Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Немецкая классическая философияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Немецкая классическая философия является завершением классической философии Нового времени. Она представлена такими мыслителями, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (к. XVIII – первая половина XIX века). Характерные черты: преодоление противоречий философии XVII-XVIII века, которые выразились в противостоянии рационализма и эмпиризма; преувеличение роли естествознания; избыточный оптимизм Просвещения; возрождение интереса к истории, искусству, мифологии; критика естественнонаучной ориентации философии Нового времени; на смену индивидуальному идеалу свободной личности Возрождения немецкая классика поставила коллективный идеал свободного человечества (свобода, равенство, братство); религиозная основа – протестантизм. 2Критическая философия И.Канта Первый период творчества Канта – докритический (до 1781 г.) Здесь И. Кант занимается разработкой естественнонаучных и логических проблем. Второй период творчества И.Канта – критический (с 1781 г.). Основные положения критической философии излагаются в главных произведениях И.Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Главной темой всей «Критики чистого разума» выступает гносеология, а центральным вопросом книги является вопрос: как возможна метафизика как наука? В заключительных разделах работы Кант отвечает на этот вопрос резко отрицательно: метафизика невозможна как наука и не является ею в том виде, в котором она тогда существовала. Он радикально изменяет представление о самом предмете, сути и назначении метафизики: она не должна больше оставаться онтологией, т.е. рассуждать о бытии вообще, а должна концентрироваться вокруг теории познания и отвечать на вопросы: что мы можем знать и как мы можем знать путем изучения способа работы нашего ума. Важнейшими понятиями гносеологической концепции Канта становится трансцендентное и трансцендентальное. Трансцендентальное – априорное (доопытное); этот термин применяется Кантом для обозначения самих познавательных способностей («трансцендентальное» априорно, имманентно сознанию, может быть познано и познается). Противопоставлением категории «трансцендентальное» может служить понятие «трансцендентное». Трансцендентное в понимании Канта означает то, что существует вне сознания и недоступно последнему, непознаваемо. Основа гносеологической концепции Канта – утверждение об априорной (трансцендентальной) основе научных истин. Согласно Канту, следует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувственности, а также в неразрывно связанном с ней опыте. Рассматривая структуру познавательного процесса, Кант изучает три уровня сознания – чувственность, рассудок и разум. Учение о чувственности называется трансцендентальной эстетикой, учение о рассудке – трансцендентальной аналитикой, учение о разуме – трансцендентальной диалектикой. Раскрывая три познавательные способности человека, три уровня сознания – чувственность, рассудок и разум, Кант последовательно раскрывает ответы на волнующие его вопросы о том, как возможна математика? (геометрия – это чистое созерцание пространства, арифметика – чистое созерцание времени). Как возможно естествознание? (например, схематизм, классификации, категории и пр.) И как возможна метафизика? (например, суждения о Боге, душе, истине и пр.) Итак, познание по Канту начинается с чувственности, которая испытывает воздействие со стороны объективного мира или «вещи в себе». Вещь-в-себе – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие обозначает вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются "для нас". Полученные ощущения обрабатываются двумя априорными формами чувственности – пространством и временем, которые предстают у Канта как субъективные свойства. Кант постоянно подчеркивает, что у пространства и времени нет абсолютной реальности, что это лишь условия опыта, которые связаны не с предметом, а с субъектом, т.е. с человеком. Сформированный чувственностью образ предмета передается на уровень рассудка, априорными формами которого являются категории (количество, модальность, отношение). Благодаря активной деятельности рассудка из соединения всеобщей категории и единичного образа возникает научное представление о мире. Кант полагает, что человек живет лишь в мире явлений, по сути «сконструированных» самими познавательными способностями человека. Ноумены же (т.е. сама суть вещей, идея) остаются непознанными и недоступными человеку. По мнению Канта, наше знание о вещах может неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к пониманию «вещей-в-себе». Высшей познавательной способностью, по И. Канту, является разум. Разум направляет и контролирует процесс познания, связывает воедино в целостную систему полученные знания. Разум включает в себя три трансцендентные идеи: идею души, мира как целого и идею Бога. Каждую из этих идей он пытается познать, впадая при этом в неразрешимые противоречия (антиномии).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.006 с.) |