Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности одаренных детей
Несмотря на серьезные исследования в области одаренности, в настоящее время нет единой точки зрения на данный феномен. Существуют разные трактовки и концепции одаренности. Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. «В настоящее время выделяют целый ряд особенностей и сложностей развития одаренных детей и подростков. Далее приведем трудности развития одаренных: 1. Стремление к совершенству (перфекционизм). 2. Чувство неудовлетворенности. 3. Постановка нереалистичных целей. 4. Сверхчувствительность. 5. Потребность во внимании взрослых. 6. Нетерпимость» [12, с. 84]. «Сложные личнoстно-пoведенческие аспекты одаренного ребенка можно продолжить наличием у него таких качеств как эгоцентризм, неспособность принять точку зрения, взгляд другого человека, неприязнь к школе – в случае неинтересной образовательной программы, отсутствие культуры диалога, желание закончить мысль собеседника, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если он делает ошибки или неправильно ставит ударение, стремление всегда быть правым в споре и др.» [8, с. 63]. Все вышеперечисленное нередко приводит к тому, что одаренные дети нередко имеют сложности во взаимоотношениях со сверстниками, основанные на не сформированности социальной рефлексии, неадекватной самооценке, недостаточно развитых коммуникативных навыков, трудностях в нахождении близких по духу друзей и др. «Одарённые дети к своим возрастным проблемам имеют ещё и индивидуальные особенности, которые обнаруживаются в процессе различных видов деятельности: – поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, что определяет избирательность творческого научения; – особая форма решения проблем – обнаружение скрытых, не заданных явно элементов и отношений, оригинальность в решении задач – непохожесть, нестандартность; – неожиданность – оценочная функция всех сложных психологических структур, – постановка вопросов приобретает структуру гипотез, что носит исследовательский характер» [14, с. 104]. Среди микрофакторов, влияющих на развитие одаренности, особое место занимает коллектив. Человек – существо биосоциальное. Он рождается, живет и умирает по законам биологии. Но человек живет в обществе, и поэтому его социальной сутью является личность. На всех этапах онтогенеза роль общения, коллектива чрезвычайно важны для развития личности. Особенно это актуально для подросткового возраста. О роли социума для становления личности неоднократно писали как в отечественной, так и в зарубежной психологии [4, с. 12].
В различных исследованиях рассматривается связь социальной идентификации с глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, в самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны референтных групп и общностей. «Отсутствие благополучных эмоциональных отношений в семье и в коллективе наносит эмоциональной сфере ребенка невосполнимый ущерб, делая ее во многих отношениях дефектной. Так как в этом случае не удовлетворяются базовые потребности: потребность ребенка в защищенности, в безусловном принятии близкими людьми, потребность в принадлежности к группе. Отсутствие сердечных, добрых отношений приводит к тому, что ребенок не приобретает опыт человечности, не осознает и не ощущает его ценность, не владеет этим типом отношений. Это может сказаться на его дальнейшей судьбе, когда сфера интеллектуальной деятельности – наука станет для него фактически убежищем, вытеснив из жизни все, в том числе и человеческое счастье. В результате у одаренного человека возникает склонность к эскапизму – бегству от «ненаучных» житейских проблем» [13, с. 91]. Перегруженная интеллектуально, но неразвитая психика требует отдыха, отсутствие же навыков общения затрудняет психическую разгрузку. Существуют различные понятия адаптации. Во многих определениях доминирует роль приспособления личности к среде, коллективу, деятельности. «Американские психологи пишут, что в обычных классах школ, где не уделяется должного внимания талантам, одаренные дети могут находиться на одном из четырех уровней. «На первом уровне – выживания – ребенок лишь физически присутствует и отчаянно борется за самосохранение. Громадная психологическая энергия у него уходит на сохранение своего «я» во внешне враждебном окружении. На втором уровне – обороны – ребенок сохраняет самовосприятие, найдя собственную «нишу безопасности», тратя массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как угроза. На третьем уровне – уверенности – одаренный ребенок находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, развитие и учебу и лишь незначительную ее долю – на приспособление. Четвертый уровень – процветание – конечная цель для одаренных детей и их родителей. В таком психологическом климате одаренный ребенок может почти всю энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям» [9, с. 78].
По мнению А.Г. Асмолова одаренных детей можно отнести к неадаптантам. Ученый предложил метафорическую модель, включающую три группы неадаптантов: аномалы, асоциалы, одаренные дети, которую он назвал «Бермудским треугольником», находящемся в «море» образования. Все эти дети относятся к группе риска [1, с. 683]. Вершины треугольника подвижны. Одаренные дети при неблагоприятных условиях могут перемещаться либо в группу асоциальных детей, либо в группу аномальных. «При этом дезадаптированные одаренные дети теряют свою уникальность. Одаренные дети обладают рядом особенностей, затрудняющих общение с окружающими людьми, а также адаптацию в коллективе сверстников. К таким особенностям относятся: стремление прервать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек» [11, с. 56]. «Стремление прервать собеседника может быть связано с высоким интеллектуальным развитием ребенка. Такие дети схватывают мысль на лету и стремятся продемонстрировать свое понимание» [5, с. 422]. Таким образом, «перебивающий» ответ связан с высокой скоростью восприятия у одаренных детей. Отмеченное поведение одаренного ребенка может быть также объяснено результатами современных исследований в области биохимических и биофизических процессов мозга. В соответствии с теорией, объясняющей телепатию – передачу мыслей на расстоянии, одаренный ребенок может воспринять мысль говорящего прежде, чем тот выразит ее словами. При этом ребенок полагает, что собеседник воспринимает и обрабатывает информацию с такой же скоростью. Привычка поправлять других может быть связана со стремлением установить истину, а также может быть объяснена желанием помочь говорящему исправить допущенную им ошибку. Издевка, высмеивание окружающих могут быть связаны с неблагополучием одаренного ребенка в коллективе, который является для них источником боли и страдания. Одаренные дети стремятся отомстить обидчику, в качестве оружия они выбирают слово. При этом, обладая богатым словарным запасом и острым восприятием уязвимых сторон другого человека, они наносят болезненные удары противнику. Одаренные люди обладают особой чувствительностью, что делает их непохожими на других и зачастую вызывает непонимание, неприязненное отношение к ним [9]. К тому же одаренные люди, по мнению В.А. Петровского характеризуются неадаптивной активностью [15, с. 87]. Неадаптивная активность связана с тем, что одаренный человек не должен быть полностью адаптированным в социуме, он должен быть как бы частично адаптированным, иначе он не почувствует грядущих изменений. У него должен быть небольшой внутренний дискомфорт, который вызывает тревогу и, в соответствии с динамической теорией В.А. Дружинина, у него возрастает поисковая, творческая активность.
Как отмечает Э. Ландау, одаренность требует мужества []. Одаренный ребенок похож на бегуна на длинной дистанции, который бежит быстрее всех, далеко впереди. Но часто именно по этой причине (он отличается от других) его отвергает группа и он одинок. Возможны два пути в решении этой проблемы. Первый связан со стремлением ребенка отказаться от своей одаренности, чтобы стать как все и тогда он будет принят группой. Второй – быть мужественным, сохранить и развивать свою уникальность и двигаться вперед. Но в этом случае ему нужно помочь, чтобы он не отказался от своей одаренности. Одаренные люди интуитивно или сознательно чувствуют зарождающиеся изменения в культуре, в науке, становятся предвестниками этих изменений. Итак, одаренные школьники представляют собой отдельную категорию дезадаптированных подростков в неоднородной образовательной среде школы. В психологической литературе исследуются следующие причины уязвимости одаренных детей: стремление к совершенству (перфекционизм); чувство неудовлетворенности; нереальные цели; гиперчувствительность; повышенная потребность во внимании взрослых, непереносимость. Очень серьезные проблемы возникают у одаренных детей с заниженной самооценкой: их поведение характеризуется нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в себе, которые формируют чувство зависимости, препятствуют развитию инициативы и самостоятельности в действиях и суждениях. «А.М. Прихожан отмечает следующие факторы уязвимости дезадаптированных одаренных подростков: невротизм, межличностная зависимость, внешние факторы, которые могут предрасполагать к тревожной реакции на стрессовые жизненные ситуации» [17, с. 34]. «Признаки дезадаптации одаренных подростков могут проявиться в результате так называемого «кризиса одаренности». Среди наиболее опасных из них – кризис, получивший в обиходе очень точное название – «звездная болезнь». В «звездном» самосознании одаренных учеников наряду с нарциссизмом возникает чувство величия, высокомерия и стойкого превосходства над другими, что провоцирует проблемы в общении со сверстниками и, как следствие, дезадаптация» [7, с. 9].
Таким образом, одаренным детям сложно адаптироваться в коллективе. Это связано как с психологическими особенностями одаренных учеников, так и с отношением общества к одаренной личности. Для успешной адаптации одаренных учеников в коллективе необходима их психологическая поддержка, воспитание у одаренных детей качеств, необходимых для успешного общения; а также создание условий в образовательном пространстве с учетом их особенностей и потребностей. Дезадаптированное поведение одаренных учеников чаще всего проявляется как девиантное поведение, основанное на гиперактивности. К специфическим характеристикам дезадаптированных одаренных подростков относятся: перфекционистские установки в виде нереально высоких стандартов активности и запрета на ошибки, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, неуважительное отношение к «обычным» сверстникам.
Выводы по главе 1 Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Перечисленные виды одаренности в данной работе проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Одаренным детям сложно адаптироваться в коллективе. Это связано как с психологическими особенностями одаренных учеников, так и с отношением общества к одаренной личности. Для успешной адаптации одаренных учеников в коллективе необходима их психологическая поддержка, воспитание у одаренных детей качеств, необходимых для успешного общения; а также создание условий в образовательном пространстве с учетом их особенностей и потребностей. Дезадаптированное поведение одаренных учеников чаще всего проявляется как девиантное поведение, основанное на гиперактивности. К специфическим характеристикам дезадаптированных одаренных подростков относятся: перфекционистские установки в виде нереально высоких стандартов активности и запрета на ошибки, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, неуважительное отношение к «обычным» сверстникам.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.017 с.) |