Земельные отношения и земельный строй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земельные отношения и земельный строй



Как уже отмечалось ранее, в любом обществе земля кому-то принадлежит. Она может находиться в государственной, муниципальной или частной соб- ственности, во владении или пользовании, в обороте и т. п. В различных сферах хозяйственной деятельности земля является пространственным базисом, необ- ходимым условием процесса производства. В сельском и лесном хозяйстве она также служит главным средством производства.

Конкретные участки земли используются по-разному в зависимости от их качества, местоположения и других свойств. Поэтому между различными субъ- ектами (физическими и юридическими лицами, государственными органами) неизбежно устанавливаются определенные взаимоотношения по поводу ис- пользования земли. Участки регистрируются, покупаются, арендуются, закла- дываются, дарятся, делятся, укрупняются, передаются по наследству, за них уплачивается земельный налог и т. д.

Земельные отношения – это общественные отношения, связанные с при- своением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, предприятиями, государственными органа- ми и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулирован- ные законом, они приобретают форму земельных правоотношений, непосред- ственным объектом которых являются земельные участки разной площади, ме- стоположения, качества и назначения.

Земельные отношения являются составной частью общественных отноше- ний и по своей природе относятся к экономическому базису общества. Следо- вательно, они находится под влиянием объективно действующих экономиче- ских законов и закономерностей. Например, закон стоимости в определенной


степени влияет на спрос и предложение земельных участков на рынке недви- жимого имущества, уровень платежей за землю и цены на нее.

Вместе с тем в любой общественно-экономической формации земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется соответствую- щий механизм их правового и экономического регулирования, а также государ- ственные организации, приводящие и действие этот механизм, образующий зе- мельный строй общества.

Земельный строй - это система общественного и государственного устройства, характеризующаяся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией их регулирования. Другими словами, земельный строй это определенный государственный порядок ис- пользования земли.

Например, до 1917 г. в России имелся земельный строй, основанный на многообразии форм собственности на землю. В стране существовали: общин- ное землепользование, помещичье и крестьянское частное землевладение, цер- ковное и монастырское землевладение, казенное (государственное) землеполь- зование и др. В результате революции 1917 г. произошел переход к новому зе- мельному строю, базирующемуся на исключительной государственной соб- ственности на землю, колхозном и совхозном землепользовании. После 1991 г. ситуация вновь радикально меняется.

Таким образом, земельный строй общества со временем может изменяться как путем эволюции (постепенных поэтапных преобразований), так и револю- ционными методами. Так, известный Декрет о земле, принятый II Всероссий- ским съездом Советов в октябре 1917 г., устанавливал, что вся земля – государ- ственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, май- оратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т. д. – отчуждает- ся безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользо- вание всех трудящихся на ней.

Помещичьи, удельные, монастырские и другие нетрудовые земли подле- жали конфискации и переходили со всем живым и мертвым инвентарем, уса-


дебными постройками и всеми принадлежностями в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Сонетов крестьянских депутатов.

Право пользования землей получали все граждане без различия пола, же- лающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в това- риществе. Наемный труд не допускался.

Землепользование устанавливалось уравнительное. Земля распределялась между трудящимися в зависимости от местных условий по трудовой или по- требительской норме.

Формы землепользования выбирались совершенно свободно – подворная, хуторская, общинная, артельная – по усмотрению самих крестьян.

Это типичный пример революционного преобразования земельного строя страны. Государство, так или иначе, воздействуя на земельный строй, осу- ществляет земельную политику.

Земельная политика представляет собой деятельность по регулирова- нию земельного строя, отношений между классами, социальными группами, отдельными землевладельцами и землепользователями по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения землей.

Земельная политика всегда проводится в интересах господствующих групп общества лицами, стоящими у власти. При этом используются различные меры: правовые (административные), экономические, организационные.

Правовые меры (административные) содержат в себе моменты обязатель- ности, властного принуждения. Они регулируют земельные отношения на ос- нове земельного законодательства, гражданского, административного и других отраслей права.

Экономические меры стимулируют развитие земельных отношений, ис- пользуя инструменты налогообложения, кредитования, целевого финансирова- ния и субсидирования, влияя на экономические интересы землевладельцев и землепользователей.


Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений пу- тем организации переселения в районы нового освоения, создания различного рода кооперативов и товариществ, подготовки квалифицированных кадров и т, д. Земельная политика государства может осуществляться различными орга- нами законодательной и исполнительной власти, судебными, финансовыми, банковскими службами, различными комитетами. Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специ- альных землеустроительных органов, относящихся к политической надстройке общества и решающих в первую очередь задачи проведения в жизнь земельной

политики государства.

Землеустроительные органы, а также другие государственные службы осуществляют управление земельными ресурсами – целенаправленное воздей- ствие на систему использования и охраны земель в интересах развития эконо- мики страны.

В России управление земельными ресурсами осуществляется на государ- ственном (федеральном, субъекта Российской Федерации) и муниципальном уровнях. Управлять земельными ресурсами в пределах своих владений могут также отдельные юридические и физические лица.

Основные функции любого управления – планирование, учет, организация и контроль. Соответственно главными функциями государственного управления земельными ресурсами являются:

- информационное обеспечение управления земельными ресурсами, вклю- чая изучение земель, оценку её качественных свойств, инвентаризацию земель, государственный кадастровый учет земель (государственный кадастр недвижи- мости), государственный мониторинг земель, государственную кадастровую оценку земель;

- регистрация прав на земельные участки;

- прогнозирование и планирование использования и охраны земель;

- зонирование территории для целей управления;

34


- организация рационального использования и охраны земель в системе землеустройства;

- создание правового, экономического и организационно-хозяйственного механизмов регулирования земельных отношений;

- контроль за использованием и охраной земель и федеральный государ- ственный надзор за проведением землеустройства.

Земельные реформы, проводимые государством, являются наиболее кар- динальными формами управления земельными ресурсами.

Земельная реформа – это осуществляемое государством, законодатель- но оформленное изменение земельного строя, как правило, включающее преоб- разование форм собственности на землю, передачу земли от одних собствен- ников и пользователей другим, изменение форм устройства территории в со- ответствии с изменившимся земельным законодательством. Такая реформа предполагает осуществление комплекса правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих переход к новым формам собствен- ности на землю, землевладения и землепользования.

Например, нынешняя земельная реформа в Российской Федерации начина- лась в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» (1990 г.); поста- новлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991г. №30, утвердившим Республиканскую программу проведения земельной реформы; Указом Прези- дента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

В ходе данной земельной реформы решались следующие задачи:

- ликвидация монополии государственной собственности на землю и пере- ход к многообразию форм земельной собственности;

- реализация прав каждого гражданина на получение земли;

- переход к платному землепользованию;

- перенос центра тяжести управления земельными ресурсами на местные органы власти (децентрализация);

 

35


- обеспечение свободного развития всех разрешенных законом форм зем- левладения и землепользования;

- развитие земельного оборота;

- соблюдение важнейших приоритетов в области охраны земельных ресур-

сов.

Денежные средства, необходимые для осуществления земельной реформы,

формировались за счет:

- прямых поступлений из бюджета при осуществлении утвержденных про- грамм земельной реформы;

- платы за землю (земельного налога и арендной платы);

- компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей;

- отчислений от продажи земли и иной недвижимости;

- отчислений, связанных с регистрацией земельных участков в различных реестрах;

- целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприя- тий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию раци- онального использования и охрану земли;

- других источников (пени, штрафы, международная помощь и т.д.).

Основная тяжесть работ по реализации земельных реформ всегда ложится на уполномоченные государством землеустроительные органы. Они могут дей- ствовать в составе правительства, как это имело место в Российской Федера- ции, Китае, Швеции, или же носить негосударственный характер (как, напри- мер, в Дании, ряде штатов США), работая по схеме государственного заказа.

Практика многих стран (в частности, Швеции, Германии, США) показыва- ет, что эффективный экономический механизм регулирования земельных от- ношений нуждается в соответствующей инфраструктуре. Например, земельные суды существуют для разрешения земельных споров, земельные банки и служ- бы оценки недвижимости – для обслуживания земельного оборота,  залога зем-

ли и проведения других финансовых операций, земельные инспекции—   для


осуществления контроля за использованием и охраной земли, земельные биржи

– для развития земельного рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.012 с.)