Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование использования редких и исчезающих видов животных и растений
Право играет важную роль в решении проблемы защиты редких и исчезающих видов животных. Закон в силу присущих ему свойств общеприменимой нормативности, формальной определенности, действий, основанных на субъективных правах и обязанностях, придает юридическую силу, а также гарантирует соблюдение экологических требований, действующих в рамках защиты видов фауны, находящихся под угрозой исчезновения. При этом условия и требования, содержащиеся в правовых нормах, выполняются и достигают своей цели только при наличии научного обоснования, гарантирующего их выполнение необходимыми организационными, финансовыми и материально-техническими средствами.[23] Отношения, складывающиеся в сфере охраны животного и растительного мира, регулируются законодательством о животном и растительном мире, а также другими отраслями права. Рассмотрим нормативно-правовые акты РФ, регулирующие охрану и использование редких и исчезающих видов растений и животных. Охрана редких и исчезающих видов растений и животных осуществляется в первую очередь в соответствии с Конституцией РФ[24], федеральными законами, природоохранными подзаконными актами. Ключевым нормативно-правовым актом РФ, в котором находятся положения, непосредственно направленные на обеспечение охраны и рационального использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и иных организмов, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[25]. Основные положения, касающиеся прямой защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и иных организмов закреплены в ст. 60 данного Закона. Так, в части 1 названной статьи указывается на необходимость строгого учета растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, чтобы иметь возможность эффективно принимать меры по их сохранению. Закон предусматривает обязанность изымать из хозяйственного использования флору и фауну, занесенную в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ, которые специально учреждены в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания. Порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.
Действующее российское законодательство устанавливает принципы регулирования ввоза и вывоза редких и исчезающих видов из страны, а также их временного вывоза через территорию Российской Федерации. Важнейшим внутригосударственным нормативным актом, регулирующим правоотношения в области защиты диких животных, является Федеральный закон № 52-ФЗ «О животном мире»[26]. Нормами этого закона установлено, что животный мир – это достояние нашей страны, но он же является и необходимой составляющей природной среды и биологического разнообразия Земли. Данным законом установлен порядок использования охотничьих животных, мониторинг популяции диких животных, охрана редких и исчезающих видов организмов. В соответствии со ст. 22 Закона о животном мире независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира. Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.
Статьей 24 Закона установлено, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ[27] и (или) Красные книги субъектов РФ. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ. Кроме того, статья 40 Закона в качестве одной из обязанностей пользователей животным миром устанавливает необходимость обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения. Важные меры по сохранению биологического разнообразия названы в Федеральном законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»[28]. Предусмотрена охрана таких ресурсов от болезнетворных организмов, обеспечение их защиты в случае катастроф природного и антропогенного характера, предполагается проведение биотехнических мероприятий, направленных на поддержание численности охотничьих ресурсов путем содействия их акклиматизации, переселению и гибридизации. Но, поскольку редкие и исчезающие виды растений и животных изъяты из сферы ведения хозяйственной деятельности, то меры, описанные в данном Законе к ним не могут быть применены ввиду того, что охота представляет собой один из видов такой деятельности, что является недостатком нормативно-правовой базы охраны биологического разнообразия.[29] Основы сохранения лесного биоразнообразия заложены в Лесном кодексе Российской Федерации[30]. Несмотря на то, что в самом Кодексе не содержится конкретных мер по выполнению этих требований, он дает основу для уточнения мер по охране биоразнообразия в подзаконных актах. Так, в статье 1 ЛК РФ среди основных принципов лесного законодательства указано как непосредственное требование сохранения биологического разнообразия лесов (п. 1) и использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде (п. 8), так и ряд других косвенных требований, выполнение которых также должно обеспечивать поддержание биологического разнообразия лесов (п. 2: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; п. 3: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; п. 4: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах).
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ[31] в Лесной кодекс РФ была введена ст. 60.15, которая установила особенности охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений. В частности, установлено, что охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФФ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Частью 2 ст. 60.15 ЛК РФ закреплено, что особенности охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений и находящихся в лесах объектов растительного мира устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени особенности охраны таких объектов не установлены. В 2014 г. была утверждена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года, в рамках которой должны быть решены имеющиеся проблемы: например, снижен уровень браконьерства, повышена эффективность системы охраны животного мира и среды его обитания и т.д.[32] Положения федеральных законов также развиваются в постановлениях Правительства РФ. На региональном уровне в аналогичных целях принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом в нормах природоохранного законодательства существуют пробелы и неточности, которые препятствуют сохранению биоразнообразия. Так, в федеральном законодательстве отсутствуют легальные определения понятий «редкие объекты животного мира» и «находящиеся на грани исчезновения (исчезающие) объекты животного мира». На уровне субъектов РФ недостаточно правовых средств для регулирования данного вопроса: в большинстве случаев ведутся только Красные книги (причем бессистемно). В связи с этим наблюдается необходимость разработки и утверждения порядка ведения Красных книг субъектов РФ. Юридическая основа охраны редких и исчезающих видов растений и животных определяется постановлением правительства региона. В нем обычно представляются таксы для исчисления размера взыскания за незаконное добывание или уничтожение таких объектов природы, за разрушение или повреждение мест их обитания, но при этом отсутствует дифференциация в зависимости от статуса охраны того или иного вида, следовательно, они «охраняются» в равной степени, так как отсутствуют «привилегии» для видов с более высоким статусом или занесенных в Красную книгу РФ. Таким образом, требуется совершенствование законодательства в части охраны редких и исчезающих видов животных и растений, что позволит, в свою очередь, совершенствовать уровень эффективности мер государственного контроля в данной области.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.01 с.) |