Условия реализация технологии диалогового взаимодействия на урок истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия реализация технологии диалогового взаимодействия на урок истории



 

Содержание урока должно идти в соответствие с новым ФГОС ООО, который требует от учителя ориентации в педагогических технологиях.

Учитель использует на своем уроке различные технологии, помогающие в реализации учебной деятельности. Педагогические технологии – это алгоритм (упорядоченная совокупность) действий участников образовательного процесса, направленная на конечный результат. По факту, педагогическая технология предлагает проект образовательного процесса, который реализует учитель.

Каждая технология предлагает средства, приемы, методы реализации учебного процесса. Технология диалогового взаимодействия использует как основу - учебный диалог. Учебный диалог подразумевает взаимодействие между обучающимися и учителем, учеников с друг другом. На уроке истории учитель формирует представление о жизни общества в мире в разных временных отрезках. Целью применения технологии диалогового взаимодействия на уроке истории является развитие компетенций у учащихся.

Задачи технологии диалогового взаимодействия на уроке истории для учащихся:

- освоить знания и приобрести опыт для их использования в области исторической деятельности;

- развить компетенции, главной из которых является коммуникативная компетенция;

- развить умения, навыки работы с историческими документами;

- развить умения анализировать, обобщать и сравнивать информацию (пример, умение отличать стиль барокко и рококо в архитектуре и живописи);

- развить умение понимать связь истории с другими дисциплинами и учебными предметами

При использовании технологии диалогового взаимодействия на уроке истории ученики получают:

- развитие универсальные учебные действия (УУД);

- развитие стимула;

- самостоятельно находить пути решения, поставленной учителем проблемы;

- аргументировать свою позицию по отношению к своим одноклассникам при возникновении различных мнений и их столкновении;

- высказывать свою позицию по отношению той или иной исторической личности или события, подкреплять сказанное аргументами или предположениями;

- грамотно писать индивидуальные работы.

Н. М. Борытко выделил особенности, которые предполагает технология диалогового взаимодействия:

- все участники процесса равны перед друг другом;

- учащиеся стремятся доверять друг другу;

- проявление искренности и переживания;

- участники во время диалога активно используют вербальные и невербальные средства общения. [ССЫЛКА]

В случае использования технологий диалогового взаимодействия учитель придерживается принципов:

- совместно с учащимися погружаться в процесс самообучения и самовоспитания;

- не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующиесамостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем;

- ведущей организующей силой является не взаимодействие пары «учитель-ученик», апара «ученик-ученик»[8].

Для реализации технологии диалогового взаимодействия учитель должен придерживаться ряда правил.

Не оставлять без внимания ответы каждого ученика, каждый должен быть услышан, каждый имеет право высказаться. Организовать благоприятную среду для реализации обр. процесса. Составить план урока, направленный на развитие у детей коммуникативных компетенций. При планировании урока учитель должен думать об ограничениях по времени, должен рассчитать, временя на каждый этап урока, а так же учесть собственную деятельность. Подготовить свою речь. Подготовка речи учителя влияет на организацию учебного процесса.На уроках истории важно уметь не только правильно вести письменный отчет, но вести грамотную, четкую речь.

На уроках истории учащиеся должны научиться давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, государства, выявлять причинно-следственные связи. Овладеть этим умением им могут помочь различные памятки – алгоритмы, в которых указаны пошаговые действия. Пользуясь ими, ученик легко даст как устный, так и письменный ответ. Использование схем, опорных конспектов и сигналов облегчает учащимся составление связного, логичного изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи. Для достижения прочности овладения этим умением работа должна быть системной. Только тогда новый навык прочно закрепится в сознании школьника, и он сможет составлять рассказ логично, плавно, без ненужных пауз.

Учителю важно оставаться рациональным в преподавании истории детям. История предмет вечных споров и мнений. На каждый вопрос ученика должен быть подобран правильный ответ, опирающийся на различные труды историков с разных точек их восприятия Истории. Но и источники должны поддаваться критике. Реализовывать данный урок очень сложно.

Краткий пример реализации применения диалогового взаимодействия на уроке возьмем тему: «Иван Грозный – великий царь или кровавый тиран», учитель дает детям задание в парах, одному дает характеристику Ивана VIcположительной стороны, другому с отрицательной.Ученики, ознакомившись с полученным материалом вступают в дискуссию, где каждый отстаивает свою точку зрения, важно в этот момент создать учителем благоприятную среду и научить детей уважать и слушать друг друга. ЭТО УЖЕ БЫЛО!

Образование благоприятной среды влияет на организацию учебной деятельности, только в комфортной обстановке можно достичь высоких результатов личностных качеств учеников, развитие взаимоуважения, критически мыслить и грамотно ставить свою речь при аргументациив какой-либо сфере знания.

Таким образом, технологии диалогового взаимодействия:

- позволяют реализовать возможность продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями, без перехода на индивидуальное обучение;

- формируют потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передаватьинформацию;

- обеспечивают высокую интенсивность обучения;

- повышают интеллектуальный уровень и культуру, формируют навыки социального иделового общения;

- формируют приоритет образованности;

- предоставляют возможность ученику внутри одного учебного заведения выбиратьвремя, место, вид деятельности, продолжительность работы, учителя, содержание курсов,необходимое ему направление обучения и любое углубление в нем;

- позволяют осуществить перспективное обучение с учетом достижений и требованиймирового уровня в контексте информационных технологий;

- создают условия для естественного развития творческих способностей учащихся;

- улучшают здоровье школьников.

Важную роль в организации учебного процесса играют учет и контроль знаний учащихся. Важно в реализации технологии и знания самого преподавателя Учителю нельзя работать со школьниками по данной методике без достаточной собственной подготовки. Необходимо научиться отбирать тексты, составлять к ним задания и алгоритмы работы, ставить дидактические задачи, понимать, на какие навыки школьников уже можно опереться, а какие еще надо формировать и развивать при изучении данного текста.

В методических объединениях учителей можно организовывать изучение статей изжурналов, брошюр, пособий по методике Ривина. Тогда учителя будут усваивать изучаемыйматериал и получат навык работы в парах…

Чтобы добиться высокого интеллектуального уровня работы, необходимо систематически использовать технологии диалогового взаимодействия и желательно навык делового общения отрабатывать в постоянной паре[9]

Методика имя Ривина – это методика, суть которого состоит в изучении текстов в диалоге, которая подходит как для учителя, так и для учеников. Работа с содержимым текста, позволяет ученикам ил учителю разделить его на абзацы, найти непонятные моменты в тексте, записать вопросы к абзацу, ответить на них и пересказать текст. Лучший эффект дает в парах сменного состава

Для подтверждения эффективности применения на уроке истории технологии диалогового взаимодействия был проведен среди 10 учителей- историков г. Прокопьевска, которых попросили на протяжении 3 месяцев использовать технологию диалогового взаимодействия на проводимых ими уроках истории, и на основе опроса рассказать результативность развития у детей коммуникативных компетенций. (Анкета /опросник в приложение а сюда описание выборки, какие учителя, сколько по какому принципу проводился опрос)

Рисунок 1 – Результаты опросаразвития коммуникативных компетенций у обучающихся

По результатам опроса, 8 учителей указали успешность (80%) применения технологии диалогового взаимодействия в учебном процессе, лишь двое указали удовлетворительный результат (20%), раскрыв проблемы в общении среди учеников и скорее проблему ведения урока. Чем доказывает, что реализация урока строится и на готовности к занятию самого учителя.

Реализация технологии в учебной деятельности должны способствовать как ученики, так и учитель.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.008 с.)