Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-бытовая ориентировка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) 3 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, от 19 декабря 2014 г. № 1598; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2). Занятия по курсу проводятся 2 часа в неделю (68 часов в год). В процессе обучения в рамках данного курса соблюдаются принципы систематичности и последовательности. Программой предусматривается опора на уже имеющиеся у обучающихся представления с последующим формированием на их базе новых, за счет расширения и углубления ранее изученных тем. Содержание программного материала определяется требованиями реальной социальной ситуации, окружающей детей. В связи с этим учитель может исключить те или иные темы как неактуальные для конкретного региона/ города/ деревни/ ПГТ и вместо них внести новые. Цель: обучение социальным правилам и нормам, принятым в обществе; создание условий для успешной социальной адаптации и интеграции, подготовки к доступной трудовой деятельности. Задачи: - углублять знания и умения детей в части ведения семейного хозяйства, самообслуживания и обслуживания членов семьи; понимания норм нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) и школьном окружении; - учить пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи; - вырабатывать навыки общения с людьми в различным социальных ситуациях; - расширять и закреплять знания обучающихся по темам: «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Торговля», «Почта. Телеграф», «Транспорт», «Служба быта», «Личная гигиен», «Больницы, поликлиники». Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Категория детей с РАС крайне неоднородна, в связи с чем диапазон различий в требуемом уровне и содержании программ обучения должен быть максимально широким, а каждому педагогу, ориентируясь на примерное содержание рабочих программ, следует адаптировать их к особенностям конкретного обучающегося с РАС, исходя из его индивидуальных особенностей. Все дети с РАС, вне зависимости от их успешности при освоении основных дисциплин, нуждаются в специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей.
В обучении детей с РАС в рамках данного курса можно выделить два основных направления, которые раскрываются в конкретных темах: - формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту; - ознакомление обучающихся со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры социально одобряемого поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения. Специфическими способами, требующими специальных знаний, умений и навыков, лежащих в основе успешной социально-бытовой ориентировки и адаптации детей с РАС являются следующие: - Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. - Овладение комплексом таких навыков позволяет частично компенсировать имеющиеся у детей с РАС дефициты в части понимания социальных ситуаций. В результате занятий в рамках данного коррекционного курса необходимо стремиться формировать осознанное стремление познавать социально одобряемые способы и приемы поведения, овладевать ими и применять на практике. С учётом этих особенностей педагогам рекомендуется: - четкое деление на этапы урока, логическая связь этапов; - подача нового материала небольшими дозами; постоянное повторение и закрепление в различных вариантах, начиная с работы в паре/ малых группах/ в конкретных жизненных ситуациях. С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с РАС используются: - формы организации учебного процесса: работа в группах, и в парах, проектная работа, дидактические игры, дискуссии, элементы тренинга и др.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др. Формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы, самооценка (с помощью учителя или тьютора), оценка и самооценка с помощью чек-листов, проекты, тесты, и др. При использовании примерной программы необходимо помнить о необходимости индивидуального подхода в выборе форм и видов деятельности, отборе содержания программы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты Знать: - виды одежды и обуви, их сезонные отличия; - общепринятые нормы и правила поведения в семье; - основные средства связи (почта, телеграф, телефон), их назначения и правила посещения; - маршрут проезда до школы, название ближайших улиц; - правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него; - правила покупки товаров в продуктовом магазине; - правила ведения простого диалога в магазине, на почте, в поликлинике; - правила личной гигиены в течение дня; - нахождение поликлиники по месту жительства, номер участка. У меть: - выбрать подходящую одежду и обувь для улицы; - ухаживать за обувью и одеждой после прогулки; - назвать свой домашний адрес; - отправить письмо с адресом на почте (в почтовый ящик); - оплачивать проезд в общественном транспорте; - приготовить простейшие бутерброды; - купить хлеб, молоко и др.; - совершать утренний и вечерний туалет. Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов; 3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 10) проявление готовности к самостоятельной жизни. Универсальные учебные действия: Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, занятиями, как члена семьи, одноклассника. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей, и социальных ролей. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. Включаться в общеполезную, социальную деятельность. Соблюдать правила безопасного поведения в обществе. Положительное отношение к окружающей действительности. Вступать в контакт и работать в коллективе. Обращаться за помощью и принимать помощь. Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Принимать цели, следовать предложенному плану, работать в общем темпе. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Соотносить свои действия с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Работать с учебными принадлежностями и организовывать своё рабочее место. Использовать логические действия: (сравнение, анализ, синтез) на наглядном и доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Выделять отличительные свойства предметов Использовать в жизни межпредметные знания. Воспринимать окружающий мир, его пространственную организацию. Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на коррекционных занятиях по курсу «Социально-бытовая ориентировка» является собственная предметно-практическая деятельность обучающихся. Особое внимание на уроках следует уделять стимулированию активности детей, не проявляющих интереса к занятиям по курсу «СБО». Как правило, они привыкают в быту пользоваться помощью родителей или тьюторов. Если дети в рамках других предметов используют визуальные расписания, карточки Pecs и др., эти системы должны применяться и на уроках СБО. Кроме того, для занятий по СБО должны быть оснащены специальные помещения — кабинеты (или комплекс помещений). В помещения или помещении должно быть выделено место для проведения теоретической части занятий, место (или отдельное помещение) в котором можно было бы тренировать навыки, необходимые человеку на кухне/ в ванной комнате/ в гостиной и т.д. У обучающихся должна быть возможность не только тренироваться, например, в готовке, но и в уборке помещения, мытье посуды и обуви и т.д. По возможности, следует заключить договора о сотрудничестве, или хотя бы достичь устной договоренности с предприятиями и организациями, находящимися в том же микрорайоне и доступными для посещения в соответствии с программой. Следует уточнить более удобное время для начала посещений, когда будет меньше других людей и у сотрудников будет возможность уделить внимание обучающимся с РАС. В дальнейшем, следует учить детей посещать организации при наличии в них большого количества посетителей (по мере формирования навыков, в том числе, связанных со снижением страхов от общения с незнакомыми людьми).
Формы контроля: текущее оценивание; тематическое оценивание; индивидуальные задания; учет личных достижений обучающихся с РАС. Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, погрупповая, работа в парах, тренинги, ролевые игры. При проведении фронтальной работы на уроке, ребенку с РАС может требоваться поддержка со стороны тьютора. Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных занятий, применяемые в рамках данной дисциплины отбираются учителем исходя из индивидуальных возможностей ребенка к освоению конкретной темы в связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании программы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематическое планирование
|