так, статья 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» была введена в УК РФ Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ[49]. Федеральным законом от 16 октября 2019 г. № 340-ФЗ[50] в ст. 258.1 УК РФ были внесены изменения в части усиления уголовной ответственности за незаконную добычу редких животных и контрабанду их дериватов.

Состав преступления дополнен новым квалифицирующим признаком – совершение деяния группой лиц по предварительному сговору. Законом расширен круг субъектов преступления путем исключения такого квалифицирующего признака, как совершение деяния должностным лицом. Кроме того, увеличены сроки наказания за данное деяние.

Опасность преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ, состоит не только в том, что оно ведет к исчезновению животных и растений с лица Земли, но и в том, что утрачивается бесценный генофонд, идет вырождение видов. Однако анализируемая норма направлена на охрану не всех видов организмов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ.

Непосредственным объектом преступления, как следует из содержания рассматриваемой нормы, являются лишь отношения по охране диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ. Предмет преступления – указанные виды диких животных и водных биологических ресурсов, их части (например, лапы, рога, части туловища) и производные (например, шкуры, икра рыб, раковины моллюсков, молоко и шерсть животных). Так, нередко медведи добываются для того, чтобы отрубить и продать их лапы, ценящиеся в силу различных суеверий в странах Восточной Азии, кабарга – ради так называемой кабарожьей струи, соколы – для контрабандного перемещения в страны арабского мира, где они издревле высоко ценятся и являются престижным орудием охоты.

Поскольку весь живой мир на планете состоит из животных, растений и грибов, понятие «дикие животные» в буквальном смысле слова включает в себя млекопитающих, приматов, грызунов, пресмыкающихся, земноводных, птиц, а также насекомых и множество других видов животных, обитающих в состоянии естественной свободы в окружающей среде. Термин включает и все виды водных биологических ресурсов, за исключением видов водных растений.

«Водные биологические ресурсы» состоят из животных и водных растений. К ним относятся рыбы, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, морские котики и морские бобры-каланы и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы, а также промысловые морские растения (например, «морская капуста» – ламинария). С этих позиций, как отмечает Э.Н. Жевлаков[51], специально выделять особо охраняемых редких и исчезающих водных животных в ст. 258.1 УК РФ не было смысла. Они все «дикие животные». И наоборот, поскольку к числу «водных биологических ресурсов» относятся и водные редкие, исчезающие виды растений, то законодатель подразумевает, очевидно, и их. Однако в ст. 2581 УК РФ ничего не говорится о «краснокнижных» растениях, произрастающих на суше. Между тем таковых гораздо больше, чем водных.

Как следует из нового п. 3 примечания к ст. 226.1 УК РФ, перечень особо ценных в экологическом плане диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ для целей данной статьи и ст. 258.1 УК РФ, утверждается Правительством РФ[52].

Анализ названия и диспозиции ст. 258.1 УК РФ приводит к выводу о том, что объективная сторона этого преступления выражается, во-первых, только в действиях (хотя в этой статье употребляется термин «деяние», подразумевающий как действие, так и бездействие), во-вторых, эти действия состоят в добыче и (или) незаконном обороте указанных видов диких животных и водных биологических ресурсов, их частей и производных.

Под незаконной добычей (отловом, выловом) диких животных и водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства, например, незаконная охота, а попросту – браконьерство.

Незаконный оборот составляют содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа таких животных и водных биологических ресурсов, нарушающие нормы указанных выше нормативно-правовых актов.

Содержание образуют действия по уходу за животным, его кормлению, лечению и т. п. или уходу за водным растением. При этом виновный в отношении предмета преступления осуществляет полномочия, присущие праву собственности. Например, содержит зверя в домашнем зверинце, ловчую птицу для охоты, редкое пресмыкающееся в террариуме.

Приобретение – получение предмета преступления любым способом: путем покупки, в обмен, в подарок и др.

Хранение в отличие от содержания, на наш взгляд, заключается во временном удержании, к примеру, животного, его частей или производных для последующего их отчуждения другим лицам или употребления в пищу либо использования иным образом, или в хранении животного, его частей или производных, переданных виновному другим лицом.

Перевозка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой любым транспортным средством. К перевозке, как представляется, следует приравнять и переноску. Соответственно, рассматриваемую статью УК РФ необходимо дополнить указанием на такой способ перемещения.

Пересылка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных.

Продажа предполагает возмездную передачу виновным предмета преступления другим лицам.

Окончено преступление с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в ст. 258.1 УК РФ действий. Состав преступления формальный.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 258.1 УК РФ) образуют действия, предусмотренные частью первой данной статьи, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, а особо квалифицированный – действия, предусмотренные частями первой или второй, совершенные организованной группой.

Почему законодатель акцентировал в ч. 2 ст. 258.1 УК РФ внимание лишь на должностных лицах, непонятно, поскольку при совершении указанных в ст. 258.1 УК РФ действий использовать свое служебное положение могут и иные лица: работники зоопарков, заповедников и иных особо охраняемых территорий, научных организаций, специальных мест передержки, содержания и разведения животных, не относящиеся к числу должностных лиц; лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Представляется, что рассматриваемая статья и в этой части нуждается в дополнении.

Субъективная сторона преступления предполагает наличие у виновного прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своих действий, понимает их фактическую значимость и желает их совершить.

Субъект преступления общий – вменяемое, достигшее возраста 16 лет лицо. В ч. 2 ст. 2581 УК РФ – специальный, это должностное лицо.

Однако ст. 2581 УК РФ в ее нынешней редакции порождает коллизии и с некоторыми нормами гл. 26 УК РФ «Экологические преступления». Так, п. «в» ч. 1 ст. 258.1 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную охоту на птиц и зверей, охотиться на которых полностью запрещено. Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой экологической ценности. Прежде всего, это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ. Допустима лишь добыча (отлов, вылов) таких животных в научных целях на основе специального разрешения и в строго определенном порядке. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, леопарда, тигра, снежного барса, белого медведя, фламинго, аистов, журавлей. Однако незаконная добыча таких животных полностью охватывается ст. 258.1 УК РФ и дополнительной квалификации по п. «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ не требует. Эта норма становиться «мертвой», и ее следует исключить из ст. 258 УК РФ.

Требует разграничения ст. 258.1 УК РФ и со сходной ст. 8.35 КоАП РФ, с которой она конкурирует. Причем, здесь мы сталкиваемся с неожиданной ситуацией. Статья 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» КоАП РФ в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ[53] гласит: «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, – влечет…»

Но выделенное Э.Н. Жевлаковым[54] описание в данной статье действий, как было показано выше, образует оконченный состав преступления, предусмотренного ст. 258.1 УК РФ, если эти действия совершаются незаконно, т. е. без надлежащего на то разрешения, с нарушением условий, указанных в разрешении, либо с нарушением иного установленного соответствующими нормативно-правовыми актами порядка. Разницу между административно наказуемым проступком и преступлением в этом случае усмотреть невозможно.

Слова в ст. 8.35 КоАП РФ «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» не наполнены конкретным содержанием и не несут в себе никакой смысловой нагрузки в плане разграничения проступка и преступления. Вместе с тем они означают, что норма КоАП РФ может быть применена только в том случае, если содеянное не содержит признаков состава преступления. А коль указанные действия их содержат, применению подлежит ст. 258.1 УК РФ.

Получается, что ст. 8.35 КоАП РФ заведомо «мертвая» и не подлежит применению на практике до внесения в нее изменений, которые позволили бы реально разграничить административно наказуемый проступок и преступление.

Тем не менее, за 2019 год по данным Судебного Департамента РФ за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 8.34 и 8.35 КоАП РФ, было подвергнуто административной ответственности всего 230 лиц, из которых 217 – физические лица. Таким образом можно сделать вывод, что органы исполнительной власти, осуществляющие охрану редких, исчезающих видов животных и растений работают недостаточно эффективно по выявлению неправомерной деятельности юридических лиц[55].

Анализ судебной практики по данной категории уголовных дел показывает, что нередко проблемы при привлечении виновных лиц к ответственности по этой статье возникали при установлении умысла на незаконную охоту на животных, относящихся именно к редким и исчезающим видам.

Однако, как справедливо отмечает О.Л. Дубовик, перечень животных, охота на которых полностью запрещена «содержится в правовых актах, и в отношении этих актов действует презумпция известности лицу, занимающемуся охотой, однако необходимо специально проверять этот перечень, его содержание на момент совершения преступления»[56].

В 2004 г. был принят Закон Астраханской области «Об административных правонарушениях» (№ 53/2004-ОЗ)[57], в ст. 24 которого предусмотрена ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Астраханской области, а равно действий (бездействия), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели этих растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка в виде административного штрафа (для граждан – от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей, а для юридических лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей).

К сожалению, следует отметить, что положения этого закона, касающиеся объектов, занесенных в Красную книгу, редко применяются. Из последних случаев применения этого закона можно отметить только то, что в январе 2014 года в Енотаевском районе был задержан рыбак, в лодке которого было обнаружено 11 экземпляров каспийской миноги, которая занесена в Красную книгу Астраханской области. Сумма ущерба рыбным запасам при этом была оценена в 2750 руб.[58]

В июле 2020 года Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлен факт жестокого обращения с животным занесенного в Красную книгу РФ, повлекшее его гибель. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что 7 июля в 8:30 неустановленные лица на трех легкомоторных самолетах неустановленной марки прилетели в 47 км западнее с. Зензели Лиманского района с западной стороны. Они стали производить на крайне низкой высоте (10-15 метров) пикирование над скоплением стада сайгаков, насчитывающим более 3000 голов, находящихся на водопое на озере Большой Артезиан. Злоумышленники создали при этом панику и хаос в передвижении стада, что повлекло гибель одной особи животного, занесенного в Красную книгу РФ и Красную книгу Астраханской области. Ущерб оценивается в 300 000 тыс. руб.

Отмечается, что действовали они из хулиганских побуждений, реализуя свой преступный умысел, направленный на нарушение режима заказника и жестокое обращение с животными. В их действиях усматриваются признаки преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 245 и ст. 262 УК РФ. Астраханской межрайонной прокуратурой было вынесено и направлено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц[59].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.018 с.)