Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Земельные отношения и земельный строй
Как уже отмечалось ранее, в любом обществе земля кому-то принадлежит. Она может находиться в государственной, муниципальной или частной соб- ственности, во владении или пользовании, в обороте и т. п. В различных сферах хозяйственной деятельности земля является пространственным базисом, необ- ходимым условием процесса производства. В сельском и лесном хозяйстве она также служит главным средством производства. Конкретные участки земли используются по-разному в зависимости от их качества, местоположения и других свойств. Поэтому между различными субъ- ектами (физическими и юридическими лицами, государственными органами) неизбежно устанавливаются определенные взаимоотношения по поводу ис- пользования земли. Участки регистрируются, покупаются, арендуются, закла- дываются, дарятся, делятся, укрупняются, передаются по наследству, за них уплачивается земельный налог и т. д. Земельные отношения – это общественные отношения, связанные с при- своением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, предприятиями, государственными органа- ми и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулирован- ные законом, они приобретают форму земельных правоотношений, непосред- ственным объектом которых являются земельные участки разной площади, ме- стоположения, качества и назначения. Земельные отношения являются составной частью общественных отноше- ний и по своей природе относятся к экономическому базису общества. Следо- вательно, они находится под влиянием объективно действующих экономиче- ских законов и закономерностей. Например, закон стоимости в определенной степени влияет на спрос и предложение земельных участков на рынке недви- жимого имущества, уровень платежей за землю и цены на нее. Вместе с тем в любой общественно-экономической формации земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется соответствую- щий механизм их правового и экономического регулирования, а также государ- ственные организации, приводящие и действие этот механизм, образующий зе- мельный строй общества. Земельный строй - это система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией их регулирования. Другими словами, земельный строй это определенный государственный порядок ис- пользования земли.
Например, до 1917 г. в России имелся земельный строй, основанный на многообразии форм собственности на землю. В стране существовали: общин- ное землепользование, помещичье и крестьянское частное землевладение, цер- ковное и монастырское землевладение, казенное (государственное) землеполь- зование и др. В результате революции 1917 г. произошел переход к новому зе- мельному строю, базирующемуся на исключительной государственной соб- ственности на землю, колхозном и совхозном землепользовании. После 1991 г. ситуация вновь радикально меняется. Таким образом, земельный строй общества со временем может изменяться как путем эволюции (постепенных поэтапных преобразований), так и револю- ционными методами. Так, известный Декрет о земле, принятый II Всероссий- ским съездом Советов в октябре 1917 г., устанавливал, что вся земля – государ- ственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, май- оратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т. д. – отчуждает- ся безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользо- вание всех трудящихся на ней. Помещичьи, удельные, монастырские и другие нетрудовые земли подле- жали конфискации и переходили со всем живым и мертвым инвентарем, уса- дебными постройками и всеми принадлежностями в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Сонетов крестьянских депутатов. Право пользования землей получали все граждане без различия пола, же- лающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в това- риществе. Наемный труд не допускался. Землепользование устанавливалось уравнительное. Земля распределялась между трудящимися в зависимости от местных условий по трудовой или по- требительской норме. Формы землепользования выбирались совершенно свободно – подворная, хуторская, общинная, артельная – по усмотрению самих крестьян. Это типичный пример революционного преобразования земельного строя страны. Государство, так или иначе, воздействуя на земельный строй, осу- ществляет земельную политику.
Земельная политика представляет собой деятельность по регулирова- нию земельного строя, отношений между классами, социальными группами, отдельными землевладельцами и землепользователями по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения землей. Земельная политика всегда проводится в интересах господствующих групп общества лицами, стоящими у власти. При этом используются различные меры: правовые (административные), экономические, организационные. Правовые меры (административные) содержат в себе моменты обязатель- ности, властного принуждения. Они регулируют земельные отношения на ос- нове земельного законодательства, гражданского, административного и других отраслей права. Экономические меры стимулируют развитие земельных отношений, ис- пользуя инструменты налогообложения, кредитования, целевого финансирова- ния и субсидирования, влияя на экономические интересы землевладельцев и землепользователей. Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений пу- тем организации переселения в районы нового освоения, создания различного рода кооперативов и товариществ, подготовки квалифицированных кадров и т, д. Земельная политика государства может осуществляться различными орга- нами законодательной и исполнительной власти, судебными, финансовыми, банковскими службами, различными комитетами. Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специ- альных землеустроительных органов, относящихся к политической надстройке общества и решающих в первую очередь задачи проведения в жизнь земельной политики государства. Землеустроительные органы, а также другие государственные службы осуществляют управление земельными ресурсами – целенаправленное воздей- ствие на систему использования и охраны земель в интересах развития эконо- мики страны. В России управление земельными ресурсами осуществляется на государ- ственном (федеральном, субъекта Российской Федерации) и муниципальном уровнях. Управлять земельными ресурсами в пределах своих владений могут также отдельные юридические и физические лица. Основные функции любого управления – планирование, учет, организация и контроль. Соответственно главными функциями государственного управления земельными ресурсами являются: - информационное обеспечение управления земельными ресурсами, вклю- чая изучение земель, оценку её качественных свойств, инвентаризацию земель, государственный кадастровый учет земель (государственный кадастр недвижи- мости), государственный мониторинг земель, государственную кадастровую оценку земель; - регистрация прав на земельные участки; - прогнозирование и планирование использования и охраны земель; - зонирование территории для целей управления; 34 - организация рационального использования и охраны земель в системе землеустройства; - создание правового, экономического и организационно-хозяйственного механизмов регулирования земельных отношений; - контроль за использованием и охраной земель и федеральный государ- ственный надзор за проведением землеустройства.
Земельные реформы, проводимые государством, являются наиболее кар- динальными формами управления земельными ресурсами. Земельная реформа – это осуществляемое государством, законодатель- но оформленное изменение земельного строя, как правило, включающее преоб- разование форм собственности на землю, передачу земли от одних собствен- ников и пользователей другим, изменение форм устройства территории в со- ответствии с изменившимся земельным законодательством. Такая реформа предполагает осуществление комплекса правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих переход к новым формам собствен- ности на землю, землевладения и землепользования. Например, нынешняя земельная реформа в Российской Федерации начина- лась в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» (1990 г.); поста- новлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991г. №30, утвердившим Республиканскую программу проведения земельной реформы; Указом Прези- дента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В ходе данной земельной реформы решались следующие задачи: - ликвидация монополии государственной собственности на землю и пере- ход к многообразию форм земельной собственности; - реализация прав каждого гражданина на получение земли; - переход к платному землепользованию; - перенос центра тяжести управления земельными ресурсами на местные органы власти (децентрализация);
35 - обеспечение свободного развития всех разрешенных законом форм зем- левладения и землепользования; - развитие земельного оборота; - соблюдение важнейших приоритетов в области охраны земельных ресур- сов. Денежные средства, необходимые для осуществления земельной реформы, формировались за счет: - прямых поступлений из бюджета при осуществлении утвержденных про- грамм земельной реформы; - платы за землю (земельного налога и арендной платы); - компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей; - отчислений от продажи земли и иной недвижимости; - отчислений, связанных с регистрацией земельных участков в различных реестрах; - целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприя- тий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию раци- онального использования и охрану земли; - других источников (пени, штрафы, международная помощь и т.д.). Основная тяжесть работ по реализации земельных реформ всегда ложится на уполномоченные государством землеустроительные органы. Они могут дей- ствовать в составе правительства, как это имело место в Российской Федера- ции, Китае, Швеции, или же носить негосударственный характер (как, напри- мер, в Дании, ряде штатов США), работая по схеме государственного заказа. Практика многих стран (в частности, Швеции, Германии, США) показыва- ет, что эффективный экономический механизм регулирования земельных от- ношений нуждается в соответствующей инфраструктуре. Например, земельные суды существуют для разрешения земельных споров, земельные банки и служ- бы оценки недвижимости – для обслуживания земельного оборота, залога зем- ли и проведения других финансовых операций, земельные инспекции— для осуществления контроля за использованием и охраной земли, земельные биржи – для развития земельного рынка.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.012 с.) |