Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия



Немецкая классическая философия является завершением классической философии Нового времени. Она представлена такими мыслителями, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель (к. XVIII – первая половина XIX века).

Характерные черты:

 преодоление противоречий философии XVII-XVIII века, которые выразились в противостоянии рационализма и эмпиризма;

 преувеличение роли естествознания;

 избыточный оптимизм Просвещения;

 возрождение интереса к истории, искусству, мифологии;

 критика естественнонаучной ориентации философии Нового времени;

 на смену индивидуальному идеалу свободной личности Возрождения немецкая классика поставила коллективный идеал свободного человечества (свобода, равенство, братство);

 религиозная основа – протестантизм.

2Критическая философия И.Канта

Первый период творчества Канта – докритический (до 1781 г.) Здесь И. Кант занимается разработкой естественнонаучных и логических проблем.

Второй период творчества И.Канта – критический (с 1781 г.). Основные положения критической философии излагаются в главных произведениях И.Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Главной темой всей «Критики чистого разума» выступает гносеология, а центральным вопросом книги является вопрос: как возможна метафизика как наука? В заключительных разделах работы Кант отвечает на этот вопрос резко отрицательно: метафизика невозможна как наука и не является ею в том виде, в котором она тогда существовала. Он радикально изменяет представление о самом предмете, сути и назначении метафизики: она не должна больше оставаться онтологией, т.е. рассуждать о бытии вообще, а должна концентрироваться вокруг теории познания и отвечать на вопросы: что мы можем знать и как мы можем знать путем изучения способа работы нашего ума.

Важнейшими понятиями гносеологической концепции Канта становится трансцендентное и трансцендентальное. Трансцендентальное – априорное (доопытное); этот термин применяется Кантом для обозначения самих познавательных способностей («трансцендентальное» априорно, имманентно сознанию, может быть познано и познается). Противопоставлением категории «трансцендентальное» может служить понятие «трансцендентное». Трансцендентное в понимании Канта означает то, что существует вне сознания и недоступно последнему, непознаваемо.

Основа гносеологической концепции Канта – утверждение об априорной (трансцендентальной) основе научных истин. Согласно Канту, следует признать наличие априорных оснований не только в интеллекте, но и в чувственности, а также в неразрывно связанном с ней опыте. Рассматривая структуру познавательного процесса, Кант изучает три уровня сознания – чувственность, рассудок и разум. Учение о чувственности называется трансцендентальной эстетикой, учение о рассудке – трансцендентальной аналитикой, учение о разуме – трансцендентальной диалектикой.

Раскрывая три познавательные способности человека, три уровня сознания – чувственность, рассудок и разум, Кант последовательно раскрывает ответы на волнующие его вопросы о том, как возможна математика? (геометрия – это чистое созерцание пространства, арифметика – чистое созерцание времени). Как возможно естествознание? (например, схематизм, классификации, категории и пр.) И как возможна метафизика? (например, суждения о Боге, душе, истине и пр.)

Итак, познание по Канту начинается с чувственности, которая испытывает воздействие со стороны объективного мира или «вещи в себе».

Вещь-в-себе – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие обозначает вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются "для нас".

 Полученные ощущения обрабатываются двумя априорными формами чувственности – пространством и временем, которые предстают у Канта как субъективные свойства. Кант постоянно подчеркивает, что у пространства и времени нет абсолютной реальности, что это лишь условия опыта, которые связаны не с предметом, а с субъектом, т.е. с человеком.

Сформированный чувственностью образ предмета передается на уровень рассудка, априорными формами которого являются категории (количество, модальность, отношение). Благодаря активной деятельности рассудка из соединения всеобщей категории и единичного образа возникает научное представление о мире. Кант полагает, что человек живет лишь в мире явлений, по сути «сконструированных» самими познавательными способностями человека. Ноумены же (т.е. сама суть вещей, идея) остаются непознанными и недоступными человеку. По мнению Канта, наше знание о вещах может неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к пониманию «вещей-в-себе».

Высшей познавательной способностью, по И. Канту, является разум. Разум направляет и контролирует процесс познания, связывает воедино в целостную систему полученные знания. Разум включает в себя три трансцендентные идеи: идею души, мира как целого и идею Бога. Каждую из этих идей он пытается познать, впадая при этом в неразрешимые противоречия (антиномии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.004 с.)