Административно-правовой статус политических партий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовой статус политических партий



С 1996 года, ставшего знаковым моментом в новейшей политической истории Беларуси, начался и новый этап в деятельности белорусских политических партий. Достаточно сказать, что после перерегистрации политических партий и общественных объединений, проведенной в 1999 году, в Беларуси осталось пятнадцать политических партий (в начале 1999 года их было двадцать семь) [55, с. 248]. Таким образом, регистрирующие органы стали более тщательно регламентировать деятельность общественных объединений.

Согласно Закону Республики Беларусь «О политических партиях» от 5 октября 1994 г. № 266-ХII, политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах [12].

Союзом (ассоциацией) политических партий (далее – союз) является добровольное объединение политических партий, создаваемое для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов. Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями. Гражданам Республики Беларусь предоставлено право на свободу объединения в политические партии.

Политические партии, союзы действуют на основе принципов свободы объединения, демократизма, законности, гласности, самоуправления и равноправия всех политических партий, союзов. Правовую основу их деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О политических партиях» и иные акты законодательства. Политические партии осуществляют свою деятельность согласно их уставам и программам.

В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования общественного объединения в политическую партию.

Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение о создании политической партии, утверждают ее название и устав, принимают программу и избирают органы политической партии [12].

В Республике Беларусь согласно Закону Республики Беларусь «О политических партиях» допускаются преобразования общественного объединения в политическую партию высший орган общественного объединения принимает решения о преобразовании общественного объединения в политическую партию, преобразовании организационных структур этого общественного объединения в организационные структуры политической партии либо об их ликвидации, о порядке распоряжения денежными средствами и иным имуществом общественного объединения в связи с преобразованием его в политическую партию. После принятия указанных решений высший орган общественного объединения приобретает статус высшего органа политической партии и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях» [12].

К моменту принятия решения о преобразовании в политическую партию общественное объединение не должно являться учредителем коммерческих организаций, за исключением тех, на которые возложены функции редакции средств массовой информации.

При создании политической партии путем преобразования общественного объединения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Что качается учредительного документа, то им является устав политической партии. Устав политической партии должен быть открытым для всеобщего ознакомления.

Устав в себе содержит:

• полное и сокращенное название политической партии, союза;

• цели, задачи, предмет и методы деятельности политической партии, союза;

• условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, союзе, права и обязанности членов, а также порядок их учета;

• порядок управления деятельностью политической партии, союза; название, состав, порядок избрания, порядок и периодичность созыва, сроки полномочий органов политической партии, союза, органов организационных структур политической партии и их компетенцию; порядок принятия и обжалования решений органов политической партии, союза, органов организационных структур политической партии;

• источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества политической партии, союза, права их органов по распоряжению имуществом, пределы распоряжения имуществом политической партии ее организационными структурами;

• порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав политической партии, союза, а также в программу политической партии;

• порядок реорганизации и ликвидации политической партии, союза и порядок использования имущества, оставшегося после ликвидации политической партии, союза;

• юридический адрес политической партии, союза (место нахождения руководящего органа);

• структуру политической партии, условия и порядок создания и прекращения деятельности ее организационных структур (только для устава политической партии) [12].

В уставе политической партии могут содержаться и иные положения, которые касающиеся создания и деятельности политической партии, союза и не противоречащие законодательству. В уставе политической партии, а также в её программе не допускается указание на превосходство какой-либо расы, национальности, религии или социальной группы.

Высшим органом политической партии является съезд. Данный орган осуществляет следующие полномочия:

• утверждает название и устав политической партии;

• избирает руководящий орган политической партии, осуществляющий в период между заседаниями (созывами) высшего органа политической партии, союза руководство деятельностью политической партии;

• избирает контрольно-ревизионный орган политической партии, осуществляющий внутреннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности политической партии, союза, а также внутренний контроль за соответствием деятельности политической партии, союза законодательству и их уставам;

• вносит в устав политической партии изменения и (или) дополнения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

• принимает решения о реорганизации или ликвидации политической партии, если иное не предусмотрено настоящим Законом;

• принимает иные решения, обязательные для всех органов и членов политической партии [43, с. 86].

Съезд принимает программу политической партии, вносит в нее изменения и (или) дополнения, состоит не менее чем из трех членов политической партии и не менее чем из трех членов политических партий, входящих в союз.

Съезд политической партии в период между заседаниями (созывами) высшего органа политической партии имеет право вносить в устав политической партии изменения и (или) дополнения, связанные с переменой юридического адреса политической партии (места нахождения руководящего органа) либо обусловленные изменениями в законодательстве.

Организационные структуры политической партии в соответствии с уставом политической партии, структурными подразделениями которой они являются, могут наделяться правами юридического лица [53, с. 128].

Высшим органом организационной структуры политической партии в соответствии с уставом политической партии является конференция, общее собрание или иное собрание.

Высший орган организационной структуры политической партии:

• избирает в порядке, определенном уставом политической партии, руководящий орган организационной структуры, осуществляющий в период между заседаниями (созывами) высшего органа организационной структуры руководство ее деятельностью;

• избирает контрольно-ревизионный орган организационной структуры;

• принимает решения, обязательные для органов организационной структуры и состоящих в ней членов политической партии.

Политические партии имеют фиксированное членство.

Членами политических партий могут быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста [12].

Членство в политической партии не может быть ограничено по признаку профессиональной, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола и имущественного положения, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой и шестой настоящей статьи.

Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий.

Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий.

Член политической партии имеет право свободного выхода из политической партии. Гражданин Республики Беларусь может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять на партийном учете только в одной организационной структуре этой политической партии, как правило, по месту жительства. Члену политической партии в порядке, определенном уставом политической партии, выдается документ, подтверждающий его членство в этой политической партии [12].

Согласно Закону Республики Беларусь «О политических партиях» политическая партия проходит государственную регистрацию, которая осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь (далее – Министерство юстиции). Гимн, значок, вымпел, галстук подлежат государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией политической партии, союза или отдельно от нее в порядке, установленном для государственной регистрации политической партии, союза [12].

Государственная регистрация флагов, эмблем, нагрудных и опознавательных знаков политической партии, союза осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации официальных геральдических символов.

Хотелось бы также отметить, что политические партии наделены некоторыми правами.

Со дня их государственной регистрации имеют право:

• свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

• пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

• учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

• проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством;

• защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

• участвовать в выборах в порядке, установленном законодательством;

• поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами (ассоциациями);

• создавать союзы. Однако этот перечень не является исчерпывающим [12].

В Республике Беларусь ведётся надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов политическими партиями, союзами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Контроль за соответствием деятельности политических партий, союзов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам осуществляется Министерством юстиции.

Контроль за соответствием деятельности организационных структур политических партий Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам политических партий осуществляется соответствующими управлениями юстиции. Должностные лица Министерства юстиции и соответствующих управлений юстиции в пределах своих полномочий имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых в уставных целях политическими партиями, их организационными структурами, союзами, запрашивать и получать информацию по вопросам их уставной деятельности и о численности политических партий, их организационных структур, составе союзов, знакомиться с их документами и решениями [56, с. 287].

Важно отметить, что за нарушение Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О политических партиях», иных актов законодательства и (или) устава в отношении политической партии, союза могут быть применены следующие меры ответственности:

• письменное предупреждение;

• приостановление деятельности политической партии, союза;

• ликвидация политической партии, союза.

Политическая партия, союз, причинившие вред личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, обязаны возместить его в порядке, установленном законодательством. Законодательными актами о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму в отношении политических партий, союзов могут устанавливаться иные меры ответственности и порядок их применения.

В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2020 года зарегистрировано 15 политических партий:

1. Белорусская аграрная партия;

2. Белорусская партия «Зелёные»;

3. Белорусская партия левых «Справедливый мир»;

4. Белорусская патриотическая партия;

5. Белорусская социал-демократическая партия (Грамада);

6. Белорусская социально-спортивная партия);

7. Коммунистическая партия Беларуси;

8. Консервативно-Христианская Партия – БНФ;

9. Либерально-демократическая партия;

10. Объединённая гражданская партия;

11. Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада»;

12. Партия БНФ (Белорусский Народный Фронт);

13. Республиканская партия;

14. Республиканская партия труда и справедливости;

15. Социал-демократическая партия Народного Согласия [портал президента].

Таким образом, политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Гражданам Республики Беларусь предоставлено право на свободу объединения в политические партии. Политические партии, союзы действуют на основе принципов свободы объединения, демократизма, законности, гласности, самоуправления и равноправия всех политических партий, союзов.

В настоящее время политические партии находятся перед важным для своей политической судьбы выбором. Складываются определенные предпосылки для изменения их статуса и привлечения к ним общественного внимания.

 

 

3.3 Административно-правовой статус благотворительных организаций (фондов)

 

В Республике Беларусь законодательство, регулирующее благотворительность представлено различными нормативными актами, в которых реализованы различные, иногда конфликтующие между собой, подходы к регулированию благотворительной деятельности. Отсутствует системный, комплексный подход к регулированию различных видов благотворительной деятельности: благотворительные пожертвования, спонсорская помощь, волонтёрская деятельность и другие. За исключением сферы культуры и спорта, законодательство выполняет сдерживающую, а не стимулирующую функцию развития благотворительной деятельности.

В законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение «благотворительность», на наш взгляд, оно требует легального закрепления в нормативно правовом акте.

Под благотворительностью следует понимать – добровольную и бескорыстную (безвозмездно или на льготных условиях) деятельность физических и юридических лиц по предоставлению благотворительной помощи.

Главной чертой благотворительности является непринуждённый и свободный выбор вида, места и времени оказания помощи [57].

Как показывает практика стран СНГ, там благотворительные организации нашли свое закрепление в соответствующих Законах. На сегодняшний день во многих странах выделяются организации, цели деятельности которых связаны с общественным благом. Путем предоставления данным организациям дополнительных преимуществ государство поддерживает и развивает эту деятельность. Эти организации могут иметь разные названия, такие как «организации, освобожденные от уплаты налогов», «благотворительные организации», «организации общественного блага», однако основным критерием их выделения являются преследуемые ими цели.

В Республике Польша согласно статье 2 Закона от 24 апреля 2003 г. «О деятельности общественной пользы и волонтёрстве» общественно полезной деятельностью является деятельность на благо общества, осуществляемая неправительственными организациями в сфере публичных заданий, определенных в законе. Широко очерчена сфера публичных задач, среди которых находятся в том числе социальная помощь, благотворительная деятельность, помощь людям с ограниченными возможностями, защита прав потребителей, экология и защита зверей, поддержание национальных традиций и развитие национального, гражданского и культурного самосознания, деятельность в пользу национальных меньшинств [25].

В Российской Федерации последние изменения в законодательстве позволяют вести речь о введении института социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность. Пунктом 21 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются «некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, религиозных организаций) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также другие виды деятельности, предусмотренные статьей 311 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [24].

Законодательство Республики Беларусь в области общественно полезной деятельности (далее – ОПД) характеризуется отсутствием четкого регулирования данной области правоотношений, разрозненностью нормативных правовых актов. В первую очередь следует отметить отсутствие легального определения большинства понятий, относящихся к сфере благотворительности («благотворительная деятельность», «гуманитарная деятельность», «благотворительная организация», «общественно полезная деятельность», «общеполезные цели» и другие), спонсорства.

Законодательство Республики Беларусь в области ОПД характеризует:

• наличие чрезмерно зарегулированного механизма правового регулирования отношений в сфере безвозмездной (спонсорской) помощи;

• смешение понятий «спонсорства» и «благотворительности»;

• использование двух противоположных подходов к регулированию целей безвозмездной помощи: установлением исчерпывающего перечня запрещенных целей для оказания безвозмездной помощи и исчерпывающего перечня разрешенных целей;

• ограничение прав доноров осуществлять благотворительную деятельность закрытым перечнем целей;

• законодательные ограничения по деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО), например, запрет на занятие предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них), отсутствие в законодательстве упоминания НКО, преследующих общественно полезные цели, благотворительных организаций;

• отсутствие четкой регламентации порядка аккумулирования благотворительной и спонсорской помощи на благотворительных счетах, выборочная регламентация права капитализации указанной помощи на депозитах, размещения их в ценных бумагах для получения дополнительного дохода для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций (исключение сделано для спортивных организаций);

• отсутствие правового механизма создания целевого капитала НКО, местных фондов, аккумулирующих средства для дальнейшего их распределения между получателями благотворительной помощи;

• ограничения по осуществлению предпринимательской деятельности НКО (исключение сделано для спортивных организаций);

• отсутствие регламентации деятельности спонсоров; отсутствие четкого правого регулирования деятельности волонтеров.

В законодательстве отсутствуют единые подходы по государственной поддержке общественно полезных организаций (далее – ОПО). Такая поддержка оказывается отдельным приоритетным в определенный период времени отраслям, к которым в настоящее время относятся отдельные спортивные организации и организации культуры. При этом, для таких организаций также устанавливаются не идентичные формы государственной поддержки [58, с. 156].

Большинство стран Европы имеют организации в виде фондов, которые относят не к общественным объединениям (организациям) в узком значении, а к организационной форме некоммерческих организаций.

Такой же подход мы можем отметить в ГК Республики Беларусь, которым в качестве некоммерческих организаций закреплены такие организационно-правовые формы, как фонд и учреждение (ч. 4 ст. 46 ГК Республики Беларусь) [2]. В сфере имущественных отношений фонды и учреждения поставлены в один ряд с общественными объединениями и религиозными организациями и соотносятся с некоммерческими организациями вообще, как частное с общим. ГК дает следующее определение фонда – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда (ст. 118). Статьей 120 ГК учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично [2].

В Беларуси работает около четырёхсот благотворительных организаций. В числе самых авторитетных – Общественное объединение «Белорусский фонд милосердия и здоровья», который является членом Международного фонда милосердия и здоровья, Европейского союза обществ милосердия [портал президента].

В Республике Беларусь следует на законодательном уровне закрепить деятельность благотворительной организации в Законе Республики Беларусь «О благотворительной деятельности» в котором должны содержаться:

• общие положения благотворительной организации;

• аккредитация благотворительных организаций;

• условия и порядок осуществления деятельности благотворительной организации;

• заключительные положения.

Закон создаст основы правового регулирования благотворительной организации, определит ее основные цели и будет гарантировать поддержку со стороны органов власти ее субъектам, создаст условия для широкого распространения и развития этой деятельности путем экономического стимулирования и морального поощрения субъектов, участвующих в ней.

Реализация норм Закона будет способствовать увеличению роли благотворительных организаций, иных субъектов общественно полезной деятельности в общественной жизни, стимулированию и повышению эффективности их полезной деятельности, установления прозрачности и подотчетности их обществу [55, с. 200].

Некоторое время спустя Правительству Республики Беларусь вносилась на рассмотрение Концепция «Об общественно полезной деятельности», однако своего закрепления она так и не получила [проект концепции].

Подводя итог, можно сказать, что в Республике Беларусь благотворительные организации, фонды успешно осуществляют свою деятельность. Однако закрепление на законодательном уровне благотворительных организаций позволит им более чётко, с соблюдением всех основных условий осуществлять благотворительную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.061 с.)