Сущность и виды одаренности у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и виды одаренности у детей



«Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)» [3, с. 31].

Ответить на вопрос есть ли у ребенка способности, одарен ли он можно только в ходе пролонгированного наблюдения за ним в процессе деятельности, воспитание и обучения. При этом важно помнить, что до младшего школьного возраста очень сложно отличить наученность от способностей и одаренностей. Начиная с младшего школьного возраста провести такую дифференцирую более реально. Таким образом ключевой проблемой ранней диагностики одаренных детей является сложность отличить реальное проявление признаков одаренностей от возрастных особенностей (например, формированного развития). Например, хорошая ориентация ребенка в окружающем мире, эрудированность ребенка не является доказательством устойчивой особенности на следующих возрастных этапах. Сигналами о наличии способностей и ранней одаренности у детей может служить и стремления ребенка к творчеству, самовыражению через творчество, но это опять такие не гарантия будущей одаренности [7, с. 9].

Ряд психолого-педагогических исследований также подтверждает тезис о том, что даже реально проявленная одаренность может с возрастом угаснуть, т.к. ее развитие не может 100% прогнозироваться. Одним из показателей одаренного ребенка является такая ситуация, когда ребенок обладает выдающимися способностями в каком-то одном виде деятельности и уровень этих способностей резко выше, чем у сверстников, но при это в других видах деятельности одаренный ребенок не отличается от других детей коллектива. Но к этой особенности стоит добавить и целый комплекс психолого-педагогических характеристик, которые отличают одаренных детей от детей условной нормы. К таким психолого-педагогическим характеристикам можно отнести высокий уровень любознательности и любопытства, стремлению к исследованию окружающего мира, экспериментированию.

Психофизиологические и медицинские исследования подтверждают высокую умственную активность одаренных детей повышенной биохимической и электрической активностью мозга.

«Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями» [16, с. 105].

Что заставляет взрослого обратить внимания на ребенка и задуматься о наличии у него способностей, одаренности или таланта? В первую очередь, чаще все это высокий уровень активного и пассивного словаря ребенка. Также такие дети строят сложные синтаксические конструкции, обладают навыками постановки вопросов.

Еще одним маркером одаренных детей является то, что они с удовольствием и интересом читают энциклопедии и словари, придумают собственные слова, которые, по их мнению, более точно выражают понятия, чувства и т.д., отдают предпочтение интеллектуальным играм с высоким уровнем сложности.

«Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений. Педагогу, как и родителям, очень важно рассмотреть, увидеть искорки способностей и одаренностей, создать условия для поддержки и развития» [10, с. 34].

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

К выделенным видам одаренности относятся следующее.

1. «Художественная одаренность. «Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников» [6, с. 87].

2. «Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.  «Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко» [5, с. 421].

3. Творческая одаренность. «Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность, является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано» [12, с. 83].

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

– отсутствие внимания условностям и авторитетам;

– большая независимость в суждениях;

– тонкое чувство юмора;

– отсутствие внимания к порядку и организации работы;

– яркий темперамент.

4. «Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.» [2, с. 55].

«Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности» [19, с. 2]. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решение; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения и др.

Таким образом, одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Перечисленные виды одаренности в данной работе проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.007 с.)