Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Велес-Бог — божество скотоводовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По смыслу учения о Триглаве, вверху всего сонма Божеств славянской языческой религии находился Сварог, за которым идут Перун и Святовит. Они составляют первую Триаду, а за ней идет Двоица — Белобог-Чернобог, после чего новая Триада — Хорос, Стрибог и Велес. По дошедшим до нас данным, Велес-Бог был покровителем Стад, Звездным Пастырем (Звезды — Души Предков) и вдохновителем искусств. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Бояне[372] «Велесов Внук». Из Трех Братьев Новогодья, ходивших до полуночи Кануна Рождества и на Новый Год, один в черной шубе, шерстью наружу, другой в рыжей, а третий либо в черной же, либо в белой, видно, что один из них был безусловно Велесом, другой Скотичем, а третий, вероятно, тем же Велесом, если не принять, что они изображали один Яро, другой Хороса, а третий Велеса. Во всяком случае, один из них имел две сумки через плечо, а остальные только по одной. Велес раздавал два рода благ: духовные и телесные, потому что он имел две сумки. В первой было зерно, а во второй лежала деревянная сопель (дудка). Возможна и первая интерпретация, а именно, что все Три Брата были Велесом в разных его функциях, как Велес Колядин, Велес Ярилин и Велес Летний. Может быть, Три Брата изображали просто Триглава — Триады Божеств, но все равно, тот из них, у кого были две сумки, должен быть признан Велесом. Они поздравляли хозяина с хозяйкой и давали им кусок пакли, волны (шерсти) и горсть зерна, которое бросали в Красный Угол избы, в иконы. Захариха рассказывала по этому поводу: «Шли Три Брата после полуночи по селу, а холодало сильно, и вот Первый Брат сказал: «Ну, и стужа! Хоть бы погреться скорее!» А Другой Брат отвечает: «Когда будем в Яре!», и первый подумал, что он говорит о «ярке» (Ярок — углубление, ров), а Третий Брат говорит: «Уже недолго осталось! Коляда был». И тут из тьмы ночной вышел человек, с Колесом, в котором во втулке был зажжен маленький «каганец» (масляная лампа), и сказал: «А ты, Брате[373] Власе, погрейся на моем огне!» Тут первый сказал: «Да меня зовут не Власом, а Петром!» — «Петром ты будешь, аж [374] пойдешь до Петрив!» — ответил тот. — «А сейчас ты Влас, и вот тебе дудка!» и подал ему
156 деревянную сопель, что детям дают играть. Тут они узнали, что перед ними сам Коляда!» То, что один из Трех Братьев Влас — Вел ее, таким образом, мы знаем из рассказа Захарихи. Кроме того, символический жест Коляды, давшего ему дудку, как вдохновителю музыки и пения, указывает на его личность. Указывают и две сумки, одна с зерном, другая — с дудкой. Если с одной стороны, сверху борющуюся двоицу Белобог-Чернобог наблюдает Сварог, то снизу, из внешнего круга, за ней наблюдает Хорос-Стрибог, Велес. Таким образом ему дана большая роль: сохранение равновесия в славянском пантеоне, и в знак равновесия ему даны две сумки, материальная и духовная. Однако, давая паклю и волну (шерсть), Велес тем самым указывает на свое скотоводческое значение, к которому присоединяется агрикультурное[375] (пакля). Тут, однако, подчеркнуто значение волны и пакли, как средств защиты от холода, для одежды, как и вывернутая шерстью вверх шуба. Имя Велеса, Волоса, Влеса встречается в договорах Руси с греками 907-го и 971-го годов. В последнем мы читаем характерные слова: «да имеем клятву от Бога в его же веруем и в Волоса, скотья Бога…» («История Руси», Устрялов). Встречаем те же указания и в других договорах (Олега с византийцами, 911-го года и др. См. Карамзин, «История»). Отрывок из текста «Дощек Изенбека» говорит: «АШЕ БУЬШИ РАБЪ БЪГОМ И ЧЛОВЕКОМ ОУТВЕРЗЖДЕШЕ МIМОИДЕШИ ЗЛАЯ А СЕРГИ ПРЕЧИСТЫА ДБАТЕЛОУ ОУЗРИШИ ВДЕН НАВЬ ДIВА ДIВНАIА I ВЛЕСА МУДРIА»[376]. Здесь Велес назван Мудрым. По некоторым данным, он был Божеством мудрости, скотоводства и основ астрологии. Будучи Божеством звездным, он был в то же время Божеством настоящего, прошлого и будущего. К нему обращались славяне в их гаданиях на Зимнего Коляду. Обычай этот сохранился на Руси до самого последнего времени. Рождественские и крещенские гадания известны: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (Жуковский). Другой отрывок из «Дощек Изенбека» говорит: «СЕЕТО ВЛЕСУ ГАДАЯХОМЬ И СЕ БУДЕ ПО ТОМУ ЯКОЖДЕ БЗI ВЯДУТЬ СЛАВЕ НАШЕА А НIЗОШЕ ВЕРЖЕША О ВСЕГДА ПРIСНIЕ И БЕНДЕЩЕ…»[377] Волос — одно из главнейших Божеств земледельческо-скотоводческой Руси времен до варягов и при них. Позже, так как христианство запрещало гадания, они носили характер манифестации прежнего язычества, и люди, гадая, запирались в бане, где приносили и жертву Роду-Рожаницу и Перуну. Корни[378] ГД -, ГъД - а также ГА -[379] носят характер определения во времени и пространстве: ГД е, ко ГДА, ни ГД е, неко ГДА, ко ГДА шний, неку(г) да, отку(г) да, ино- ГДА и т.д. Более точное изучение этого корня может пролить еще больше света на значение слова «гадать»[380]. По-чешски «годити[381]» — бросать, «на газено [382]» — набросано, но вместе с
157 тем и есть значение «га датисе»[383]— ругаться. Но по-русски «руг атися» означает в сущности, проштрафиться, потому что «ру га» была княжеским штрафом за клевету, побои и т.д. «Гад кий», вероятно, происходит от чешского «гад атисе[384]», и это слово от греческого «гадес[385]» — «ад[386]». Таким образом, один санскритский корень может означать и доброе понятие и злое, соответственно тому, взят ли он прямо из санскрита, или через передачу от другого арийского же народа, но альтерировавшего[387] его первоначальный смысл. Текст «Дощек» говорит о «дне Нави», когда благочестивый человек, служащий Божествам и людям опорой, увидит «Велеса и Дива Дивные». Таким образом, Дива Дивные и Велес связаны как-то вместе, а вспоминая, что Влес — Божество Звездное, и Звезды — Души Предков-Питрив (Питри-Питаров[388]), можно сказать, что эти Дива Дивные как-то связаны и с предками. Возможно, что это — остаток культа предков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.008 с.) |