Глава 2 порядок создания, регистрации, прекращения деятельности общественных объединений. Контроль за их деятельностью в республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 порядок создания, регистрации, прекращения деятельности общественных объединений. Контроль за их деятельностью в республике Беларусь



 

Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения [40, с. 55]. Общественные организации выступают в роли столпов гражданского общества. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий). Право граждан на объединение предусмотрено статьёй 36 Конституции Республики Беларусь [1]. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2020 года зарегистрировано 15 политических партий, 25 профсоюзов, 2 тыс. 995 общественных объединения [41].

Важнейший принцип общественных объединений – добровольность формирований. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также право вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.

Общественным объединением признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке, которые объединились на основе общности своих интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Их создание направлено не на извлечение прибыли, а на развитие политической активности и самостоятельности граждан, защиту социально-экономических, личных прав и свобод, охрану здоровья населения, вовлечение в занятие массовым спортом и физической культурой, укрепление дружбы между народами, а также на осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством [42, с. 27].

Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Граждане имеют право создавать общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также право вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Созданные гражданами общественные объединения должны быть зарегистрированы, после чего они поучают права юридического лица. Заинтересованность указанных лиц в совместном решении задач данного объединения оформляется в виде индивидуального заявления или документа, позволяющего учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как его членов [43, с. 123].

Общественные объединения по общему правилу создаются по инициативе не менее десяти граждан Республики Беларусь в возрасте восемнадцать лет. Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами, достигшими шестнадцати лет. Общественные объединения действуют только от своего имени, права и обязанности в нем возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияет на его правовое положение.

Целями созданного общественного объединения могут являться: реализация и защита гражданских прав, удовлетворение профессиональных и творческих интересов, развитие научно-технического творчества, охрана здоровья, окружающей среды.

Отличительными признаками общественного объединения как организационно-правовой формы юридического лица являются следующие:

1. общественное объединение является некоммерческой организацией, в связи с чем извлечение прибыли не является основной целью его деятельности и полученная прибыль не может распределяться между его членами (п. 1 ст. 46 Гражданского Кодекса Республики Беларусь) [2].

2. общественное объединение – это добровольное объединение граждан. Членами общественного объединения не могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели;

3. граждане объединяются в установленном законодательством порядке на основе общности их интересов. Таким образом, нематериальные потребности граждан, для удовлетворения которых они объединяются в общественное объединение, основаны на их общих интересах и в связи с этим также являются общими потребностями данных граждан [40].

С учетом основных признаков, предлагается уточнить понятие «общественное объединение», определив его как добровольное негосударственное самоуправляемое некоммерческое объединение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, создаваемое и действующее на основе общности интересов в установленном законодательстве порядке для реализации законных прав. При этом считаем необходимым подчеркнуть, что в целях логического согласования и устранения противоречивости в применении термина «граждане» общественные объединения определяются как объединения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Учредители общественных объединений созывают учредительный съезд (конференцию, общее собрание или др.), на котором принимают решение о создании общественного объединения, утверждают устав и избирательные орга­ны управления. При создании союза общественных объединений учредители также заключат учредительный договор.

Одним из важнейших условий осуществления общественными объединениями управленческих функций является наличие у них административной правоспособности. Она наступает с момента регистрации объединения и определяется комплексом принадлежащих общественному объединению юридических прав и обязанностей в сфере государственного управления. Органы государственного управления определяют границы административной правоспособности общественных объединений в соответствии с законодательством, указывающим виды административных правоотношений, субъектами которых они могут выступать (пример: определяя полномочия членов добровольной народной дружины). В процессе реализации своих полномочий общественные объединения вступают в различные правоотношения в сфере государственного управления [44, с. 41].

Законодательство содержит ряд ограничений, при создании общественных объединений исходя из двух основных критериев: ограничения по целям деятельности и по кругу лиц. Не допускается создание общественных объединений, целью которых является насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели [11].

В соответствии со статьёй 47 ГК Республики Беларусь любое юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, процедура регистрации общественных объединений зависит от статуса создаваемого общественного объединения.

Порядок государственной регистрации общественного объединения закреплён в Законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях», государственная регистрация международных и республиканских общественных объединений, союзов, отделений международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в уставы этих общественных объединений, союзов, отделений международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств, осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Государственная регистрация местных общественных объединений, союзов, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в уставы этих общественных объединений, союзов, осуществляется главными управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета. Государственная регистрация флагов, эмблем, нагрудных и опознавательных знаков общественных объединений, союзов осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации официальных геральдических символов [11].

Для государственной регистрации общественного объединения, в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания в Министерство юстиции, главные управления юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета представляются:

• заявление о государственной регистрации общественного объединения, союза, подписанное руководителем общественного объединения, союза либо иным лицом, уполномоченным на то в соответствии с уставом общественного объединения, союза;

• устав общественного объединения, союза в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия;

• протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания щи иного учредительного собрания;

• платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных законодательными актами);

• для общественного объединения – список учредителей общественного объединения, в котором указаны фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, гражданство, место жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей. Международным общественным объединениям также представляются документы, свидетельствующие о создании его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы собраний либо выписки из них, списки членов общественного объединения, состоящих в этих организационных структурах). При этом документы, составленные за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранного государства, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, и должны сопровождаться переводом на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенным в установленном порядке;

• для союза – выписки из протоколов заседаний руководящих органов общественных объединений, создающих союз, на которых были приняты решения о выступлении их в качестве учредителей союза, а также копии уставов общественных объединений, создающих союз, и свидетельств о государственной регистрации этих общественных объединений (только для иностранных организаций). При этом документы, составленные за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранного государства, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, и должны сопровождаться переводом на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенным в установленном порядке;

• списки членов выборных органов общественного объединения, союза, в которых указаны фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, гражданство, место жительства и номер домашнего телефона, место работы учебы) и номер рабочего телефона, должности в этих выборных органах;

• заявление гражданина (в случае его смерти – заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии общественного объединения, союза имени этого гражданина (только при включении имени этого гражданина в название общественного объединения, союза);

• документ, подтверждающий наличие юридического адреса общественного объединения, союза (места нахождения руководящего органа);

• документ об оплате за сообщение о государственной регистрации общественного объединения, союза в приложении к юридическому научно- практическому журналу «Юстиция Беларуси» [11].

В случае, если заявления о государственной регистрации общественного объединения, союза или о государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука общественного объединения, союза подали два или более общественных объединения, предпочтение отдается общественному объединению, союзу, ранее других подавшим заявления о государственной регистрации под этим названием или о государственной регистрации гимна, значка, вымпела, галстука, а другим общественным объединениям, союзам предлагается изменить название и (или) гимн, значок, вымпел, галстук [11].

Заявления о государственной регистрации общественного объединения рассматриваются соответствующим регистрирующим органом в месячный срок со дня их поступления.

Регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности документов, представляемых для государственной регистрации общественного объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза.

По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации, соответствующий регистрирующий орган принимает одно из следующих решений:

• о государственной регистрации общественного объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза;

• об отказе в государственной регистрации общественного объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав общественного объединения, союза.

Государственная регистрация общественного объединения может быть приостановлена, а именно, на срок до одного месяца в случае несоответствия представленных документов и (или) сведений требованиям законодательства, если такое нарушение носит устранимый характер [11].

Записи о государственной регистрации общественного объединения, вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующим регистрирующим органом в день принятия решения о государственной регистрации. Соответствующий регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации общественного объединения, союза в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Зарегистрированным общественному объединению, союзу выдаются свидетельства о государственной регистрации общественного объединения, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков и один экземпляр устава общественного объединения, союза, на котором делается отметка о государственной регистрации этого общественного объединения, союза.

Руководителю зарегистрированного общественного объединения, союза может быть выдано удостоверение в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В отличие от законодательства иных стран СНГ, в законе Республики Молдова предусмотрена процедура регистрации не общественного объединения, а учредительного документа – устава организации. В этом случае правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента регистрации устава организации уполномоченным государственным органом. В свою очередь белорусское законодательство: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 года №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» [8], ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» – запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений.

В свою очередь белорусское законодательство: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 года № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» [8], ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» – запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений. Кроме того, ст. 193.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь установлена уголовная ответственность за организацию деятельности либо участие в деятельности общественного объединения, не прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию. Подобное деяние наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет [3]. Деятельность общественных организаций без государственной регистрации признается нелегитимной и запрещенной также в Туркменистане, за подобные действия предусмотрена административная ответственность. В законодательстве Армении, Казахстана, Кыргызстана закреплен принцип деятельности общественных объединений на основе их государственной регистрации, однако ответственность за деятельность подобной организации без регистрации не применяется. Признавая важность государственной регистрации общественной организации как юридического факта, определяющего момент возникновения у такой организации правоспособности, в тоже время законодательство других зарубежных стран демонстрирует примеры признания создания общественной организации и без соответствующей государственной регистрации. Так, законодательство России и Украины допускает деятельность общественных объединений без государственной регистрации. Такое положение, в частности, закреплено в ст. 8-12 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», п. 5 ст. 1 Закона Украины «Об общественных объединениях». В Украине такая форма легализации объединения основана на уведомлении соответствующего государственного органа, в этом случае не требуется наличие устава, как учредительного документа. В Молдове в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» деятельность общественных объединений без регистрации допускается, однако в этом случае они признаются неформальными объединениями частных лиц и на них не распространяется действие указанного закона [45, с. 109].

Оценивая подходы, отраженные в законодательстве других стран относительно обязательности государственной регистрации общественных организаций, автор полагает, что в большей степени соответствующим содержанию конституционного права на свободу объединений, европейским правовым принципам в исследуемой области отношений [46] следует признать реализованные правовые концепции, позволяющие существовать общественным объединениям как на основе соблюдения формальной процедуры регистрации, так и без нее. Первый вариант предпочтителен для общественных организаций, которые заинтересованы в приобретении правоспособности самостоятельного субъекта правоотношений в рамках гражданского оборота. Второй вариант может быть использован для обеспечения легитимности объединений граждан, которые ставят перед собой определенные социально значимые цели, не противоречащие законодательству, однако не готовы реализовывать процедуру регистрации юридического лица в силу ее финансовой и организационной обременительности. Нетрудно заметить, что реальность демонстрирует множество примеров деятельности общественных формирований, которые при этом не зарегистрированы: студенческие советы в учреждениях образования, советы молодых ученых в научных организациях, родительские попечительские советы, комитеты в школах и т.п. Кроме того легальная возможность для деятельности двух и более лиц без образования юридического лица, а значит без соответствующей государственной регистрации, для извлечения прибыли, иной не противоречащей законодательству цели предусмотрена ст. 911 ГК по договору о совместной деятельности. По-нашему мнению, принимая во внимание подобные объективно существующие явления, криминализация деяний в виде организации деятельности либо участии в деятельности общественного объединения, не прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию (ст. 193.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь) является неудачной попыткой реализации правового запретительного императива, отраженного в Законе Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

По-разному в законодательстве Республики Беларусь и законодательстве других стран СНГ решается вопрос о количестве лиц, необходимом для учреждения общественной организации. Так, для создания и деятельности в Республике Беларусь международного общественного объединения необходимо не менее десяти учредителей от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя от одного или нескольких иностранных государств, а также создание на территории этих иностранных государств организационных структур этого общественного объединения (отделения, филиала, представительства); для республиканского общественного объединения – не менее пятидесяти учредителей от большинства областей Республики Беларусь и города Минска; для местного общественного объединения – не менее десяти учредителей от двух или более административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения (ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»). В Российской Федерации количество учредителей общественной организации не может быть менее трех лиц (ст. 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации), в Украине – не менее двух лиц (ст.7 Закона «Об общественных объединениях»), в Казахстане – не менее десяти человек (ст. 10 Закона «Об общественных объединениях»). Надо признать, что для многих стран СНГ в вопросе определения минимального количества учредителей для создания общественной организации ориентиром являются европейские принципы создания и деятельности неправительственных организаций, которые в частности закрепляют возможность учреждения неправительственной организации двумя и более лицами, а в случае приобретения организацией статуса юридического лица может потребоваться большее число членов, однако это количество не должно устанавливаться на уровне, препятствующем организации [46]. Представляется, что реализация указанного положения в национальном законодательстве способствовала бы более эффективному осуществлению конституционного права на свободу объединений.

По общему правилу Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» предусмотрен перечень прав, которыми наделяются общественные объединения со дня их государственной регистрации, а именно:

• осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;

• беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности;

• пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

• учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

• защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

• участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством;

• поддерживать связи с другими общественными объединениями;

• создавать союзы;

• осуществлять деятельность по управлению имущественными пра­вами авторов или иных правообладателей на коллективной основе в порядке, установленном законодательством [11].

Общественное объединение, могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них, если иное не установлено законодательными актами.

Однако этот перечень конкретизируется в других актах законодательства. Так, статья 16 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» относит к общедоступной информацию о деятельности общественных объединений, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены [19]. Исходя из отображенного в статье 4 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» принципа равенства, все физические лица, государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица имеют равные права на распространение и получение массовой информации [18].

Основная часть прав общественных объединений закреплена Конституцией Республики Беларусь. В соответствии со статьёй 35 Конституции, государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь [1]. Порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, а также ответственность за несоблюдение соответствующего законодательства регулируется Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» [13], согласно которому, регламентируются условия и порядок проведения этих мероприятий, в том числе и общественными объединениями.

Согласно статье 69 Конституции Республики Беларусь право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом [1]. Эти конституционные положения определяют основные права общественных объединений в политике, что обуславливается повышением в данной сфере их роли, как и в целом гражданского общества. Дальнейшей детальной конкретизации указанных прав законодателем не произведено. Часть 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» является отсылочной, указывая на право участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством. Порядок выдвижения кандидатов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь (далее – ИК Республики Беларусь) [4]. Однако ИК Республики Беларусь не выделяет общественные объединения как отдельные субъекты, обладающие правом выдвижения кандидатов. Такое право принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей, на что уже обращалось внимание в литературе.

Избирательный кодекс Республики Беларусь наделяет общественные объединения рядом иных прав при проведении выборов, референдума, отзыва депутата: присутствие представителей в качестве наблюдателей (ч. 4 ст. 13), выдвижение своих представителей в состав избирательных комиссий (ст. 35), право проведения агитации, обсуждения предвыборных программ (ст. 45).

Конституционным Судом неоднократно указывалось на необходимость законодательного развития, закрепленного в статье 122 Конституции Республики Беларусь права граждан на непосредственное обращение в Конституционный Суд по вопросам проверки решений нормативного характера местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающих или нарушающих их права, свободы и законные интересы. Реализация этих предложений не требует корректировки Конституции. Необходимо точно определить на законодательном уровне порядок внесения уполномоченными органами предложений о проверке конституционности нормативных правовых актов на основании обращений заинтересованных лиц, в том числе и общественных объединений [47, с. 41].

Значительно важным, для развития общественных объединений в Республике Беларусь, является замечание американских исследователей М. Фоули и Б. Эдвардса: «Там, где государство невосприимчиво, его институты недемократичны, а его демократия плохо реагирует на требования граждан, характер коллективных действий будет кардинально иным, чем при сильной и демократической системе. В таком обществе государственная политика сводит на нет усилия граждан организоваться для достижения каких-то гражданских целей, иногда путем открытого подавления, иногда путем простого игнорирования. Тогда возникают все более агрессивные формы гражданских ассоциаций и все больше рядовых граждан либо вовлекается в активную борьбу против государства, либо впадает в спасительную апатию» [48]. Общественные объединения, не ставящие перед собой политические цели, не имеют возможностей приблизиться к механизмам публичной власти, что затрудняет реализацию общественных интересов и достижение целей, для которых они создаются.

Представляется, не правильно ограничивать возрастающее стремление граждан и их коллективов содействовать разрешению общественных проблем и реализации своих интересов, лишив их возможности совершенствовать национальное законодательство. Речь не идет о наделении общественных объединений статусом субъекта законодательной инициативы в строго правовом, узком значении. Но в широком понимании законодательные, правовые инициативы как предложения общественных объединений по совершенствованию законодательства являются, на мой взгляд, важным элементом в реализации общественными объединениями права на участие в решении государственных дел.

Исходя из изложенного, мы можем сделать вывод, что вытекающие из Конституции Республики Беларусь право общественных объединений участвовать в решении государственных дел и право принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни в порядке, установленном законодательством (ст. 37), нуждаются в конкретизации и закреплении в Законе Республики «Об общественных объединениях».

Изучив основные положения Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», предлагаем внести следующие поправки:

1) на основании, вытекающем из Конституции Республики Беларусь, дополнить главу 4 ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» пунктом 14 следующего содержания: «право общественных объединений участвовать в решении государственных дел и право принимать участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни в порядке, установленном законодательством»;

2) дополнить главу 4 ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» пунктом 15 следующего содержания: «правом выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Взаимодействие общественных объединений с государственными органами может осуществляться в следующих формах: 1) общественная оценка эффективности проектов нормативных правовых актов; 2) создание общественных советов; 3) публичные слушания.

Важнейшим элементом в структуре правового статуса общественных объединений, непосредственно связанным с их правами, являются их обязанности. Достоверное выяснение нормативного содержания обязанностей, их точная конкретизация в текущем законодательстве в полном соответствии с буквой и духом Конституции – важное условие эффективности конституционного и всего правового регулирования [49, с. 15].

В литературе к определению юридической обязанности, являющемуся базовым, существует два подхода. Через категорию необходимого юридическая обязанность рассматривается такими юристами, как С.С. Алексеев, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук и др. Так, Н.И. Матузов полагает, что «юридическая обязанность – это установленная государством мера общественно необходимого, ответственного поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности, управомоченных и правообязанных лиц» [50, с. 58]. Другими юристами она определяется через категорию должного.

По мнению В.Н. Шеломенцева, под обязанностью общественного объединения следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате деятельности данного объединения, которые требуют от него определенных действий или воздержания от них, предусмотренные Законом «Об общественных объединениях» [51, с. 21].

В соответствии со статьёй 52 Конституции Республики Беларусь данные общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства. Это является их основной обязанностью. Кроме того, согласно статье 5 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» они осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», иными актами законодательства и на основании их учредительных документов.

Указанный Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» не упоминает об обязанности объединений вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, регистрироваться в налоговых органах и вносить в бюджет платежи. Эта обязанность возникает у общественных объединений автоматически после регистрации их в качестве юридического лица, которая обязательна для приобретения легального статуса. Статья 24 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» определяет, что налоговые органы осуществляют «контроль финансовой деятельности общественных объединений, в том числе за источниками их доходов, размерами полученные средств и уплатой налогов».

Общественные объединения согласно статье 34 Конституции обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Часть 2 статьи 6 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и информации» [19], конкретизируя это положение Конституции, уставов обязанность общественных объединений предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном данным Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Согласно статье 38 ИК Республики Беларусь общественные объединения, организации обязаны содействовать комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.

Обязанность содействовать патриотическому воспитанию граждан, укреплению обороны возложена на ветеранские, молодежные организации и другие общественные объединения (статья 15 Закона Республики Беларусь «Об обороне») [23], но лишь при наличии соответствующих задач в уставах данных объединений. Данное положение, во-первых, дублирует статья 5 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (осуществление деятельности согласно учредительным документам), во-вторых, носит декларативный характер. Использование общих формулировок (содействовать «патриотическому воспитанию граждан», «укреплению обороны»), отсутствие четких критериев определения необходимого, должного поведения не позволяют соблюсти формальный подход для отнесения данной нормы как определяющей конституционно-правовую обязанность общественных объединений. Кроме этого, содержание самой обязанности, на наш взгляд, противоречит принципу самоуправления, в соответствии с которым право осуществления деятельности, определенной уставом объединения, принадлежит исключительно членам (участникам) конкретного объединения и понуждение к тем или иным действиям, равно как и установление их направлений, является недопустимым.

На основании вышеизложенного, предлагаем внести в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» отдельную статью следующего содержания: «Основные обязанности общественных объединений», включив в нее следующие обязанности:

· осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и уставом;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.051 с.)