Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.



В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Эльконина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данноговида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

Основные понятия:

o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, - это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование. Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА: Происходящий сегодня процесс обновления каждой области общественной жизни, а также научный и технический прогресс ставит совершенно иные требования перед педагогической наукой и практикой. При этом главная специфика процесса обучения, как и ранее, состоит в том, чтобы за относительно не большой промежуток времени предоставить обучаемым максимально большое число нужных им сведений, и научить их тому, что необходимо для осуществления практической деятельности. Вследствие этого основной установкой обучения должно быть формирование навыков самим получать максимальное число действительно необходимых знаний. Осуществлением данного направления является именно интенсификация процесса обучения.

 Понятие и сущность интенсификации обучения

Интенсификация обучения представляет собой определенный способ выстраивания системы обучения. В его основе находится использование внутренних ресурсов, которые помогут увеличить уровень качества и эффективности образования.

В процессе осуществления интенсификации обучения происходит достаточно активное включение совершенно новых технологий, методов и способов в учебный и воспитательный процесс. В данном случае обучение приобретает характер многофакторного и многоуровнего. Это в свою очередь обеспечивает переход системы образования на новый уровень.

 Вследствие этого происходит следующее:

  • увеличение функционального значения;
  • удовлетворение наибольшего спектра образовательных трудностей;
  • возникает альтернатива для оптимального разрешения наиболее значимых целей обучения;
  • изменение критериев относительно организации процесса обучения;
  • главными принципами становятся регионализация и демократизация;
  • учебное время начинает применяться более целесообразно, а также рационально;
  • функции каждого объекта образовательной системы становятся шире.

Особенность интенсификация процесса обучения состоит в том, что оно используется для того, чтобы сделать выше производительность труда и увеличить уровень качества работы в области образования.

Для того чтобы интенсификация смогла принести необходимый эффект, она должна обладать собственной научной базой. Развитие интенсификационных процессов в обучении находится в прямо связи с научными разработками, прогрессом, нахождением и созданием совершенно новых научных открытий.

Таким образом, процесс интенсификации является важным и значимым для всей системы образования.

Основные направления интенсификации обучения

Процесс интенсификации включает в себя создание и практическое осуществление способов и методов организации познавательного процесса, которые в свою очередь обладают научным обоснованием. В результате этого становится возможным акцентировать внимание именно на активном формировании творческих направлений.

Главными направлениями интенсификации процесса образования являются следующие:

Модернизация содержательной стороны учебных программ. В рамках этого целесообразно основной акцент сделать на качестве поиска учебного материала, его разделения на главную часть и на дополнительную. Также сюда относится и процесс оптимального временного распределения, отводимого на рассмотрение каждой учебной программы. Помимо этого, учебный материал обязан являться логически связанным, а также обладать некой преемственностью. Благодаря этому можно добиться высокоэффективного усвоения нового учебного материала на основе уже существующих знаний.

Изменение методической стороны обучения. В данном случае в процессе интенсификация осуществляется достаточно активная разработка и использования новых методов и приемов обучения, применяются коллективные виды познавательной деятельности и многое другое. Активное использование получает технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому ученику. Для этого педагогам необходимо использовать приемы и средства, которые будут помогать стимулировать творческие направления деятельности.

Важно сказать и о том, что интенсификация процесса обучения помогает повышать уровень его целенаправленности, увеличивать наполнение содержательной направленности обучения, сделать быстрее скорость учебных действий, оказывать положительное влияние в целом на развитие мастерства организации учебного процесса.

ВЫВОД

 Кроме того, достаточно значимую роль в учебном и воспитательном процессе отведено использованию средств осуществления контроля и оценки усвоения программ учебы, а также существующих знаний и навыков. Процесс осуществления контроля обладает аналитической направленностью, при этом показывая самые различные пробелы в знаниях и, предоставляя полную характеристику основных причин их формирования.

 5.8 Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения

Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения

Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения учащихся между собой по поводу предмета, т.е. по схеме: субъект (студент) - объект (предмет) - субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.

При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме «преподаватель - учащийся» лишает учебный процесс важнейшего звена - межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А.С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зависимости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств учащихся и плодотворная воспитательная работа преподавателя.

Учебную группу следует, прежде всего, рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

При организации коллективной работы учащихся возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить учащимся совместную деятельность - интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям.

 5.9 Сущность проблемного обучения. Цели и условия успешного проблемного обучения. Основные формы проблемного обучения

Проблемное обучение – обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций.

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;

– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Условия успешного проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток; самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

 5.10 Проблемные ситуации и задачи

Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу.

Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся - часто совсем неожиданно - на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее. Затем проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. То есть, то, что необходимо выполнить.

Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее.

В проблемной ситуации берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формируется задача (проблема). Возникновение задачи означает, что удалось хотя бы предварительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Исходя из связи и отношений между известным и неизвестным, становится возможным искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.

 5.11 Сущность деловой игры и принципы организации учебных деловых игр.  Структура и правила деловой игры. Разновидности и возможное использования деловых игр

Сущность

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной деятельности.

ДИ дает возможность оценить:

* уровень владения этими навыками;

* особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);

* уровень коммуникативных навыков;

* личностные качества участников.

Принципы

1. Принцип имитационного моделирования.

2. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания.

3. Принцип совместной деятельности.

4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров.

5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Правила

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте.

Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:

•     правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;

•     правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;

•     характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;

•     правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

К основным правилам относят также: соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

Структура

1. Введение в игру.

2. Разделение участников на группы.

3. Изучение ситуации.

4. Обсуждение ситуации в группах.

5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).

6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.

7. Разбор оптимального варианта.

8. Общая дискуссия.

Разновидности

Учебные деловые игры по уровню сложности можно разделить на:

1) имитационные упражнения

2) «анализ конкретных производственных ситуаций»

3) «разыгрывание ролей»

4) полномасштабная деловая игра, имитирующая комплексно профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений.

 5.12 Эвристика. Педагогическая эвристика. Учебная эвристическая деятельность. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»

Эвристика

Эвристика (греч. - обнаруживаю, отыскиваю, открываю) - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности).

Педагогическая эвристика

Педагогическая эвристика помогает ответить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют систему профессиональных знаний.

Учебная эвристическая деятельность

Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности:

- понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;

- систематизировать, т.е. упорядочивать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;

- адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;

- планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;

- формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий с последующей их логической проверкой.

Методы эвристического поиска

Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Традиционно все эвристические методы полностью противопоставимы формальным методам решения, которые основной акцент делают на точные математические науки.

Практика показала, что ряд методов имеют высокую эффективность и необходимость их дальнейшего развития не вызывает сомнения.

Метод «мозгового штурма»

«Мозговой штурм» относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. Проводить эти два процесса должны разные люди.

Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:

1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах.

2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20-30 мин) выдвигает максимальное количество гипотез.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез.

4. Не решенная в процессе «штурма» задача может быть предложена тому же коллективу, но в несколько измененном виде, формулировке.

5. Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении); эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

6. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

 5.13 Совместная продуктивная деятельность

Главные компоненты СПД:

1. Содержание учебного предмета необходимо выстраивать согласно с основными задачами обучения;

2. Важным является наличие условий, которые будут организовать весь процесс изучения предложенного учебного материала;

3. Сложившаяся система учебных взаимоотношений преподавателя с учениками может изменяться. Это может происходить в зависимости от уровня усвоения учебного материала.

Главные требования к организации процесса СПД:

•     каждого ученика обязательно важно включить в учебную деятельность. Это целесообразно делать с самого начала обучения;

•     предварительные цели целесообразно планировать вместе с учениками и преподавателем;

•     каждому необходимо внести собственный вклад;

•     необходима закономерная перестройка, происходящая по ходу осуществления процесса обучения.

 5.14 Модульное обучение. Виды рейтингового контроля при модульном обучении

Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
Особенности модульного обучения

 Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль. Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.

Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.

Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала. Минимальная продолжительность занятия – 2 академических часа. Учащиеся должны быть психологически готовы к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности. Поэтому возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного обучения, – 13-14 лет.

Виды модульного обучения:

 • Модульная программа. Планирование курса модульных уроков, которые связаны между собой целью, обеспечивающей достижение предметных, личностных и регулятивных результатов. Это программа деятельности учащихся.

• Модульный урок. Это элемент модульной программы.

 • Планирование в формате модуля. Использование технологических карт – особой формы структурирования учебного материала.

Принципы:

• Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.

• Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

• Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.

• Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.

• Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.

Преимущество для учащихся:

• Самостоятельное освоение учебного материала.

• Психологическая комфортность на занятиях.

• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.

• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.

Преимущество для учителя:

• На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.

Основные трудности для учащихся:

• Временной дефицит при выполнении заданий.

• Высокий темп выполнения заданий.

• Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.

Рейтинговый контроль – это одна из наиболее молодых технологий, которая сегодня начинает приобретать достаточно широкое применение. Наряду с этим рейтинговый контроль стал внедряться и в педагогику. В данном случае рейтинг в баллах показывает уровень качества учебной работы учеников.

 Рейтинговый контроль – высоко действенный способ осуществления контроля эффективности учебного процесса в учебном заведении, поскольку сведения об итогах данного контроля применяются для разработки управляющих влияний на процесс учебы.

Виды рейтингового контроля при модульном обучении

По ходу использования модульного обучения в учебном процессе всегда важно помнить об осуществлении контроля знаний. Традиционно в модульном обучении применяется именно рейтинговая система контроля, что очень удобно как преподавателю, так и ученикам. В рамках каждого модуля ученику необходимо активно осваивать как предметные знания, так и проводить знакомство с главными формами деятельности, а также с применением приобретенных навыков. Вследствие этого, виды рейтингового контроля при модульном обучении выглядят следующим образом:

· Содержательный. Это исследование материала теоретического характера.

· Деятельностный. Сюда входит процесс проведения опытов, а также выполнение экспериментов.

· Содержательно-деятельностный включает в себя рассмотрение материала, разрешение задач и многое другое

Главной задачей формирования каждого модуля выступает достижение цели, которая была поставлена изначально. В результате осуществления контроля полностью показываются уровень усвоения учениками продемонстрированного материала. У преподавателя появляется возможность следить за степенью усвоенного материала.

Главными плюсами рейтинговой формы контроля в модулях являются:

· происходит осуществление каждой формы контроля, а именно предварительный, текущий и итоговый;

· текущий контроль – основной способ обучения;

· данный метод очень надежный, поскольку ученики проходят сразу несколько видов контроля;

· контроль находится в полном соответствии с видами и целям, которые были поставлены перед учениками;

· при помощи данного контроля происходит реализация стимулирующей и воспитательной функции;

· благодаря развернутому виду контроля происходит развитие необходимых навыков самооценки, а также развитие самоконтроля.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рейтинговая система контроля, применяемая при модульном обучении в настоящее время очень распространена. В подавляющем большинстве ситуаций используется именно данный контроль.

 5.15 Открытые системы интенсивного обучения

Интенсивное обучение представляет собой процесс передачи обучаемым достаточно большого объема ученых сведений. Традиционно это происходит на основании использования интенсивных технологий обучения.

Интенсивное обучение обладает огромным количеством плюсом в сравнении с традиционным, напрямую связанных с его развивающим потенциалом. Данные плюсы базируются на активном взаимодействии каждого участника образовательного процесса между собой.

Основой интенсивного обучения является человек, потенциал которого необходимо осуществлять в максимальной степени.

Специфика интенсивного обучения:

· процесс совместной деятельности преподавателя и учеников, по ходу которого происходит полная реализация их интеллектуального потенциала;

· присутствие в процессе интенсивного обучения коллективной познавательной деятельности учеников.

В качестве главного условия осуществления целей интенсивного обучения выступает разнообразие организационных форм, включающую в себя индивидуальную, групповую и коллективную формы самостоятельной работы. Все они предоставляют огромные возможности для свободного выбора, проявления творческой активности в диалоге, дискуссии, а также разрешении возникающих сложностей.

Открытые системы интенсивного обучения

Базисом интенсивного обучения являются инновационные технологии. Это определенный инструмент, при помощи которого новую технологию можно открыть для достаточно большого списка людей. Для того чтобы разработать инновационные технологии, есть большое число принципов, основывающихся на системных требованиях интенсивного обучения. Рассмотрим их:

· принцип единства технологии;

· воспроизводимости;

· принцип нелинейности педагогических структур;

· принцип потенциальной избыточности учебной информации.

Для осуществления процесса синтеза открытых систем интенсивного обучения важно следовать определенным условиям:

· непосредственный учет всех компонентов педагогической среды, где проходит процесс обучения;

· следование принципу адаптации процесса обучения к личности учеников;

· ускорение процесса индивидуального освоения учениками общенаучных и специальных знаний, умений и навыков, осуществление которых происходит при помощи проектирования.

Вывод

Таким образом, целостность открытых систем интенсивного обучения выступает в качестве одного из наиболее значимых направлений в формировании образовательных технологий.

 5.16 Информационные технологии в обучении

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из наиболее эффективных путей развития сферы образования является информатизация образования, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, что приводит к достижению качественно новых образовательных результатов.

Важной составляющей современного образования является материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, освоение учителями современных информационных технологий, которые, несомненно, оказывают положительное влияние на качество организации образовательного процесса.

Основные направления внедрения информационных технологий в образовании:

·использование в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

·использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

·использование в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования;

·интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Информационными технологии (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности).

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты, вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий.

Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля знаний

Информационное обеспечение современного образовательного пространства должно находится на таком уровне, какой бы позволял педагогу решать все стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи быстро и эффективно.

Информационные технологии позволяют найти решение (или набор решений) для той или иной педагогической ситуации. Новые информационные технологии в образовании в целом и в обучении истории, в том числе, могут быть применены учителем практически на всех этапах учебного процесса, в частности: при подготовке теоретического материала; при создании информационно-методического обеспечения по предмету; при разработке демонстрационных материалов для занятия; при проверке знаний обучаемых; для сбора и анализа статистики успеваемости. Данный перечень может видоизменяться и расширяться педагогом в соответствии со спецификой педагогической деятельности.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.142 с.)