История развития педагогической науки педагогика XIX века. Иоганн песталоцци, гербарт, дьюи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития педагогической науки педагогика XIX века. Иоганн песталоцци, гербарт, дьюи



Иоганн Песталоцци Швейцарский соц. педагог -«Лингард и Гертруда». -«Как Гертруда учит своих детей», «Письмо другу о пребывании в Станце», «Лебединская песня», «Книга для матерей» Открыл приют для детей в здании бывшего Монастыря Дополнил принцип социального воспитания «Принцип культурного сообразности воспитания» Руководитель сиротских приютов, Бургдорфского института. Разработал теорию элементарного образования, первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом.

 

Джон Дьюи «Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Психология и педагогика мышления», «Мое педагогическое кредо», «Реконструкция философии», «Свобода и культура», «От ребенка к миру, от мира к ребенку». Основоположник педоцентрической теории. Являлся членом общества «Гуманистическое общество в Ньюйорке Основные педагогические идеи Джона Дьюи 1. Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями.. 2. Истинным и ценным является только то, что дает практический результат. 3. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка. 4. Ориентированность преподавания на будущую деятельность в обществе. 5. Метод учебных проектов Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. 6. Соотношение учебных дисциплин. 7. Непрерывное образование. Дьюи выдвинул идею универсального, непрерывного образования для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения. 8. Игровая деятельность.. 9. Деятельность педагога. "Задача педагога - отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которых потенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительным наблюдениям, расширяющим область последующего опыта.
Иоганн Фридрих Гербарт Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776— 1841). Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806) Он сделал два важных вывода: 1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния). 2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, — воспитание. Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Цель воспитания он определяет так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии нравственность». Главная цель воспитания, состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование. Дело воспитания — сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.

 1.8 История развития педагогической науки. Становление педагогики в России.  Дидактическая система К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог-теоретик и практик, блестящий организатор российского просвещения, разработал дидактическую систему. Основой его педагогической системы стали идея на-родности и воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.

Он показал, что «знать человека во всех отношениях» - это изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом.

Цель воспитания, по Ушинскому, - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершенного человека.

Проблемы нравственного воспитания представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, требует воспитания гражданского долга. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создание атмосферы товарищества.

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. Таким образом, К.Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

 1.9 История развития педагогической науки. Отечественная педагогика. Идеи П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Павел Петрович Блонский Педагог и психолог теоретик педагогики советского периода Основные произведения: «Трудовая школа», «Трудные школьники», «Очерки детской сексуальности». На идею реформы педагогической науки вывел анализ состояния школы в начале 20 в., которую он назвал «монастырем» и «казармой. В них Он увидел возможность коренным образец изменить состояние педагогики и создать новую школу, стал одним из ее организаторов и теоретиков. Главным здесь считал укрепление связи педагогики с психологией, предложив генетический или исторический принцип как основу педагогических исследований. Связывая теорию с практикой, выступал за школу не профессиональную, но политехническую, дающую всестороннее образование, осуществляющую соединение обучения с производительным трудом. Участвовал в разработке программ, правильное соотношение науки и школьного предмета, связь с жизнью, учет индивидуальных и возрастных особенностей и дань времени - идейность.

 

Антон Семенович Макаренко Педагог - новатор и писатель Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. «Цель воспитания». «Что значит воспитывать ребенка». «Коммунистическое воспитание». «Методика организации воспитательного процесса» В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика поощрения и наказания, традиции. Позже сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия». Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

 

Василий Александрович Сухомлинский Педагог- гуманист, ученый, писатель Гуманистическая сущность позиции: «Сердце отдаю детям», «Рождение граждан», «Разговор с молодым директором школы», «Трудные дети». Состоял в движении учителей новаторов, зарождение педагогики сотрудничества. Синонимом педагогики В.А. Сухомлинского стала «педагогика добра» – воспитания без наказания, повышения роли слова и личности педагога, природное воспитание и свободное развитие личности в педагогически продуманной социальной среде. Использовал уроки на природе, ввел обучение детей с шестилетнего возраста, был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребенку.

 1.10 Современные отечественные исследователи в области педагогики

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

.Шаталов борется за избавление детей от, унижающего их достоинство, страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использует такие приемы: объясняет учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, ученики отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначально решают те же задачи, которые рассматривались на уроке - в результате даже «слабые», но желающие учиться, ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы, ученики имеют право творчески выбирать любые задания из набора предложенных, направляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником.

Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя - это чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

И.П. Волков считал, что для развития склонностей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «свободной мастерской» собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника. Существует лишь одно правило: «Научился сам - научи товарища».

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е.И. Ильин убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, средством глубоко творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

С.И. Лысенкова предложила идею опережающего обучения - когда несколько минут на уроке уделяется знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в недалеком будущем. Эта идея приносит практическую пользу в учебном процессе.

Ф. А. Фрадкин (1933—1993) крупнейший специалист в об­ласти истории педагогики, старался осмыслить судьбу отече­ственной педагогики, исследовал каждый шаг в развитии пе­дагогики, максимально пытаясь охватить огромный массив фактов, скрытых в архивах и спецхранах. Ученого интересова­ла проблема связи эпохи, биографии и идей талантливых педа­гогов России. Фрадкин показал неиссякаемую силу идей Блонского для пе­дагогики наших дней.

Ш.А. Амонашвили - создатель нового направления в области педологии - гуманная педагогика. Автор множества статей, таких как: «Здравствуйте, дети», «Шестилетки в школе».

Принципы оценки учебной деятельности Ш.А. Амонашвили.

  • 1. Принцип перспективности - заключается в том, чтобы посредством педагогической оценки показывать ученикам перспективы его развития вперед.
  • 2. Гуманистический принцип - предполагает уважение учителем человеческого достоинства с любого возраста. Отсутствие такта, грубые формы обращения и выражения оценочных суждений, несправедливость и субъективизм педагогической оценки могут превратить ее для ученика в унизительную процедуру.
  • 3. Принцип сотрудничества - форма общения учителя и ученика в оценочной деятельности, при которой обучаемый перестает быть только объектом воздействия, становится соучастником процедуры оценивания.

 1.11 Современная зарубежная педагогика

Современная зарубежная педагогика представлена следующими, наиболее заметными, концепциями: традиционалистической, рационалистической моделью, феноменологическим направлением.

В целом можно отметить существование в современной зарубежной педагогике 5 основных парадигм:

1 -- традиционалистическая, или "знаниевая" парадигма -- главная цель обучения и воспитания -- дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. "Плохой" ученик -- это незнающий ученик. Основная цель -- дать знания любой ценой.

2 -- технократическая прагматическая парадигма -- главная цель педагогического процесса -- дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека в современном обществе, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой, и пр.; общеобразовательная школа превращается в политехническую.

3 -- бихевиоральная поведенческая парадигма -- главная цель педагогического процесса -- сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм по ведения в обществе;

4 -- гуманистическая парадигма -- главная цель педагогического процесса -- способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности, самосовершенствованию, самореализации. Ученик может многого не знать (учебные знания и успеваемость -- это не главное), но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно развитый нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре образования -- ученик, человек со всеми его слабостями и достоинствами.

5 -- теологическая парадигма -- основное направление педагогического процесса состоит в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека. Теологическая парадигма в ряде стран может трансформироваться в эзотерическую парадигму -- когда главной целью образования является познание Великой Истины, смысла жизни, приобщения к тайнам нашего существования.

 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

 2.1 Приятие цели воспитания

Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. Это единство выступает как существенная закономерность педагогики.

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение или приобщение ее к современным достижениям техники.

Велика роль и моральных принципов в развитии и формировании личности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств, т. е. эстетическому воспитанию.

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.

Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

 2.2 Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой.

Первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.

Не менее важной задачей является и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании, и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования.

Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.

 2.3 Самовоспитание

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Оно предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.

Вопрос самовоспитания рассматривался различными учеными. Так, данную проблему изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие. Определений процесса самовоспитания существует очень много. Так, например, Л. Рувинский в своей книге "Теория самовоспитания" обозначает его как деятельность человека, направленную на изменение и совершенствование своей личности. Согласно А. Кочетову, самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда человек стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления индивида, определяют цели самовоспитательного процесса. Для их достижения они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.

Цели самовоспитания можно разделить на следующие виды:

•     общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);

•     частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)

Человека могут подтолкнуть к самовоспитанию совершенно разные причины: жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельства, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него. Реализовать потребность в самовоспитании порой бывает нелегко. Основной трудностью является неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса.

 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЗАКОНЫ ДИДАКТИКИ

 3.1 Общее понятие о дидактике

Процесс обучения является предметом изучения дидактики.    

Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержания образования, форм и методов преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и к производственно- экономическому обучению.

 Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я. А. Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikas» означает «поучающий», а «didasko» «изучающий». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика».

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. В ней содержится общепедагогическое научное обоснование содержания образования, методов, средств и организационных форм обучения. Внутри самой дидактики выделяются направления, связанные со спецификой возраста обучаемых (дошкольная дидактика, дидактика начального образования, дидактика высшей школы и др.), а также с особенностями преподавания той или иной учебной дисциплины (частные методики, например, методика преподавания математики, методика преподавания истории, методика развития речи и др.).

Дидактика отвечает на вопросы:

          - чему учить

          - как учить

          - где учить

          - в каких организационных формах

Функции дидактики:

           1 – Теоретическая

           2 – Практическая 

Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание» и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия (категории). К ним относятся: обучение, преподавание, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

 3.2 Структура педагогического процесса

Структура педагогического процесса представляет собой определенную систему его главных компонентов, полностью соответствующих элементам системы педагогики. По мнению Н.В. Кузьминой, педагогический процесс включает в себя пять компонентов: цель, содержание учебных сведений, методы, приемы, средства обучения. Данные методы находятся между собой во взаимодействии.

В.Я. Свирским система педагогического процесса представлена следующими компонентами: интеллектуальное взаимодействие; цели; деятельность преподавателя; деятельность учащихся; эмоциональное взаимодействие.

 Белкин Е.Л. указывает на то, что педагогический процесс является компонентом общественной системы. Структура педагогического процесса представлена следующими компонентами: цели обучения и воспитания; значение обучения и воспитания; технологии; формы организационного характера; педагог; ученик.

 3.3 Содержание образования

См.билет 3.5.

2) содержание обучения. Установление количества, качества и степени трудности информации, необходимой для школьников, вероятности ее выучивания и применения на практике учениками;

3) учитель. Это главная фигура в процессе обучения, которая является носителем содержания образования и воспитания, устроителем целостной познавательной деятельности учеников. Учитель передает знания, организует деятельность, активизирует интерес и развивает у учащихся потребность в знаниях;

4) ученик. Он является и объектом и субъектом обучения одновременно. В процессе обучения в сознании ребенка происходит сложнейший процесс отражения реальной действительности при помощи различных, научно обоснованных методов обучения;

5) ученический коллектив. Процесс коллективного обучения адекватен индивидуальному обучению, но может быть организован как использование знаний, умений и навыков на практике, как анализ и обобщение выводов, извлеченных из экспериментальных данных. Так как у учащихся различный запас знаний, то происходит также процесс обмена ими между учениками;

6) методы обучения. Они представляют собой различные технологии обучающего взаимодействия учителя и учеников. Их эффективность зависит прежде всего от осознания учащимися каждого метода работы;

7) организационные формы обучения. Они позволяют правильно распределить по времени и в зависимости от содержания совместную познавательную деятельность учителей и учащихся;

8) самостоятельная внеурочная работа учащихся. Она позволяет закрепить полученную на уроке информацию, дает учащимся возможность для самообразования;

9) практическое применение знаний, умений и навыков. Этот компонент представляет собой синтез всех предыдущих компонентов, дает возможность опробовать качество результатов учебной работы жизненной общественной практикой;

10) педагогическая диагностика. Диагностика представляет собой совокупность методов, способов и приемов, которые направлены на раскрытие качества знаний.

 3.4 Теории образования

 3.5 Сущность обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.047 с.)