Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика технологиидиалогового взаимодействия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалоговое взаимодействие использовали ещё в древности на уроках философии, такие известные философы как Аристотель, Платон и Сократ,они использовали диалог как средство истинного знания в своих беседах с учениками. Они считали, что диалог между индивидами является высшей формой их мыслительной деятельности, ведь при взаимном разговоре развивалось не только коммуникативные навыки, но и их умственная деятельность. Сократ использовал в своих учениях метод, который основывался на проведении беседы, спора междуиндивидами,через который онипознавали свои знания или то, чего они ещё не знают. То, над чем им стоит задуматься и осмыслить. Основой его учение было учиться задавать вопросы знающему тему, данный способ получил в современности понятие «Сократовский диалог», который входит в технологию диалогового взаимодействия. [ССЫЛКА] Платон в своих диалогах создавал проблему ситуации, в которойучастники демонстрировали умение выслушивать друг друга и умение защищать свою точку зрения и свои доводы, тем самым развивая в них способность критического мышления. [ССЫЛКА] Аристотель анализировал диалогкак технику и изучал его содержание. Он использовал диалог как методом обучения, «Аристотель учил риторике, которая тоже входила в систему образования. Считалось, что человек, не владея красноречием, ничего не сможет достичь в жизни. Поэтому в гимнасиях (школах древней Греции) ученики (это были мальчики) совершенствовались не только на спортивных аренах, но и в диалектике как искусстве спора, диалога[1].» На основе всего сказанного можно сделать вывод, что здесь зарождается сама идея использования диалога не только как мыслительного процесса, но и как важной составляющей образовательного процесса. Становление диалогового взаимодействия как технологии протекает медленно, но подобно вспышке. Само понятие «педагогическая технология» появляется лишь в конце 19 начала 20 века. ТОЛЬКО РИМСКИЕ Педагогическая технология – это совокупность используемый в образовательной процессе методов, умений, навыков для реализации учебного процесса на уроке. Слово технология применимо к сфере «человек-человек» и реализуется при их полном взаимодействии индивидов. [ССЫЛКА] Технология диалогового взаимодействия развивалась в разных странах, как пример, существовали школы взаимного обучения 1803 г. открытая отцом Жераром в Швеции, где диалоговое взаимодействие было основой обучения, такой путь обучения распространялся потом на всю Европу. Но спустя 20 лет данные образовательные учреждения были запрещены церковью, из-за боязни отлучения детей светским обществом, так как дети начали не по своему уму задавать взрослым вопросы. Так, история становлениядиалогового взаимодействия приостановилась. Лишь позже в 20 веках применение диалогового взаимодействия как технологии в педагогике рассматривалась уже известными педагогами такими как С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева и современником, который нам наиболее известен Татьяной Казачковой, и другими. Они разбирали характеристику технологии диалогового взаимодействия, влияние методики её применения на учеников. Чтобы лучше понять смысл данной технологиимы начнем изучение с основных понятий и плавно перейдем к её составляющим. Какое определение носит понятие «диалог»? Термин «диалог» очень многозначен. «В словарях оно обозначается двояко: как вид речи, характеризующийся ситуативностью (обстановка разговора), контекстуальностью (предыдущие высказывания), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером) – житейские беседы и разговоры… (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Н. И. Конюхов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.); [ССЫЛКА] как разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик (А. А. Бодалев, А. Д. Добрович, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Л. Д. Столяренко, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев и др. [ССЫЛКА]Второе значение диалога приравнивают к учебному диалогу[2].» В обычной беседе конечный результат может быть неизвестен, то в учебном диалоге педагог обязательно проектирует образ конечного итога. Диалог – с греческого означает разговор.Диалог в простом понимании представляет собой процесс, в котором индивиды через разговор между собой перенимали нужную им информацию. [ССЫЛКА] М.М. Бахтин – определял диалог как общение личностей, которые имеют свое определенно мнение, которое, в частности, может расходится со мнением других. Через высказывания своих точек зрения индивиды могли не только оспорить мнение другого, но поддать критике свое личное. [ССЫЛКА] Сухомлинский Василий Александрович под диалогом понимал, не только как одну из форм обучения, но и метод исследования личности обучающегося направленного на внутренний мир. [ССЫЛКА] Диалог на уроке по мнению Е.Н. Ильина – это общение, представляющее «творческую свободу» в разговоре на разные темы. [ССЫЛКА] ИМЯ ОТЧЕСТВО Колесников представлял диалоговое взаимодействие как элемент интеллектуальной деятельности, одна из форм мыслительного процесса мыслительной деятельности, выражающейся прежде всего в виде вопросно-ответных структур. [ССЫЛКА] Татьяна Казачкова писала, что «технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когдаодин говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной – работы в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.»(1) «Технология диалогового взаимодействия направленна на: - присвоение знания и приобретение опыта рационального использования его; - развитие способностей, знаний, умений инавыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда, так как одновременно эта технология обеспечивает условия для метапредметной направленности образовательного процесса[3].» Целью применения диалогового взаимодействия на уроках является формирование интеллектуальных компетенций у учащихся в информационном взаимодействии с учителем. Задачами технологиипо Л. В. Арьяевой является: осмысление и обобщение полученной информации, формирование собственного мнения и отношения к полученной информации, выработка учеников решать поставленные проблемные ситуации учителем, осуществлении рефлексии как учителя, так и ученика. [ССЫЛКА] Поэтому технология имеет ряд функций: обучающую, коммуникативную, развивающую индивидуально-личностные качества учеников, рефлексивную, когнитивную,и в основном - развивающуюуниверсальные учебные действия освоения урока. Основные виды диалогового взаимодействия: имитационный диалог, служащий для конкретной и четкой вопросно-ответной форме, обычно при проверке домашнего задания; диалог-обсуждение, используют уже в процессе учебной деятельности при обсуждении проблемных моментах, поставленных учителем или при проведении каких-либо итогов; диалог -познание уже реализуется как самоопределение учеником или учителем своих определенных позиций при прохождение учебного действия. Формы диалогового взаимодействия: индивидуальная, парная, групповая, «коллективная» - по определению Татьяны Борисовны Казачковой— это работа в парах,где меняется партнер. [ССЫЛКА] Многообразиевидов, форм, принципов технологий диалогового взаимодействия позволяет учителю осуществлять образовательныйпроцесс с ориентацией на индивидуальные способности каждого ребенка, с возможностьюсамостоятельного его погружения в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим и сопоставим этапы применения технологии диалогового взаимодействия на уроке по Л. В. Арьяевой и Т. Б. Казачковой: [ССЫЛКА] Этапы технологии по Л. В. Арьяевой: в первом этапе, структурирование содержания раздела или темы из выбранного учителем вида или формы, на втором этапе организуется взаимодействие ученика и учителя в постановке проблемы по учебной теме с опором на сделанное домашнее задание, позволяющее лучше приблизиться к новой теме, на третьем этапе учителем обозначается значимость темы используя эмоциональный фон, ставит проблемные вопросы, учащиеся накапливают информацию, на четвертом этапе – накопление, восприятие, осмысление, структурирование, обобщение учебной информацией. [ССЫЛКА] Этапы по Т. Б. КазачковоЙ. [ССЫЛКА] Первый этап: ввод учителем материала, работа учеников с информацией самостоятельно или в малых группах Второй этап: превращение изучаемой информации в знание, работа в парах для понимания Третий этап: проверка качества усвоения. Сделаем вывод, что авторы попытались структурировать поэтапно урок с применением диалогового взаимодействия, Л. В. Арьяева прописала его более подробно, но информативность и результативность обоих предложенных этапов находится на ровне. С применением технологии диалогового взаимодействия при различном структурирование получаем один итог- развитие необходимых педагогических результатов. [ССЫЛКА] Предлагаю рассмотреть классификации взаимодействий пары учеников по Т. Б. Казачковой, когдаих диалог строится при разных условиях обмена информацией. Первая группа технологийпредполагает диалог, построенный на передаче знания одного ученика другому: [ССЫЛКА] - «ТВЗ» – технология «Взаимообмен заданиями» - учиться работать по образцу; - «ТВТ» – технология «Взаимопередача тем» - учиться пересказывать текст своими словами, сохраняя смысл; - «ТСД» – технология «Сократовский диалог» - учиться задавать вопросы знающему тему; Вторая группа технологий предполагает диалог, построенный на совместном построениинового знания: - «ТОП» – технология «Обсуждения проблем» - поиск истины; - «ТСИ» – технология «Совместного изучения» - соотнесение своего мнения с другим в построении знаний; - «ТММ» – технология «Мурманская методика» - проверка качества усвоения материала Третья группа технологий предполагает диалог, построенный при взаимодействии парыучеников, когда каждый изучает свой текст, а другой ему помогает: - «ТРЧ» – технологии рефлексивного чтения; - «ТМР» – технология «Методика Ривина» (методика поабзацного чтения). Обратим внимание на то, что технологии диалогового взаимодействия отличаются: - целями и задачами ожидаемого результата; - алгоритмами работы и учителя, и ученика; - подбором и структурированием материала; - организацией контроля и учета качества приобретаемого знания; - организацией пространства взаимодействия в процессе учения. Технологий диалогового взаимодействия обеспечивает: - возможность каждому школьнику работать в своем индивидуальном ритме; - развитие способности преодолевать самостоятельно с опорой на партнера все возникающие трудности; - появление потребности самостоятельно оценивать уровень качества выстраиваемыхзнаний; - состояние необходимости учиться выбирать и нести ответственность за этот выбор; - готовность к осознанным поступкам и рефлексии своей деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.01 с.) |