Запуск работы с индивидуальным проектом: необходимые условия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запуск работы с индивидуальным проектом: необходимые условия.



Организация проектной и исследовательской деятельности на уровне индивидуального проекта требует серьезной подготовительной работы. Остановимся на нескольких условиях, необходимых для запуска работы с индивидуальным проектом в образовательной организации.

Во-первых, необходимо определить финансовые ресурсы, которые потребуются для реализации программы.

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования рекомендует выделить в учебном плане не менее 70 часов на выполнение индивидуального проекта. Много это или мало? Безусловно само по себе определение в учебном плане места индивидуального проекта положительно скажется на «весе» этой деятельности в образовательной организации и будет способствовать тому, чтобы у администрации и педагогов не возникло «соблазна» минимизировать данное направление работы.

Вместе с тем, для сравнения следует помнить, что 70 часов примерный учебный план отводит на изучение предметов базового уровня (биология, география, химия и др.), иными словами этого достаточно, чтобы предмет изучался. Однако, этого недостаточно, чтобы включить его в «ядро» образовательной программы. Если администрация планирует повысить «вес» этой деятельности в образовательной программе, то необходимо увеличить количество часов в учебном плане, включая внеурочную деятельность, которая составит не менее 30 часов в учебном году (консультирование, организация рефлексии и т. д.).

Практический опыт показывает, что оптимальное соотношение «учитель – ученик» при организации индивидуального проекта 1:5. Педагог, у которого есть учебная нагрузка в размере ставки, не может руководить более, чем пятью индивидуальными проектами единовременно, сохраняя и обеспечивая качество работы.

Эти расчеты показывают, что нормальное функционирование индивидуального проекта (исследования) предполагает не менее 10 % норматива подушевого финансирования (речь идет о расходах на оплату труда, без учета расходов на обучение педагогов и оборудование).

ФГОС СОО предоставляет образовательной организации выбор: работа над индивидуальным проектом может занять один или два года. На определение сценария, конечно, повлияет оценка ресурсов, которые есть в распоряжении администрации школы.

Проектная деятельность реализуется успешнее всего, если администрация школы идет по пути BYOD (Bring Your Own Device) решений и создает условия для широкого и свободного доступа к Интернету. В любом случае следует запланировать расходы на приобретение и установку соответствующего оборудования, включая возможность постоянного использования планшетов на уроках (достаточно 15 планшетов на класс). Проекты в области экономики и финансов не требуют другого специального оборудования, а реализация стратегии использования цифровых ресурсов не требует обновления библиотеки на бумажных носителях.

Во-вторых, важно правильно рассчитать и обеспечить сроки запуска работы по направлению с адекватным ожиданием образовательных результатов. Начать следует с кадрового обеспечения. Важно понимать, что педагогов, которые в состоянии вести курс основ финансовой грамотности, могут подготовить учреждения профессионального образования (среднего и высшего). Умение руководить (консультировать) индивидуальным проектом требует специальной подготовки, которую учреждения профессионального образования не обеспечивают. Теоретические знания могут быть получены на курсах повышения квалификации, но сами по себе теоретические знания мало что значат. Здесь действует общее правило: «обучать можно тому, что умеешь сам». Для руководства проектами педагог должен иметь опыт самостоятельной проектной деятельности, а для руководства исследованиями – опыт самостоятельной исследовательской деятельности. Конечно, большинство школьных педагогов не имеют такого опыта. И, несмотря на то, что учебные проекты и учебные исследования реализовать можно проще и быстрее, чем реальные бизнес-проекты или инженерные проекты, ключевым риском является наличие / отсутствие практического опыта. Поэтому не следует ожидать выраженного успеха раньше 2-3 лет работы.

Администрация образовательной организации может несколько ускорить этот процесс, если правильно организует профессиональное общение педагогов. Обычно на старте работы возникает творческая рабочая группа педагогов, которая со временем может превратиться в методическое объединение педагогов, руководящих проектной и исследовательской деятельностью. В отличие от методических объединений предметников, состав этого объединения не будет фиксированным, так как на выбор педагогов влияют предпочтения учащихся. Возможен вариант, при котором методическое объединение учителей обществознания (истории и обществознания) принимает решение, что проекты в области финансовой грамотности или включающие расчет финансовой грамотности будут необходимой составляющей их работы (этот вариант может несколько ускорить старт работы по данному направлению).

В-третьих, деятельность группы педагогов, организующих проектную деятельность (творческой группы, методического объединения и т. д.), должна быть выстроена по правилам проектной деятельности (постановка целей и задач, ожидаемые результаты, график работы, расчет ресурсов, рефлексия результатов). Практический опыт показывает, что для успешной работы с индивидуальными проектами необходимо начать с создания требований к индивидуальному проекту (индивидуальному исследованию) и внесения изменений в положение о стимулирующих выплатах. Все остальные документы могут быть созданы позже. К ним относятся:

- Положение о проектной и исследовательской деятельности.

- Положение об оценивании хода и результатов проектной деятельности:

а) качества разработки проекта;

б) качества получившегося продукта (учебного проекта или учебного исследования);

в) приобретенных в процессе индивидуального проектирования навыков.

- Положение о школьной конференции (фестивале) проектных и исследовательских работ.

- Положение о летней проектно-исследовательской практике.

- Методические рекомендации для педагогов и учащихся и др.

Ориентация на достижение образовательных результатов

ФГОС СОО предусматривает выполнение индивидуального проектакак особой формы организации деятельности обучающихся – разработки учебного исследования или учебного проекта: «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта».

Начинать работу необходимо с определения и доведения до понимания педагогов и обучающихся того, как будет происходить оценивание работы по выполнению индивидуального проекта. С этой целью в педагогический обиход вводится понятие «защита проекта». На уровне среднего образования защита проекта является вариантом промежуточной аттестации, которая должна быть максимально «прозрачной» и сопровождаться «внешней экспертизой». Чтобы обеспечить это, следует предложить старшеклассникам публиковать на сайте образовательной организации свой проект или исследование (включая черновики и промежуточные варианты), чтобы любой читатель (одноклассник, родители, учителя) мог оценить и степень самостоятельности работы, ее темп, ее качество. Публичная защита проекта предполагает его рецензирование специалистом и устную защиту на школьной конференции.

Кроме «внутренней экспертизы» (в самой образовательной организации) необходима «внешняя». Она нужна, чтобы регулярно контролировать объективность оценок. Для этой цели проектные и исследовательские работы, получившие в образовательной организации «хорошие» и «отличные» (особенно «отличные») оценки, направляются на различные федеральные или региональные конкурсы и конференции проектных и исследовательских работ. Это позволяет сравнивать оценки, которые старшеклассники получили при защите в своей организации, и результаты экспертизы незаинтересованных специалистов.

Организация деятельности

При организации работы над индивидуальным проектом следует учитывать требования ФГОС СОО:

– индивидуальный проект выполняется самостоятельно под руководством учителя (тьютора) (необходимы специально подготовленные педагоги);

– «выполняется по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов» (ученик определяет предметное поле проекта);

– «в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)» (необходимо определить «область деятельности»);

– индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет;

– индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;

– индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта;

– если учащийся выбрал форму проекта, то он должен учитывать, что проект может быть «информационным, творческим, социальным, прикладным, инновационным, конструкторским, инженерным».

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Опыт показывает, что при объеме профильных курсов в 300-500 часов за два года обучения (в зависимости от предмета), проектная и исследовательская деятельность не могут быть меньше еще 100 часов за два года (включая теоретический курс, консультации, организацию и проведения экспериментов и т. д.), иначе у учащихся формируется представление о «второстепенности» этой работы.

По новым стандартам индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Она должна быть организована таким образом, чтобы дать возможность диагностировать «результаты выполнения индивидуального проекта (учебного проекта или учебного исследования)», которые должны отражать:

– сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

– способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

– сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действия при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

– способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Эти образовательные достижения невозможно диагностировать, только опираясь на экспертизу РЕЗУЛЬТАТОВ проектной и исследовательской деятельности. Необходима экспертиза ПРОЦЕССА.

Важным организационным условием введения экспертизы процесса проектной и исследовательской деятельности является реализация принципа открытости. Образовательная организация может принять решение относительно целесообразности организации проектно-исследовательской деятельности как «открытого процесса», имея в виду, что все этапы этой деятельности отражаются (публикуются) на сайте образовательной организации. Это:

– процесс работы (включая черновики);

– результаты работы (текст исследования, продукт проекта);

– тезисы работы;

– презентация результатов;

– отзыв руководителя;

– рецензия;

– оценка экспертного совета («жюри») по критериям в баллах;

– общая оценка экспертного совета (дипломы и т. д.).

Обеспечение открытости процесса выполнения индивидуального проекта – задача руководителя работы.

Открытость процесса, в свою очередь, сыграет большую роль в правильно организованном общении старшеклассников в процессе подготовки проекта. Эта работа может быть организована в разных направлениях.

Например, в московской педагогической гимназии[19] старшеклассники участвуют в работе межпредметной проектно-исследовательской лаборатории (мастерской). Кроме того, специально проводятся межгимназические выездные практикумы, организованные вокруг различных проектных исследовательских проблем. Примером такого выездного практикума являются так называемые гуманитарные конференции в Царском Селе, которые проводятся с 2010 года. За шесть лет отработана технология проведения и рефлексии результатов этой формы работы. Еще одним примером организации работы в направлении открытости являются выступления учащихся со своими работами на различных федеральных или региональных конкурсах и конференциях. Само по себе это дает бесценный опыт общения, защиты своей позиции в незнакомой аудитории, участия в дискуссии, общения с экспертным сообществом, общения с незнакомыми сверстниками, интересующимися той же проблемой.

Важное место в институциализации проектной деятельности должна занять проектная (или учебно-исследовательская) практика старшеклассников[20]. Ключевой педагогический замысел практики заключается в том, чтобы объективно диагностировать способность обучающихся старших классов к самостоятельной проектной и исследовательской деятельности по предмету и выявить уровень владения навыками первичной исследовательской деятельности и наличие мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская практика обучающихся старших классов является логическим развитием программы универсальных учебных действий. Ключевой продукт практики – проведенное самостоятельно корректное исследование или самостоятельно подготовленный проект (новые по отношению к тем, которые готовятся под руководством педагога и представляются на внешнюю экспертизу). Представленные и выполненные на практике задания в целом ориентированы на развитие ранее сформированных у учащихся в ходе выполнения проектных и исследовательских работ учебных компетенций (умение отбора и анализа признаков; умение обосновать собственное отношение к исследовательской культуре; умение прогнозировать и корректировать исследовательскую деятельность и др.). Следовательно, практика помогает реализовать деятельностный аспект проектной и исследовательской культуры старшеклассников.

Для педагогической и дидактической поддержки практикантов на сайте образовательной организации может быть создан раздел «Практика» и предложены «Рекомендации». Вопросы, предложенные для рекомендаций:1. Выбор темы (Как найти тему для проекта / исследования?). 2. Постановка вопроса проекта / исследования (Как сфокусировать тему?). 3. Выдвижение гипотез и определение продукта (Какую работу нужно проделать, чтобы можно было решить проблему / выдвинуть адекватную гипотезу?). 4. Методы подтверждения / опровержения гипотез (в разных дисциплинах разная методология) и т. д.

Главным смысловым наполнением практики являются не формальные результаты в виде подготовленных продуктов, а те изменения, которые происходят с учащимися в ходе практики.

Практика должна быть завершена рефлексией. Следуя логике деятельностного подхода, важно учитывать роль рефлексии, которая выступает не только важным завершающим этапом деятельности, но и как бы «пронизывает» всю работу. Для администрации и педагогов-консультантов эта работа в виде реакций, мнений практикантов, их самоанализа выступает важным источником для аналитической оценки проведенной работы. В качестве рефлексии на этапе завершения практики старшеклассники могут оформить краткий рефлексивный отчет в свободной форме. В содержании рефлексивного отчета возможны ответы на вопросы: какие задачи перед вами стояли? какие были выполнены, а какие нет, почему? достигнута ли цель практики? что узнали нового? что получилось или не получилось? почему? что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось? и т. п.

В процессе практики может быть использована диагностическая карта процесса, которую заполняют и практиканты, и педагоги. При этом диагностическая карта находится перед глазами педагога и ученика, они вместе оценивают, что происходит, и строят планы своей деятельности.

В процессе организации и проведения практики педагоги могут придерживаться традиционных подходов к основным структурным компонентам проектной и исследовательской деятельности, каковыми являются: цель, мотив, предмет, действия, продукт, результат. Может быть разработан фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам практики. Для изучения сформированности умений и навыков учебно-исследовательской деятельности у старшеклассников в ходе практики будут определены уровни готовности к проектной и исследовательской деятельности (низкий, средний, высокий)[21].

В результате вырисовывается модель организации проектной и исследовательской деятельности, включающая четыре важных элемента:

– публичная и открытая «лаборатория» («мастерская») работы на сайте школы;

– система «внешней экспертизы» для проверки валидности результатов работы;

– выстраивание специально организованной коммуникации вокруг исследовательской деятельности;

– проектные и исследовательские практики как инструмент закрепления образовательных результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.023 с.)