Конвенция О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвенция О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения



Незаконная торговля видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения – один из наиболее доходных видов теневого бизнеса, больше денег приносит лишь контрабанда наркотиков. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и Международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ), в стоимостном выражении прибыль, получаемая транснациональной организованной преступностью в сфере экологии (в том числе от незаконной вырубки лесов, незаконного рыбного промысла, торговли другими видами дикой природы, добычи полезных ископаемых и захоронения токсичных отходов), составляет от 70 до 213 млрд. долл. США в год.[72] По оценкам Интерпола на нелегальном рынке редких видов животных и растений совершается более 1 млн. сделок и оборачивается примерно 16-19 млрд. долл. в год,[73] по другим данным – от 7 до 23 млрд. долл. США в год и охватывает широкий спектр видов, включая насекомых, рептилий, земноводных, рыб и млекопитающих. Незаконная торговля осуществляется живыми и мертвыми особями или их производными продуктами, используемыми в фармацевтических, продовольственных и декоративных целях или в народной медицине.

Доходы, получаемые от незаконной торговли животными, затмеваются доходами, получаемыми от незаконной торговли растениями. Объем незаконной эксплуатации растений и торговли ими, включая незаконную заготовку древесины, оценивается примерно в 30-100 млрд. долл. США в год, составляя от 10 до 30 процентов общего объема глобальной торговли древесиной.[74]

Схема работы на нелегальном рынке исчезающих видов флоры и фауны такова: в месте добычи живого товара посредник нанимает браконьера, который отлавливает животное и получает за это вознаграждение. Затем посредник отправляет груз либо на аукцион для продажи следующим посредникам (как это практикуется в Китае), либо напрямую конкретному заказчику.

Также используются и другие схемы незаконной торговли. Так, в 2018 г. в ходе шестинедельного расследования, которое было спланировано и проведено по инициативе IFAW одновременно в Германии, Франции, Великобритании и России, эксперты обнаружили, что на электронных площадках выставлены на продажу тысячи живых млекопитающих, рептилий, птиц и других представителей фауны из разряда исчезающих и находящихся под угрозой вымирания, а также множество товаров, сделанных из таких животных. Исследователи IFAW, работая в четырех упомянутых странах, включая Россию, выявили 5381 объявление с сообщениями о продаже 11 772 образцов животных исчезающих и находящихся под угрозой видов. Общая стоимость «товара» – без малого 4 млн долл. США. Объявления были размещены более чем на 106 торговых интернет-площадках и платформах социальных сетей.

В нашей стране на 36 торговых интернет-площадках и четырех платформах социальных сетей обнаружено 875 постов с объявлениями о продаже диких животных и птиц, находящихся под охраной. Первое, но совсем не почетное место в списке российских интернет-площадок, на которых велась торговля дикими животными, занял специализированный сайт avito.ru – на нем было размещено более половины всех объявлений, выявленных в ходе расследования на территории России.[75]

Основные каналы поставок проходят через крупные транспортные узлы и таможни: Петербург, Москву, Краснодар, Новосибирск, Владивосток. В страну контрабанда идет в основном из Центральной и Юго-Восточной Азии, а также из Африки. Львиная доля живого товара сбывается в крупных городах. Здесь всегда есть спрос, а, значит, и предложение.[76]

Кроме экономического, данный вид теневого бизнеса наносит экологический ущерб всему мировому сообществу, так как торговля дикими животными и растениями пересекает границы между странами, потому усилия по ее регулированию требуют международного сотрудничества для защиты определенных видов от чрезмерной эксплуатации.

Среди множества международных договоров, соглашений и конвенций по охране окружающей природной среды одной из наиболее действенных является Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. – CITES [77]. По состоянию на 20 октября 2016 г. участниками Конвенции являлись 183 государства.[78]

Цель Конвенции состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создает угрозы их выживанию; соглашение представляет различные степени защиты для более чем 35 000 видов животных и растений, независимо от того, продаются ли они в качестве живых образцов, меховых пальто или сушеных трав.

Международная торговля образцами видов дикой фауны и флоры, под которой Конвенция понимает экспорт, реэкспорт и импорт живых и неживых животных и растений, а также их частей и дериватов, основана на системе разрешений и сертификатов, которые могут выдаваться при соблюдении определённых условий и должны предъявляться для получения разрешения на вывоз партии образцов из какой-либо страны или их ввоз. В трех приложениях к Конвенции перечислены виды животных и растений, подпадающие под разные режимы регулирования.

В Приложение 1 включено около 800 видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми должна особенно строго регулироваться и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В Приложение П включены виды, которые не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля ими не будет строго регулироваться. В Приложение Ш включены виды, которые подлежат регулированию в пределах юрисдикции отдельных участников Конвенции.[79]

Вместе с тем, по мнению М.Н. Копылова и К.А. Меркуловой[80] этой Конвенции присущи два откровенных недостатка.

Во-первых, несмотря на строгую периодичность пересмотра списков видов животных и растений, закрепленных в трех Приложениях к Конвенции (один раз в два года), сторонам CITES так и не удалось добиться того, чтобы один и тот же вид дикой фауны и флоры не был включен одновременно в более чем одно Приложение, как это, например, имеет место в отношении африканских слонов. На необходимость добиваться этой цели участники Конвенции неоднократно указывали на Конференциях cторон, объясняя это трудностями, которые вызывает помещение одного и того же вида сразу в несколько приложений для правоприменительной практики.

Во-вторых, к числу недостатков Вашингтонской конвенции можно также отнести и то, что в ней не содержится определение коммерческой торговли. В дальнейшем этот пробел в определенной мере был устранен резолюцией Конференции Сторон 5.10 «Определение понятия «прежде всего в коммерческих целях»», принятой в 1985 г. В ней, в частности, коммерческая торговля определяется как деятельность, «цель которой состоит в получении экономической выгоды, в том числе прибыли (будь то в денежной или натуральной форме), и направлена на продажу, обмен, оказание услуг или другие формы хозяйственного использования или выгод».

В России действуют два административных органа CITES:

- Федеральная служба по контролю в сфере природопользования Российской Федерации, которая выполняет функции Административного органа по Конвенции CITES в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения (кроме осетровых видов рыб);

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, являющаяся Административным органом CITES в отношении осетровых видов рыб.

Подводя итог, можно высказать несколько обобщающих соображений, касающихся режима сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных согласно Вашингтонской конвенции 1973 г.

Прежде всего, CITES, как, впрочем, и в целом большинство международных договоров, направленных на защиту фауны и флоры, разрабатывалась в рамках МСОП – ведущей международной неправительственной экологической организации, которая взяла на вооружение экосистемный междисциплинарный подход к управлению природными ресурсами, принципы предвидения и предупреждения, полагая, что существующее в настоящее время во многих странах национальное природоресурсное и экологическое законодательство, равно как и международное экологическое право, являются результатом поспешной и не всегда самой удачной реакции государств на критические изменения в состоянии окружающей среды или экологические катастрофы.

Неслучайно поэтому можно обнаружить много общего между принципами CITES и принципами иных международных договоров в области сохранения биологического разнообразия. В первую очередь, это касается принципа предосторожности, или предосторожного подхода.

Сохранение и восстановление таких вымирающих видов фауны и флоры, которым грозит опасность по всему мировому ареалу или которые сохранились в мире в количестве лишь в несколько популяций или экземпляров, не представляется возможным без международного сотрудничества, регулирования отношений по их охране в планетарном масштабе. Право здесь является одновременно и условием, и результатом плодотворного сотрудничества государств.

В настоящее время международно-правовая охрана редких и исчезающих видов флоры и фауны обеспечивается множеством глобальных, региональных и двухсторонних соглашений и конвенций, которые нацелены на решение следующих задач: а) охрана биоразнообразия как мера поддержания баланса в живой природе в целом; б) охрана мест обитания животных; в) охрана отдельных видов и групп живых организмов, относящихся к редким и исчезающим; г) охрана мигрирующих видов. Важнейшим международным документом является CITES – основной механизм регулирования торговли и, одновременно, наиболее действенный барьер для контрабанды редкими и исчезающими видами животных и растений во всем мире.

 

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений составляют две основные группы:

- естественно редкие виды, потенциально уязвимые в силу своих биологических особенностей (низкая численность, малая площадь ареала, низкий темп воспроизводства популяции);

- виды, широко распространенные, но находящиеся под угрозой исчезновения или сокращающие свою численность и ареал в результате антропогенного воздействия.

Основными причинами перехода объектов флоры и фауны в категорию редких и находящихся под угрозой исчезновения являются деградация и сокращение мест обитания в результате масштабного хозяйственного освоения территорий и прямое преследование со стороны человека, обусловленное какой-либо ценностью самого животного (например, ценная шкура, мясо, дериваты и др.). Серьезную угрозу для многих видов животных и растений представляют глобальные климатические изменения, последствия влияния которых до конца не изучены. Указанные виды антропогенного воздействия оказывают как прямое, так и опосредованное негативное влияние.

Устранение антропогенных причин проблемы исчезновения видов растений и животных находится в сфере возможностей права. Роль, которую играет право в разрешении проблемных вопросов сохранения редких видов флоры и фауны, неоценима. Благодаря таким свойствам, как обязательная нормативность, формальная определенность, а также обеспечение через государственное принуждение, право наделяет юридической силой экологические требования по охране окружающей среды в целом, и в частности, касающиеся охраны редких и исчезающих видов.

В настоящее время в российском экологическом законодательстве нашли отражение следующие специальные требования охраны уязвимой флоры и фауны:

1) животные и растения, принадлежащие к видам, занесенным в красные книги, подлежат изъятию из хозяйственного использования;

2) вводится запрет на все виды деятельности, которые могут привести к гибели, сокращению численности данных растений, животных и других организмов и ухудшить среду их обитания;

3) юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где произрастают растения и обитают животные, занесенные в красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов флоры и фауны в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ;

4) генетический фонд редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания;

5) добывание, оборот и выпуск в естественную природную среду диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях и только по специальным разрешениям (лицензиям).

Несомненно, указанные требования направлены на повышение уровня правоприменительной практики в части сохранения редких и исчезающих видов растений, животных. Тем не менее, на сегодняшний день назрела необходимость в корректировке существующих мер для правовой охраны редких и исчезающих видов флоры и фауны.

Криминализация мирового рынка объектов дикой флоры и фауны обусловлена тем, что незаконные операции с объектами СИТЕС по доходности стоят на одном уровне с нелегальным оборотом оружия, наркотиков, драгоценных металлов и камней. Это способствует сохранению браконьерства и незаконной добыче объектов животного мира, наносит непоправимый ущерб растительному и животному миру. Кроме того, при незаконном ввозе объектов дикой флоры и фауны возникает угроза завоза инфицированных животных, представляющих угрозу массового заражения населения.

Исходя из этого, правовая охрана редких, исчезающих видов животных и растений должна взаимосвязано осуществляться на международном, федеральном и региональном уровнях. Вопрос охраны редких и исчезающих видов животных, связанный с содержанием таких животных в неволе или искусственно созданной среде обитания, остро нуждается в законодательном регулировании путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, а также путем принятия дополнительных перечней, требований и санитарно-биологических регламентов, регулирующих правила содержания животных в неволе и полувольных условиях. Это будет способствовать защитите редких видов от вымирания и обеспечению таким животным по-настоящему комфортных и гуманных условий существования.

Список использованной литературы

1. Конвенция о биологическом разнообразии (Заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992) // Бюллетень международных договоров. – 1996. – № 9. – С. 3-28.

2. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта 1973 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978. – Вып. XXXII. – С. 549-562.

3. Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Бонн, 23 июня 1979 г.) // СПС «Консультант Плюс».

4. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г. // СПС «Консультант Плюс».

5. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) // СПС «Консультант Плюс».

6. Протокол между Правительством РФ и Правительством КНР об охране тигра (Подписан в г. Пекине 10.11.1997) // Бюллетень международных договоров. – 2003. – № 11. – С. 15-16.

7. Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Заключена в г. Бонне 23.06.1979) // СПС «Консультант Плюс».

8. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (ETS № 104) (Заключена в г. Берне 19.09.1979) // СПС «Консультант Плюс».

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (ред. от 20.04.2021) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 22.04.2015.

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.

13. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

14. Федеральный закон от 16 октября 2019 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 42 (ч. II). – Ст. 5805.

15. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 26 (часть I). – Ст. 3887.

16. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 27. – Ст. 3442.

17. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 20.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – Ст. 30. – Ст. 3735.

18. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ. – 2002. № 2. – Ст. 133.

19. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462.

20. Указ Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1985 г. № 1524-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (ред. от 21.11.2011) // Ведомости ВС РСФСР. – 1985. – № 40. – Ст. 1398.

21. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 15.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 47. Ст. 6586.

22. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 978 «Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 45. – Ст. 5814.

23. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 40. – Ст. 3972.

24. Постановление Правительства РФ от 1 июня 1994 г. № 613 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и об охране перелетных птиц» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 875.

25. Распоряжение Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9. – Ст. 927.

26. Приказ Минприроды России от 24 марта 2020 г. № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 02.04.2020.

27. Приказ Минприроды России от 23 мая 2016 г. № 306 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации» (ред. от 24.03.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 03.08.2016.

28. Приказ Минприроды РФ от 22 декабря 2011 г. № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. – № 19.

29. Приказ Минприроды РФ от 1 августа 2011 г. № 658 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования» // Российская газета. – 2011. – № 216.

30. Приказ МПР России от 28 апреля 2008 г. № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания» (ред. от 12.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – № 26.

31. Приказ МПР РФ от 6 апреля 2004 г. № 323 «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов» // СПС «Консультант Плюс».

32. Закон Астраханской области от 22 июня 2016 г. № 41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях» (ред. от 26.10.2020) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. – 2016. – № 25.

33. Постановление службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 15.03.2019 № 08-п «О внесении изменения в постановление службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 29.03.2017 № 8-п» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. – 2019. – № 11.

34. Постановление службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 29 марта 2017 г. № 8-п «Об утверждении перечня (списка) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Астраханской области» (ред. от 15.03.2019) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. – 2017. – № 13.

35. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие» (утратил силу) // Известия ВЦИК. – 1919. – № 115.

36. Декрет СНК РСФСР от 20.07.1920 «Об охоте» (утратил силу) // Известия ВЦИК. – 1920. – № 162.

37. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 1 марта 1923 г. «Об охоте» (утратил силу) // СУ РСФСР. – 1923. – № 17. – Ст. 216.

38. Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. «Об охране и использовании животного мира» (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. 1982. № 29. Ст. 1029.

39. Правила производства охоты, ее сроки и способы: Утверждены ВЦИК 24 августа 1922 г. (утратили силу) // СУ РСФСР. – 1922. – № 54. – Ст. 687.

40. Приказ Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. № 1 «Об утверждении новых Типовых правил охоты в РСФСР» (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс».

41. Алпатов И.С. Становление и развитие правовых мер охраны редких видов растений // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2013. – № 6. – С. 183-185.

42. Алиев А.М. К вопросу правовой охраны редких и исчезающих видов растений и животных // Научный форум: тенденции развития науки и общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (29 апреля 2021 г.), – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2021 – 79 с.

43. Боголюбов С.А. Экологическое право. Практикум: учебное пособие для вузов / С.А. Боголюбов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 258 с.

44. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова – 6-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 281 с.

45. Вершило Н.Д., Гуляев Я.А. Охрана природы: историко-правовой аспект // Публичное право сегодня. – 2017. – № 1. – С. 104-111.

46. Гейт Н. Юридическая ответственность за нарушение режима охраны редких и исчезающих видов животных // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – № 5. – С. 88-90.

47. Гладун Е.Ф., Шеинова С.А. Законодательство об охоте Российской Федерации: тенденции развития и опыт прошлого // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2018. – Том 4. – № 1. – С. 125-144.

48. Данилова А.С., Фролова А.В. Правовая охрана редких, исчезающих видов растений и животных // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.2 (27). – С. 36-39.

49. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2020. – 368 с.

50. Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к гл. 26 Уголовного кодекса РФ. – М.: Спарк, 1998. – С. 291.

51. Есауленко А.В., Маркарьян Ю.А. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (16). – С. 174.

52. Жевлаков Э.Н. Проблемы применения нормы об ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации // Уголовное право. – 2014. – № 1. – С. 27.

53. Зокоев В.А. Развитие природоохранной деятельности в имперской России // История государства и права. – 2007. – № 4.

54. Иванова С.В. Этапы становления законодательства о животном мире // Аграрное и земельное право. – 2016. – № 10 (142). – С. 98.

55. Копылов М.Н., Меркулова К.А. К 40-летию Вашингтонской конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 3. – С. 290.

56. Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. – М.: Юр. Норма: Инфра-М, 2015. – С. 802.

57. Кукушкина А.В. Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – № 4 (19). – С. 233.

58. Макеева Е.Д. Создание первых государственных органов охраны природы в РСФСР и их взаимодействие с общественностью (1917-1920-е гг.) // Память о прошлом - 2017. VI историко-архивный форум, посвященный 100-летию революции 1917 г. в России. Великая Российская революция: история и современность. Научная конференция (Самара, 18-20 апреля 2017 г.). Материалы и доклады: сб. ст. / сост.: О.Н. Солдатова (отв. сост.), Г.С. Пашковская. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. – 598 с.

59. Матакова А.Д., Рябов М.В. Правовая охрана редких, исчезающих видов растений и животных в РФ // Новые юридические исследования: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 46.

60. Пашковская. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. – С. 436.

61. Островская И.М. История становления и развития природоохранной деятельности государства в дореволюционной России // Бизнес в законе. – 2012. – № 1. – С. 198.

62. Потапова А.А. Экологическое право. Конспект лекций. – М.: Проспект, 2018. – С. 87.

63. Пчельников М.В. Правовая охрана редких и исчезающих видов живых организмов // Актуальные проблемы биологии и экологии. Материалы международной заочной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2017. – С. 337-342.

64. Саксонов С.В. Актуальные задачи ведения региональных Красных книг: современные тенденции // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17. – № 4(4). – С. 610.

65. Солнцев А.М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека / А.М. Солнцев. – М.: Либроком, 2016. – С. 66.

66. Федорук Н.А., Кирпичев И.А. История развития экологического законодательства в России до начала XX века // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-3. – С. 20.

67. Цаканян Г.Р., Епишкин К.И., Орищенко В.В. Нормативное регулирование природы и животного мира. История создания и содержание Красной книги // Синергия Наук. – 2019. – № 37. – С. 163.

68. Чашкин П.В. Правовая охрана редких и исчезающих видов животных: Автореферат дисс.... канд. юрид. наук. – М., 2007. – С. 22.

69. Чибилев А.А. Столетие заповедной системы России: исторические предпосылки, итоги и проблемы развития // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. – 2017. – № 2. – С. 81.

70. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Об изменениях в списках редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений Астраханской области // Естественные науки. № 2 (47). 2014. – № 2 (47). – С. 37-38.

71. Минприроды и IFAW расскажут о незаконной торговле дикими животными — Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/23/minprirody-i-ifaw-rasskazhut-o-nezakonnoj-torgovle-dikimi-zhivotnymi.html.

72. На виновных в гибели под Астраханью сайгака авиахулиганов возбуждают уголовное дело | «AST-NEWS.ru – Астраханские новости». Режим доступа: https://ast-news.ru/node/na-vinovnykh-v-gibeli-pod-astrakhanyu-saygaka-aviakhuliganami-vozbuzhdayut-ugolovnoe-delo/.

73. Незаконная торговля дикими животными и растениями: экологические, социальные и экономические последствия для устойчивого развития Информационная записка секретариата Генассамблеи ООН. [Электронный ресурс]. Microsoft Word - K1401060_INF_19.doc Режим доступа: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/20396/K1401060.pdf?sequence=10&isAllowed=y.

74. «Не хуже героина»: как в СНГ борются с контрабандой редких животных — Рамблер/новости. Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/43021234-ne-huzhe-geroina-kak-v-sng-boryutsya-s-kontrabandoy-redkih-zhivotnyh/.

75. Определение понятий и терминов [1978 Чопик В.И. - Редкие и исчезающие растения Украины] http://plantlife.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st006.shtml.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник / под ред. С. А. Боголюбова – 6-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – С. 214.

[2] Пчельников М.В. Правовая охрана редких и исчезающих видов живых организмов // Актуальные проблемы биологии и экологии. Материалы международной заочной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2017. – С. 337-342.

[3] Определение понятий и терминов [1978 Чопик В.И. - Редкие и исчезающие растения Украины] http://plantlife.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st006.shtml (дата обращения: 02.04.2021).

[4] Приказ МПР РФ от 6 апреля 2004 г. № 323 «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов» // СПС «Консультант Плюс».

[5] Островская И.М. История становления и развития природоохранной деятельности государства в дореволюционной России // Бизнес в законе. – 2012. – № 1. – С. 198.

[6] Федорук Н.А., Кирпичев И.А. История развития экологического законодательства в России до начала XX века // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-3. – С. 20.

[7] Вершило Н.Д., Гуляев Я.А. Охрана природы: историко-правовой аспект // Публичное право сегодня. – 2017. – № 1. – С. 108-109.

[8] Зокоев В.А. Развитие природоохранной деятельности в имперской России // История государства и права. – 2007. – № 4. – С. 20.

[9] Цаканян Г.Р., Епишкин К.И., Орищенко В.В. Нормативное регулирование природы и животного мира. История создания и содержание Красной книги // Синергия Наук. – 2019. – № 37. – С. 163.

[10] Чибилев А.А. Столетие заповедной системы России: исторические предпосылки, итоги и проблемы развития // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. – 2017. – № 2. – С. 81.

[11] Макеева Е.Д. Создание первых государственных органов охраны природы в РСФСР и их взаимодействие с общественностью (1917-1920-е гг.) // Память о прошлом - 2017. VI историко-архивный форум, посвященный 100-летию революции 1917 г. в России. Великая Российская революция: история и современность. Научная конференция (Самара, 18-20 апреля 2017 г.). Материалы и доклады: сб. ст. / сост.: О.Н. Солдатова (отв. сост.), Г.С. Пашковская. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. – С. 436.

[12] Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие» (утратил силу) // Известия ВЦИК. – 1919. – № 115.

[13] Декрет СНК РСФСР от 20.07.1920 «Об охоте» (утратил силу) // Известия ВЦИК. – 1920. – № 162.

[14] Правила производства охоты, ее сроки и способы: Утверждены ВЦИК 24 августа 1922 г. (утратили силу) // СУ РСФСР. – 1922. – № 54. – Ст. 687.

[15] Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 1 марта 1923 г. «Об охоте» // СУ РСФСР. – 1923. – № 17. – Ст. 216.

[16] Гладун Е.Ф., Шеинова С.А. Законодательство об охоте Российской Федерации: тенденции развития и опыт прошлого // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2018. – Том 4. – № 1. – С. 129-130.

[17] Иванова С.В. Этапы становления законодательства о животном мире // Аграрное и земельное право. – 2016. – № 10 (142). – С. 98.

[18] Алпатов И.С. Становление и развитие правовых мер охраны редких видов растений // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2013. – № 6. – С. 183-185.

[19] Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. «Об охране и использовании животного мира» (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. – 1982. – № 29. – Ст. 1029.

[20] Приказ Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. № 1 «Об утверждении новых Типовых правил охоты в РСФСР» (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс».

[21] Боголюбов С.А. Экологическое право. Практикум: учебное пособие для вузов / С.А. Боголюбов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 258 с.

[22] Иванова С.В. Этапы становления законодательства о животном мире // Аграрное и земельное право. – 2016. – № 10 (142). – С. 100.

[23] Алиев А.М. К вопросу правовой охраны редких и исчезающих видов растений и животных // Научный форум: тенденции развития науки и общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (29 апреля 2021 г.). – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2021. – С. 5-9.

[24] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.

[25] Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ. – 2002. № 2. – Ст. 133.

[26] Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462.

[27] Приказ Минприроды России от 24 марта 2020 г. № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 02.04.2020.

[28] Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 20.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – Ст. 30. – Ст. 3735.

[29] Данилова А.С., Фролова А.В. Правовая охрана редких, исчезающих видов растений и животных // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.2 (27). – С. 37.

[30] Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

[31] Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 26 (часть I). – Ст. 3887.

[32] Распоряжение Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9. – Ст. 927.

[33] Приказ Минприроды России от 23 мая 2016 г. № 306 «Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации» (ред. от 24.03.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 03.08.2016.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.126 с.)