Педагогическое сопровождение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое сопровождение



Необходимо учитывать, что педагоги могут выступать в разных ролях, к основным из которых относятся: руководитель проекта (тьютор), рецензент проекта / исследования, эксперт при защите проекта, консультант. Помимо ролей важно обратить внимание на отдельные «позиции» педагогов в разворачивании деятельности обучающихся по разработке учебного проекта. Одна из ключевых позиций, которая обеспечивает организацию проектной деятельности, – позиция «проблематизатора», постановщика проблем. Строго говоря, проблематизатором может быть и педагог, и представитель школьной администрации, и родитель, и сам ученик, и сетевой партнер. На начальных этапах эта позиция будет в большей степени характерна для взрослых участников, в первую очередь, педагогов, но постепенно функция постановки проблем должна передаваться обучающимся. Следующая важная позиция – постановщик целей, задач, разработчик гипотез. Именно он не допускает превращения проекта в «прожект», помогает превратить проектный замысел в конкретные цели и задачи. На начальных этапах нередко происходит совмещение позиций проблематизатора и постановщика задач, но впоследствии рекомендуется их разводить по разным субъектам. На следующих этапах разворачивания проектной деятельности появляются и другие позиции, среди которых организатор, планировщик («тайм-менеджер»), «снабженец» (оценивающий ресурсы и обеспечивающий ресурсами), контролер-оценщик (эксперт, аудитор).

Среди названных ролей и позиций особое внимание следует уделить позиции консультанта, поскольку именно она имеет прямое отношение к учителю (или привлекаемому учителем специалисту по финансовой грамотности). Консультант ученического проекта или исследования – это очень важная, но проблемная позиция, трудно дающаяся учителям, поскольку в большинстве своем они не имеют навыков консультативной работы. Залогом успешного ее освоения является такое позиционное распределение, при котором учитель (специалист по финансовой грамотности) не участвует непосредственно в проектной деятельности обучающихся. Но на первых порах это условие будет крайне трудно выполнить. Слияние разных позиций в лице, например, учителя обществознания или экономики, будет неизбежным. Надо учитывать этот риск и предусматривать компенсаторные механизмы. Наиболее эффективным представляется реализация проектной деятельности в сетевом формате, когда участники из разных школ или даже разных городов работают над одним и тем же проектом. Тем не менее, следует понимать и учитывать тот факт, что на начальных этапах освоения проектной деятельности значительная доля активности будет принадлежать взрослым участникам. Со временем должна происходить максимальная передача функционала от взрослых участников самим обучающимся, постепенное усиление субъектности старшеклассников.

Важным инструментом, катализирующим работу над проектами и исследованиями, могут стать «мегатемы». Под ними понимается выстраивание системы связей между предметными областями, в которых разрабатываются проекты и проводятся исследования. Темы могут быть одна (иногда две) на предметное методическое объединение или междисциплинарные.

Практика показывает, что если школа начинает работу по организации ученических проектных работ и исследований, то первые три года ей стоит работать над мегатемами. Финансовая грамотность, безусловно, является такой мегатемой.

Очевидно, что:

а) единство тематики катализирует работу: учащимся интереснее обсуждать работы друг друга, если их проблемы связаны, педагогам легче курировать работы, тематика которых пересекается (при работе с мегатемами всегда находятся неожиданные пересечения сюжетов);

б) легче диагностировать процесс, если работы идут в одном направлении, проще выстраивается единство методологии;

в) намного шире поле междисциплинарных;

г) расширяются возможности подготовки кадров: если существует мегатема, легче учить педагогов методике проектной и исследовательской деятельности;

д) наличие мегатемы позволяет расширить круг педагогов, которые участвуют в работе.

Важно заметить, что работа вокруг мегатем имеет и недостатки, потому что это несколько ограничивает свободу поиска учащихся, отчасти и свободу творчества педагогов. Поэтому после того, как работа над мегатемой позволит выработать единство подходов педагогов, сформулировать единые требования к работам, на четвертый-пятый год можно расширять спектр тем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.003 с.)