Государственный долг РФ: понятие, структура, методы оценки и управления, а также анализ современного состояния. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный долг РФ: понятие, структура, методы оценки и управления, а также анализ современного состояния.



Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Государственный долг возникает в условиях превышения бюджетных расходов над доходами, то есть бюджетного дефицита.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями. Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте. Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях. Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Структура: долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственным гарантиям РФ;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг РФ.

 В структуре российского долга преобладают ценные бумаги – около 75%, причем основная часть государственных обязательств выражена в национальной валюте – 71%. 50% объема портфеля государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, составляют «стандартные» облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом и единовременной выплатой основной части долга - ОФЗ-ПД. Другая крупная категория государственного внутреннего долга (28%) - ОФЗ-ПК. Роль долговых инструментов иных видов - ГСО, ОФЗ-АД, ОФЗ-ИН, ОВОЗ, – относительно незначительна.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).
Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта. Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике был разработан ряд показателей и индикаторов государственного долга. Все они базируются на трех основных данных:
- нетто-задолженности, представляющей собой сумму кредитов, полученных государством за определенный период, за вычетом суммы погашенных за этот период займов
- совокупном объеме государственного долга;
- величине расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга.
Наиболее употребляемыми из приведенных индексов являются отношение государственного долга к ВВП и отношение государственного внутреннего (или внешнего) долга к ВВП. В отдельных случаях также применяется соотношение внешнего долга с внутренним.

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:
- рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
- конверсия — изменение доходности займа;
- консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;
- новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
- унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
- отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
- дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

Современное состояние: объем государственного внешнего долга за период 2015-2018 гг. уменьшился на 4528,1 млн. долл. США. Что является положительной тенденцией. Сокращение государственного внешнего долга РФ не приводит к общему сокращению государственного долга. Наибольшей долговой статьей выступает внутренний долг РФ. Объем государственного внутреннего долга растет (увеличение составило на 1419,37 млрд. руб.), что является, несомненно, отрицательной тенденцией. Рост внутреннего долга Российской Федерации обусловлен увеличением долга по государственным гарантиям. В целом, сложившаяся структура внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, показывает, что объем задолженности по ценным бумагам занимает большую долю в объеме государственного долга. Основу государственного внутреннего долга России составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом. Стоит отметить, что несмотря на то, что наблюдается тенденция роста государственного внутреннего и муниципального долга, темп роста расходов на обслуживание государственного внешнего долга значительно выше темпа роста расходов на обслуживание внутреннего и муниципального долга.

Существенный рост объемов внутренних заимствований, с одной стороны, имеет ряд преимуществ по сравнению с внешними заимствованиями. В частности, государству легче управлять такими займами, при этом процентные выплаты по внутреннему долгу способствуют росту внутреннего спроса на товарном рынке. С другой стороны, реализация такой долговой политики в значительной степени ограничивается более высокой ценой внутренних заимствований, емкостью и слабостью инфраструктуры национального финансового рынка. Стремительное наращивание внутреннего долга создает угрозу вытеснения с рынка внутренних заимствований частных заемщиков, для которых государственные займы могут повысить цену заимствований.

Проводимая в последние годы долговая политика, в том числе меры по развитию внутреннего долгового рынка, в существенной степени способствовала стабилизации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

 

 

 31. Научные концепции, используемые в теории общественных, корпоративных и частных финансов.

Теория общественных благ

Общественные блага – это те блага, которые поступают в потребление независимо от того, оплатил его отдельный потребитель или нет.

· Производство ОБ финансирует государство

· ОБ потребляются совместно

· ОБ могут быть чисто ОБ (бесплатными) или смешанными (частично возмещаются).

Характеристика чисто ОБ:

Неизбирательность (неконкурентность) – частное благо исключает доступ потребителя, если он продан. ОБ не уменьшает доступ потребителя при использовании его другими потребителями.

Неисключаемость – доступ к потреблению не зависит от того, отплатил его потребитель или нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.005 с.)