Педагогическое проектирование и Педагогические технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое проектирование и Педагогические технологии



 5.1 Педагогические системы. Педагогический процесс и педагогические ситуации

Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.

Педагогические системы

Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди — педагоги и учащиеся; материально-технические предметы ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности — все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания.

К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т.п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.

К большим подсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.

Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республик в целом.

Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.

Значение компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов.

Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:

- они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

- ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);

- любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной подсистемы.

 5.2 Педагогическое проектирование. Этапы педагогического проектирования. Формы и принципы педагогического проектирования. Проектирование педагогического объекта

Проектирование — это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде/

Педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя. Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов. С какой целью преподаватель создает проект? При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, эффективнее. Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап - моделирование;

II этап - проектирование;

III этап - конструирование.

Первый этап проектирования - педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.

Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Третий этап проектирования – это педагогическое конструирование (создание конструкта). Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности.

Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования.

Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Это мысленное ощупывание будущих действий учителя и учеников связано с созданием идеальной модели деятельности, которая позволяет спрогнозировать педагогический процесс.

Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.

3. Формы и принципы педагогического проектирования

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция - это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенной и абстрактной, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Особая форма проектирования - мечта. Мечта - это образ, создаваемый нашим воображением, это предмет наших стремлений. Мечта - это и инструмент познания. Мечта - это эмоциональная способность к проектированию будущего.

План - это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Принципы педагогического проектирования

1. Принцип человеческих приоритетов - как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций - является главным. Реализация данного принципа предполагает выполнение следующих условий:

· подчинение проектируемых педагогических систем, процессов, ситуаций реальным потребностям, интересам и возможностям обучаемых;

· не навязывание учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умение отступить, заменить их другими;

· избегание жесткого и детального проектирования, оставление возможности для импровизации учащимся и себе;

· представление себя на месте учащегося и мысленное экспериментирование его поведения, чувств, возникающих под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций - означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Данный принцип обусловлен тем, что жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов.

Проектирование педагогического объекта (Общий алгоритм педагогического проектирования ()

Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.

1. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?

Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т. е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.

2. Теоретическое обеспечение проектирования — это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций.

3. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т. д.

4. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Урок по информатике и вычислительной технике, проведенный в компьютерном классе или в обычном кабинете, — это разные уроки.

5. Материально-техническое обеспечение предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.

Можно выделить пять эпох развития педагогической деятельности:

I — эпоха «индивидуального педагога», работающего «вручную»;

II — эпоха учебной книги;

III — эпоха аудиовизуальных средств;

IV — эпоха простых средств автоматизации управления обучением;

V — эпоха адаптивных средств автоматизации управления обучением на базе современных ЭВМ.

6. Правовое обеспечение проектирования — это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции страны и республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образованием.

7. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим. Системообразующий компонент - это тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство.

8. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.

9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т. е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.

10. Мысленное экспериментирование применения проекта - это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспериментирование предполагает предварительную проверку поведения учащихся и педагогов в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предлагаемого проявления индивидуальных качеств.

11 Экспериментальная оценка проекта - это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.

12. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, обогащают. Все это и есть корректировка.

13. Принятие решения об использовании проекта - завершающее действие проектирования. После него начинается применение на практике.

Выводы

 5.3 Педагогические технологии и технология обучения. Проектирование технологии обучения

Теория педагогических технологий базируется на семи основаниях: Изучение психолого-педагогической литературы показало, что существуют различные взгляды на понятие «технология». Т.С. Назарова, рассматривая иерархию технологий в образовании, считает, что «образовательные технологии» занимают верхнюю ступень, далее идут «педагогические технологии», а затем «технологии обучения». В работе выделены три подхода к определению дефиниции технология обучения. При первом подходе под технологией обучения часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной дидактической цели. Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - способ достижения любой конкретной цели. Сторонники второго подхода под технологией обучения понимают педагогическую систему в целом. Авторы третьего подхода технологию обучения рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной дидактической цели методику или систему, как некий алгоритм.

Отношение к технологиям в философской и культурологической литературе двойственное, часто противоположное.

Понятие технология; классификация технологий (общепедагогических и локальных); законы (закономерности) педагогики как основа действия технологий; деятельностный подход в понимании образовательного результата научения студента; уровнем понимания образовательных результатов и познавательной деятельности обучающихся (установочная, интеллектуальная, реализация, контроль, оценивание, анализ и прогноз); структура и наполняемость познавательной деятельности студента различных уровней; типы педагогического процесса и их структура.

В педагогических технологиях степень достижения конечного результата может определяться двумя способами: а) средствами контроля; б) самим педагогом. Следовательно, для разных процессов характерны различные степени технологичности. Технологический подход к обучению ставит своей целью сконструировать педагогический процесс, имея социальный заказ, образовательные цели и содержание обучения. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль − проводит педагог.

Источниками и составными элементами технологий являются:

а) социально-экономические преобразования и новое педагогическое мышление;

б) научные достижения в различных областях знаний (педагогика, психология, информатика и др.);

в) передовой педагогический опыт;

г) опыт прошлого (отечественный и зарубежной педагогики);

д) народная педагогика.

Взгляд на педагогическую технологию как на процесс обучения и воспитания, построенный на основе средств обучения, а также понимание того, что они являются ведущим звеном технологии, позволяет сделать вывод о том, что технологии формируются на трех уровнях: занятие (урок), учебный предмет, весь процесс обучения. В соответствии с вышесказанным педагогические технологии можно разделить на три уровня: технологии занятия (урока); технологии предмета; технологии полного обучения.

Педагогическая технология в максимальной степени связана с процессом обучения − эмоционально-интеллектуальным взаимодействием педагога и обучающихся, его структурой, средствами, методами, организационными формами и критериями оценивания результатов. Следовательно, структура педагогической технологии включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: концептуальная основа; содержательная часть (общие и конкретные цели обучения и воспитания, содержание обучения и воспитания); процессуально-деятельностная часть (планирование, организация процесса обучения, выбор методов, средств и форм учебной работы обучающихся, деятельность педагога по управлению процессом усвоения содержательной учебной информации (СУИ), диагностика процесса обучения, анализ полученных результатов, прогноз развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.029 с.)